Место во вселенной: блиц-интервью с Акирой Ямаокой

Знаменитый композитор о своей работе в игровой индустрии, вдохновении и русской музыке.

В середине августа Wargaming объявили, что над саундтреком к World of Tanks поработает Акира Ямаока, автор музыки к играм серии Silent Hill. Нам удалось взять у композитора блиц-интервью. Коротко и о самом важном: музыка, игры, философия.

Место во вселенной: блиц-интервью с Акирой Ямаокой

Три музыкальных коллектива или исполнителя, которые повлияли на вас сильнее всего?

Visage, Vangelis, Metallica.

Что из последних музыкальных релизов особенно запомнилось?

Создание видео в разрешении 8К о традиционном японском повествовательном искусстве Кодан (художественное чтение), смешанном с музыкой. Это был очень ценный опыт — возможность объединить Кодан, музыку и современные технологии.

Часто ли удаётся выделить время на видеоигры или они со временем отошли на второй план?

Я настолько увлекаюсь играми, что часто приходится удерживать себя, чтобы не играть в них постоянно. Если появляется какая-то игра, в которую мне хочется поиграть, то я доберусь до неё любой ценой. В последнее время я играю в Inside и The Last Day of June.

The Last Day of June
The Last Day of June

Какие были самые необычные обстоятельства, в которых вас посещало вдохновение и вы понимали: «Я должен записать это прямо сейчас»?

Если честно, такого опыта у меня никогда не случалось. У меня всегда есть какая-то идея или концепт, проблема лишь найти время, чтобы всё реализовать.

В 2012 году вы с Троем Бэйкером и Мэри Элизабет Макглинн записали альбом Revolucion. Планируете ещё подобное сотрудничество с кем-нибудь из музыкантов?

Тогда я решил написать песню о Мексике и попросил Мэри и Троя помочь мне в создании Revolucion.

Недавно я поучаствовал в написании музыки для фильма «Кусо» (режиссёром выступил Flying Lotus) вместе с Aphex Twin.

Коллаборации — это всегда очень странный опыт. Ты работаешь с людьми, мысли и ценности которых кардинально отличаются от твоих. Вы пытаетесь создать что-то вместе, и у вас получаются вещи, о которых вы по отдельности бы даже не задумывались. Вы делаете открытия, о которых и не подозревали, а потом создаёте что-то абсолютно новое. Я бы хотел продолжить двигаться в этом направлении.

Трой Бэйкер, Акира Ямаока и Мэри Элизабет Макглинн в 2012 году
Трой Бэйкер, Акира Ямаока и Мэри Элизабет Макглинн в 2012 году

Весной 2018 года у вас будет три концерта в России, причём это не первый ваш визит. Что особенно запомнилось в предыдущей поездке?

Каждая страна вдохновляла меня по-разному. Может это не совсем ответ на поставленный вопрос, но я стараюсь отойти от идеи «страны» или «места». Сама Земля даёт мне понять, где я существую. Именно это я и запомнил.

Если бы была возможность выбирать, над какой игровой серией вы бы поработали?

О, их очень много. К примеру, Resident Evil, Call of Duty, Grand Theft Auto. Пока я живу — буду делать музыку для видеоигр.

Как вы попали в Konami Kukeiha Club? Писали ли до этого саундтреки?

В те времена мы называли Kukeiha Club подразделение, которое отвечало за аудио. Я не совсем присоединился к ним, скорее был вместе с ними во время создания группы.

А саундтреки для игр я писал задолго до того, как присоединился к Konami.

В самом начале вашей карьеры вы участвовали в работе над саундтреками к Contra: Hard Corps и двумя частями Sparkster. Чем конкретно вы занимались?

Тогда я написал немного внутриигровой музыки. В те времена в написании основных аранжировок для игры принимал участие далеко не один композитор.

Sparkster
Sparkster

Над Sparkster 2 вы работали вместе с Митиру Ямане (композитор серии Castlevania). Что можете рассказать об этом интересном дуэте?

Для меня Митиру-сан всегда будет наставником и человеком с огромным опытом. Помню, как она учила меня во время работы над Sparkster. Тогда я многое узнал.

Расскажите о работе над Snatcher и Castlevania: Symphony of the Night. О вашем вкладе в эти замечательные игры известно совсем немного.

Когда мы работали над Snatcher, моей задачей было даже не написание музыки, а отлов багов. А для «Симфонии» я создавал ритмовые партии, основываясь на музыке Митиру-сан.

Castlevania: Symphony of the Night
Castlevania: Symphony of the Night

Коллектив Konami Kukeiha Club всегда производил впечатление дружной и сплоченной команды. Каким он вам запомнился?

Я помню Kukeiha Club как очень дружную команду. Мы постоянно говорили о музыке, обсуждали игры, ели и веселились вместе. Были почти семьёй!

Но помимо создания музыки, мы очень упорно работали вместе, чтобы стать лучше как профессионалы. Отличное было время. Тот опыт для меня бесценен, и сейчас я понимаю, что именно он сделал меня тем, кто я теперь.

Играли ли вы во все игры, для которых пишете музыку? Что больше всего понравилось помимо игр из серии Silent Hill?

Я играю в каждую игру, над которой работаю, тысячи раз. Если выбирать что-то, помимо Silent Hill, то это будет Shadows Of The Damned. Игры, которые создавали на Unreal Engine, все были про ошибки и испытания. И ещё мне очень нравится заглавная песня.

Shadows Of The Damned
Shadows Of The Damned

Вы работали в Konami больше 15 лет. За это время политика компании не раз менялась, менялись и игровые поколения. Можете выделить три любых года из вашей карьеры, которые запомнились вам больше всего. Если да, то почему?

Если задуматься, то я бы сказал, что компания или моё окружение в целом тут вообще не при чём. Всё дело в том, что я хочу делать и что я хочу, чтобы произошло. Так что я стараюсь не воспринимать себя привязанным к какому-то определённому месту.

Объясню проще: я думаю не в масштабах какой-то компании, но скорее в масштабах Вселенной. Я существую во Вселенной, так что не задумываюсь о компании или окружении, в котором нахожусь. И потому, возможно, до тех пор пока я нахожусь в этой огромной Вселенной, с самого моего рождения, всё это и был один большой лучший момент.

Какие у вас впечатления от работы под руководством Хидео Кодзимы (Snatcher)?

Кодзима-сан — очень уважаемый разработчик. С ним приятно даже просто поговорить, он всегда заряжает меня креативностью.

Слушали ли вы русскую музыку?

Я люблю русскую музыку. Это очень необычно, но русская музыка очень напоминает традиционную японскую музыку. Мелодии, атмосфера, всё заставляет меня думать, будто слушаю что-то японское. Когда-нибудь я бы очень хотел разгадать эту загадку.

137137 показов
3.4K3.4K открытий
11 репост
5 комментариев

Приятно понимать, что даже спустя столько лет Акира-сан не растерял весь свой запал и до сих пор с энтузиазмом относится к своему делу и играм.
Надеюсь Кодзима его позовёт написать хоть несколько треков для Death Stranding, отдали бы дань уважения совместной работе над Snatcher

Ответить

Это очень необычно, но русская музыка очень напоминает традиционную японскую музыку. Мелодии, атмосфера, всё заставляет меня думать, будто слушаю что-то японское. Когда-нибудь я бы очень хотел разгадать эту загадку.Лол, только где-то с полгода назад были точно такие же мысли: русская музыка - это как японская музыка, только со значительно меньшим градусом безумия; работают они по абсолютно одним и тем же принципам - упор не на ритмику (как в западной музыке), а главным образом на мелодию и проигрыши переборами (у японцев для этого есть определённый термин, но я не помню как он называется, если кто знает - напишите), и при этом желательно так, чтобы оно звучало либо задорно/грустно (нужное подчеркнуть) и/или романтично.
И даже работают они по абсолютно схожему образу: берётся европейская музыка, пропускается через себя и на выходе получается нечто совершенно новое. Единственное отличие - японцы переваривают музыку почти полностью, мы же - нет, оставляя часть европейскости (почему русская музыка и не такая безумная).
Это очень хорошо, кстати, видно на евробите (да, пусть он и делается итальянцами, но делается всё равно по японским лекалам для японского же рынка), где иногда в качестве мотивов используются нарочито русские мотивы и при этом по существу ничего не меняется.
https://www.youtube.com/watch?v=AJtoQEk72NM
https://www.youtube.com/watch?v=TFMThP3FjUo
Единственное существенное отличие русской музыки (вообще ото всех) - наисильнейшая тяга к вокальной партии (и на текст в частности): русские пытаются вставить вокал даже туда, куда остальным это даже в голову никогда не придёт, причём они этот вокал не просто вставят, а вообще поставят во главу угла и сделают на него упор (это очень хорошо видно на танцевальной электронной музыке).

P.S.
На саму же эту мысль меня внезапно навело сходство в мелодике пост-перестроечной поп-музыки (аля Кар-мэн) и музыки из японских опенингов к Аниме первой половины 90ых годов. Понятно, конечно, откуда ноги растут в обеих случаях, однако на мысль навело.
P.P.S.
Пока писал, вспомнил, как моя мама месяца два назад, при прослушивании заглавной темы из Сейлор Мун (на вопрос "Гриш, чё мне на мелодию звонка %группанейм% поставить, всю голову уже сломала?" я ей в полушутку-полусерьёз ответил "Сейлор Мун"), сказала "чё-т какие-то русские мотивы играют". Лол.

Ответить

Более хитрого ухода от вопроса про Конами я не ожидал.

Ответить

Он мне в этом интервью немного Джима Керри напомнил))

Ответить

Я бы поиграл в GTA с музыкой маэстро.

Ответить