Нам не нужно строить космические корабли – мы уже на борту

И у нас остался всего миллиард лет, чтобы задать правильное направление полёта. А пока что мы топчемся на месте – на своей палубе.

Знаменитая «Utopia» предлагает нам странноватый пульт управления на фоне космоса :)

Классический подход

С давних времён люди хотели узнать, что находится за горизонтом – отправлялись в дальние путешествия и приключения. Столкнувшись с огромными океанами, строили корабли для преодоления водных просторов. Затем кто-то посмотрел наверх и захотел узнать, что же находится там – за облаками? А теперь учёные хотят заглянуть за границу видимой Вселенной...

Любознательность свойственна человеческой природе. Мы не можем долго оставаться в пределах тех же знаний и моделей мышления – с детства нас тянет к новым открытиям и экспериментам.

И куда же мы пришли за миллионы лет эволюции? А вот куда: мы строим огромные железные штуки, чтобы вырваться с Земли навстречу новым открытиям. Человечество тратит на этом пути десятки миллиардов долларов, объединяя ресурсы разных стран для реализации сложных космических проектов.

Миллиарды долларов взлетают в космос, приближая нас к... К чему, кстати? >:-?

Небольшое отступление: сквозной тоннель в Земле

Были и другие, не менее интересные подходы к преодолению притяжения Земли. Например, все мы знаем знаменитый проект «Центон». В своё время Штернфельд – заслуженный деятель науки и техники, доктор технических и физико-математических наук – предлагал построить центральный тоннель сквозь Землю (Центон).

Для освобждения от силы земного притяжения, летательному аппарату необходимо сообщить 2-ю космическую скорость — 11,2 км/с. Однако в случае запуска сквозь центральный тоннель, достаточно сообщить скорость всего в 5,8 км/с, чтобы он на вылете из тоннеля обладал 2-ой космической скоростью и устремился в космос. Всё это подтверждается строгими математическими выкладками.

Иллюстрация с обложки журнала «Техника молодёжи» N4 1976 года, в котором была изложена идея «Центона» с иллюстрациями и подробностями.

Вообще у «Центона» было очень много интересных парадоксов и побочных эффектов, которые я, к сожалению, не смогу здесь изложить, потому что он не является предметом этой статьи сам по себе. Но если вы любите физико-математические выкладки, предлагаю вам самостоятельно почитать про этот интереснейший проект ;)

Ещё одно отступление: сколько нам осталось жить на Земле?

По космическим меркам совсем немного. Гигант, который даёт нам тепло и энергию, не всегда будет «добрым». Вы правильно догадались – речь пойдёт о Солнце.

Солнышко приносит радость лишь издалека – вблизи это страшная разрушительная сила.

Уже через миллиард лет из-за солнечной активности на Земле критически изменится состав атмосферы – сильно упадёт уровень углекислого газа, от которого зависят процессы фотосинтеза. Соответственно, уровень кислорода тоже упадёт, и биосфера уже не сможет адаптироваться к таким критичным изменениям.

Но даже если этого не произойдёт, то ещё через 6 миллиардов лет наше Солнышко потеряет свой внутренний топливный баланс, начнёт становится ярче и горячее, и наша Земля, оставаясь на той же орбите, просто сгорит и станет непригодным для жизни куском раскалённого угля.

Альтернатива космическим полётам

Космические корабли – это путь вникуда. Это очень локальная разработка, которая уйдёт в прошлое так же, как ушёл Netscape Navigator :) Более того, не очень понятно, зачем мы из космоса постоянно пытаемся улететь... В космос?

Задумайтесь. Мы уже находимся на огромном космическом корабле. На большом шарообразном, вращающемся космическом корабле, на котором есть все необходимые средства для жизни: кислород, биологическая среда, самые разные возобновляемые ресурсы и налаженные цикличные процессы.

Проблема только в одном: мы не научились управлять этой штукой. Она ходит по своей орбите и вращается в своём темпе. И для космических путешествий нам нужно просто изменить манеру её движения.

Вот он – наш космический корабль, наш огромный и красивый космический корабль.

Мы уже научились влиять на вращение Земли

Давайте рассмотрим, например, китайскую плотину «Три ущелья» длиной 2,3 километра, которую построили всего за 22 года. В период своего максимального наполнения, водохранилище рядом с плотиной вмещает 39'000'000'000 тонн воды, и математические расчёты показывают, что это приводит к изменению инерции вращения Земли. В результате полного наполнения такого объекта земные сутки становятся длиннее на 0,06 микросекунды.

Знакомьтесь – «Три ущелья», один из замедлителей вращения Земли.

Вы скажете, что это совсем немного, но целью данного объекта и не являлось замедление как таковое. Оно оказалось лишь побочным эффектом. При этом на планете есть множество других объектов и процессов, созданных человеком, которые тоже влияют на вращение Земли.

Что, если мы целенаправленно будем строить объекты, которые должны эффективно влиять на скорость и направление вращения планеты? При должном проектировании и подходе цель будет достигнута.

Изменение орбиты – уже немного сложнее

Здесь есть две проблемы: во-первых, сместить Землю со своего пути будет гораздо сложнее, нежели повлиять на скорость её вращения. Во-вторых, при сходе с орбиты и удалении от Солнца критически изменятся процессы в атмосфере – этим тоже нужно научиться как-то управлять.

Посмотрим для начала поближе на первую проблему. Учёные рассматривали несколько вариантов изменения орбиты планеты:

• огромный ионный двигатель планетарного масштаба
  • солнечный парус, механически прикрепленный к Земле
  • гравитационный манёвр за счёт Луны или крупных астероидов

В случае ионного двигателя и солнечного паруса вращение Земли придётся на какое-то время остановить, придать ей нужный вектор движения, а затем раскрутить планету заново. Это основное неудобство этих методов.

Солнечный парус планетарного масштаба может постепенно вытянуть планету с орбиты, но только в том случае, если она не вращается.

С этой точки зрения, гравитационный манёвр выглядит гораздо интереснее: не изменяя манеру вращения планеты, можно влиять на её орбиту другими телами и спутниками, которые двигаются вокруг Земли.

Если нам не хватит для этих задач Луны, то можно транспортировать спутники других планет к Земле, чтобы они окружили её управляемым гравитационным полем. Управлять лёгкими спутниками и влиять через них на планету гораздо проще, нежели двигать непосредственно земной шар.

Что делать с атмосферой при сходе с орбиты?

Во-первых, мы должны понять, что изменения в атмосфере неизбежны. Как я уже писал выше, из-за солнечной активности баланс кислорода и углекислого газа в один прекрасный момент будет критически нарушен. Даже если мы не научимся управлять своей атмосферой, то ею будут управлять внешние процессы и явления.

Во-вторых, понимая это, мы должны научиться «консервировать» свою атмосферу для дальних путешествий. Помните книгу Беляева «Продавец воздуха»? Там атмосферу Земли преобразовывали в такой формат, в котором её можно было хранить в сжатом виде в специализированном хранилище: один маленький шарик вещества содержал в себе кубический километр атмосферы.

Советую прочитать – интересный рассказ :)

Вероятно, и нам для космических путешествий планетарного масштаба придётся научится «консервировать» свою атмосферу на время перелёта. Идея в том, чтобы «отстыковаться» от Солнца, выдержать перелёт, выйти на новую орбиту и там распаковать атмосферу обратно. Звучит страшно, но вполне реализуемо.

Я не знаю, когда именно закончится век бесполезного ракетостроения и космических аппаратов. Вероятно, ближайшую тысячу лет мы будем идти по этому тупиковому пути, расходуя ресурсы планеты на космический туризм и прочие развлечения миллиардеров.

Однако, в какой-то момент, нам нужно будет-таки отказаться от этого тупикового направления и научиться управлять своей планетой. Проще говоря, приделать к Земле нормальный интерфейс управления.

И в отличие от ракетостроения эту задачу нужно решить лишь один раз, а потом множество раз пользоваться решением для адаптации под новые состояния Солнца или для путешествий к другим звёздам (если Солнце окончательно выйдет из строя).

Может быть UI управления планетой будет выглядеть как-то так? Who knows.

Возможно, наша цивилизация и не сможет или не успеет справиться с этой задачей, но мы можем оставить эту идею и все возможные наработки для последующих цивилизаций, которые будут жить на планете уже после нас.

В конце концов, за миллиард лет с этой задачей вполне можно справиться, заходя на локальных витках прогресса даже в такие затяжные тупики как «ракетостроение».

Мы уже в космосе. Мы уже на корабле. Осталось научиться им управлять.

22 репоста

Что, если мы целенаправленно будем строить объекты, которые должны эффективно влиять на скорость и направление вращения планеты?Действительно, разве что-то может пойти не так, особенно с научным подходом-то, ведь уже разработаны и внедрены эффективные экономическик модели, наладили экологию и победили голод в масштабах планеты, повсюду развита инфраструктура и высокий уровень жизни, используем рационально ресурсы, не ни неизлечимых болезней, ни генетических заболеваний, пандемии ушли в прошлое - самое, блядь, время заняться вращением планеты.

Подходящего времени никогда не бывает :) Интроверт всегда всё хочет по полочкам разложить, прежде чем новое начинать.

Но если бы наши предки по полочкам всё раскладывали, то и современных достижений бы не было.

ага, давайте прям щас перестанем развивать космическую отрасль, все равно миллион лет еще жить можно спокойно, тратить ресурсы на это, лучше давайте на войну потратим их например

Кончено, это неотъемлемая часть прогресса, и в философском смысле даже негативный опыт является важной ступенью. Вопрос лишь в том, что ни одно заблуждение не может длиться бесконечно. Космические полёты на аппаратах чисто экономически упёрлись в потолок. Нет столько ресурсов, чтобы продолжать это развлечение.

Кажется, кто-то упустил одну важную деталь. Удаляясь от Солнца Земля будет меньше нагреваться, и температуры будут экстремально низкими, что приведёт к невозможности выращивать урожай, например.

это можно подхватить, увеличив... сжигание углеводоровов, что вызовет глобальное потепление.

Да, это одна из проблем, к которой нужно подготовиться перед выходом с орбиты.

Как мы решаем такие проблемы на космических кораблях? Так и на планете решать будем.