Как снять первую короткометражку и не облажаться

Как снять первую короткометражку и не облажаться

Всем привет, меня зовут Егор, и две недели назад мы с друзьями сняли свой первый короткометражный фильм под названием «Удача». В этом посте я решил подробно рассказать о том, как это было.

Смотреть лучше в наушниках, так как звук у нас не получился

Зачем мне это? Во-первых, чтобы поделиться опытом. Мне кажется, чем больше людей сделают шаг к тому, чтобы создать что-то своими руками, тем круче. Мне этого опыта хватило, чтобы понять: кино при всех его трудностях не является чем-то недостижимым. Во-вторых, чтобы структурировать эту историю для себя самого и закрепить пройденное, потому что ошибок мы наделали много. Надеюсь, что написанное поможет кому-то наломать чуть меньше дров, чем мы.

Рассказ будет построен следующим образом: по очереди пройдусь по всем этапам от сценария до монтажа, и в конце каждого этапа буду рассказывать о том, что понял.

Сценарий

Сценарий — основа любого фильма. Даже если на экране сплошные взрывы и «пиф-паф», всё это существует на уровне сценария и даже в виде текста на бумаге должно вызывать интерес. По крайней мере, так говорят все люди из индустрии. И я им верю.

Итак, что нужно, чтобы написать сценарий? Да ничего. Любой текстовый редактор. Для удобства можно писать в «КИТ-Сценарист» (бесплатный отечественный софт).

С чего это началось у нас? С моего рассказа годичной давности о том, как потерявший всё человек встречается с Удачей в человеческом обличье. В том рассказе был номер отеля, трое омоновцев, не было героя-Корысти, но были всякие сверхъестественные фишки. Всё было сложнее, дороже и эпичней. Откопав свой файлик, я решил переписать его в формате сценария.

Один из последних драфтов
Один из последних драфтов

Я показал готовые восемь страниц друзьям, и они помогли мне отсеять всё лишнее. Комната в отеле превратилась в машину. Омоновцы слились в одного убийцу, а пистолет превратился в нож. И тут я понял: это то, что мы можем снять своими силами. Ведь получилась простая история на четверых актёров, на две локации и всего на семь минут, а, значит, можно уложиться в один съемочный день. Ну что ж, ищем актеров?

Что следует учесть на момент написания сценария:

1. Упрощайте. Чем проще, тем больше шансов, что вы справитесь. Совмещайте локации, избавляйтесь от ненужных реплик, сцен и персонажей.

2. Постарайтесь вместить весь сценарий на семь страниц американкой (стандартный формат записи сценариев). Это даст вам возможность снять ваш первый фильм за один день. Когда все работают за «идею» это самый простой путь не выгореть.

3. Не рассказывайте, а показывайте, если есть возможность. Но если демонстрация некоторых явлений требует кучи ресурсов, то диалог — это хороший способ их сэкономить.

4. Помните, что сценарий — это живой организм. Если вы не планируете быть диктатором, то готовьтесь к тому, что сценарий будет меняться вплоть до монтажа. И, скорее всего, это пойдет ему на пользу.

Подбор актёров

Тут у меня всё просто. Я решил снять кино со своими друзьями. Да, вдохновлялся Кевином Смитом из тех времен, когда у него окончательно не съехала крыша.

Здесь пришлось встретиться лицом к лицо с трудностью — в моём кругу общения не было нужных типажей. Но это не проблема. Главным при распределении ролей я сделал не типаж, а органичность каких-то эмоций и поступков.

Например, мой друг Андрей стал Пашей. Почему? Потому что Паша по сценарию психованный, взвинченный человек. Мне хватило одной поездки с Андреем на машине, чтобы понять, что ярость и раздражение он отыграет хорошо.

Как снять первую короткометражку и не облажаться

Удачей стал Антон, который помогал мне ещё на этапе сценария. В самом сценарии Удача был «худым трикстером со взъерошенными волосами». Так как он превратился в парня за 120 кг? Тоже очень просто: Антон в жизни часто помогает людям. Мне этого хватило.

После того, как мы выложили фильм, на Антона обрушилось больше всего критики. И это не удивительно, ведь у него была самая трудная роль, которую нужно играть не на эмоциях, а на их оттенках. И для парня, который не испугался, который впервые встал перед камерой и был готов работать и трудиться, он справился отлично.

Корыстью стал Лёша. Он всегда любил интриги, всегда был умнее многих своих собеседников, поэтому я посчитал это отличным попаданием в персонажа, который ведёт свою собственную игру.

Ну а безымянным убийцей стал Денчик. Что я могу об этом сказать… Когда съемки закончились, я подошел к Денису и сказал «Сначала в сценарии было трое омоновцев. Их заменил твой персонаж. Так вот, ты круче трех омоновцев».

Убийца
Убийца

Это самая субъективная часть нашей работы, поэтому скажу одно: не мечтайте о дрим-касте, а ищите тех, кто подходит своим нутром, органикой. И будет круто.

Репетиции

Перед съёмками мы провели четыре репетиции — по три часа каждая. Да, ради семи страниц сценария, пяти минут экранного времени нужно двенадцать часов репетиций. И этого всё равно было мало.

Смиритесь с тем, что кино — плод коллективного труда. Именно на репетициях у нас решились вопросы интонаций, жестов, взглядов. Опять был переписан сценарий. В общем, готовитесь снимать — закладывайте минимум десять часов репетиций. А лучше двадцать. А лучше столько, сколько потребуется, без дедлайнов.

Где мы облажались? По неопытности мы оттачивали только эмоции и реплики. В итоге, движения персонажей, их какие-то действия остались неотработанными.

Подготовка к съёмке

Основной трудностью для нас в техническом плане была проработка драки и ножевого ранения главного героя. И если с кровотечением мы разобрались довольно быстро — купили бутафорскую кровь и залили ее в вакуумный пакетик — то с ножом дела шли не так гладко.

Сперва мы купили бутафорский нож, лезвие которого заезжало в рукоять при ударе. Он оказался неудачным: мелкий, пластиковый, с облезшей краской и сломался на первой же репетиции.

Поэтому мы пошли своими путём: купили два одинаковых ножа, и у одного из них спилили лезвие, оставив где-то сантиметр. Затем затупили края, а обрезанную часть замотали изолентой, чтобы никого не поранить. Мы думали, что это поможет нам снять кадр «лезвие в теле». И это бы сработало, если бы не моя невнимательность.

Как снять первую короткометражку и не облажаться

Затем мы довольно быстро нашли оператора — в нашем круге общения оказался Серёга, который работает оператором на телевидении. Он снимал репортажи и интервью, поэтому съёмки чего-то сюжетого были для него интересной задачей. Да и идея вроде как ему приглянулась.

После этого мы начали поиск локаций. Я вспомнил одну из улочек своего района, но оказалось, что реальность разнится с моими воспоминаниями. За последние несколько лет она превратилась в оживленный проезд.

Благо Андрей, вспомнил, что на мосту неподалеку есть крутой съезд, где как раз никого обычно по ночам нет. Итак, с этим определились.

Что мы вынесли из этого?

1. Если ваша работа предполагает реквизит, проработайте его основательно. Причём не только техническую часть работы, но и то, как актёры будут с ним работать. С нами это сыграло злую шутку.

2. Старайтесь писать сценарий под реальные локации. Если вы напишите сцену, происходящую, допустим, в аэропорту, едва ли кто-то даст вам разрешение на съёмки. Вообще, начинать надо либо с натуры, либо с общедоступных мест, где разрешение для съёмок не требуется.

3. Не бойтесь нехватки оборудования. Да, нам повезло с оператором, но аренда камеры стоит не так дорого. Да и вообще, я был готов снимать на смартфон, если бы Серёга отказался. Благо, до этого не дошло.

Съёмки

Я был режиссёром. И я был очень плохим режиссёром. Нет, поймите, восемь часов съёмок — очень крутой опыт. Но я даже подумать не мог, сколько вещей я должен держать в голове. Но обо всём по порядку.

Во-первых, определитесь с порядком съёмки. У нас была одна петличка, поэтому все сцены в машине мы снимали дважды — с ракурса одного героя (петличка на нём), и с ракурса другого (петличка перевешена). Снимали по принципу восьмёрки. Суть метода стара, как само кино. Проведите линию между героями. Затем проведите восьмёрку таким образом, чтобы каждого героя огибал один круг. И камеру ставите по радиусу этого круга только с одной стороны от линии. Это позволит зрителю сохранять соотношение «право-лево» между героями и не теряться.

Как снять первую короткометражку и не облажаться

Во-вторых, убедитесь, что все актёры знают, что говорят, куда смотрят, пока говорят и так далее. Если вы не будете за этим следить, то замучаетесь с монтажом.

В-третьих, работайте с актёрами. Я взаимодействовал с друзьями, и мне было проще — я мог просто показывать на себе, как надо сыграть, мог ругаться матом или приводить в пример реплики из фильмов, которые все мы смотрели.

В-четвертых, не давайте слабины. Если режиссер начнет «куковать», то все полетит к чертям. К сожалению, из-за этого я запорол одну из сцен. Работайте усердно.

В-пятых, следите за временем. Составьте план съемок, что в какое время вы снимаете, и старайтесь его придерживаться. Все равно не получится, но приучит вас держаться заданных рамок.

Как это прошло у нас? Круто. Было очень много ярких моментов, когда я горел от счастья. Когда казалось, что вот оно — всё сложилось, и ребята сделали все идеально. У вас тоже будет такое чувство. Не верьте ему. Понравился дубль? Пересмотрите его трижды, а затем всё равно переснимите еще раз. Получится уже лучше.

Серёга показал себя как настоящий профи. Стоило мне предложить ракурс, он предлагал новый — почти такой же, но более крутой. Ребята выкладывались на полную. Я очень боялся, что в кругу друзей будет трудно раскрыть эмоции, чувства. Нет. Они справились.

Были и курьёзы. Например, обсудив с Серёгой один из первых дублей, я сказал Андрею (Паша), мол, реплику «Твою мать» мы будем снимать с трёх разных ракурсов, итого ты скажешь ее не три раза, как в сценарии, а девять. Андрей довольно закивал. И в итоге девять раз прокричал «твою мать» на первом же дубле.

Если вы посмотрели короткометражку, то видели крутую локацию, в которой герой Паши погиб. Её мы нашли случайно в процессе съемок. Лёша и Антон, которые уже отснялись, пошли искать круглосуточные магазины, чтобы купить сигарет. И вернулись с горящими глазами. Сначала мы хотели снимать драку на небольшой улочке, но стоило увидеть этот «переход» под мостом, как стало понятно — вот оно. Так что, будьте готовы к тому, что во время съёмок все будет меняться.

Как снять первую короткометражку и не облажаться

Но вот, четыре часа утра. Мы церемониально отметили завершение съёмок, у меня на ноуте лежало 13 ГБ отснятого материала, и я с чистой душой шёл домой отсыпаться. Думаете, дальше всё просто? Как бы не так.

Монтаж

Монтаж отнял у меня суммарно 25 часов. И вот на этом этапе всплыли все наши косяки. Вышеупомянутая петличка оказалась неисправной - звук был в одном канале, а на части записи были ужасные артефакты. Половина дублей с одного ракурса не клеилась со второй половиной, снятой с другого. Одним из главных разочарований на этапе монтажа стало понимание того, что круто отзвучавшие в живую диалоги на экране выглядят тараторкой. Во время съёмок, я глядел либо со стороны, либо через маленький дисплейчик камеры через плечо оператора. Цельной картины это дать не могло. И я не учёл, что в кино нужно больше пауз, взглядов и тишины. За это и поплатился.

Помните, я сказал, что с ножом всё вышло не так гладко? Вот кадр, как мы снимали попадание ножа в тело. Герои стоят далеко друг от друга, куртку специально придерживают. Ужас. В итоге несколько часов стараний Леши (Корысть), который отвечал за ножи, пошли коту под хвост.

Как снять первую короткометражку и не облажаться

Монтировал я в Final Cut. Повезло, что эта программа хранилась на компьютере года три, с тех пор, как я пробовал делать обзоры на видеоигры для одного сайта. Но задачу это не облегчило.

За первые десять часов я сделал черновой монтаж, попросту расположив удачные дубли в правильной последовательности. Я думал, что от финала меня отделяет пара часов.

Я никогда так не ошибался.

Скриншот проекта в Final Cut
Скриншот проекта в Final Cut

Ещё часов пять ушло на то, чтобы где-то срезать звуковые артефакты и подкладывать звук из бесплатных каталогов там, где он не записался. Например, звук дворников я скачал из открытой библиотеки. Он не подходил по таймингу, и пришлось нарезать и вставлять вручную под каждое движение. Но звук — самая слабая часть нашей работы. Мне не хватило навыков и времени, чтобы выровнять его и починить все те дефекты, которые пришли с неисправной петличкой.

Затем десять часов я устранял неудачные склейки. Доходило до того, что реплики с одного дубля я укладывал в картинку из других дублей. Не то чтобы это нереально, но весьма трудоемко. В итоге почти везде получилось создать ощущение непрерывности.

Итого, для монтажа будьте готовы потратить много часов. Уделяйте внимание деталям. И, если понимаете, что взгляд замылился, остановитесь. Отбросьте всё и вернитесь к материалу на следующий день.

Нам, увы, очень не хватало времени. Поэтому работа осталась без цветокора и с так себе звуком.

Что я понял в итоге?

Кино — это очень круто.

Кино — это очень трудно.

Кино не терпит «авось». Любое авось обернется отстоем на экране. То, на что вы можете закрыть глаза, будет видно всем. И они глаза не закроют.

Кино с друзьями — это ещё круче. Но будьте уверены, что ребята готовы выкладываться. Мне с этим повезло.

Бюджет — не главное. Понятно, если вы грезите о фильме-катастрофе, то деньги нужны. Но мне короткометражка встала где-то восемь тысяч рублей, включая перекус для всей команды. Мало денег? Придумайте историю для одной комнаты, и всё встанет на свои места.

Если что-то получилось, то молодцы все. Актёр, оператор… Все. Если что-то не получилось, виноват один режиссёр. Держите это в голове.

Не думайте, что я говорю с позиций гуру, который постиг все за одни съёмки. Я просто настолько протащился с процесса, что мне хочется делиться и делиться своими впечатлениями и наблюдениями.

Как я оцениваю итоговый результат? Так себе. Трудно оценивать самого себя, но некоторые диалоги слились в тараторку, звук подкачал, паузы не выверены. Так себе. Но я всё равно счастлив.

Вы, наверняка, насторожились, когда я заговорил про спешку. Действительно, куда спешить? Сиди и допиливай. Но дело в том, что мы решили не просто снять короткометражку, но и отправить её на конкурс от ТВ-3. Фишка в том, что победа позволит снять сериал, развивающий идею твоего пилота или короткого метра.

В конкурсе участвуют студии, которые поставляют контент федеральным каналам, и даже Фёдор Бондарчук (ну куда ж без Феди). На фоне этого мы, шестеро ребят из спального района, которые просто сняли первую короткометражку, выглядим не так уж мощно. Но я уверен, что у нас получилось неплохо. Если короткометражка понравилась вам, то не поленитесь, пройдите по ссылке и проголосуйте за нас и четыре любых других проекта, которые так же сняты не студиями, а простыми ребятами с горящими глазами.

Вот ссылка на конкурс:

Кстати, когда мы перешагнули рубеж в 60 тысяч просмотров, то решили, что всё серьезно. А раз всё серьезно, то нужен постер! За «крутыми цитатами» для него далеко не ходили и взяли их из комментов и переписок с друзьями.

Как снять первую короткометражку и не облажаться

Если у вас будут любые вопросы, с радостью отвечу.

3636 показов
16K16K открытий
19 комментариев

Все такие критики, я херею. Все начинают с чего-то и чаще все это "что-то" выглядит как кусок дерьма. Тут, на удивление, все относительно неплохо. Я бы точно хуже снял.

Ответить

А почему я должен про это статью читать, дружочек? Точнее, почему мне в тг приходит такая статья? Мне это не надо.

Ответить

Посмотрите первые короткометражки тарантино. Просто нужно анализировать и продумывать сцену тщательнее, быстрее и эффективнее. А не как в 90х, когда хавали.

Ответить

Абсолютно бесполезный текст, кому интересно читать про такой опыт? Я бы почитал про выбранное оборудование, сколько стоила аренда камер, света, лоакций и т.д.

Ответить

Может быть, вы правы, но я, когда садился писать текст, изначально думал не о том, чтобы выложить технические спецификации (ибо у каждого они будут свои), а скорее о том, чтобы объяснить - все не так сложно. Аренда локаций и света не стоила ничего. Снимали "партизанским" методом, найдя пустующий тупичок на съезде с моста. Работали в условиях света фонарей, где было необходимо, со светом фар. И как бы речь о том, что в кино 10 000 технических нюансов. Но чтобы первый раз взяться и сделать, набив кучу шишек, достаточно думать о главном - о том как история оживает на экране. В свое время Кевин Смит, которого я уже упомянул в тексте, снял фильм за 27 000 долларов, при том, что на пленку ушло около 23 000. Сейчас же, в век цифры, это сделать может каждый. И чем меньше людей будут думать о том, что кино закрыто, нужны бюджеты, связи и килограммы денег на оборудование, тем больше крутых фильмов мы увидим лет через 5-10. Ибо чем больше набитых шишек, тем круче.

Ответить

Да ладно вам, автор же не профи - и просто пишет про свой опыт, постмортем.

А не дает советы, как написать отличный сценарий, работать с камерой или монтировать звук. Читайте это как постмортем продюссера, а не узкого специалиста.

Ответить

Плюсую Текст написан человеком, который камеру держал только что бы сфотографировать гостей на дне рождении.

Ответить