«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

Статья с частичной расшифровкой содержания картины.

Кликабельно- для увеличения (разрешение избражения - 3051х1633)
Кликабельно- для увеличения (разрешение избражения - 3051х1633)

Этот триптих (картина, состоящая из трёх частей) нидерландского художника Иеронима Босха, в основном посвященный греху сладострастия, является одной из моих любимых картин. Он не имеет точного названия. «Сад земных наслаждений» — лишь утвержденное название, данное произведению научным сообществом. Картина по праву считается одной из самых сложных (по мнению ряда искусствоведов — самой сложной) в трактовании в мировой живописи. Анализ данного произведения обычно разделяется на четыре условных вида:

1. Поверхностный — считывание общих мотивов и сюжета;

2. Поверхностная трактовка — поверхностное обозначение основных сцен и образов (пример такой расшифровки в данной статье);

3. Углублённая расшифровка — тоже самое, что в прошлом пункте, но в десятки раз более развернуто (основа университетских программ на курсах искусствоведения в факультете живописи);

4. Углублённая расшифровка мелких деталей, форм и очертаний в дизайне. Основывается на изучении смысла символики сжатых минимизированных мысле-форм в графике;

На тему анализа произведений Иеронима Босха написаны десятки научных трудов, статей и книг. Я не собираюсь строить из себя искусствоведа, поэтому в основе расшифровки картины в этой статье лежат самые повестные выводы. Если точного значения какого-либо из элементов в дизайне картины я не знаю, то лучше об этом промолчу, поэтому статья затрагивает лишь малую часть деталей и не раскрывает их полноценно. Текст ниже может являться лишь сотой долей от полноценного анализа этого триптиха. Но это можно частично оправдать тем, что полноценного и единого анализа данного произведения вообще не существует.

Расшифровка (анализ ближе ко 2-му типу из вышеперечисленных). Самое поверхностное объяснение символизма того, что находиться на картине Иеронима Босха:

1. Горный пейзаж
После Божьего творения мир природы расцвел. Босх рисует Земной Рай со всеми его атрибутами — птицами, роящимися в небе, и горным пейзажем, служащим странным и элегантным фоном.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

2. Экзотические животные

На фоне райского пейзажа Босха мы можем разглядеть много животных. Некоторые из них были знакомы современным зрителям, таким как кабан и его молодняк, которые, кажется, входят в картину справа. Однако такие животные, как слон и жираф, не были естественными для Европы. Босх, возможно, видел слона на ярмарке, где они будут выставляться время от времени. На рынке Херсогенбоса (родной город Босха) обычно продавалось мясо вроде тюленьего, иногда даже живых животных там предлагали на убой.

В позднем средневековье были также опубликованы различные так называемые «бестиарии», на которых были показаны изображения существующих животных, а также «легендарных» животных, таких как единорог. Изображая всевозможных знакомых и экзотических животных, Босх отдает дань чудесному и разнообразному качеству Божьего творения.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

3. Борьба животных

Среди пасторального пейзажа мы можем быть удивлены, обнаружив сцены, которые представляют более темные стороны природы: лев, пожирающий молодого оленя и различные животные в борьбе.

В те дни люди пытались ответить на вопрос, были ли животные греховны по своей природе. На четвертый день Бог сказал: «Я даю вам каждое семеноводческое растение на лице всей земли и каждое дерево, на котором есть плод с семенем. Они будут вашими на еду. И каждому зверю на земле, и каждой птице неба, и всем, что движется на земле, у чего есть жизнь, я дал для еды каждое зеленое растение ».

Мы являемся свидетелями актов насилия и убийств в раю. Возможно сделать вывод, что царство животных, в отличие от царства человека, никогда не было безгрешным.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

4. Жираф

Жираф, показанный на левой панели, вполне мог быть скопирован из журналов, написанных Кириаком д’Анконом. Д’Анкон был авантюрным итальянцем, происходящим из богатой семьи. В конце пятнадцатого века он путешествовал по Средиземному морю в поисках археологических находок с древности. Сегодня д’Анкон считается отцом-основателем современной археологии. В далеком Египте он впервые увидел жирафа, из которого нарисовал свой дневник путешествий. Этот жираф, вероятно, вдохновил Босха.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

5. Грехопадение

В земном раю было много плодоносящих деревьев. Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть плоды с любого дерева, кроме «дерева познания добра и зла». Библейская история говорит нам, что дьявольская змея сумела убедить Еву поесть с дерева, а Адам последовал ее примеру. Это вызвало грехопадение человека. Бог изгнал Адама и Еву из земного рая. Они стали смертными и получили человеческие недостатки, заставлявшие их совершать грехи.

Вокруг финикового дерева стоит змея, которая ждет, чтобы ужалить, как только Адам и Ева поженятся. Спокойным рай может показаться на первый взгляд, он уже содержит мрачное обещание греховности в человеке.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

6. Фонтан

Установленный сверху груды гравия розовый фонтан. Его богато украшенные детали напоминают нам о кораллах, но он также включает в себя большое разнообразие листьев, семян и ветвей. Этот райский фонтан является источником всей жизни: источником текущей воды, из которой пьют растения, животные и люди. Фонтан олицетворяет вечную творческую силу природы. Символ жизни, плодородия и размножения.

В центре фонтана Босх рисует бдительную сову, наблюдающую за сценой, изображенной внизу панели. Сова ассоциируется с опасностью и смертью, как противоположность источнику жизни, представленному фонтаном.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

7. Лебединое братство

На определенные мысли наводит изображение лебедя. Брак с богатым семейством Алейт Гойартс ван дер Меервене дал Иерониму Босху доступ к обществу религиозных джентльменов «Братство Девы Марии», также известное как «Лебединое братство». Членство ограничивалось людьми благородного происхождения или с высоким социальным статусом.

Помимо организации нескольких званых обедов каждый год, главной целью братства было исповедовать католическую веру. К 1510 году братство достигло своего апогея с 15 000 зарегистрированных членов, одним из которых был Иероним Босх, членство в котором связывало его со многими интересными людьми.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

8. Рептилии, выходящие из воды

На дне скалы мы видим, как всякие рептилии покидают воду, чтобы ползти на берег. На скале сидит поразительное животное с множеством маленьких лап, панцирем и длинным синим хвостом. В воде среди лягушек наше внимание привлекает, в частности, странное трехглавое существо, скорее всего, изобретение самого Босха. Справа находится еще одно животное в форме яйца, уже на земле. Эти фантастические животные еще раз доказывают удивительное творчество Босха как художника.

Сегодня, когда мы видим эти изображения, мы склонны думать о теории эволюции Дарвина, когда позвоночные рыбы выходят на берег, превращаясь в четвероногих. Однако, предвосхитив Дарвина на три столетия, Босх не мог иметь никаких знаний о теории эволюции.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

9. Древо дракона — оккультное растение, связано с алхимией и колдовством.

Имя Иеронима Босха связано с мистикой. Здесь он рисует растение — дерево дракона, странное по форме дерево. Сок, который он производит, должкн был иметь исцеляющие эффекты и использовался на протяжении веков для лекарственных целей и служил пигментом для рисования. Дерево Дракона символизирует дерево жизни, которое дало бессмертие Адаму и Евы в земном рае. Не случайно, что Босх включил это таинственное растение.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

10. Адам и Ева

Создание Евы от частицы Адама. Между парой стоит Создатель, глядя на нас с картины прямо в глаза. Он благословляет новую пару и дает им следующий запрет: «Плолитесь и размножайтесь, заполните землю и управляйте ею». В ногах Евы кролики, символизирующие плодородие. В дни Bosch эта цитата из Библии была интерпретирована как учреждение брака. Средневековой человек видел брак и размножение воспринималтсь как неразрывно связанные порятия: сексуальгая связь воспринималась в основном как средство размножения, а не как акт похоть. Иерониму Босха должно было быть около тридцати, когда он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене. Он оставался с ней, пока она не умерла, но пара была бездетной. Однако этот брак открывал доступ к закрытому братству, которое сыграло важную роль в карьере Босха и его живописи.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

11. Грифон

В средневековом мире, Грифон или Гриффин символизировал доминантность над землей и небесами. В конце концов, лев рассматривался как царь животного царства, а орл как самая высшая из всех птиц. На задней части Грифона сидит человек, обладающий большой веткой, как будто он владычествует над животным миром в лице животного в лапах грифона.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

12. Фрукты

Вишня и клубника нереалистически большие по сравнению с размером людей в картине. В средние века у каждого из этих плодов были конкретные коннотации. Вишня символизировала плодородие и эротизм, в то время как клубника обычно связывалась с соблазном и смертностью. Хороший христианин не должен был баловать себя этим плодом. Люди кажутся как-то одержимыми фруктами. Они просто празднуют жизнь и мимолетное удовольствие. Эта сцена говорит нам, что похоть и вожделение— плохие вещи.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

13. Странная архитектура

Состоит из всех видов шпилей и остроконечных форм, проникающих в другие объекты. Реки протекают через многие конструкции. Был ли Бог архитектор этих конструкций, или они были построены людьми? У зданий есть отверстия на их основании, через которые люди и животные движутся к фонтану. Большой фонтан посередине напоминает нам о фонтане из Рая. Сова замечат человека, который публично насилует женщину, но больше не скрывается, зло (в виде похоти) нашло свой путь.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

14. Нагота

В центральной панели множество обнаженных мужчин и женщин. Эротическое напряжение между ними почти ощущается. Сцена олицетворяет искушение, вожделение и похоть, но все же Босх никогда не делает его слишком ясным. За исключением одной сцены: внутри темного отверстия в нижней части центральной сферы фонтана бородатый человек бесстыдно касается промежности голой молодой женщины.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

15. Мавры
Хотя большинство фигур на центральной панели белые, сркли них изображена пара темнокожих людей. В средневековой Европе чернокожие были редким зрелищем, тогдашние преобладающие взгляды на африканцев были весьма негативными. Люди мало знали о странах за пределами Европы. Темнокожие люди были связаны в подсознании людей с развратом, отсутствием цивилизации и распущенной моралью — все, что экзотично, ставилось в один ряд с сексуальностью. Трудно сказать, почему именно Босх решил включить этих людей, так как он, возможно, также хотел представить различные качества Божьего творения. Или, может быть, это и то, и другое.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

16. Гомосексуалисты

Многие средневековые рукописи и гравюры содержат изображения людей благородного происхождения, ухаживающих друг за другом в любовных садах. На картине есть небольшие группы мужчин и женщин, которые разговаривают, танцуют, пьют вино и едят. В средние века это считалось наиболее цивилизованным способом выбора партнера. Сады заполнены всевозможными пышными деревьями и растениями, а также часто имеют фонтаны.

Тем не менее, они определенно выходят за рамки разговорной или флиртовой сцены — несколько фигур собираются вступить в сексуальную связь. Возможно Босх задумал это как «удар» в современные для него сады любви — средневековый зритель наверняка мог установить связь.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

17. Дикари

Дикие мужчины и дикие женщины часто фигурируют в средневековом фольклоре. Считается, что они живут в лесах, пытаясь заманить людей к половой жизни с ними. Эти варварские, нецивилизованные «дикие люди» воплощают вожделение и необузданную страсть — полная противоположность цивилизованной придворной любви того времени.

Здесь Иероним изображает двух дикарей мужчин, соблазнительно смотрящих на зрителя, прячась в пещере. Есть тетья фигура, на переднем плане, наблюдающая за ними. Босх вообще часто изображает на своих картинах сторонних наблюдателей, следящих за кем-то из углов или со стороны. Между двумя группами находится колонна в форме фаллоса, явно намекающая на сексуальность, как и присутствие самих диких людей.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

18. Сбор яблок

Эти люди заняты сбором и употреблением яблок. Это прямое указание на падение человека: Ева срывает яблоко с древа познания добра и зла, тем самым действуя против явного запрета Бога.

Фигуры, изображенные здесь, похоже, касаются только яблок и не обладают какими-либо знаниями о добре или зле, что справедливо для большинства фигур, включенных в центральную панель. Их также увлекают чувства вожделения. Например, фигура слева подает клубнику сидящей женщине, в то же время глядя на нее. У женщины одна рука на животе — она беременна.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

19. Город в огне

Картина этого всепоглощающего пламени вполне могла быть вызвана в памяти детскими воспоминаниями Иеронима Босха. В 1463 году в городе Босха разразился сильный пожар, в результате чего 4000 домов превратились в пепел. Должно быть, он оставил неизгладимый след в сознании художника.

В изображённом Босхом аду разрушительный огонь выжигает город. Люди пытаются спастись от огня, используя лестницы или прыгая в грязную воду городского канала, до верной смерти. Среди огня движущиеся толпы людей, в то время как в центре сцены стоит ветряная мельница с тлеющими парусами. Огромные огни выделяют группы фигур, пойманных в аду.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

20. Вражеские армии

Среди с тлеющего апокалиптического пейзажа - вражеская армия захватывает город. Городские ворота оставлены широко открытыми. Черные силуэты верхом скачут по мосту, в то время как под ним сотнями тонут другие. Армию, держащую в руках знамена и копья, возглавляет рогатый демон. Он едет на животном, которого нелегко узнать, но оно точно так же, как и его наездник, родилось в глубоких пределах ада.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

21. Человек-дерево

Это странное создание имеет человеческое лицо и, кажется, наклоняется вперед. Плечи подпирают ноги, похожие на стволы деревьев, с торчащими ветвями. Фируга стоит на двух маленьких лодках, в которых группа людей пытается найти укрытие. В таверне внутри торса Человека-Дерева женщина раздает биво из бочки. Мы видим крест, свисающий с дерева. Человек сидит на гигантской жабе, ярком символе дьявола.

Голова древо-человека увенчана большой волынкой, инструментом, стмволизирующим лень и безделье - праздность. Крошечный флаг на яичной скорлупе сверху также показывает волынку. Возможно, именно лень и злоупотребление алкоголем привело к тому, что фигуры в дьявольской таверне оказались в аду.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

22. Тело Христово

Мы видим людей в шлемах, стоящих вокруг большого фонаря. Один из них пронзен мечом демона. На большом круглом диске перед ним лежит рыцарь, подавленный и раздираемый чудовищными хищниками. В руке он держит чашу, а рядом с ней мы видим вафлю - четкую ссылку на христианскую литургию, где хлеб и вино символизируют тело и кровь Христа соответственно.

Эти дьявольские существа разработали свою собственную темную версию причащения: изуродованный рыцарь лежит на большой бледно-красной пластине, которую режет большой нож. Под ним демон с обнаженной женщиной, загоняя ее в большой кувшин, который словно можно наполнить вином.

Адская пародия на причастие из христианской литургии.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

23. Катание на коньках

Сегодня ад обычно ассоциируется с огнем. Но в средние века, однако, было несколько описаний ада, в котором лед и холод играл ключевую роль. Примером является Видение Тондала - история о рыцаре Тондале, когда он путешествует по аду. Большая часть воды, которая все еще свободно течет в левой и центральной панелях, замерзла в правой панели - остается только одна дыра, в которой мы видим человека, который вот-вот утонет.

Балансируя на гигантских коньках, голый мужчина направляется к негодяю, упавшему в ледяную воду. Еще одна фигура прямо позади него, дрожит от холода. На переднем плане демон катается на коньках (лук и стрелы у него наготове), возможно, преследуя человеческие фигуры.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

24. Ягодичная песня

Фигура сокрушается гигантской лютней. На его оборотной стороне мы видим четырехстрочные ноты, которые, кажется, вытатуированы на коже ягодиц. Сегодня музыкальные партитуры написаны на пятистрочном фоомате. Я их не слышал и это загадка, как могли звучать те музыкальные ноты на ягодицах.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

25. Деревянные сабо

Тут демон мучает грешника. Левой рукой он хватает человека за горло, а правой рукой вонзает меч в грудь. На спине монстра мы видим щит с ножом, протыкающим руку. Рука поднята в благословении, повторяя жест, сделанный рукой Бога на левой панели. Здесь никто не благословляется, это пожалуй точно. В верхней части руки мужчины мы видим кубик - отсылку на азартнные игры, изображенные немного в другом месте на панели. Азартные игры рассматривались как коварное и злое времяпрепровождение, превращающее щит с рукой в дьявольскую пародию на божественное благословение.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

26. "Гниль" (гангрена)

Это выглядит достаточно невинно, черная плесень на выцветшей жухлой траве. Однако в то время никто не знал, что является причиной «гнили» или гангрены, которая превращает конечности в угольно-черный цвет. Босх рисует обрезанную ногу, чтобы напомнить нам притчу об эрготизме, огне Святого Антония. Ум заболевшего гангреной наполняется галлюцинациями, что в конечном итоге приводит к безумию.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

27. Странная "птица"

Территория большой неясности, частый объект для насмешливых мемов или же быстрых показательных примеров стиля живописи Босха. Огромное число символов и деталей. Опишу лишь небольшую часть из них. Чернила (субстанция напоминает мне о Death Stranding) капают изо рта демона в виде совы в шлеме. Мужчина в бледно-красной мантии и свинья, одетая как монахиня, пытаются уговорить душу подписать коварный документ. Его можно описать как серьезный юридический документ по красным печатям. Сущности хотят, чтобы мужчина подписал договор с дьяволом, чтобы продать свою душу. Чтобы это выглядело более убедительно, все трое оделись как рыцарь, монахиня и клерк соответственно. Кажется, обнаженный мужчина идет к ним с тревожным взглядом, словно прося о помощи. В то же время он, кажется, предупреждает нас: не поддавайтесь на уловки дьявола!

В аду снова появляется сова, теперь действующая как демон из кошмара. С горшком на голове и кувшинами в качестве обуви демон сидит на гигантском "горшке". Человеческие тела употребляются и выводятся из организма одновременно, идя прямо в канализацию.

В средние века река, протекавшая через центр Хертобенбоса, она же канализация, была открытой. Её зловоние пронизывало улицы города. Только очень богатые люди могли позволить себе «чулан», расположенный над рекой, где они могли бы справлять нужду в одиночестве. Обычные люди испражнялись прямо в реку. Изящное горшечное кресло-унитаз, которое тут изобразил Босх можно было найти только в домах самых богатых людей города.

«Сад земных наслаждений» — Иероним Босх, 1500‑1510 гг. Одна из самых сложных в трактовке картин мировой живописи

Как я предупреждал, разбор картины в этой статье был крайне поверхностным с моей стороны, но иначе тут и быть не могло. Над смыслом каждого из тысячи символов в столь сложном художественном произведении до сих пор работают многие умы любителей и исследователей.

В моём блоге можно почитать небольшой разбор другой, очень близкой для меня картины. Не хочу рекламироваться, но я буду иногда скидывать туда что-нибудь подобное, но это далеко не обязательно будет живопись и если вам интересно - можете подписаться на мой блог.

55 показов
24K24K открытий
11 репост
89 комментариев

Надеюсь кому-то это также интересно.

Ответить

Тебе цены нет на самом деле, спасибо.
Вообще для меня лично Босх единственный художник которого не жалко было заиметь большой томик от TASCHEN за сотню евро.
Я, кстати, СЗН когда видел вживую, залип перед ним часа на полтора, так что оттаскивать пришлось.

Ответить

Есть ещё вот такая прекрасная интерактивная штука. Можно залипнуть на пару-тройку часов.

Ответить

Спасибо большое! 

Ответить

вообще супер, побольше бы таких статей. спасибо

Ответить

Я смог прочитать чуть дальше стоящей вокруг дерева змеи. Не надо больше так, пожалуйста! Это же пиздец какой-то, а не текст!

Ответить

Очень люблю картины Босха! 7 смертных грехов одна из любимых. Спасибо за статью. Было очень интересно почитать.)

Ответить