Оффтоп Vladislav N
10 993

Фанатские теории как инструмент маркетинга

Порассуждаем о том, как фанатские теории увеличивают популярность сериалов, фильмов, игр и книг.

В закладки

Что такое фанатские теории

Сегодня фанатские теории (далее в тексте просто ФТ) есть практически по любой популярной франшизе, будь то сериал, игра, книга, фильм или мультфильм. Если говорить обобщённо, то ФТ представляют собой дотошное исследование канона того или иного произведения. Теория призвана выполнить одну или несколько из перечисленных ниже задач:

  • предсказать развитие событий (такие теории характерны для незавершённых линеек произведений — сериалов, многотомных романов, кинофраншиз и прочих);
  • под новым углом рассмотреть сюжет того или иного произведения, а также раскрыть «тайные» смыслы, якобы заложенные в повествовании;
  • объяснить явные нестыковки и противоречия в логике сюжета.
Теории есть даже по «Простоквашино». Правда, они слегка специфичны

Ключевое условие для качественной ФТ — наличие доказательств. Нельзя просто так взять и ткнуть пальцем в небо, заявив, дескать: «Нед Старк жив!». Тезис должен быть подтверждён фактами, взятыми непосредственно из рассматриваемого произведения. Если это крупная франшиза, то принимаются доказательства из любого связанного с ней официального источника. Например, фанаты «Звёздных войн» используют сведения из фильмов, книг по вселенной, комиксов, интервью актёров. Бывает, что искатели истины черпают информацию из нетривиальных источников. Помнится, в одной из теорий авторы ссылались на описания фигурок из наборов LEGO.

Чем меньше в ФТ необоснованных суждений и предположений, тем лучше. При этом теория успешна только в том случае, если её главные тезисы «разрывают шаблон». Лучшие ФТ буквально захватывают дух, переворачивают устоявшиеся представления, не оставляют сомнений в своей правдивости. Примеры? «Джа-Джа Бинкс — могущественный ситх». Нет, серьёзно. Эта теория разрывает шаблонные представления о персонаже в клочья, обладая при этом вполне цельной доказательной базой. Впрочем, есть и другие примеры — о них чуть ниже.

Фанатские теории как неотъемлемая часть проекта

ФТ не рождаются на пустом месте. Большинство гипотез возникает вокруг популярных продуктов, сюжет которых оставляет за собой ощущение недосказанности или вызывает эмоцию наподобие: «Какого лешего здесь происходит?».

Такие сериалы, как «Остаться в живых» и «Мир Дикого Запада», генерируют бесчисленное количество гипотез

Некоторые проекты полностью ориентированы на формирование подобных чувств. В совершенстве эту технику освоили создатели телесериалов. Примеры: «Остаться в живых» (Lost) и «Мир Дикого Запада». Авторы ставят следующую цель: задать зрителю вопросы, над которыми интересно размышлять. Вопросы эти философские, «трендовые», животрепещущие. Такие, которые держат зрителя в напряжении до самого конца. Зрители обсуждают увиденное, знакомятся с теориями, выдвигают собственные гипотезы. Всё хорошо ровно до того момента, пока сериал не заканчивается. В финале выясняется, что у авторов на самом деле не было никаких ответов и они «обманули ожидания поклонников». Если планируется новый сезон — живём (нужно только подождать и нам все-все объяснят). Если нет… Привет фанатам Lost.

«Механика вопросов» работает эффективно и используется не только в сериалах. В литературе эту концепцию эталонно воплотил Джордж Мартин. «Песнь Льда и Огня» изобилует тайнами и секретами. Тут вам и пророчества, которые можно толковать и так и эдак, и вопросы «крови» (кто кому сын/брат/сват), и политические заговоры. По книгам придумано колоссальное количество ФТ, а некоторые из них настолько хороши, что волосы на голове встают дыбом. Если интересуетесь темой, то хотелось бы порекомендовать труды Баэля Барда (можно почитать тут).

Удовлетворит ли концовка ПЛиО ожиданиям фанатов?

Во всех перечисленных случаях тайны и скрытые смыслы возведены в абсолют. Возможность дискутировать и строить разнообразные догадки — основная движущая сила и главная прелесть этих проектов. Однако есть в массовой культуре и такие случаи, когда ФТ живут как бы «отдельно» от произведения.

Фанатские теории как инструмент маркетинга

Просматривая условный Lost, зритель автоматически принимает некие правила игры. Продукт изначально позиционируется как «весь такой таинственный», поэтому создание гипотез рассматривается как естественный и понятный процесс.

А вот у тех же «Звёздных войн» посыл, объективно, совсем другой. Легендарная сага скорее полагается на картинку и спецэффекты, нежели на сюжет, поэтому в лучшем случае может предложить красивую, но достаточно наивную сказку. Тем не менее, на YouTube есть десятки изощрённых ФТ, посвящённых франшизе. Почему это происходит? Логично предположить, что дело в маркетинге.

Фанатские изыскания вольно или невольно выполняют несколько важных с точки зрения маркетинга задач. Одна из них заключается в том, что теории успешно объясняют нестыковки и логические ошибки в сюжете, тем самым заставляя потребителя думать, что продукт глубже и умнее, чем кажется на первый взгляд. Попробую объяснить эту механику на конкретных примерах.

Авторы теории «Большая игра профессора Дамблдора» в свое время предугадали несколько ключевых сюжетных поворотов «Гарри Поттера». Автор изображения: kandoll

По вселенной «Гарри Поттера» имеется громадный теоретический цикл «Большая игра профессора Дамблдора». Его авторы предприняли впечатляющую попытку объяснить ряд откровенных сюжетных провалов Джоан Роулинг. В этой теории предостаточно натянутых суждений (в чём признаются и сами создатели), однако, в общем и целом, задача выполнена: в ходе прочтения вы сможете увидеть в «Гарри Поттере» наметки глубокого и тонко продуманного постмодернистского произведения.

Удивительное преображение для наивной сказки про волшебство, не так ли? Конечно, читателям приятно думать, что за кажущимися промахами автора кроется глубинный смысл. Даже в том случае, если человек осознаёт, что истинной причиной грубых нестыковок в сюжете стала скорее невнимательность, лень или, и того хуже, недостаток таланта. Люди верят в лучшее, поэтому механика работает.

Еще одна задача, которую решают теории — смягчение негатива со стороны разгневанной аудитории. Многие наверняка помнят ситуацию с разноцветными концовками в Mass Effect 3. Ох, и как же тогда полыхало пламя! Петиции, угрозы разработчикам, ожесточённая критика на форумах. В те дни всеобщей неопределённости и чувства обманутости многие нашли утешение в так называемой «теории одурманивания» (The Indoctrination Theory). Надо сказать, продуманная и захватывающая вещь.

«Я всё ещё верю в теорию одурманивания, [...]. Она не только намного-намного убедительнее чем то, что мы имеем, но и подходит идеально». Это самый «залайканный» комментарий под видео с The Indoctrination Theory. Он был оставлен год назад, то есть спустя пять лет после выхода Mass Effect 3. Здесь явно напрашивается: «После стольких лет? Всегда»

Так вот, теория не только представила игру как чрезвычайно тонкое и сложное произведение, но и нивелировала негатив со стороны части фанатов. Это сработало по принципу «а вдруг BioWare в самом деле всё так и задумали?». Более того, желание верить в сакральный смысл разноцветных концовок удержало часть геймеров от того, чтобы окончательно разочароваться в разработчиках. Многие поклонники открыто заявляли, что готовы купить DLC для ME3 только потому, что надеются увидеть хотя бы частичное подтверждение «теории одурманивания». Вдобавок не стоит забывать о той волне дискуссий, которую породила гипотеза. Отсюда вытекает третья функция ФТ — возможность усилить PR-кампанию продукта.

Вернемся к «Звёздным войнам». Франшизе успешно служат все три перечисленных функции ФТ. Только что вышли «Последние джедаи», а на YouTube уже есть несколько изощрённых толкований сюжета фильма. Оказывается, в некоторых дурацких сценах есть как минимум две капли здравого смысла, а шаблонные и пафосные реплики героев содержат свежие философские идеи. Это утрирование, но вполне очевидно, что теории, во-первых, преображают продукт, а во-вторых, смягчают негатив. Невольно задумаешься о том, чтобы дать саге и второй, и третий, и n-ный шанс. Вдруг в следующей части нас действительно ждут эпические сюжетные твисты и зашкаливающий глубинный смысл, который объяснит всё?

Что касается PR-кампании, то и здесь всё работает благополучно. Теории создают необходимый информационный шум, регулярно напоминая о существовании «Звёздных войн» (например, через блок «Рекомендованные» на YouTube). Гипотезы выгодны, так как создаются сообществом, то бишь бизнесу не нужно дополнительно вкладывать деньги. Есть одно «но»: требуется сначала подготовить благоприятную для создания теорий среду. Если бы почва для домыслов легко формировалась сама собой, то мы бы наверняка увидели значительно больше забористой конспирологии, посвящённой таким популярным франшизам, как «Ведьмак» или «Властелин Колец». Но, увы…

Создатели «Звёздных войн» регулярно добавляют в фильмы множество таинственных деталей, чтобы теоретикам было с чем работать. Для зрителя в кинотеатре всё это не имеет значения

В отличие от таких проектов, как «Мир Дикого Запада», теории по «Звёздным войнам» или условной «супергероике» существуют отдельно от произведения. Это значит, что в кинотеатре зритель увидит только спецэффекты, сочную картинку и простенький сюжет. Никаких изысканных игр с философией, символами и психологией. Эти фильмы создаются под запросы другой целевой аудитории — значительно более обширной, лояльной и финансово привлекательной. Если недовольны, добро пожаловать в дивный мир теорий. Сегодня потребитель волен выбирать, какая история ему больше по душе.

ФТ интересуют только часть (притом, специфическую) аудитории, а потому их действие ограничено. Однако судите сами: англоязычные оригиналы теорий «Джа-Джа Бинкс — ситх» и «Сноук – Мейс Винду» набрали по 7 млн просмотров на YouTube. Столько же раз просмотрели русскоязычный трейлер The Last Jedi на официальном канале «Звездных войн». Не думаю, что с точки зрения маркетинга разумно отказываться от столь сочного куска пирога.

#мнения

Материал дополнен редакцией
{ "author_name": "Vladislav N", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 38, "likes": 81, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 15036, "is_wide": false }
{ "id": 15036, "author_id": 39760, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/15036\/get","add":"\/comments\/15036\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/15036"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

38 комментариев 38 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Павел Курганов

12

Я живо помню как на форуме лостфильма после каждой серии "Lost" разгорались жесточайшие дебаты по физике, египтологии и бог знает по чему еще! Каждый кадр разбирался фанатами под микроскопом. Читать это было порой интереснее чем смотреть серию. И продюссеры сериала были на гребне хайпа. Между сезонами я бился с прохождением тестов на сайте, сулившем зачисление в Дарма Инишиатив. И был на волосок от покупки именного дармовского комбеза за безумные 100 долларов. Эх, молодость...😃

Ответить

Антон Жук

Павел
11

Тоже сидел на всех этих форумах, складывал 4815162342, доказывал, что, дымок - это, вероятно, эксперимент Дармы и не моргая смотрел каждую серию. Так, конечно, больше не снимают.

Ну и вообще после LOSTa зарёкся смотреть сериалы, пока их не снимут полностью. Очень уж сильной была душевная травма от постоянных ожиданий новых серий, перерывов между сезонами и горького разочарования в конце. Когда выяснилось, что у сценаристов не было плана и они просто долб*ебы.

Ответить

Артем Кирпатовский

8

"Зачем продумывать сюжет, когда можно набросать рандомной фигни на задники ? Фанаты сами додумают. Нам остается выбрать ток самую популярный бред" , или как я вижу большинство "скрытых" сюжетов .

Ответить

clamorimari

Артем
–3

..так и снимают артхаус и "режиссерское" кино

Ответить

Мария Брэдбери

8

Я лично обожаю фанатские теории. Сам факт того, что люди могут настолько упёрто и старательно исследовать оригинал, находить в нём какие-то потрясающе глубокие мысли и идеи (неважно, задуманные автором, или нет) очень вдохновляет на творчество. Хочется прям детально и старательно прорабатывать свои произведения, вешать в них чеховские ружья и пасхалки, чтобы однажды утром зайти в интернет, и узнать, что во всём это видят нечто Большее.

Ответить

sloa

8

Главный пример забыли.

Ответить

clamorimari

2

цельной доказательной базой

нет. Я ее видал и все сведено к натягиванию совы на глобус

Ответить

onizzzuka

clamorimari
18

Но ведь налезла же! :)

Ответить

Вадим Вольнов

4

Индокринация же реально очень логичная теория в масс эффекте. Да и кто-то из сценаристов периодически легонечко троллил тем, что подливал масла в огонь и что-то писал про индоктринацию.

Ответить

Голубев Ярослав

Вадим
0

И эпический провал - когда выпустили дополнение "экстрактед кут" или как его, с дополнительной концовкой "отказ" которая вместо того что бы развить идею индоктринации - показала "большой болт" положенный на данную теорию - и что текущие сценаристы ME3 вообще не были знакомы с мнением публики , и чем она конкретно была недовольна.

Ответить

murloc

Голубев
0

нет, эпик фейл - это андромеда

Ответить

Голубев Ярослав

murloc
1

Это добивающий гвоздь в крышку гроба.

Ответить

Владислав Краснов

Голубев
0

Extended Cut вообще никак не опровергает теорию индоктринации, хоть и не поддерживает

Ответить

Евгений

2

Разочарование теорий - это последние эпизоды "Звездных войнов".... Все было смыто в унитаз

Ответить

Vladislav N

Евгений
4

Новые теории фанатов доказывают, что надежда еще есть :D

Ответить

Владислав Краснов

Евгений
–5

Смыто в унитаз всё было во времена приквелов. Теперь это всё хотя бы смотрибельно.

Ответить

Михаил Доброхотов

2

Только на днях смотрел теорию товарища Катокрабера, что "Живое" тайный приквел "Венома". Опоздал он на год, когда эта теории была популярна. Куда смешнее он её доказывал. Все друг другу друзья, и поэтому это так. Но вот нюанс, я читал интервью сценаристов, как они придумали этот сценарий. Ни чего общего. Но это интервью не читал товаришь Катокрабер не читал. Двойка.

О чём это я? Ах да. ФТ дикая раковая опухоль современной масс культуры. Рука стримится к лицу, когда читаешь на хорошем ресурсе от хороших комментаторов их внезапную желч в сторону "Звёздных войн" что режиссёр проигнорил все фантеори. Разрыв шаблона ради разрыва шаблона ради просмотров на ютуб.

Оговорюсь, трактовки сюжета с иной стороны произведения читать как раз интересно. Та же теория что Марла Сингер тоже часть личности Рассказчика. А читать что происходит в фильмах Линча вообще одно удовольствие.

Ответить

Dany Sterkhov

Михаил
1

На год опоздал, потому что он почти все сюжеты тырит с западных подобных каналов, лол

Ответить

Алексей Сигабатулин

2

Владислав, спасибо за статью! Чуток поправил оформление.

Ответить

Vladislav N

Алексей
0

Ок, спасибо :)

Ответить

Alexey Andreev

2

В Westworld кто-то обратил внимание на различие логотипов компании. И понеслось... К середине сезона уже вычислили кто есть кто )

Ответить

onizzzuka

Alexey
0

Они перебрали с этим и недооценили фанатов. Хайп раздували намёками вполне намеренно, но уже к середине сезона вежливо попросили Реддит помолчать немного и не портить остальным людям праздник спойлерами концовки.

Ответить

Роман Романов

onizzzuka
0

Как же хорошо, что я их не читал.
Поворот с Человеком в чёрном - это что-то нереальное, такого ведь ещё не было в сюжетах?

Ответить

onizzzuka

Роман
0

Само то, что действие происходит в разных временных линиях, было неочевидным, ведь персонажи-андроиды вообще не поменялись со временем.

Ответить

Роман Романов

onizzzuka
0

Зачем спойлерить на пустом месте?

Ответить

onizzzuka

Роман
0

Извините, я подумал, что вы уже в курсе кто такой Человек в чёрном. Потому что вот заходить в тему про фанатские теории и бояться спойлеров — это довольно странно.

Ответить

Павел Фокс

0

Наглядное проявление СПГС во всей красе. Сначала фанаты думали, что произведения гораздо глубже, и создатели заложили в них скрытый смысл. Теперь фанаты думают фанатские теории это заговор создателей, с целью пиара. Обожаю!

Ответить

Vladislav N

Павел
3

Идея статьи немного мягче. Почему бы не работать с "СПГС", если это востребовано? Не берусь утверждать на 100%, что кто-либо осознанно применяет этот инструмент, но полагаю, что это было бы вполне разумно. Можно сказать, своеобразная форма фансервиса. Но не заговор же. Так, один из вариантов маркетинга.

Ответить

Павел Фокс

Vladislav
1

Да ладно, я же просто возвел в абсолют идею статьи и вырвал тезисы из контекста, как самый типичный представитель этого синдрома) Я по доброму и не всерьез)

Ответить

Denis Kulikov

Павел
1

"Теперь фанаты думают фанатские теории это заговор создателей, с целью пиара" - новый вид фанатских теорий, которые выходят на новый уровень, нежели сериалы и фильмы :D

Ответить

Владислав Краснов

Denis
1

Прям целая постмодернистская деконструкция жанра фанатских теорий

Ответить

Roman WhyBorn

1

увы и ах, но порой действительно интереснее смотреть теории по чём-либо, чем сам фильм\сериал\игру\книгу\комикс ..

Ответить

Геннадий Онищенко

1

Моя любимая ФТ

Ответить

Jampper

1

Еще как хороший пример можно упомянуть игры серии SOULS - и просто культ ФТ вокруг них.
Ну и каналы на ютубе- посвященные исключительно ми имеющие при этом более миллиона подписчиков, например:
https://www.youtube.com/user/VaatiVidya

Ответить

Sergiy Kh.

0

а где же мультивселенная Пиксар?

Ответить

Vladislav N

Sergiy
0

Не счесть их :(

Ответить

Никита Дараев

0

Есть еще Грэвити Фоллз, там чуть ли не все плот твисты угадывали заранее.

See you next summer!

Ответить

Владимир Макаров

0

Вроде его тут ещё не хейтят:

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]