Отшевелились. Почему CD Projekt Red не выпускает дополнения к Ведьмаку

Отшевелились. Почему CD Projekt Red не выпускает дополнения к Ведьмаку

22 декабря 2017 года стало памятной датой. Именно в этот день ведьмак Геральт из Ривии принял решение осесть в уютной Корво Бьянко и поставить точку на своих странствиях, заняться виноделием, рубиться в гвинт с Варнава-Базилем и предаваться всяческим радостям с приехавшей как нельзя кстати Йеннифер.

Вернее решил я. Символичные 200 часов на Стиме поставили для меня временную точку в похождениях ведьмака. Может быть я когда-нибудь решусь пройти ее заново на максимальном уровне сложности, чтобы полностью протестировать все возможные механики, да и чего уж греха таить, ачивку в Стиме никто не отменял. Но это потом. А сейчас во мне остался весьма животрепещущий вопрос, а почему дальше ничего нет? Почему CD Project Red решили больше не выпускать больших сюжетных DLC для одной из самых хлебных франшиз в современном игровом мире? Попробуем разобраться.

Я выбрал 3 основных причины в данном вопросе: дизайнерскую, экономическую и общеорганизационную. Все три причины не являются истиной в последней инстанции, и это всего лишь мое имхо, однако переход в курса компании в сторону Киберпанка является решением нетривиальным и достаточно многогранным.

Причина 1. Дизайнерская.

Я читал много различных версий, почему “Кровь и вино” стала последним официальным сюжетным DLC Ведьмака, но почти все они упираются в СЮЖЕТ, простите за тавтологию. Мол Геральт нашел свой дом, нашел тот край, где ему живется и спокойно, и фривольно, и Боклерское чудище мы замочили, и чизкейк нам и халва. И из падавана он стал мастером – пример с Цири в случае хорошей концовки, и любовь жизни нашел, в случае разрешения линии с Йеннифер, или Трисс, или с кем-либо. И вообще Хэппи энд.

На самом деле причина гораздо проще, чем ее пытаются объяснить. Геральт стал имбой. И все. Никаких сюжетных логических завершений, линий судьбы, предназначений и вот этого всего. Если бы разрабы захотели, то любую мало мальски сюжетную зацепку уж они смогли бы раскрутить до приличной истории. Да и чего далеко ходить. По этой ссылке содержится замечательная статья про выпускницу Scream School Александру Токарюк, которая в качестве выпускного диплома представила шикарнейший концепт по потенциально новому дополнению к Ведьмаку “Пески Офира”. Сюжет про то, как Геральт попадает в Офир после завершения “Каменных сердец”, как разбирается с причинами того, как принц-жаба стал жабой, опять скандальчики, интрижки и неожиданный твист с парой-тройкой альтернативных концовок. Я бы в такое с удовольствием бы поиграл!

Но, увы, ничего, кроме новой ведьмачей школы Скорпиона предложить здесь уже будет нельзя в плане развития персонажа. История с дополнительными мутациями в “КиВ” при должной вкачке и сборке делает из Геральта машину для убийства всего, что движется. И это было круто. Но чем же удивить игроков в новом сюжетном дополнении в рамках развития персонажа? Научить его летать? Телепортироваться? Дать ему пару лишних рук для мечей? Звучит, как бред, поскольку им и является, но, однако, любой прогресс в РПГ по сюжету должен сопровождаться прогрессом способностей персонажа. Даже если без введения новых способностей дать игрокам возможность развить все навыки во всех ветках развития и получить все мутации, то это будет а) скучно; б) все равно имбово. Имея на руках такого ведьмака вполне возможно начинать захватывать мир в одиночку, и ничто уже не сможет помешать Геральту сделать это. Для некоторых игроков это может показаться, конечно, интересным, но, как ни крути, не вписывается такой Ведьмак в произведения Сапковского, к которым относятся с большим уважением. Поэтому увы, никак. Дизайн дошел до предельно допустимого значения, и дальше развивать эту линию не имеет смысла. Возможно, имел бы смысл сделать компанию для Цири, Йен, Золтана и других пресонажей. Но имела ли бы она такой коммерческий успех? Поэтому переходим к фактору 2.

Причина 2. Финансово-экономическая.

Для того, чтобы разобраться, как обстоят дела у CD Project, традиционно отправляемся на сайт взаимоотношений с инвесторами – IR. Вот по этой ссылке.

Скажу сразу, сайт у Проджектов гораздо лучше ЕАшного, который я посещал при написании поста про лутбоксы. Все очень логично и структурированно, поэтому я без больших проблем нашел интересующую меня инфу. Далее я буду публиковать цифры из официальной финансовой отчетности CD Project Red, взятой с сайта Investor Relations.

Итак, самое интересное, разумеется, сколько поляки зарубили бабок с продаж 3 Ведьмака. Это наглядно демонстрирует график Gross Sales ниже (все суммы представленны в миллионах американских баксов).

Общие продажи CD Project Red (в mln $)
Общие продажи CD Project Red (в mln $)

Как мы видим, стремительнийший ВЖУХ случился в 2015 году, когда случился релиз. Проджекты очень толково подошли к выпуску, сделав мультиплатформенный релиз сразу же, а не как в случае с предыдущим Ведьмачинским, когда консольные версии вышли только через год. В данном графике есть мое одно допущение. Поскольку компания еще не отчитывалась за 17 год, значение продаж в этом периоде я спрогнозировал, исходя из динамики продаж по платформам, а также с учетом вышедшей в 16 году “Крови и вино”.

В следующей таблице я попытался расчитать экономический эффект вышедшего дополнения. Для этого сравним динамику продаж 1-2 квартал 2016 года и 2017 года – соответственно года текущего и года релиза дополнения. Получается следующее.

Отшевелились. Почему CD Projekt Red не выпускает дополнения к Ведьмаку

Из таблицы можно увидеть, что компания в аналогичный период недополучила целых 76,5 млн баксов. Много? Конечно, много, даже очень! Но есть один момент. В разрезе данных операций необходимо также рассмотреть динамику производственных издержек (Costs of goods produced), то есть статьи расходов, непосредственно связанных с разработкой. И да, да, я помню про всякое обесценение гудвилла, естественное снижение продаж в связи с покрытием большей части ЦА итд.

Общепроизводственные издержки CD Project Red (mln $)
Общепроизводственные издержки CD Project Red (mln $)

Классическая эконом теория учит нас, что производственные издержки всегда должны коррелировать с продажами. На первый взгляд так и происходит – графики имеют схожую форму, подъемы, падения итд. Но давайте представим себе процесс производства компьютерной игры. Любой. И очевидным будет тот факт, что основные затраты на производство – это заработные платы сотрудников (львиная доля), а также расходы на железо и софт, услуги озвучки и локализации и прочий аутсорс. И в этот прочий аутсорс могут входить сторонние студии, которые делают то же самое, что и рядовые сотрудники компании, только лучше и быстрее. Но и дороже. Скачок в 150 млн костов ожидаем и объясняем конечно же тем, что наверняка Проджекты наверняка вложились в QA, ведь надо было все нормально протестировать, пофиксить, (хотя лично я багла там половил весьма забавного) а также доозвучить, допереводить, хоть и до сих пор неясно, учитывать ли расходы на локализацию, как расходы на производство или же расходы на продажу, которые в эти суммы не включаются.

Но суть в том, что если мы посчитаем суммарные производственные косты за 12-14 года, то есть с момента последнего релиза 2 Ведьмака на консоли, то мы получим в сумме 243 млн баксов. Почти столько же, сколько и потратили в 15 году – во время релиза. И мне, вот искренне кажется, что Туссент как минимум ЧАСТИЧНО, но отдали на аутсорс. Потому что новая локация, новая компания, новые побочки, ну и некоторые моменты были совершенно нетипичны для предущего контента ведьмака – я про горы, которые совершенно по-наркомански были присобачены к скайбоксу.

На пару слов, вернусь к дизайну – горы в Туссенте очень плохие. И не надо говорить про особенности рельефа локации, на Скеллиге рельеф тоже был будь здоров, однако дальние планы были гораздо более интересными живыми. Нет, я не критикую Туссент, я искренне влюбился в этот балагурный винный край с первого же взгляда. Но ИМХО его отдали на аутсорс. Из-за этого в том числе косты так и скакнули. Если есть другая инфа, то сообщите, пожалуйста. Я могу ошибаться, и цифры и 3-я общеорганизационная проблема говорят об обратном.

Вывод – “Кровь и вино” не дали такого буста продаж, как хотелось бы в сопоставлении с издержками производства этого DLC. Увы, похоже на то.

Причина 3. Общеорганизационная.

Не верю, что и Проджектам не приходила в голову идея, что можно продолжать клепать DLC для Ведьмака, рубить капусту и ни в чем себе не отказывать. Это было очевидно еще со времен 2-й части, которая так же была достаточно открыта для введения новых сюжетных разветвлений. Однако, если быть последовательным, то в голове у меня складывается следующая картина. Изначально план был именно таков – зарелизить основного Ведьмака, а затем клепать DLC. Скорее всего “Каменные сердца” разрабатывались параллельно с 3-й частью, а Туссенту уделялось внимания несколько меньше. И вся внутренняя ламповая разработка как раз продолжалась вплоть до 14 года. В 15 же году пришло понимание, что Ведьмак и Сердца можно релизить, но до готовности Туссента еще далеко. Но план был, и сдвигать релиз никто не хотел. Поэтому и случился аутсорс, поэтому возросли косты ТАК сильно.

После релиза Туссента, поняв, что он не сможет отбить вложенные средства, а также с учетом некоторых дизайнерский закупорок, описанных в пункте 1, видимо, было принято решение закрыть лавочку и начать клепать свою IP. С учетом прекрасной практики по работу с IP Сапковского талантливые люди имхо вполне смогут вытянуть новую Киберпанковскую франшизу.

Как я понимаю, не все были согласны с этим решением. Всякие прохладные статьи с ДТФов про увольнения ключевых сотрудников Проджектов имхо как раз и связаны с новой стратегией компании, которую также можно почитать на сайте IR компании. И DLC по детищу Сапковского в нее, видимо, не входят. Ибо в планах Киберпанк и еще одна какая-то новая франшиза, и все это в период до 21 года. Но как минимум с Геральтом из Ривии, видимо, придется проститься.

Вывод

Да и в самом деле, нет большого повода для пессимизма. Что-то подсказывает мне, что с Киберпанком будет в итоге все хорошо, да и Гвинт займет свою нишу среди ККИ. Ну а что до тру-сюжетов во вселенной Ведьмака, все когда-то должно заканчиваться. Покопавшись в отчетности Проджектов у меня создалось впечатление, что у них все довольно неплохо, и они финансово устойчивы, поэтому есть все предпосылки к тому, что они доведут до конца все, что запланировали.

И вот это все я к чему. Поскольку критиковать любое руководство всегда было занятием благодарным, в интернетах ходили выкрики про то, что бабло победило, поляки скурвились и хана Ведьмачинскому. На мой взгляд, решение переключиться на новую франшизу руководству Проджектов непросто, и к решению этого вопроса они подошли взвешенно и профессионально.

И какие нафик простые выборы в компании, сделавшей Ведьмака? “Зло есть зло – большое, маленькое, среднее – какая разница. Зло трудно измерить, его границы размыты. И если надо будет выбирать между одним злом и другим, я не буду выбирать вовсе” – говаривал Геральт. Здесь выбирать, конечно же надо. Поэтому можно только принять этот выбор, потому что в жизни Load Game не сделаешь…

Скопипащщено с моего блога wookie.live - Кинообзоры и финансово-экономическая экспертиза игровой индустрии

11 показ
20K20K открытий
11 репост
45 комментариев

И слава богу, что больше не стали разрабатывать бесконечный ДЛЦ, а бросили силы на новый проект. Ведьмак великолепен в том виде в котором он есть сейчас. Пусть два меча наконец уже займут свое место над камином.

Ответить

Подписываюсь подкаждым словом, и почти под каждым словом автора статьи(кстати спасибо, было интересно читать) так как руки ноги голова туловище ещё не нашло время чтобы оценить КиВ

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Само длц достаточно слабое. Особенно на фоне Каменных сердец.

Ответить

Здравствуйте! Меня зовут Чухур и я слоупок! Я сознательно не играю в Ведьмака 3 т.к. до сих пор не прошел Ведьмака 2 и Ведьмака 1.

Ответить

Как я вас понимаю) Сам всё раз за разом настраиваюсь пройти трилогию с начала

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить