Оффтоп Марат Шабаев
688

Пределы контроля

В российский прокат вышла «Призрачная нить» – возвращение блестящего дуэта оскароносного Дэниела Дэй-Льюиса и перфекциониста Пола Томаса Андерсона. Десять лет назад фильм «Нефть» был высоко оценен критиками и зрителями, новое сотрудничество актёра и режиссёра уже номинировано на несколько «Оскаров».

В закладки

Седоватый подтянутый кутюрье рассказывает своей спутнице, что его мать всегда с ним – в подкладку костюма можно вшить что угодно, и там клок её волос. Режиссёр Пол Томас Андерсон – один из самых талантливых авторов нашего времени – зашивает в подкладку своего нового фильма прекрасную пустоту.

В послевоенном Лондоне крайне успешный модельер Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис), живущий по строгим правилам и не изменяющий своим привычкам, встречает девушку-официантку Альму (Вики Крипс). Как можно догадаться совсем скоро они начнут жить вместе, но хорошего выйдет мало, слишком много различного – он уже не молод, холоден, закрыт, сконцентрирован на работе, она ещё молода, чувственна и тянется к нему.

Разумеется, были причины, по которым фильм стоило ждать. Например, заявление Дэниела Дэй-Льюиса, трёхкратного обладателя «Оскара», что это - его последний фильм (хотя это уже не первая попытка актёра покинуть профессию). Безусловно, это одна из вершин мастерства, его прощальный поклон – в который раз он меняется так, что даже голос кажется совершенно иным. Их парадоксальный дуэт с Вики Крипс, которую после этого фильма просто обязаны заметить все критики, является одной из опор «Призрачной нити» – абсолютная противоположность характеров их персонажей грозит порвать повествование по швам.

Удержать фильм, придать ему форму пытается музыка Джонни Гринвуда, гитариста Radiohead, который не первый раз сотрудничает с ПТА – и это получается прекрасно, хотя, может, тут и не хватает диссонанса и тревожности, звучавших в «Нефти» (2007) и «Мастере» (2012).

«Призрачная нить» пытается делать вид, что рассказывает историю об отношениях немолодого кутюрье и его ассистентки / музы / любовницы. На самом деле, Андерсон занимается тем, что два часа избегает определений, вьётся вокруг да около так, что мы можем прикинуть силуэт, но не примерить костюм целиком. Полу Томасу почти 50 – стереотипный возраст состоявшегося художника, который созрел и выработал свой стиль. Соблазн провести параллель между режиссёром и героем, который к тому же ещё и модельер (читай – Художник), очень велик.

Лейтмотив фильмографии Андерсона прослеживается очень легко – это Власть и Любовь (как частное проявление первого). Связь кутюрье и его музы, пожалуй, и есть пресловутая «лавстори», вот только отравленная, нездоровая, извращенная. Хотя кажется, что у ПТА невозможно «обычная» любовь, потому что доминирование одного партнера всегда на виду, это в том числе и власть Искусства над зрителем. Грибы, которые играют в фильме не последнюю роль, как мы помним из уроков биологии, отдельное царство (ни животные, ни растения) – точно так же и «Призрачная нить», обладая признаками костюмированной драмы и фильма об искусстве, в итоге не является ни тем, ни другим. Мать, являющаяся герою Дэй-Льюиса в бреду, тоже очень любопытна – указывает на природу Кино, которое балансирует между миром мертвых и живых, между реальностью и экраном – призрачный проводник и маркер того, что даже самый щепетильный модельер не может контролировать жизнь в полной мере.

«Призрачную нить» критики ждали очень сильно – и полюбили почти безоговорочно, но – забавный нюанс – на грядущем «Оскаре» фильм, номинированный в шести категориях, не получит почти ничего. Любимец европейских фестивалей, кажется, совершенно перестал интересоваться наградами, но не перестал интересовать нас. Пол Томас Андерсон влюблен в своё дело, он монтирует своё кино так, как шьют лучшую одежду – нет эффекта швейной машинки, есть ощущение ручное работы – кажется даже, что автомобиль, в котором периодически оказываются персонажи, пронзает пространство фильма как игла.

Нить, неуловимая и почти невидимая, становится канатом, которым Андерсон обвязывает зрителя, не давая ему пошевелиться – недаром витиеватые титры в начале фильма сменяются строгими и чёткими контурами в самом конце: вот оно, фильм наконец-то принимает свои строгие очертания только тогда, когда ПТА завершает пошив своего костюма. И не факт, что он придётся по размеру каждому, уж слишком причудлив крой.

На грядущем «Оскаре» шансы у фильма не то что малы, а просто мизерны: костюмированная драма превращается в кино о Форме, где важнее сюжета становится сам процесс просмотра фильма и его создание на глазах зрителя.

{ "author_name": "Марат Шабаев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 20, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 16244, "is_wide": false }
{ "id": 16244, "author_id": 49939, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/16244\/get","add":"\/comments\/16244\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/16244"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

Игорь Ишмуратов

0

Почему тут пусто?

Ответить

Michael

Игорь
1

После Андерсона в сердце всегда пусто

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]