🤖[ ЛОНГ ]🤖 Почему людям так нравится тематика Киберпанка и будущего. Немного моих мыслей и заметок.
Чтиво ~ на 10 мин.
Вступление
Всю жизнь меня притягивали технологии и различные светяшки, но почему, почему людям так нравятся фильмы/игры/аниме про будущее? Подготавливая некоторый материал, для своего проекта я даже не думал, что эту тематику я люблю и обожаю, и провёл с ней много времени. Разбираем.
В этом посте мы особо не затронем игру Cyberpunk 2077, т.к. объективно я не могу её оценить, т.к. не играл, но посмотрим на фильмы и одно аниме.
🔪Бегущий по лезвию 2049🔪
Начнём свой разгон с отличного фильма "Бегущий по лезвию 2049"
Есть фильмы, которые смотришь — и забываешь, а есть такие, которые остаются с тобой, как сон, в который хочется возвращаться снова и снова, так вот "Бегущий по лезвию 2049", именно из таких . Это не типичная фантастика про киборгов, корпорации и неоновые улицы, это картина о будущем, которое не хочешь чтоб наступило.
Мы видим огромный мегаполис, утопающий в бесконечном свете, а также бесконечно стремящихся вверх и вниз зданиях. Машины летают, технологии на пределе возможностей, а человечество будто вымерло, за весь киноряд, на моей памяти, мы видим большое количество людей только в одном фрагменте.
В каждом кадре мы ловим ощущение холода и одиночества. Но именно в этом контрасте и рождается эстетика: чем холоднее мир, тем ярче человеческие чувства, которые в нём пробиваются.
Оператор Роджер Дикинс построил мир, где свет и тень стали языком философии, просто восхитительная постановка кадров, сыграла свою роль. Сцены в оранжевой пустыне утопичного разрушенного города или же в крохотной квартирке Кея — это не просто какие-то фоны, это внутреннее состояния героев, слившихся с их окружением. Каждый кадр можно ставить на паузу и вешать на стену как картину.
Тут мы разберём некоторые кадры и почему они нам так нравятся
Антиутопичная сцена, показывающая пустоту Кея, и что не стоит романтизировать будущее, что за каждым высотным зданием и неоном, стоит разруха и пустота, стоит лишь присмотреться.
Взгляд зрителя направлен на центр кадра, главные объекты находятся только в центре, а вокруг пустота, пространство для подумать так сказать, что расширяет кадр и показывает его глубину.
В этом кадре показывается бездушность и безразличие персонажа, ему всё равно, он выполняет свою работу.
Взгляд зрителя бегает с объекта а объект, с Кея на пылающего в пламени дом а далее на машину. 3 объект позволяет показать глубину кадра и является просто элементом заполняющим картину, так что в нём особой смысловой нагрузки нет. 1 объект, главный герой, опять в центре кадра как главный объект, но таковым не является, показывает свое безразличие к происходящему. 2 объект, пылающее здание, является главным в данном кадре, объект берёт на себя большинство взглядов, на фоне серой пустыни ярко контрастное пламя вызывает эмоции.
Данный фрагмент показывает спокойствие, а также гигантизм и огромные масштабы. Жёлтый цвет у человека вызывает спокойное состояние, нам он просто приятен глазу, показывает теплоту кадра. Пустота сверху и нагромождение снизу показывает объёмы, а также не разумное распределение пространства) Тут вызываются некоторые странные ощущения, задерживается дыхание, кадр завораживает, в прочем на всём протяжении фильма будут сравнивать маленького Кея с огромными просторами и объектами.
Опять огромные объекты и пространства, совмещенные с цветовой гаммой начала фильма, погружают зрителя в грустное состояние, а также заставляют задуматься. Антиутопия детка!
Опять на показывают маленького Кея на фоне огромной голограммы, на сколько он беспомощен в этом жалком мире. Происходит так называемый конфликт между объектами, тоже вызывает некоторые ощущения из-за противоречия размеров.
Ну и фрагменты из разрушенного, вроде Лос Анджелеса, пустошь, человек потерял смысл жизни, так же показывает пустоту Кея, но уже другую. Всё внимание стягивается к центру кадра
Ну вообщем я хотел показать противоречивость кадров фильмов. Фильм не про яркий неон, а про грусть и опустошоность.
Продолжим
Почему этот фильм так нравится зрителям, даже тем, кто не фанат киберпанка? Потому что он сочетает две вещи, которые редко уживаются вместе:
- футуристическую красоту — неон, архитектура, технологии;
- глубочайшую человечность — тема одиночества, поиска себя, стремления к настоящим чувствам.
История Кея и Джой — это про любовь, которая невозможна, но всё равно настоящая. И в этом парадокс будущего: технологии могут создать иллюзию счастья, но именно иллюзия заставляет нас сильнее желать реального.
Blade Runner 2049 стал чем-то большим, чем кино о роботах. Это фильм, который заставляет задуматься, что значит быть человеком, когда всё вокруг пытается лишить тебя этого права.
🌏Эллизиум: рай не на земле🌏
"Эллизиум: рай не на земле" — совсем другой угол взгляда на будущее, но он идеально дополняет "Бегущего по лезвию 2049". Если в предыдущем фильме нас завораживает холодная красота технологий и пустота внутри человека, то в Эллизиум, режиссёр Нил Бломкамп показывает ту же технологическую мощь — но через призму социального неравенства.
Краткое описание фильма
Будущее в фильме разделено пополам, буквально как ужасное создание как человек, и люди возомнившие себя божествами. С одной стороны — Земля, иссушенная, переполненная, где люди выживают в пыли и мусоре. С другой - станция Эллизиум, оазис, так называемые Эдемовые сады, где богатые наслаждаются медициной будущего и беззаботной жизнью.
Красота здесь играет особую роль. Эллизиум показан как идеальный райский сад — белые виллы, зелёные газоны, ультрасовременные технологии. Но чем красивее и чище он выглядит, тем болезненнее осознавать, что большинству туда нет дороги. Этот «рай» становится символом недоступности: технология, которая могла бы спасти всех, превращается в привилегию избранных.
Именно поэтому фильм так задевает: он показывает, что будущее не обязательно будет одинаковым для всех. И чем дальше шагнёт прогресс, тем глубже станет пропасть между теми, кто получает доступ к нему, и теми, кто остаётся на дне.
Эллизиум не восхищает технологией так же эстетично, как "Бегущий по лезвию 2049", — он бьёт по другому. Здесь красота будущего становится инструментом несправедливости. В этом фильме нет медитативных кадров и поэтичного одиночества — здесь есть жёсткая социальная драма, завёрнутая в футуристическую оболочку.
📸Некоторые кадры из фильма📸
🤖Робот по имени Чаппи🤖
"Робот по имени Чаппи" — это прямой мостик между техногенным будущим и самой глубокой человеческой эмоциональностью. Нил Бломкамп снова (как и в Эллизиуме) показывает будущее не через абстрактные идеи, а через очень конкретный и личный сюжет.
Что нас трогает в этом фильме? То, что в центре истории стоит не человек, а машина — которая оказывается "человечнее", чем многие люди окружающие его. Чаппи — боевой робот полицейский созданный дабы снизить риски полиции и уменьшить криминал, которому по случайным обстоятельствам даруют сознание. Он словно ребёнок: учится говорить, понимать мир, любить. Мы видим, как железная оболочка постепенно наполняется эмоциями, страхами, надеждами.
Фильм построен на контрасте:
- Холодные технологии - военные роботы, корпорации, жёсткая система.
- Живые чувства - Чаппи, который впервые осознаёт боль, радость, любовь и даже страх смерти.
Красота этого будущего совсем иная, чем в в прошлых указанных фильмах. Здесь нет ни неоновых городов, ни сияющих космических станций. Визуал более грубый, индустриальный, "грязный". Но зато красота рождается из самого процесса: как из металла и кода появляется душа.
Робот по имени Чаппи поднимает вопросы:
- Может ли машина быть «живой», если она чувствует?
- Где граница между искусственным интеллектом и личностью?
- И что делает нас людьми?
Финал особенно цепляет: смерть и перерождение через перенос сознания.
📸Некоторые кадры из фильма📸
👨💻Трон: Наследие👨💻
"Трон: Наследие" — имеет другое восприятия будущего в отличии от "Бегущий по лезвию" ,"Чаппи", "Эллизиум", которые работают на эмоциях и философии, то "Трон: Наследие" — это чистая визуальная и музыкальная медитация о мире внутри технологий.
Этот фильм не о возможном будущем, которое нас ждёт, а о цифровой вселенной, где что-то такое невообразимое как цифры в коде буквально становятся пространством. Мир Трона — это компьютерная программа, но сделана она так, что в неё можно переместиться как в отдельную реальность.
Главная красота фильма — в его стилистике:
- тёмные пространства, прорезанные яркими линиями неона
- минимализм форм, который превращает каждый объект в символ
- холодный, но гипнотический визуал, где каждая сцена напоминает арт-инсталляцию
И здесь огромную роль играет музыка Daft Punk. Их саундтрек стал сердцем этого фильма: симбиоз оркестровой мощи и электронного минимализма. Визуал + звук создают ощущение, что ты сам находишься внутри цифрового мира.
Но "Трон" — это не только про красоту технологий. Его философия скрыта в теме создания и контроля. Кевин Флинн создаёт идеальный цифровой мир, но он оборачивается против него, а его сын приходит туда уже не как создатель, а как исследователь.
И вопрос состоит в том что: можем ли мы управлять тем, что сами создаём? Или однажды технология начнёт управлять нами?
Атмосфера этого фильма, где сама эстетика цифрового будущего становится главным героем.
📸Некоторые кадры📸
🎮Первому игроку приготовиться🎮
Первому игроку приготовиться - это фильм о виртуальном мире будущего. Как людям надоест их реальный мир и все они перейдут в цифровой. Этот фильм - словно письмо влюблённого геймера всему миру, где будущее строится на игре, ностальгии и бесконечной свободе цифровой реальности.
В мире фильма Земля почти уничтожена — перенаселение, бедность, серые трущобы, вообщем опять знакомая нам антиутопия. Но люди нашли спасение в OASIS - гигантской виртуальной вселенной, где каждый может быть кем угодно, жить любую жизнь и играть в любые игры ( наш vr еще далёк от этого :( ).
Эстетика фильма построена на контрасте:
- Реальный мир - унылый, тесный, грязный, без перспектив.
- OASIS - бесконечно яркий, красочный, сражения, аватары, фантастические ландшафты.
Красота здесь - в свободе выбора и бесконечном воображении. Технологии не только инструмент, но и целая вселенная, в которой можно жить жизнь.
Фильм особенно цепляет, т.к. в нём присутствует просто огромнейшее кол-во отсылок к: играм, фильмам, аниме, комиксам — всё собрано в одном пространстве. Для зрителя это как цифровой музей детства и мечт.
Но под всей этой яркой оболочкой кроется важный вопрос:
Что ценнее — реальность или виртуальность? В OASIS можно быть героем, но настоящая жизнь всё равно требует твоего присутствия. Фильм напоминает: технологии — это не замена, а расширение нашего опыта.
📸Некоторые кадры📸
✨Киберпанк: бегущие по краю✨
"Киберпанк: Бегущие по краю" - это история, которая врезается в сердце и оставляет после себя пустоту. В ней есть всё, за что мы любим киберпанк миры: яркая эстетика, технологии будущего и трагедия маленького человека в огромном бездушном городе.
Найт-Сити в этом аниме — не фон, а полноценный персонаж. Город, сияющий неоновыми вывесками и бесконечными мечтами, одновременно гниёт изнутри. Красота мира здесь обманчива: чем ярче реклама на небоскрёбах, тем сильнее ощущается нищета улиц внизу.
История Дэвида - обычный парень из низов пытается выжить в мире корпораций, технологий и насилия. Он получает киберимпланты, но вместе с ними - потихоньку себя убивает. И это отражает главный мотив киберпанка: всё имеет свою цену.
Эстетика
- Неон и кровь. Ночные улицы, импланты, безумные перестрелки. Красота и хаос просто возбуждают.
- Музыка. Саундтрек (особенно “I Really Want to Stay at Your House”) усиливает драму, превращая боевик в трагедию, где самый мужской мужик проронит свою мужскую скупую.
- Контраст. Романтические моменты Дэвида и Люси на фоне безжалостного города — это как свет в кромешной тьме.
📸Некоторые кадры📸
Взгрустнул пока скриншоты выбирал(
Так же просто игры в которые не играл или не допрошёл, но подходят под тематику. Просто скриншотики
Stray
Cyberpunk 2077
Detroit: Become Human
👉Итог👈
Что я хотел показать данным постом, что сама суть киберпанка нас цепляет не неоновыми вывесками и огромными корпорациями, а противостоянием, противоположностями: пустоты и наполненности, утопии и антиутопии, прекрасного и омерзительного и т.п.
Ну и основы концепции сюжета практически любого произведения с киберпанк тематикой:
В киберпанке не бывает хеппи эндов, все должно быть и заканчиваться плохо
Разбирал постановку кадра только у "Бегущего по лезвию 2049", т.к. этот фильмом реально выделился удивительно красивой постановкой кадра где каждый кадр показывает что-либо.
Возможно в скором времени, если будет распродажа и деньги, то куплю Cyberpunk: 2077 и разберу его точно так же, а возможно выделю для него отдельный пост и сделаю разбор полётов!