Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

14 сентября в прокат РФ вышла очередная картина от режиссёра «Реквиема по мечте», «Чёрного лебедя» и «Фонтана». В ней приближающийся к своему 50-летию Даррен Аронофски вновь замахнулся на библейскую тематику, но в этот раз более цельно и внятно, чем обычно. Его фильм можно обсуждать часами.

Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

Главная проблема «мамы» (так и называется, с маленькой буквы) — её маркетинг. Пытаясь скрыть смысл фильма до самой премьеры и оставляя намёки лишь на постерах, команда Аронофски невольно создала иллюзию того, что картина относится к жанру хоррора или триллера.

Включите любой трейлер, и вы узнаете из него, что это история о влюблённой паре, к которой в дом вторгаются незнакомцы, а потом начинается нечто странное — кровь, огонь, насилие, секс. В таком свете синопсис фильма до степени смешения похож на сюжет шестого сезона «Американской истории ужасов», и это вряд ли можно считать комплиментом.

Однако «мама» — это не хоррор, не триллер, не их деконструкция, да и вообще не какой-либо из основных жанров. Слишком много здесь всего смешалось, и ни одну деталь при этом не хочется выкинуть. Наверное, это связано с тем, что Аронофски, по его словам, в состоянии ярости написал сценарий всего за пять дней: самые цельные художественные произведения создаются именно так.

«маму» не хочется называть даже «фильмом-головоломкой», хотя это, пожалуй, самая близкая характеристика. Повествование в этой истории идёт в нескольких параллельных слоях, и как только в голове складывается какая-то более-менее внятная картина, Аронофски тут же переключает ваше внимание на что-то новое, конфликтующее с тем, что вы уже осознали.

Это позволяет фильму быть колким и держать зрителя в состоянии хаотичного поиска смысла до самого финала — да и после выхода из зала тоже

«мама» слишком сложна, чтобы назвать её простым зрительским фильмом, и слишком проста, чтобы сказать, что она снята для критиков. Она находится где-то посередине. И её главное достоинство — безупречная зацикленная конструкция, которая порождает бездну трактовок. Как только вы придумаете несколько логичных версий происходящего и решите, что в фильме больше ничего не осталось, наружу вылезет ещё какой-нибудь вариант — не менее привлекательный.

Этот фильм почти невозможно полюбить, после некоторых его сцен хочется помыться, но если вы ищите в кино пищу для ума, то он вам определённо понравится

Об этом фильме лучше ничего не знать заранее, поэтому до просмотра стоит прекратить читать на этом месте. Вторая часть текста может для вас убить суть всей этой головоломки: в ней мы пройдёмся по нескольким основным слоям «мамы».

Написанное ниже не стоит считать истиной в последней инстанции. Аронофски содержимое фильма почти не комментирует.

Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

Слой первый: буквальный

Это именно та версия фильма, которую зрителям продают маркетинговые материалы.

Молодая девушка живёт вместе с мужем-писателем, который заметно старше неё. Их дом стоит в поле, так далеко от цивилизации, что в нём даже не ловят мобильные телефоны.

Писатель страдает от творческого кризиса и приглашает в дом незнакомца, с которым можно поговорить. Незнакомец, врач по профессии, удивительным образом оказывается слишком неприятным, чтобы его можно было терпеть, но слишком вежливым, чтобы нашёлся повод его выгнать.

Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

Появление незнакомца приводит к череде событий, которые полностью разрушают жизнь главной героини, а вместе с ней и дом, который она строила своими руками для себя и любимого.

До самой концовки фильм воспринимать в таком виде не удастся: чем дальше, тем сильнее его события подчиняются логике сновидений. Вещи начинают происходить не потому, что это разумно или предсказуемо, а потому, что ситуация должна с каждой минутой становиться всё менее терпимой — как в кошмаре.

Слой второй: беременность в негативном свете

Поскольку главная героиня никогда не покидает свой дом, а окружающее его пространство выглядит слишком безупречным, быстро становится понятно, что дом — это метафора. Но метафора чего?

С появлением персонажа Мишель Пфайффер у нас появляется первая версия. Актриса играет женщину, которая уговаривает Лоуренс завести ребёнка, используя знакомые всем аргументы — «укрепи свой брак», «часики тикают».

Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

Пфайффер в таком свете символизирует общественное давление, которое вынуждает женщину распоряжаться своим телом не так, как она хочет, а так как «надо».

В свою очередь, дом, который Лоуренс строит и пытается довести до совершенства — это её тело, которое чем дальше развивается история, тем больше рушится и тем меньше подчиняется ей самой.

А дырка в полу, к которой героиня раз за разом возвращается, внешне похожа на окровавленную вагину и символизирует страх перед родами.

В такой трактовке фильм показывает беременность как вторжение в гармонию женского организма — то есть, в негативном ключе. Если уж зайти в этих размышлениях совсем далеко, то можно приписать Аронофски даже поддержку идеи абортов.

Слой третий: экологический

Эта концепция объясняет закольцованность сюжета и то, почему у дома есть подобие сердца, к которому главная героиня постоянно прислушивается, прислоняясь к стенам.

В этом слое дом — это Земля, рай, который нам подарила природа. Поначалу мы жили в гармонии с планетой, но чем больше нас становилось (это как раз гости, приходящие в дом), тем безрассуднее мы относились к её дарам.

Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

В итоге мы стали разворовывать ресурсы Земли, не задумываясь о последствиях, и это, по мнению Аронофски, приведёт к катастрофе.

С цикличностью всё просто: её можно охарактеризовать и с библейской стороны, и с чисто научной. Например, метеорит, который погрузил Землю в многолетний сумрак и стал причиной вымирания динозавров — это как раз один из таких катаклизмов.

Аронофски говорит нам, что Земля очистится от человечества, уничтожив его, и начнёт всё сначала.

Слой четвёртый: библейский

Аронофски не так уж явно тычет библейской темой в зрителя, но пару раз всё же говорит об этом прямым текстом — устами Дженнифер Лоуренс. «Это мой рай», произносит она, описывая свой дом.

Но стоит заметить в «маме» одну библейскую деталь, и остальные метафоры тут же станут очевидными. Муж-писатель — это Бог, Лоуренс — богородица или сама мать-природа, первые два их гостя — Адам и Ева (поэтому у мужчины на спине рана от извлечённого ребра), которые срывают запретный плод — стоящий на полке камень, который хозяева дома запрещают трогать.

Дальше в сюжете появляются Каин и Авель, а в конце библейская история выходит на первый план.

Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

Да, в фильме есть Иисус, которого Бог отдаёт людям на убой. Люди злые, порочные, алчные и даже выданные им заповеди трактуют неверно (фраза «Он велел делиться!» показана в фильме как причина кого-то обобрать). Но Бог всё равно постоянно их прощает и продолжает отдавать им самое ценное, что у него есть.

Слой пятый: творец и муза

Есть ощущение, что эту часть «мамы» Аронофски снимал уже для себя. Едва ли режиссёр такого масштаба не думает о себе как о большом творце. Да и тот факт, что после съёмок он начал встречаться с Дженнифер Лоуренс, тоже говорит о многом.

В этой трактовке герой Хавьера Бардема — художник, а Дженнифер Лоуренс — его муза. Она же явно играет эту роль и для самого Аронофски, который даёт ей в этом фильме намного больше крупных планов, чем положено.

Но в версии режиссёра музе при художнике уготована не самая приятная партия. Лоуренс в фильме почти никогда не остаётся наедине с Бардемом — он не принадлежит ей весь целиком, она вынуждена делить его с его работой и его поклонниками.

Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

Творец любит не её саму, а её любовь к нему, и никогда не замыкается на ней одной. И пока муза отдаётся любимому вся целиком, позволяя рвать на части свою душу и тело (их снова символизирует дом), творец использует её эмоции как топливо для своего творчества. Он никого по-настоящему не любит и паразитирует на всех, кто его окружает.

Поэтому в начале и конце зацикленного фильма мы видим разных девушек. Потому что муза — это батарейка, которую творец выбрасывает как только она начинает садиться. И пока она горит и погибает от любви к нему, он кристаллизирует её чувства, ставит их на полку и живёт дальше как ни в чём ни бывало.

Слой шестой: чувство беспокойства и расстройство психики

В течение всего фильма в моменты кризиса героиня Дженнифер Лоуренс уходит в ванную комнату и в одиночестве пьёт какой-то желтый порошок, растворённый в воде. Он её успокаивает. Это главная загадка «мамы», которую авторы фильма никак не объясняют.

Слоёный торт: обзор фильма «мама!» Даррена Аронофски

У журналистов на этот счёт пока есть лишь одно сильное предположение. Возможно, Аронофски в этих сценах отсылался к рассказу «Жёлтые обои» американской феминистки и писательницы Шарлотты Перкинс Гилман.

Жёлтый цвет символизирует безумие, а новелла Гилман рассказывает о женщине, которая сходит с ума от послеродового психоза. Причём в тексте как раз много внимания уделено окружению — порванным обоям и царапинам на полу. И на таких же мелочах Аронофски строит чувство тревоги в «маме».

Соответственно, дом в такой концепции — это голова главной героини, в которую одну за другой проникают негативные мысли (люди), из-за которых она теряет контроль над ситуацией и связь с реальностью, а потом, чтобы прекратить всё это, пытается покончить с собой.

34K34K открытий
30 комментариев

в состоянии ярости написал сценарий всего за пять дней: самые цельные художественные произведения создаются именно так.

Иногда и так создаются, да.
"В бутылку засыпают силикатного клея, говна и трясут. Получаются разные странные штуки, иногда корабли."

Ответить

«Мама!», режиссер Даррен Аронофски.

Ответить

Лично я углядел политический подтекст. Дом - своего рода западная страна, куда начинают вторгаться мигранты. Сначала их мало, но потом под разными предлогами они начинают завозить всех своих друзей и родственников. И каждый ведет себя как хозяин в доме. Когда, наконец, жительница страны пытается остановить нахлынувшее безумие гости, символизирующие мигрантов, перестают подчиняться и находят миллион предлогов не только для того, почему они должны остаться, но и почему хозяева дома с ними несправедливы. Все начинают требовать своё, все считают, что хозяева дома их притесняют, но глава семьи, как и руководство европейских, например, стран, начинает искать абсурдные доводы для того, почему нельзя обижать "гостей", да и вообще сами хозяева виноваты в том, что "дом" развалили, а "гости" хлынули к ним. При этом зацикленность - историческая спираль. Во многом именно из-за наплыва иноземцев, не желающих ассимилироваться, Рим был уничтожен. История повторяется. И повторится снова. Цивилизация вновь будет возрождена, и вновь уничтожена пришельцами извне, не желающими принимать устоявшиеся обычаи и правила поведения.

Ответить

эта версия достойна быть в статье.

Ответить

Владимир Соловьев и ты тут?

Ответить
Ответить

Я разочарован отсутствием в этой таблице Олега Чимде!

Ответить