Гид по творчеству Hanna-Barbera. Часть 1

Верно в народе говорят, что одна голова – хорошо, а две – еще лучше. Сегодня мы рассмотрим один из самых показательных случаев успешного творческого тандема в кинопроизводстве. Эти люди подарили нам 114 короткометражек про голодного котяру и изобретательного мышонка, они же получили 13 номинаций на Оскар, семь из которых выиграли.

Гид по творчеству Hanna-Barbera. Часть 1

Их студия спродюсировала огромное количество мультсериалов, в том числе такие, как «Флинстоны», «Медведь Йоги», «Джетсоны» и «Скуби-Ду». Имена этих людей знакомы нам с детства – это Уильям Ханна и Джозеф Барбера.

Начнем с Уильяма. Родился он 14 июля 1910 года в маленьком городке Мелроуз, что в Нью-Мехико. Уильям (также известный как Билл) был далеко не первым и не последним в многодетном семействе. Он рос среди шести сестер, что сказалось на его дальнейшем будущем.

Отцу и матери часто по роду своей деятельности приходилось переезжать, из-за чего семья долго нигде не задерживалась. За первые семь лет жизни Уиллу пришлось четыре раза сменить место жительство.

Энергия из мальчика так и перла. Так, Уилл был активным членом бойскаут-движения, благодаря которому обзавелся принципом, с которым они шли рука об руку всю оставшуюся жизнь. И этот принцип – «будь готов».

На дальнейшее творчество Уильяма повлияли его походы в местные кинотеатры, где он смотрел картины с Чарли Чаплином, Дугласом Фейрбэнксом и Мэри Пикфорд. Ко всему прочему он был буквально влюблен в короткометражки про Кота Феликса. К тому же, сами члены семьи создавали благоприятную атмосферу для творчества. Мать писала множество стихотворений и эссе, что в дальнейшем вдохновило на аналогичное занятие сестер Уилла. К тому же, родная тетушка не гнушалась писать пьесы для радио.

Гид по творчеству Hanna-Barbera. Часть 1

Уилл не сразу нашел свою нишу, но уже активно прощупывал почву, набивая руку на стихах (как он говорил, на «небольших вещицах про котов и мышей, мальчиков и девочек, хорошие чувства и надежду»). Также он уже в отрочестве заинтересовался музыкой, играя на пианино и саксофоне. Но и этого ему было мало! Уилл ко всему прочему интересовался рисованием, что в дальнейшем сыграет большую роль в его карьере.

Но до тех пор Уильям хоть и интересовался творчеством, но большую ставку делал на математику, журналистику и спорт, не представляя в конечном итоге, с чем он свяжет дальнейшую карьеру. Что он знал точно – что не хотел идти по стопам отца и становиться прорабом на стройке.

После окончания школы в 1929 году юноша поступил в колледж в Комптоне, на отделение журналистики. Вот только он еще не знал, что этот год станет поворотным не только для него, но и для всей Америки. Грянула Великая депрессия.

<i> Великая депрессия — продолжительный экономический кризис в мировой экономике, начавшийся в США в 1929 году из-за краха банковской системы. Официально закончился в 1940 году, но реально экономика США стала восстанавливаться после Второй мировой войны. Данное определение зачастую употребляется именно по отношению к США. </i>
Великая депрессия — продолжительный экономический кризис в мировой экономике, начавшийся в США в 1929 году из-за краха банковской системы. Официально закончился в 1940 году, но реально экономика США стала восстанавливаться после Второй мировой войны. Данное определение зачастую употребляется именно по отношению к США.

Ханна бросил колледж и пошел искать работу. В это время его отец уволился, так что в итоге вся семья не имела средств к существованию. Однако всё изменилось, когда один крупный предприниматель предложил контракт отцу, по которому тот становился старшим прорабом при постройке нового кинотеатра в стиле ар-деко. Отец согласился, благодаря чему вся семья переехала в очередной раз, но на этот раз не абы куда, а в Голливуд.

Там они арендовали небольшой домик, а Уилл заполучил должность инженера-строителя, на которой он, впрочем, долго не продержался. Так, в один из дней он споткнулся и упал, сломав руку. В госпитале он хорошенько задумался о поиске работы, которая не была бы связана с риском получения травм.

Полгода спустя строительство кинотеатра Pantages закончилось, а Ханна отправился на поиски иной работы, но везде его встречали отказом. Так бы оно и продолжалось долгие месяцы, если бы не в один прекрасный день Его Величество Случай не свел нашего героя с Джеком Стивенсом, который встречался с одной и сестер Уилла, Мэрион.

Стивенс в ту пору работал в компании Pacific Title & Art Studio, что принадлежала продюсеру Леону Шлезингеру, основателю Warner Bros. Cartoon. У Шлезингера был контракт с двумя бывшими аниматорами из Disney, Хью Харманом и Рудольфом Айзингом. Именно последние и послушали Стивенса, когда он порекомендовал взять в помощники Уилла.

<i> Харман и Айзинг начали свою карьеру в 1922-м году в студии Уолта Диснея. В 1928-м Дисней затевает снять мультфильм с участием нового персонажа — кролика Освальда, но именно в этот ответственный момент он разругался со своим продюсером — Чарльзом Минцем, а права на использование Освальда Уолт лишился. Кроликом стал заниматься Уолтер Ланц, глава анимационной студии Universal. Харман и Айзинг, поняв бесперспективность работы у Диснея, решают бросить обанкротившегося аниматора и пойти искать пристанище на какой-нибудь другой киностудии. Они заявились в Warner Bros и, к удивлению, были неплохо приняты. Два экс-диснеевских аниматора заявили главе короткометражной игровой продукции Леону Шлезингеру, что хотят объединить с ним усилия и создать анимационную студию. </i>
Харман и Айзинг начали свою карьеру в 1922-м году в студии Уолта Диснея. В 1928-м Дисней затевает снять мультфильм с участием нового персонажа — кролика Освальда, но именно в этот ответственный момент он разругался со своим продюсером — Чарльзом Минцем, а права на использование Освальда Уолт лишился. Кроликом стал заниматься Уолтер Ланц, глава анимационной студии Universal. Харман и Айзинг, поняв бесперспективность работы у Диснея, решают бросить обанкротившегося аниматора и пойти искать пристанище на какой-нибудь другой киностудии. Они заявились в Warner Bros и, к удивлению, были неплохо приняты. Два экс-диснеевских аниматора заявили главе короткометражной игровой продукции Леону Шлезингеру, что хотят объединить с ним усилия и создать анимационную студию.

Отчаянно нуждающийся в деньгах, Уилл запрыгнул в свой Ford Coupe 1925-го года и помчался в крошечную студию Хармана и Айзинга, расположенную на Голливудском Бульваре. И так будущий основоположник важной эпохи в анимации получил первый толчок в карьере – он стал уборщиком.

Начальник отдела кадров дал добро Уиллу и велел приступить к работе уже на следующий день. Восемнадцать долларов в неделю были в ту пору за счастье.

Впрочем, подметать полы долго ему не пришлось. Вскоре он стал омывателем целлулоида в департаменте чернил и красок. Для вопрошающих, что же это за должность такая — мультфильмы тех времен рисовали на целлулоидной плёнке и накладывали на фон. Ну а Уилл после использования смывал рисунки, не пропадать же добру.

Несколькими неделями позже он стал главой этого департамента, вобравшего под свое крыло еще семь женщин. Именно эта должность и открыла доступ к производственной кухне, немного приоткрыв занавес над магией мультипликации. Уилл смог из первых рук узнавать сюжеты короткометражек, изучая по шесть тысяч рисунков – стандартное количество кадров для семиминутного мультфильма. Работа шла преимущественно над ранними выпусками «Веселых мелодий», некоторые из которых так в дальнейшем и не увидели свет.

Уилл так вдохновился работой с пионерами анимации, что стал брать сверхурочные, работая до полуночи, а иногда задерживаясь даже до раннего утра. Влияние Уилла на команду росло. Он стал предлагать свои идеи для сюжетов и визуальные гэги, что-то из предложенного даже шло в работу. Вскоре он работал уже бок о бок с Харманом и Айзингом. Знания Уиллом музыкальных основ здорово помогло команде в деле синхронизации и тайминга. В итоге он получил большое признание в рамках маленькой студии.

На третий год работы в студии пошли проблемы с начальством из-за разногласий по поводу зарплаты. В итоге Уиллу это надоело, и он стал раздумывать об уходе под крыло Disney на аналогичную должность, но где платили куда как больше. Явившись в крупную студию, его познакомили с самим Уолтом Диснеем. В ходе разговора Уилл изложил свою дилемму, на что Уолт посоветовал ему вернуться обратно и прямо изложить боссу все накопившиеся разногласия. Это помогло, и Уильям действительно получил существенную надбавку к зарплате, которая теперь составляла 60 долларов в неделю.

В свои двадцать с хвостиком лет он стал получать больше, чем когда-либо мечтал. Уилл начал помогать семье и поспособствовал очередному переезду, на этот раз в достойное жилье (больше того, в котором жил он сам), приобретенное на свои средства.

В марте 1933 года пошли очередные подвижки. Леон Шлезингер перестал продлевать свое соглашение со студией Хармана-Айзинга, перетащив большую часть сотрудников к себе на новую работу. Уилл остался одним из немногих, кто предпочел работу в старой маленькой студии. Это были тяжелые времена, когда было не до крупных свершений в анимации. Так бы оно и продолжалось, но в начале 1934 года они приняли решение производить мультфильмы для MGM, пообещав Уиллу то, что ему будет предоставлен шанс создать полностью свой мультфильм. Так и случилось. Первым мультфильмом, где Ханна был указан как режиссер, стал «До весны» (1936) – девятиминутная ода весне, для которой Уилл создал всех персонажей с нуля.

Тем временем пошли успехи и на личном фронте. Один из сценаристов студии, Мо Калдуэлл, познакомил Уилла с Вайолет Уогатцк, которая так покорила его, что через год они вступили в брак. Это хорошо отразилось и на качестве дальнейших мультфильмов. Ханна окончательно решил связать свою карьеру с мультипликацией. Но не тут-то было.

MGM разорвала контракт с Харманом и Айзингом в конце 1937 года, ссылаясь на значительные траты бюджета и неспособность производить достаточное количество мультфильмов. Это поворотное событие лишало Уилла дальнейших шансов на производство собственных короткометражек. К тому же, он потерял возможность работать бок о бок с более опытными и уважаемыми коллегами.

Однако в игру вступил Фред Куимби, глава свежесформированного мультипликационного отделения MGM. Он был восхищен творением Ханны «До весны» и предложил ему работу в его отделении в качестве режиссера и сценариста. Глупо было не отказываться от такого предложения. А пока Уилл и Вайолет переезжают в небольшую квартирку неподалеку от нового места работы, мы переносимся ко второму участнику славного дуэта…

41
14 комментариев