Оффтоп Павел Васильев
8 578

Истоки стереотипов: о зарождении всеми знакомых образов из кино и игр

Какими часто предстают учёные, археологи и художники в кино и играх.

В закладки

Создание запоминающегося персонажа — сложная работа для каждого творца. Описать характер, озвучить мысли, показать действия — здесь воображению нет границ. Но что насчёт визуальной составляющей? Когда рынок переполнен всевозможными типами и образами, трудно с нуля создать героя, который запал бы в душу. Ведь зритель или игрок в первую очередь смотрит на внешность и только потом углубляется в историю.

Но чтобы не страдать над каждой деталью одежды, творцы призывают на помощь всеми любимые стереотипы. Как говорил Джордж Лукас: «Штампы работают, потому что это штампы».

У каждой нации свои стереотипы, без которых мы не можем представить жителя другой страны. Дело касается и профессий. Самый простой пример для нас — брутальный русский военный, что сверлит мир суровым взглядом.

Иногда хочется, чтобы русские и в русских фильмах предстали такими же брутальными

Но русский солдат — это обобщённый образ советского служащего, перемешанного с суждениями о культуре России. Он нам пока не интересен.

В данном случае мы рассмотрим истоки и происхождение тех типажей, что имеют реальные (или выдуманные) прототипы. Хотя они не в точности соответствуют нынешним представлениям о них, долгое время мир не мог избавиться от мысли, что где-то это мы уже видели.

Безумные учёные

Самый часто встречающийся тип учёных — сумасшедший доктор, что не знает границ своего грандиозного ума. Растрёпанные седые волосы, безумный взгляд, белый испачканный халат — никто до сих пор не смог придумать альтернативу самому худшему стереотипу. А ведь сколько героев подходят под такое описание.

{ "items": [{"title":"\u0414\u043e\u043a\u0442\u043e\u0440 \u042d\u043c\u043c\u0435\u0442 \u0411\u0440\u0430\u0443\u043d, \u00ab\u041d\u0430\u0437\u0430\u0434 \u0432 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"7daa7a96-dc3b-a98b-cc12-f777c5388563","width":1920,"height":1040,"size":276705,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0420\u0438\u043a \u0421\u0430\u043d\u0447\u0435\u0437, \u00ab\u0420\u0438\u043a \u0438 \u041c\u043e\u0440\u0442\u0438\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"f82143c4-2739-5d66-b5bc-0040c5c08ed1","width":1280,"height":720,"size":124331,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0414\u043e\u043a\u0442\u043e\u0440 \u041c\u0438\u0440\u0448\u0443\u043b\u044c\u0446, \u00ab\u041c\u0430\u043d\u044c\u044f\u043a\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"4b2ae1ba-66f0-731f-997f-7c8d727a0a99","width":780,"height":439,"size":38790,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0414\u043e\u043a\u0442\u043e\u0440 \u041c\u0443\u0442\u043e, Dr. Muto","image":{"type":"image","data":{"uuid":"bc7cfd8c-2536-d067-48c4-ca018632821a","width":1280,"height":896,"size":179481,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0422\u0438\u043f\u0438\u0447\u043d\u0430\u044f \u0444\u043e\u0442\u043e\u0441\u0435\u0441\u0441\u0438\u044f","image":{"type":"image","data":{"uuid":"1d70ae62-6e5c-b1e5-d794-51927a402caa","width":660,"height":433,"size":51420,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Трудно сосчитать все игры и фильмы, в которых присутствует данный типаж.

Как говорится, за каждым великим учёным стоит великая женщина, и в нашем случае — скромная Мэри Шелли. Для большинства людей это имя мало что говорит, но стоит упомянуть чудовище Франкенштейна, и в голове моментально вырисовываются с детства знакомые герои. И всё это — заслуга восемнадцатилетней девушки, что на спор написала для друзей роман, сыгравший важную роль в формировании жанра научной фантастики. Именно в её «Франкенштейне, или Современном Прометее» 1816 года появилось первое описание сумасшедшего учёного.

Мэри Шелли

Виктор Франкенштейн — студент, что проводит опыты над живой материей и ведёт об этом дневник. Для него не существует совести или морали — наука на первом месте. Сшивая вместе человеческие ткани и органы, он создаёт голема, что оживает после прохождения тока по его собранному телу. Осознав всю мощь и ужас своего детища, Виктор сбегает, явив миру настоящий кошмар и каноничный образ безумного учёного.

О триумфе книги говорить не будем, а сразу перенесёмся на столетие вперёд, в 1931 год, когда вышла очередная экранизация с гениальным Борисом Карлоффом.

«Франкенштейн» вызвал настоящий фурор, став кассовым хитом. Но пока весь мир поёт дифирамбы чудовищу Карлоффа, обратим внимание на Колина Клайва, сыгравшего доктора Франкенштейна. Именно его внешний вид и характер положили начало использованию образа в различных фильмах и играх.

Колин Клайв и его знаменитая фраза «It's Alive!»

Белый халат, дёрганые движения и зловещие запоминающиеся фразы. Клайв настолько вжился в роль, что стало невозможным видеть его в других образах. Клайвовский учёный вдохновил других авторов, в результате чего свет увидело ещё множество похожих персонажей. Первым из них стал Доктор ХХХ — один из каноничных персонажей Уолта Диснея и Арта Бэббита.

«Безумный доктор», 1933 год

Судьба Колина Клайва сложилась не столь хорошо — он страдал от алкоголизма, часто мешал съёмкам и являлся пьяным на публике. Он ещё раз сыграл роль учёного в сиквеле «Невеста Франкенштейна», но так и смог пробиться через славу и величие его партнёра Бориса Карлоффа. Клайв умер в возрасте 37 лет от туберкулёза, вызванного небрежным отношением к здоровью. Печально, что заслугу Колина Клайва особо никто не признаёт. Если чудовище Франкенштейна одно, то безумных учёных сотни, и все они неповторимы.

Но Виктор Франкенштейн — выдуманный персонаж. Хотя его экранное воплощение мало соответствует книжному, реальными прототипами безумных учёных можно считать двух великих физиков: Альберта Эйнштейна и Огюста Пиккара. Именно их внешний вид лег в основу образа.

Если Эйнштейн знаком каждому почти что с пелёнок, то Огюст Пиккар сейчас не столь широко известен, хотя именно его можно считать действительно безумным учёным.

Пиккар знаменит тем, что создал батискаф и стратостат, став практически первым человеком, обуздавшим и высоты, и глубины. В своё время он изучал уран, интересовался космическими лучами, много путешествовал, погружался в Марианскую впадину. А его брат-близнец Жан Пиккар — известный химик, создавший пластиковые шары. Воистину великая семейка!

Братьями Пиккар восхищался Джин Родденберри, отец «Звёздного пути». Пиккары первыми поднялись на стратосферу, первыми погрузились на большую глубину, что стало основной идеей всей франшизы — смело идти туда, куда не ступала нога человека. В дань уважения близнецам Родденберри нарёк их именем лучшего капитана «Энтерпрайза» — Жан-Люка Пикара.

Эйнштейн и Пиккар были сами тиражируемыми учёными своего времени. Их фотографии часто мелькали в газетах и журналах, а их неброский и неряшливый вид с растрёпанными волосами часто становился основой для шуток о типичных учёных. Постепенно их внешность смешалась с характером Виктора Франкенштейна, явив миру бессмертный архетип — безумного учёного.

{ "items": [{"title":"\u041e\u0433\u044e\u0441\u0442 \u041f\u0438\u043a\u043a\u0430\u0440","image":{"type":"image","data":{"uuid":"caec276c-bf93-77e7-ebc6-b999dec7cfc5","width":900,"height":656,"size":124993,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0410\u043b\u044c\u0431\u0435\u0440\u0442 \u042d\u0439\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d","image":{"type":"image","data":{"uuid":"450206fc-817a-03ac-1f5f-a57ec45036d1","width":1024,"height":576,"size":58431,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0412\u0438\u043a\u0442\u043e\u0440 \u0424\u0440\u0430\u043d\u043a\u0435\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d \u0432 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0438 \u041a\u043e\u043b\u0438\u043d\u0430 \u041a\u043b\u0430\u0439\u0432\u0430","image":{"type":"image","data":{"uuid":"813a86f4-32b9-833d-287b-e41e4d19d944","width":744,"height":576,"size":258060,"type":"png","color":"","external_service":[]}}}] }

Бравые археологи

Грязная рубашка, потрёпанная шляпа-федора, хлыст и револьвер — кто в детстве не мечтал с факелом в руках погружаться в затерянные руины? Именно такими мы часто видим археологов, бесстрашных исследователей, что борются за сохранение исторических артефактов.

Фильмов и игр про них — не сосчитать.

{ "items": [{"title":"\u041d\u0435\u0439\u0442\u0430\u043d \u0414\u0440\u0435\u0439\u043a, Uncharted","image":{"type":"image","data":{"uuid":"2586fe25-1b7b-ab84-a273-baf620499f20","width":1600,"height":900,"size":2263429,"type":"png","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0420\u0435\u043d\u043e \u0414\u0436\u0435\u043a\u0441\u043e\u043d, Hearthstone","image":{"type":"image","data":{"uuid":"5d21660e-f193-b521-b114-c6395eb2bf5f","width":853,"height":1080,"size":146776,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u041b\u0430\u0440\u0430 \u041a\u0440\u043e\u0444\u0442, Tomb Raider","image":{"type":"image","data":{"uuid":"559ad8bc-ef2b-d9e1-fce4-74a18d3c88a5","width":2048,"height":1152,"size":536599,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0424\u043b\u0438\u043d\u043d \u041a\u0430\u0440\u0441\u0435\u043d, \u00ab\u0411\u0438\u0431\u043b\u0438\u043e\u0442\u0435\u043a\u0430\u0440\u044c\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"c436efc2-d0bc-aca5-99c7-7ca81d5d0e6a","width":1600,"height":800,"size":106655,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

И весь этот образ обязан своим появлением одному герою, чьё имя пробуждает дух приключений и заставляет слышать в голове бессмертную музыку Джона Уильямса. Имя ему — Индиана Джонс.

Индиана Джонс в исполнении Харрисона Форда

После 1981 года, когда вышел фильм «В поисках утраченного ковчега», мир захлестнула новая волна историй о мрачных руинах и волшебных артефактах. Десятки фильмов, сериалов и игр были обязаны отдать дань уважения доктору исторических наук, борющемуся с нацистами. Или же просто пытаться походить на него.

Одной из первых жертв, попытавшейся обуздать волну авантюры и поисков затерянных сокровищ, стал культовый персонаж Аллан Квотермейн. Литературный герой Генри Хаггарда имеет мало общего с Индианой. Квотермейн — немногословный охотник, выросший в Африке. Жизнь настолько его потрепала, что в каждой мелочи он видит опасность и угрозу.

Его приключения начались поздно — в книгах ему пятьдесят-шестьдесят лет. Но благодаря Ричарду Чемберлену, исполнителю роли в фильме «Копи царя Соломона», мрачный охотник превратился в вечно улыбающегося сердцееда. Не удивительно, что за это и за попытку скопировать Индиану Джонса актёра номинировали на «Золотую малину» в 1985 году.

Аллан Квотермейн в исполнении Ричарда Чемберлена

Иронично, что Квотермейн частично вдохновил создателей Индианы Джонса, но при этом на экранах сам попытался походить на него. Могущество образа Инди было настолько велико, что сумело уничтожить и исказить образ другого культового искателя приключений.

Более каноничный образ старого охотника сохранился в комиксах Аллана Мура «Лига выдающихся джентльменов»

Но вдруг кто-то скажет, что Джонс, наш любимый археолог — всего лишь устоявшийся стереотип? Ничего не поделаешь, сами создатели героя, Джордж Лукас и Стивен Спилберг, признавались, что Индиана — собирательный образ героев приключенческих фильмов 30-х и 40-х годов.

Но это был всего лишь уклончивый ответ. Знатоки и заядлые киноманы сразу узнали в Индиане Джонсе своего старого друга Чарльза Хестона, а именно — его персонажа Гарри Стила из картины «Тайна инков» 1954 года.

Замените лицо Чарльза Хестона на Харрисона Форда, и вы не заметите разницы

На таком внешнем виде археолога настаивала художник по костюмам Дебора Надулман. Пробковый шлем, бывший отличительной чертой археологов и исследователей тридцатых годов, не слишком подходил для ловеласа и любителя уворачиваться от валунов. Хоть Индиана Джонс и был доктором наук, в первую очередь он олицетворение храбреца, готового на всё ради сохранения музейных экспонатов. И именно Гарри Стил вдохновил создателей «В поисках утраченного ковчега» почти полностью скопировать его брутальный внешний вид.

Мы пересматривали фильм несколько раз, и я всегда считала обидным, что киноделы так и не вдохновились создать на его основе сериал.

Дебора Надулман
художник по костюмам

У Гарри Стила было всё, за что мы запомнили старину Джонса — федора, кожанка, сумка через плечо и даже револьвер. Характер у него тоже немного раздражительный и сварливый. Но есть одно большое отличие — Стил не был археологом, он всего лишь экскурсовод в Мачу Пикчу.

Когда фильм «В поисках утраченного ковчега» добился успеха, множество археологов решили урвать немного славы, сообщив, что они и есть тот самый Индиана Джонс. Самым интересным из них оказался археолог Вендил Джонс, специалист по Библии.

Вендил Джонс и его любимая шляпа

Совпадения просто невероятные. Во-первых, фамилия. Даже его имя «Вендил» созвучно с «Инди». Во-вторых, Вендил Джонс специализировался на поисках того самого утраченного ковчега. В-третьих, его узнаваемым атрибутом была федора. Но несмотря на весь ажиотаж вокруг его персоны, сам Вендил Джонс отрицал какую-либо связь с Индианой. Да и Спилберг признался сразу, что Инди — всего лишь кличка собаки Лукаса, а Джонс — вторая по распространенности фамилия после Смита. Да, в изначальных набросках сценария нашего доктора звали Индиана Смит.

Реальными же прототипами Индианы можно считать множество других археологов и исследователей, что посвятили свою жизнь раскрытию тайн истории. Среди них особо можно выделить Хайрама Бингема III, Перси Форсетта, Карла Эйкли, Фредерика Бёрнхэма, Уолтера Файрсервиса, Фредерика Митчелл-Хеджеса. Кстати, именно мемуары последнего легли в основу четвёртого фильма серии — «Королевство хрустального черепа».

{ "items": [{"title":"\u0425\u0430\u0439\u0440\u0430\u043c \u0411\u0438\u043d\u0433\u0435\u043c III","image":{"type":"image","data":{"uuid":"e6955816-bca0-996a-0434-533f4784f8ff","width":3628,"height":2848,"size":1037487,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u041a\u0430\u0440\u043b \u042d\u0439\u043a\u043b\u0438","image":{"type":"image","data":{"uuid":"3dc78060-8a56-a5c7-8637-9bd66395a426","width":1200,"height":600,"size":132755,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0424\u0440\u0435\u0434\u0435\u0440\u0438\u043a \u0411\u0451\u0440\u043d\u0445\u044d\u043c","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b2a73eed-7d3e-6e27-4ef5-e63603f6b2fe","width":2084,"height":1690,"size":1742349,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0423\u043e\u043b\u0442\u0435\u0440 \u0424\u0430\u0439\u0440\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441","image":{"type":"image","data":{"uuid":"88f597e3-b530-eaf0-5de6-7ec01ad653c4","width":832,"height":1024,"size":140500,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0424\u0440\u0435\u0434\u0435\u0440\u0438\u043a \u041c\u0438\u0442\u0447\u0435\u043b\u043b-\u0425\u0435\u0434\u0436\u0435\u0441","image":{"type":"image","data":{"uuid":"543af639-a9ce-9d69-1c1a-a7c18746d2cc","width":750,"height":646,"size":119724,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Харизматичный Индиана Джонс навсегда останется для нас тем самым археологом, с которого копируют образ самоотверженного борца за артефакты, грубоватого, но всегда доброго и юморного искателя приключений. Приятно осознавать, что этот архетип создавался десятилетиями, вбирая в себя всё лучшее от исследователей и увековечивая романтичные кинообразы пятидесятых. И в итоге мы с детским нетерпением ждём очередные приключения бессмертных бравых археологов.

Стильные художники

Так получилось, что художников в кино часто показывают в негативном ключе. Обычно они — самовлюбленные и мало кем понятые персонажи. Само собой, это оммаж или пародия на самого известного художника современности — Энди Уорхола. Наверно, Голливуд всё ещё в обиде за его фильм, где в течение шести часов зрителю показывают спящего любовника Уорхола.

Но есть один устоявшийся стереотип, который мы часто видим в мультфильмах. Закрученные усы, короткая бородка и берет — этих трёх атрибутов достаточно, чтобы изобразить художника.

{ "items": [{"title":"\u041c\u0430\u0448\u0430, \u00ab\u041c\u0430\u0448\u0430 \u0438 \u041c\u0435\u0434\u0432\u0435\u0434\u044c\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"0f35724e-77e3-c3c9-dc7d-e6d269ce2664","width":1920,"height":1080,"size":3177337,"type":"png","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0424\u0440\u0438\u043a\u0430\u0437\u043e\u0438\u0434, \u00ab\u0424\u0440\u0438\u043a\u0430\u0437\u043e\u0438\u0434\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"abada087-9ae2-3fea-1395-b6d2d5a114f6","width":1019,"height":765,"size":269329,"type":"png","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0421\u043a\u0432\u0438\u0434\u0432\u0430\u0440\u0434, \u00ab\u0413\u0443\u0431\u043a\u0430 \u0411\u043e\u0431 \u041a\u0432\u0430\u0434\u0440\u0430\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0448\u0442\u0430\u043d\u044b\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"e019748e-a8c5-e1b1-64de-7257fdce9ae6","width":1061,"height":800,"size":1106353,"type":"png","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0420\u043e\u0437\u043e\u0432\u0430\u044f \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u0440\u0430, \u00ab\u0428\u043e\u0443 \u0420\u043e\u0437\u043e\u0432\u043e\u0439 \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u0440\u044b\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b36f36e8-3a1f-3b00-f46d-f9dbfeb3401b","width":1280,"height":720,"size":113573,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Стоит отметить, что и сами художники часто поддерживали этот образ.

{ "items": [{"title":"\u041a\u043b\u043e\u0434 \u041c\u043e\u043d\u0435","image":{"type":"image","data":{"uuid":"1d8c7eeb-60f2-9c82-91a2-7f21ef9805f4","width":744,"height":1024,"size":322505,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0414\u0436\u0435\u0439\u043c\u0441 \u042d\u043d\u0441\u043e\u0440","image":{"type":"image","data":{"uuid":"2184cc32-8525-3622-a7d7-8b7f7a06d391","width":1465,"height":1830,"size":423809,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u041d\u0438\u043a\u043a\u043e\u043b\u043e \u0420\u0435\u043d\u044c\u0435\u0440\u0438","image":{"type":"image","data":{"uuid":"1cce6dbd-9efa-66f7-c6f1-6cdc3dbb2411","width":1264,"height":1000,"size":193534,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0414\u0436\u0435\u0439\u043c\u0441 \u042d\u0431\u0431\u043e\u0442 \u041c\u0430\u043a\u043d\u0438\u043b \u0423\u0438\u0441\u0442\u043b\u0435\u0440","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b29a9927-d48e-85e4-c175-5369279c2ca7","width":866,"height":1173,"size":251280,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Наличие берета у художника объясняется по-разному. Самый распространенный вариант: краски не попадают в волосы. Это спорно, ведь тогда зачем художники опускают бороду?

Ещё один вариант — береты весьма удобны, в них не жарко в помещении, они защищают от солнца и дождя, не требуют особого ухода. Художники часто были бедны, а береты весьма дёшевы и практичны.

Но, несмотря на все плюсы, именно благодаря одному человеку береты стали неотъемлемой частью образа художника. Виной всему Рембрандт.

Величайший голландец XVII века, мастер игры света и тени, учитель Карела Фабрициуса и Готфрида Неллера. Его картины украшают коридоры крупнейших музеев мира, по мотивам его полотен ставят эксцентричные спектакли. Однако всенародную славу он обрёл поздно, почти через двести лет после смерти.

Среди его бесподобных картин нам в первую очередь интересны автопортреты. Рембрандт просто не мог не нарисовать себя в берете.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"9728cd91-31d5-2af1-203d-988e0c0df8d2","width":800,"height":977,"size":234986,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"9477eb2e-d901-2799-d59d-e1c0d2227928","width":800,"height":966,"size":253489,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"4818ff32-06d6-1655-5a05-0eb7423744ab","width":600,"height":788,"size":252778,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"45ed5216-4926-f7c0-a704-ad3006f32022","width":800,"height":962,"size":183454,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b0c3b2ab-a5aa-8a3f-f376-3e6616dca86e","width":590,"height":800,"size":81583,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"b926b92a-23dc-6241-f513-9612bf4e7a7a","width":800,"height":1041,"size":1146631,"type":"png","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"cc84f6bb-cd24-9654-a8a5-d9b0b766fdac","width":800,"height":1003,"size":112635,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"1dad3ae4-c118-495d-17b7-658d600f1010","width":800,"height":978,"size":135163,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Эта особое отличие автопортретов и создало типаж художника, вечно носящего берет. Пройдёт немало лет, и на образ повлияет другой великий художник — Сальвадор Дали. Благодаря его знаменитым усам стереотип принял свою современную форму, дополнив образ художника ещё одним незаменимым атрибутом.

Обаятельный Дали так и просится перенестись в мультфильмы и остаться там навеки.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"438778d4-497d-ff79-9fd9-85e570dd10f9","width":800,"height":1039,"size":103605,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"df16611d-7bdf-6252-ff43-9b5a949580ca","width":1200,"height":1920,"size":632053,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"00fe367a-9b79-3898-1c08-3f5255ecf580","width":1382,"height":1843,"size":747818,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Ему осталось лишь надеть берет, чтобы навсегда увековечить архетип стильного художника и запомниться как самый экстравагантный и харизматичный сюрреалист в истории.

Неповторимый Сальвадор Дали

Надеюсь, вам понравилась вот такая краткая история возникновения стереотипов. Каждый из них создавался, изменялся и дополнялся, но все они имели отправную точку — своих прототипов. В мире ещё много профессий, образы которых в кино и играх имеют неизменные архетипы. Буду рад рассказать о них в следующих постах, если захотите :)

#истории

Материал дополнен редакцией
{ "author_name": "Павел Васильев", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 44, "likes": 201, "favorites": 48, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 16468, "is_wide": false }
{ "id": 16468, "author_id": 27069, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/16468\/get","add":"\/comments\/16468\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/16468"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

44 комментария 44 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
45

Просто хочу сказать Команде сайта DTF: ребята - вы лучшие:) Среди кликбейтных названий, мусорных лецплеев и прочего шлака, ваш сайт как островок уникальных и полезных статей для тех кому интересна культура видеоигр!

Ответить
11

А при чем тут DTF? Обычный человек сделал хорошую статью

Ответить
11

Он видимо хочет сказать спасибо самой площадке, что она существует и дает вот такие возможности простым пользователям делать контент.

Ответить
15

Да, именно это и хотел сказать. На других сайтах (не буду их называть) концентрация подобных материалов куда меньше. А здесь прям как на подбор. И приятно что редакция всячески это поддерживает, а не начинает ради трафика постить новости о "версусе"...

Ответить
3

Меня этот сайт аналогично привлек этим. Пока контент очень радует и выбор среди сайтов очевиден. ДТФ разруливает!

Ответить
0

ДТФ решает!

Ответить
0

Братишка, я оттуда же сбежал, именно по этой причине.

Ответить
0

Я могу объяснить, почему это так. DTF создают хорошую атмосферу коллективного блога - в этом вся фишка. Я раньше был на лепре и dirty, но сейчас ушёл оттуда, так как они превратились в полный пиздец (спасибо Йовану, который их породил и который их же планомерно уничтожает). Здесь же чувствуется атмосфера *той* лепры и *того* dirty, какими они когда-то были замечательными.

Ответить
16

Хотите брутального русского в русских фильмах? Кое-кто считает, что может это сделать. Уот так уот!

Ответить
10

Ох... Как у человека, который провел некоторое время в реальных археологических раскопках, у меня всегда смешанные чувства об образе археологии в художественных произведениях. Скажем, Нэйтан Дрейк меня раздражает, но у меня толком нет к нему вопросов, потому что он 100% черный археолог. А вот Индиану Джонса я вообще не понимаю. Но однажды я поиграл в Скайфордж, где вторая локация - это остров с руинами древнего храма или что-то вроде, и вот где настоящий треш.
Ситуация - остров захватили бандиты и проводят там свои раскопки. Нас послали, чтобы выбить бандитов, попутно можно собрать таблички с текстом, который никто не может прочесть. Почему нам разрешили их собрать? Потому что для археологов они бесполезны. ТАБЛИЧКИ С ТЕКСТОМ. А собирают археологи тут блестяшки, которые можно переработать на что-то функциональное.
И я такой стою. Так... На острове есть организованная военная группа, входящие в нее люди точно знают, что они ищут, и это не блестяшки. С другой стороны, есть вторая группа, у которой очень мало людей, и которые понятия не имеют где они и что они делают, но ищут блестяшки... А я точно на правильной стороне острова высадился?
В общем, проблема в том, что археологов подстраивают под вкусы обывателей, а обыватель не понимает, как обычный камень с высеченными на нем узорами и черепки от глиняной посуды могут оказаться во много раз более ценной находкой, чем золотая статуя.

Ответить
4

> Почему нам разрешили их собрать? Потому что для археологов они бесполезны

Хах) Для археологов как раз бесполезным становится то, что собрано кое как, без привязки к слоям, без замеров с раскопа и всё такое прочее. Вынул своими выгребущими руками находку из земли и всё, это становится бесполезным для науки, просто древняя вещь. Не все можно типировать просто по виду. В общем, понимаю вашу боль, у самой чёрные копатели вызывают возгорание, особенно те, что накопают что-то, а потом жалуются, что ни один музей это не принимает и наука никому не интересно, пришлось выкинуть. Суки.

Ответить
1

Ну, мой опыт ограничивается пребыванием в качестве студента на археологической практике. Но насколько я понимаю, современные методы анализа материалов позволяют хотя бы век установить плюс-минус точно. По крайней мере, в пределах письменной эры. И половина самых крутых находок в Китае, например, была сделана как раз сторонними людьми - или трассу прокладывали, или в металлом кто-то артефакт трех тысячелетней давности принесет.
Я понимаю, что такие вещи создают проблемы для работы, а черных копателей и вовсе пожизненно сажать можно, но в игре все гораздо смешнее. За нами всюду летает сверхнавороченный дрон, который постоянно ведет видеосъемку и сканирование местности. То есть, при необходимости можно с детальной точностью реконструировать что, где, как и когда взято. Еще и погоду, и кислотность почвы расскажет. Но таблички с текстом все равно бесполезны.
Ой, там дальше еще будет задание собрать фольклор у местного населения. Потому что никто до этого таким не занимался. Потому что не воспринимали как нечто стоящее. Угу. А посылает нас на задание главный архивист и лучший историк на планете. Человек, который живет уже порядка двух тысяч лет, и который мог наблюдать как история превращается в фольклор. И он как бы единственный, кто догадался собрать у народа сказки, хотя мы все как бы выходцы из того самого народа, причем из разных эпох. И это с таким пафосом подается, что я просто не знал, то ли плакать, то ли смеяться. Хотя логично, объясняет почему таблички с текстом бесполезны.

Ответить
4

Мой тоже) Ну ещё и волонтёрила пару лет, ибо зашло.

То что определить современными методами возраст можно - это да, примерно можно. Но возраст то такое. Важно ещё где именно находка сделана. Одна и та же вещь найденная как клад, или в могиле или в мусорной яме может дать разные интерпретации, в особенности в контексте окружающих предметов и по отношению к ним.

Конечно, если идёт большая стройка и что-то вырыли, то лучше уж так получить находки, чем никак. Но по закону на место строительства должны звать и археологов и геологов и проводить раскопки по всем правилам. Конечно же почти никто этого не делает. Хотя подождите, башню газпрома таки передвинули с планируемого места строительства. А для некоторых вещей лучше вообще в земле оставаться лет так на много. Нам рассказывали, что многие вкусные места для раскопок специально не трогают, ждут появления новых технологий.

Ответить
9

А как же мы?

Ответить
4

Вообще, тема "представлений о" (как они представлены в поп-культуре) - это моя любимая и профессиональная тема)) Надо будет тоже внести лепту.

Ответить
2

Очень интересно. Жду продолжения.

Ответить
6

Разве что с терминологией определитесь.
У вас в одном флаконе "типажи", "стереотипы" и "архетипы". Это всё, в вашем терминологическом пространстве, одно и то же? В моем , например, это разные понятия. Лично я "для чистоты" использую слово "представления о X" - оно пока еще вне коннотаций, которые есть у "архетипа" (юнгианский психоанализ) и "стереотипа" (социология + негативный оттенок в массовом речевом употреблении).

Ответить
1

...лучшего капитана «Энтерпрайза» – Жан-Люка Пиккарда.

Ответить
4

Вот мне всегда интересно, почему Кирка многие ставят выше. Звездный путь - франшиза про гуманизм и силу науки. И капитан Пиккарад идеальное ее олицетворение - спокойный и мудрый, сам занимается наукой (археолог) и все сделает, чтобы сохранить мир во вселенной. В то время как Кирк самонадеян, половину вопросов решает с фазером наголо и явно следит за протоколом только потому, что иначе Спок его задолбает. Ковбой, короче. Из всех капитанов, он меньше всех подходит франшизе.... А, да. Теперь еще Дискавери есть. Второй наименее подходящий франшизе.

Ответить
0

Кирк же занимался полетом к неизведанным мирам, там нужен был решительный капитан. Или плохо помню?

Ответить
0

Они все этим занимались. Но у них цель не покорить просторы, а изучить их.

Ответить
0

У Пикара вроде основной задачей было налаживание контактов с уже известными, а не открытие новых, нет?
Дипломат, а не авантюрист

Ответить
0

Предположим. Но есть капитан Арчер, у которого ровна та же задача. И это далеко не ковбой, а взвешенный человек, готовый идти на риск, но и протокол на пустом месте не нарушает. В нем куда больше от Пиккарда, чем от Кирка.

Ответить
0

Ни в коем случае не ставлю Кирка выше Пикарда, каждый из них хорош для своего времени и пространства. Все-таки TOS был не в последнюю очередь несколько наивной, приключенческой историей про дружбу и отвагу, и лихой ковбой идеально в нее вписывался.

Ответить
0

Ну отчасти, но не потому, что этого хотел отец франизы. Юмор в том, что Кирка в сериале быть не должно было. Капитаном должен был быть Спок, но продюссеры заставили вставить в сериал стереотипного для своего времени героя, иначе не поймут. Новое поколение Джин Роденбери делает уже более самостоятельно - и каст заметно отличается.

Ответить
0

Про капитана Спока не слышал, но помнится в забракованном пилоте как раз был более холодный и серьезный капитан Пайк. И заменить его на Кирка пришлось не из-за злобных продюсеров, а по желанию актера, который отказался играть дальше.

Ответить
0

Собственно, Пайка быть тоже не должно было. Тут вопрос не злобы продюсеров, а их видения.

Ответить
2

Меня немножко корёжит от того, что автор перечисляет персонажей, ставших, или придерживающихся, какого-либо клише, в одном списке с персонажами-пародиями на них же. По-моему это немного неправильно.
В остальном материал любопытный.

Ответить
0

Вот, то же хотел написать. Очевидно же, что Рик - пародия на Дока из НвБ, так что пихать их в одну группу как-то не правильно.

Ответить
1

По поводу стереотипного вида археологов. Ну шляпы-панамки-платочки-кепки носят всегда почти, это не стереотип. Под солнцем же работают часто. Правда, поскольку работают в земле, то остальная одежда от стильности далека)

Ответить
1

У нас все в одежде полуармейского образца ходили - крепкие штаны, которые не жалко замарать, простая майка и главное - жесткие сапоги. Мне однажды валун в половину меня упал на ногу, только сапоги поцарапались - я там хвалу всем богам воздал за то, что люди придумали такую крепкую обувь. Ну и да - головной убор обязательно, солнце жуткое было. За те несколько месяцев у меня руки так загорели, то два год цвет не сходил.

Ответить
0

Ахаха)) Я имела глупость один сезон копать в шортах. Загар примерно года полтора держался, солнце дикое в Полесье летом. Следующие сезоны - плотные штаны и рубашка, а под ней платок по самый подбородок и на нос. Жарко, но лучше чем сгореть до мяса. И такое бывало, не у меня правда.

Ответить
0

Можете подтвердить или опровергнуть стереотип об алкоголизме среди студентов-археологов?
Ходили слухи, что на практику лучше не заявляться, если ты как минимум не "КМС по литроболу".

Ответить
0

К сожалению вынуждена подтвердить. Не скажу за всех, но наши таки да. И не только студенты. Хотя... ну на самом деле все студенты бухают, ничего необычного.

Ответить
0

Я слышал много разных и противоречивых сведений, но вот про археологическую практику всегда сходятся 3 вещи — "Обязательные головные уборы, какие угодно, но чтоб была хоть кепка или панамка. Крепкая одежда и обувь, которые не жалко. Уже упомянутый алкоголизм."
А вот противоречивые сведения следующие:
* Целибат на время практики (?).
* Никаких музыкальных инструментов.
* Можно либо пить либо играть на гитаре. (?)

Ответить
0

Ответила вам ниже, промахнулась веткой.

Ответить
0

У нас пили сравнительно мало, и то ограниченный контингент. За все время я только один раз наблюдал, как люди упились в хламину. Я, правда, не могу сказать вызвано это коллективом трезвиников или тем фактом, что выпивку тяжеловато достать в в глуши. В моей группе было удивительно много идейных трезвенников - в востоковеды обычный человек не пойдет, видимо - но с нами были и группы обычных историков и археологов. Собственно, в основном к ним весь алкоголь и стекал.

Ответить
1

Почему Мария-то ёпт? Это вам Елизавета Тэйлор подсказала? =_=

Ответить
0

К слову, Виктор - не первый безумный ученый в кино, до него был Ротванг. По описанию подходит - сумасшедший доктор, безумный взгляд, растрепанные волосы.

Ответить
0

"Метрополис" немой фильм, что лишает радости слышать безумный смех, плюс к этому малоизвестный более полувека. Следует к этому добавить, что во многих версиях из 2.5-часового фильма любили удалять сцены с Ротвангом. Ну, и у Франкенштейна был белый халат, что стал частью стереотипа о безумных ученых.

Ответить
0

З вещи да, правильно слышали. А про целибат повеселило аж. Проверите сами. когда поедете :D Инструменты нельзя тем, кто не умеет играть. Когда пьёшь, играешь хуже. Пьют все. Ну, такое, в общем. Это в теории. На практике, если есть гитара - везите конечно :D Гитара - это круто. За дудочку могут побить, дудочки почему-то многих раздражают, или варганы, или тамтамы, волынку будут терпеть первые дня два.

Ответить
0

Я не историк, просто много слышал именно про студентов-историков и их археологические практики.

Ответить
0

Больше всего раздражает как в кинематографе изображают и представляют IT специалистов, хакеров, сам процесс взлома, а также взаимодействия с девайсами и софтом. Исключение составляет, разве что, сериал Mr. Robot. Других более-менее адекватных примеров и не припомню.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Хидео Кодзима оказался алгоритмом
машинного обучения
Подписаться на push-уведомления