200 дней ежедневной практики после 10 лет прокрастинации. Лонгрид с картинками, часть 1

С марта этого года я ежедневно делаю небольшие проекты в Blender 3D и публикую результаты. На работы в среднем уходит 3 часа. Не слишком серьёзный эксперимент незаметно вывел из зоны комфорта и погрузил в новую сферу творчества.

200 дней ежедневной практики после 10 лет прокрастинации. Лонгрид с картинками, часть 1

Привет! Меня зовут Ярослав, мне 27 лет, я фрилансер-самоучка. С 2011 года работаю моушн-дизайнером, 2D-аниматором, и колористом. В 2010 заинтересовался программой Adobe After Effects и с появлением постоянного потока заказов застрял в ней. Я засматривался на 3D и смежные сферы деятельности, но по инерции работал над похожими проектами как конвейер, не находя сил на развитие. Накопившаяся усталось и проблемы со здоровьем из-за сидячего образа жизни привели к выгоранию.

Рассказ в двух частях. Здесь я расскажу про концепцию дейликов и одного из представителей этой культуры, чей путь вдохновил меня. Опишу минусы и неочевидные плюсы такой практики, сопровождая историями из своего опыта. Поделюсь источниками идей и способами разнообразить процесс.

Вторая часть про мой предыдущий опыт в 3D, железо, рендер в Blender 3D, моделирование и постобработку. Расскажу о человеке, который развеял заблуждения и своим творчеством подтолкнул к изучению Blender 3D. Все это также сопровождается примерами из собственной практики. В конце статьи — список материалов и уроков, используемых на практике.

Рекомендую не пропускать описания изображений, там много дополнительной информации.

Культура дейликов

Ежедневная практика, как средство достижения результата, вещь не новая. Например, Пабло Пикассо — автор безумного количества картин и скульптур, занимался творчеством без выходных. Современные художники тоже практикуют такой подход.

Дейлики, эвридейки, ежедневки — результат ежедневной работы.

Уделяемое время и цели у каждого разные. Но общие черты остаются неизменными. Условия: 1 день = 1 работа. С появлением соц. сетей публикация работ стала частью этой культуры.

На основе этого появились тематические мероприятия, объединяющие художников всего мира. Многие длятся месяц, каждый день — новая тема.

Уже 15-й год ежедневно публикует свои работы в соц.сетях, благодаря чему широко известен. Майк вдохновился художником Tom Judd и его практикой ежедневного рисования. Beeple начинал с иллюстраций и фотографии, но вскоре перешел на 3D графику.

Публикация и аудитория — важные составляющие, которые не дают лишний раз пренебречь результатом или пропустить практику.

Mike BEEPLE Winkelmann, 3D художник

Первые 10 лет Майк работал с 3D моделями, что создал сам. Сейчас использует готовые объекты и сосредоточен на композиции, цвете и освещении. Особый вид его работам придают фильтры из Topaz Studio, имитирующие масло, карандашный рисунок или акварель. Часто отражает в работах актуальные события.

Работы Майкла и примеры его влияния на мое творчество (об этом в описаниях к изображениям):

Я предполагал, что он не обходится без "запасных" рендеров. Однако, Beeple рассказывает, что не делает заготовки. Вот истории о форс мажорах:

На работы потрачено не больше десяти минут. Тем не менее считаю их важными в контексте его творчества. Вдохновляют люди, не ищущие оправданий и я стремлюсь перенять эту черту.

Не раз пересмотрел все работы на его сайте (5288 шт. на момент публикации статьи) — источник вдохновения и демонстрация того, что практика и дисциплина творят чудеса.

Mike BEEPLE Winkelmann: Instagram | Twitter | Website

Источник идей

Я ещё не выбрал направление в котором хочу развиваться, хватаюсь за все подряд. Мне нравится всё и не нравится ничего особенно сильно, поэтому я не могу остановиться на определённой стилистике и оттачивать что-то одно, как это делают многие художники. Думаю именно это и есть тот самый поиск себя, я еще многое не попробовал.

Нахожу увлекательным создание сцен по фотографиям. Так, например, Эндрю Прайс в своих уроках показал моделирование подземного перехода и локации из фильма. Эта практика развивает внимательность к деталям: чтобы достоверно передать реальность, нужно заметить и перенести тонкие черты объектов и поверхностей.

Видеоигр достаточно, чтобы не испытывать дефицита в идеях для практики. В режиме поиска тщательнее рассматриваешь игры и замечаешь больше деталей. Начиная, я параллельно проходил AC: Black Flag и хотелось поделать что-то пиратское. Так получились первые картинки:

Также можно попытаться сделать "ремастер" предметов и локаций из старых игр или из игр иной стилистики. С таким подходом к своим проектам работает Den и делится этим в своих статьях на DTF. Я сделал несколько попыток с Майнкрафтом:

В процессе тоже возникают интересные образы. Если на реализацию идеи уйдёт больше времени, чем у меня есть в распоряжении, я делаю какой-то объект из будущей сцены. В попытках интересно преподнести его, возникает что-то привлекательнее чем изначальный сюжет.

А можно сфотографировать что-то лежащее рядом для соблюдения масштабов и приступить к практике. Или использовать глобальные и локальные события как материал для развития идеи.

Геймификация

Добавление видеоигровых элементов в жизнь увлекает меня. Часами оформляю списки дел, а план тренировок может напоминать дерево скиллов из диаблоида. Это упрощает мне соблюдение дисциплины. Не склонному к порядку фрилансеру без графика это важно. Если я "в игре" — моя продуктивность на высоте. Но если обстоятельства выбивают меня из такого режима, понадобится очень много времени, чтобы вернуть настрой.

Если бы я видел свою полоску экспы, я бы добился большего.

Ярослав cjiabka Курьянович, Разнорабочий

Дейлики отражаются цифрами в соц.сетях: растёт количество постов на странице и беспрерывное комбо публикаций, при хорошем раскладе растут и подписчики.

Наиболее удачные работы - рарный шмот. Тот же гринд, как в любимом Titan Quest. "Инвентарь" пополняется, а коллекция 3D моделей и сканов — постройки из майнкрафта или пойманные покемоны (разница лишь в том, что я интересуюсь не Чармандером, а руинами и заброшенными автомобилями). А чем написание подобной статьи не поход в данж?

И конкурсы интересные

Чтобы дополнительно развлечься в процессе и поставить себя в рамки, я устраиваю эвенты:

Цветовой круг (34-42 день)

Запланировал композицию формы и цвета на девять рендеров и каждый день придумывал наполнение согласно схеме. Подробнее о работе над цветовым кругом я писал здесь.

Жабы и лягушки по средам (с 59 дня)

Люблю мемы про жаб и всё тут. Моделировать и красить неодушевлённые предметы приятно, но это приключение обязано стать разнообразнее. Повод поработать над чем-нибудь органическим. Правда каждый раз делать новую жабу мне не удаётся, некоторых использую больше одного раза.

It Is Wednesday My Dudes

Dude, Wednesday lover

Вот несколько использованных сканов. Можно покрутить в браузере: чемодан, глиняный рюкзак, кепка. Во второй части рассказа есть ещё.

Идеи от подписчиков

Запостил в сториз инстаграма призыв к подписчикам предложить свою тему для дейлика. Получил восемь предложений и хотел управиться с ними за пару недель, но процесс затянулся и пока что я выполнил лишь половину из них. Наверное, из-за желания сделать все результаты по запросам качественными и крепкой привычкой "откладывать на потом".

Сначала я делал их только в те дни, когда мог посвятить работе над рендером целый день, а позже и вовсе стал разбивать задачу и растягивать это на несколько дней:

Видеоверсия с кассетой изначально вертелась неправильно, но комментаторы DTF любезно помогли заметить этот недочёт и я всё поправил.

Условия челленджа

Ресурсы

Я не использую готовые 3D модели и делаю их сам.

Художники, работающие с готовыми моделями иногда делают похожие работы (особенно эвридейщики). И я сейчас не про арт с космонавтами. Популярные наборы моделей быстро расходятся и мелькают у разных артистов. Их ассортимент может влиять на решения художника и от этого зависит результат.

В записях с мероприятия Maxon можно увидеть, как Beeple заменяет предложенный объект моделькой, которая есть в наличии.

Если есть что-то, что повлияет на моё творчество, то пусть это будет не набор 3D моделей из интернета. Фотосканы это почти готовые модели, но всё же это элементы моего окружения. Ian Hubert строит целые миры из собственных ассетов, так что всё возможно.

Что касается готовых PBR материалов или HDRI карт, их влияние не так ощущается и корректировать их легче.

Публикация

Cтарался публиковать работы строго до полуночи, но обстоятельства заставили скорректировать условия:

  • Страдает качество рендера из-за необходимости закончить поскорее, если припозднился.
  • Я фрилансер без режима сна. Иногда полночь это не конец, а середина дня для меня.
  • В первый месяц пару раз схитрил и сделал два рендера (до и после полуночи), т.е. закрыл за вечер задачи на два дня. Не совсем "ежедневная практика".

Я упростил это до условия, что по итогу количество работ должно быть равно количеству суток, прошедших со старта. Цель — регулярная практика, а не соблюдение графика (хотя это бы мне не помешало). Возможно, я поменяю мнение на этот счет.

Подводные камни

Сжатые сроки

Серьёзный минус дейликов — невозможность сделать что-то масштабное из-за сроков. Частично это можно обойти, разбив проект на подзадачи, но промежуточные рендеры с дальнейшей обработкой и публикацией могут отвлечь, утомить и сбить с настроя. Так у меня остались идеи, промежуточные рендеры которых я делал около недели, а потом просто забил.

Бывает, что после публикации замечаешь упущенные детали или серьёзные ошибки. Эти вечно опаздывающие гениальные мысли. Порой работу можно вывести на новый уровень не потратив слишком много времени. Но доработать опубликованное ещё сложнее чем сделать что-то новое.

Публикация работы

У публикации есть обратная сторона, связанная с обучением. Неизбежно в начале освоения новых инструментов на выходе будет слабый результат. И тут придется выбрать: сделать что-то новое но не слишком эффектное или, поджав хвост, делать то, что умеешь и не рисковать.

Самодисциплина

Не всегда есть настроение что-то делать. Опыт показывает: аппетит приходит во время еды и уже через 15 минут после начала увлекаешься процессом, но первый шаг сделать сложно. На кону непрерывная серия опубликованных работ и это помогает мне начать.

Не запрещено расслабиться и сделать что-нибудь простое, главное сделать. А когда начнешь, может и втянешься. Это как с тренировками: если нет сил на занятия, нужно пойти в зал с целью посидеть там. А как придешь, уже и настроение на тренировку появится. Мозг боится трудных дел и всеми силами уберегает нас от растраты энергии. Порой нужно чтобы это выглядело как приключение на пять минут. Вошли и вышли, так сказать.

Я, как человек, проводящий много времени за видеоиграми, хорошо поддаюсь дрессировке под саундтреки из любимых игр. Мой плейлист это: Perfect World, Witcher 3, Minecraft, Hades, The Last of Us и God of War.

Неудачные дубли

Бывает, что с ходу не получилось сделать задуманное, хотя настрой на работу был:

Работа без отдыха

Ежедневки подразумевают отсутствие выходных и негативная сторона этого очевидна. Никто не мешает практиковаться с графиком 5/2, но это не мой вариант. Любые перерывы выбивают меня из колеи и вероятность забить вырастает. Если и применять меры, то я бы предпочёл делать в выходные что-то простое или ограничился 30-60 минутами. Но меры я не принял. Как и режим сна, режим отдыха фрилансера требует усилий.

Непредвиденные обстоятельства

Есть дни, когда невозможно добраться до компьютера. Нужно продумать действия на такой случай.

Я рассматривал 3D редакторы для смартфонов. Они не слишком удобные, но функционал неожиданно богат. Полигональное моделирование, скульптинг, материалы. Но я решил, что в день без компьютера буду рисовать.

Публикация тоже не всегда возможна, и все что остается, это продолжать работу, сохранять результаты и ждать возможности опубликовать. Обмануть в этой ситуации можно только себя.

Медленное развитие

Настройки рендера и камеры, обработка и публикация отнимают время. Если сложить все дни, то получится немалое количество часов, которые можно было потратить на изучение чего-то нового.

Если точно знаешь, что тебе нужно, лучше двигаться по плану, который могут предложить преподаватели, курсы или школы. Если цели нет — дейлики хороший способ попробовать себя в чем-то и, возможно, определиться с целью.

Польза

Перед тем, как делать регулярные проекты, я около года сомневался и думал, а стоит ли и есть ли смысл начинать? Я когда-то и без всяких челленджей учился новому. Да и минусы у подхода серьёзные. Знаете что я сделал за это время? NFT от Ларина.

Если перечислю плюсы, которые я для себя обнаружил, статья станет в два раза больше. Осознавая минусы, перечисленные выше, я все еще в деле.

Концепция доступна не только художникам. Многие могут адаптировать этот подход для себя. Что касается меня, я не планирую ограничиваться 3D. Покадровая анимация, скетчинг и работа с игровыми движками тоже интересны и однажды я могу переключиться в одну из этих областей. Главное не распыляться и уделять достаточно времени чему-то одному.

Неочевидные плюсы, ставшие для меня открытием:

Количество не против качества

Да, при другом раскладе большей частью работ, сделанных в рамках ежедневной практики, я бы никогда не стал делиться с другими. Но те рендеры, которые удались, стоят приложенных усилий. Шанс выбить рарку ниже, но прокает чаще.

Терапия

Рефлексия об упущенных возможностях стала привычным состоянием. Бездействие на фоне собственных укоров о том, что надо брать себя в руки, разбираться с делами и что-то менять, могло продолжаться вечно. В 2011 думаю "надо бы сесть за 3D, пригодится в работе". В 2013 — "взялся бы за 3D тогда, сейчас что-то бы умел" и становится гадко. С каждым годом хуже. Возможности упущены, ощущение, что поздно начинать. Проходит год, ничего не меняется, мысли продолжают клевать.

Параллельно с этим в индустрию приходят молодые ребята, за короткий срок достигают твоего уровня и продолжают расти дальше. А ты копишь ненависть к себе и объем невыполненной над собой работы ощущается всё масштабнее. Уже и надежды на то, что когда-то начнешь нет, отложенная тысячи раз задача выглядит необъятной.

Сейчас тревоги гораздо меньше. Да, не всегда в своей практике я открываю что-то новое, но я не бездействую.

Я по-прежнему не делаю многие вещи, которые следовало бы. Это касается здоровья, отношений и финансовой грамотности. Все же более значимым для меня остается творчество и такой всплеск активности положительно сказался на самочувствии.

Закрепление новых знаний

Несколько лет назад я проходил курс по VFX и композитингу. Обучение проходило интенсивно и за несколько недель я успел познакомиться с Houdini (моделинг, анимация, симуляции), Substance Painter (текстурирование) и Nuke (композитинг). Знания, полученные в таком темпе, нуждаются в незамедлительной практике. Без практики все быстро выветрилось и воспользоваться полученными навыками я уже не могу (мне даже пришлось загуглить название софта для уточнения). Ежедневки как минимум не дадут упустить свежие знания. Полагаю, что эффективного развития можно добиться путем чередования периодов интенсивного обучения и ежедневной практики с закреплением знаний.

Промежуточные результаты

Я вспомнил, что такое удовольствие от процесса. Спокойнее отношусь к публикации своих работ в сеть. В случае с эвридейками я чувствую себя защищённым в каком-то смысле. Если что-то не удалось и внутренний хейтер ругает меня — я знаю что потратил на работу не больше дня (а иногда и не больше часа) и критику легче принять. Выветриваются замашки перфекциониста, которые блокируют даже попытки что-то сделать.

Работа

Ребята из студии Petrick заметили мои потуги и поручили несколько задач в одном из коммерческих проектов, которые касались работы с 3D. Под руководством Олега и Полины успешно справился и научился вещам, которые в рамках эвридеек и не затронул бы (запекание, ретопология и оптимизация для 4k). Мы и раньше сотрудничали, но это касалось 2D анимации, которой я давно занимаюсь.

После публикации проекта на Behance, появляются предложения от других студий. Коммерциализация свежих навыков прошла успешно, но я не тороплюсь ставить это на поток, чтобы не повторять ошибок прошлого.

NFT

Если сильно упростить, то это рынок где ценят подлинность и покупают предметы искусства, но только в цифровой среде. Файл можно сделать уникальным и обозначить тираж.

Успех Beeple и других художников в этой сфере подтолкнули перейти к реализации собственных идей с вероятностью монетизировать это.

В процессе ежедневок возникла идея для коллекции "Poop It"

С июля крутятся на площадке Rarible, где собирают лайки и низкие ставки. Месяц назад продалась первая копия "ARTIST" за 0.07Ξ (~$280). Это еще не окупает мои вложения в NFT (выставление на площадки, мастер-класс, права на музыку — в сумме вышло около $500) но по эмоциям точно отбилось.

Разобраться с устройством NFT и работы площадок мне помог Мастер-класс Вовы Журука из Мастерской Исаева.

Начни с малого

Если вы испытываете трудности с тем, чтобы перейти от размышлений к делу и уже несколько раз спотыкались на этом пути, возможно, такой формат сможет помочь. Не обязательно планировать это на огромные сроки, достаточно одного двух месяцев, чтобы набрать инерцию для дальнейшего развития или, наоборот, понять что выбранная сфера деятельности вам не по душе (а это тоже лучше побыстрее выяснить). Начать лучше сегодня, а бросить вы всегда успеете.

Долгий процесс моделирования объектива с принятиями и отрицаниями в картинках:

Отмечу, что я не новичок. Да, 3D я никогда серьёзно не занимался, но смежный опыт позволяет быстрее схватывать. Понимание цветокоррекции, работы режимов наложения, принципов композиции и насмотренность дают преимущество.

Нельзя сравнивать мои результаты с работами тех, кто только начинает осваиваться новой среде. Но если вы в самом начале пути, прогресс будет нагляднее, а результаты работы в процессе обучения будет приятно вспомнить спустя время.

Спасибо за внимание!

Ярослав cjiabka Курьянович

55 показов
22K22K открытий
11 репост
14 комментариев

Это круто, красавец.
Сам хочу научиться работать в блендере (да и в 3дс максе), но нервозность и боязнь "я не потяну" - не дают сделать простой шаг и запустить программу. Не знаю с чего вообще начать

Ответить

Во второй части я описал свои страхи и заблуждения относительно 3д, которые мешали серьезно взяться за дело. Там же есть много ссылок на уроки и стартовый набор курсов.

Ответить

Отлично. Стоицизм от творчества. Я не художник но пользуюсь схожим мышлением. Переживаю что в какой то момент сделать что-то всегда становится важнее того что сделать. Смена цели и средства. Говорю потому что замечаю это за собой. Успехов на пути.

Ответить

Полностью согласен с вашими опасениями относительно этого. Думаю здесь как минимум нужно всегда помнить о такой опасности (делать только ради того чтобы сделать).
С другой стороны именно с практикой появляются идеи, планы и цели. Если я до практики не знал, что бы такого поделать (кроме того, что закажут за денежку), то сейчас я уже выбираю среди кучи идей только те, которые кажутся наиболее интересными. Но и без дней, когда я сажусь с мыслями "так, сейчас быстренько что-то придумаю, чтобы выложить и спать пойти" не обходится.

Ответить

Прикольные работы и описание личного опыта интересное. Спасибо за статью, было приятно читать.

Ответить

Результаты классные:)
Тоже прокрастинатор лютый, хотя развиваться хочется и для себя как для профессионала(ага) и чтоб по работе более интересные задачи получать, но пока.. пока хз

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить