Этичность насилия в видеоиграх
8 марта президенту США было представлено нашумевшее видео, иллюстрирующее бессмысленную, на первый взгляд, жестокость и сверхвысокие дозы насилия.
Но действительно ли видеоигры являются причиной подростковой жестокости и преступлений?
Убойное кино
Примеров жестоких фильмов просто не счесть. Жестокость в кинематографе зародилась вместе с самим кинематографом и эволюционировала бок-о-бок с технологиями. Когда мы думаем о эпохе немого кино, первое, что приходит на ум - это фильмы с Чарли Чаплином, которые не были лишены своей доли жестокости, хотя она рассматривалась скорее с философской точки зрения.
Позднее, Стэнли Кубрик явит свету свой "Заводной апельсин", в котором присутствовали сцены группового изнасилования подростками и "ультра-насилия". Это вызовет широкий общественный резонанс, а сам режиссер будет вынужден изъять свою картину из кинопроката в Великобритании, из-за участившихся случаев преступлений со стороны подражателей
В то же время выходит фильм "Соломенные псы", основанный на романе "Осада фермы Тренчера", который экранизировал американский режиссер Сэмюэл Пекинпа. Критики восприняли картину очень неоднозначно, отметив мастерский подход к съемке, но резко осудив режиссера за излишнюю жестокость в фильме. В то время кинематограф не был пресыщен ни компьютерной графикой, ни ветвистыми сюжетами, а жестокость воспринималась как нечто низкое и животное, не достойное высокого искусства кино.
Вероятно, именно Пекинпа и Кубрик открыли массовому кинематографу тему жестокости, которая не была похожа на глупую скотобойню. Это была холодная, расчетливая, человеческая жестокость и её важно было показать. Именно через эту жестокость отражались проблемы тоталитарных сект, авторитаризма правительства и упадка морали, которыми были пресыщены 60-е годы в США и Великобритании.
Потом выйдут культовые "Техасская резня бензопилой" и "Кошмар на улице Вязов", но по-настоящему возвести жестокость в ранг искусства и игры со зрителем сможет фильм "Пила", первая часть которой вышла в 2004 году. Антагонист с человеческим лицом и благими намерениями произвел необходимое впечатление на зрителя, а изощренные пытки и испытания заставили его вжиматься в кресло, затаив дыхание. "Пила" тут же нашла свою нишу, приковав к себе внимание многомиллионной аудитории. Можно долго спорить на тему того, что так привлекает зрителей в жестоких фильмах, но одно известно точно - их всегда замечают.
Возраст жестокости
Безусловно, пост-советское пространство не может похвастаться трепетным отношением к возрастному цензу видеоигр и фильмов, во многом благодаря самим локальным дистрибьюторам, для которых пренебрежение этими рекомендациями - это способ заработать больше денег.
Однако, во многих странах система возрастного рейтинга давно стала орудием политиков, как, например, в Австралии, где политики консервативного толка лоббируют введение максимальных запретов на насилие, секс и наркотические вещества в видеоиграх. Но насколько будет полной Call of Duty: Modern Warfare 2 без миссии "Ни слова по-русски"? Поэтому нельзя просто разрезать игры вдоль и поперек, пытаясь выбросить из них жестокость.
Безусловно, существует проблема подростковой жестокости, которая порой выходит из берегов и мы сталкиваемся со стрельбой в школах и колледжах. Но может ли эта жестокость быть связана с фильмами? Или с обстановкой в семье? Или с унижениями в школе? Проще всего - запретить жестокие игры или ввести жесткую цензуру для них. Но это не даст ответ на вопрос "откуда берется подростковая жестокость", а лишь усугубит его. И критики насилия в играх в спорах напрочь забывают о том, что зачастую чрезвычайно жестокие игры сопровождаются пометкой "16+" или даже "18+", что должно помочь избежать пагубного влияния на детскую психику.
И наконец видеоигры
Не станем останавливаться на предыстории, скандалах с GTA, Manhunt, DOOM и другими, а сразу перейдем к делу.
И если мы начнем разбирать видео, которое предоставили Дональду Трампу, то сразу станет понятно - зачастую, игра не принуждает игрока к жестокости, она предоставляет ему выбор и это тем более ценно, ведь она учит ценить жизни даже виртуальных персонажей. И даже скандальную миссию из Call of Duty можно пройти без убийства гражданских. В Manhunt, к примеру, главный герой вынужден выполнять извращенные приказания "режиссера" битвы на выживание, у него нет выбора и нам демонстрируют, как работает общество хищников, в котором нет места милосердию, что, если угодно, является своеобразной аллюзией на современное человеческое общество.
Есть целый ряд игр, где жестокость и насилие - это не инструмент, а цель. Одной из таких, например, является Hatred, где главный герой, вооружившись до зубов и возведя в абсолют мизантропию, воплощает последовательный и кровавый план по истреблению человечества.
Ответом стало еще одно видео, где деятели игровой индустрии демонстрировали созидательный процесс в играх, по-настоящему трогательные моменты и невероятные пейзажи. Результат этого хода пока неизвестен, но рассматривая проблему насилия и жестокости, нельзя руководствоваться принципом "жестокость - это там, где кровь", и сразу ставить клеймо.
Как итог, мы видим, что сегодня в очередной раз политические силы пытаются расшатать игровую индустрию, применяя к ней собственные субъективные цензы. И хотя игры называют жестокими, критики боятся заглянуть глубже, туда, где кроются мотивы этой жестокости и насилия, где судьба игровых персонажей лежит на плечах игрока и лишь от него зависит, будет игра жестокой или нет.
В Fallout 2 мне всегда хотелось отыгрывать беспринципного ублюдка, который и глазом не моргнет, отдавая детей в рабство, который сможет предать и нанести удар в спину. Но каждый раз я сталкивался с внутренними барьерами, не позволявшими мне с удовольствием убивать одного персонажа за другим. И это вопрос не о том, кому какая манера прохождения ближе. Это о том, что не игры решают, будут они жестокими или нет, это зависит от людей, которые в эти игры играют.