Как изображали Иисуса Христа в эпоху зарождения религии христианства?

Как изображали Иисуса Христа в эпоху зарождения религии христианства?

Изображение Иисуса Христа в современном мире на иконах довольно привычен - либо небесный правитель, держащий в руках Евангелие, либо мужчина с короткой бородой и длинными волосами, светлой кожей и тонкими чертами лица. Небритым Сын Божий предстаёт лишь один раз, и то - в детстве, когда был младенцем. Но таким Он был далеко не всегда. Раньше изображения Богочеловека были гораздо разнообразнее. Но какие? Узнаете в рамках данной статьи.

Итак, на дворе был первый век нашей эры, когда впервые появилось религиозное течение - христианство, отпочковавшееся от господствовавшего среди израильтян иудаизма. Тогда имевшая полную силу третья заповедь Моисея "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли: не поклоняйся им и не служи им. их: ибо Я Господь , Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий за вину отцов в детях до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня; И проявляя милость к тысячам любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди" (Исход 20:4–6) осуждала идолопоклонство в любом его проявлении и запрещала изображать Бога Яхве и даже Его единоутробного Сына. Поэтому вплоть до третьего века никаких икон или даже фресок с Иисусом попросту не существовало. Его заменяли символические предметы - ихтис (рыба), павлин или якорь.

Даже в Евангелиях, в оригинале нет никакого физического описания Иисуса Христа. Никто даже не знал толком, как он выглядел. Зато в Книге Откровения Иоанн Богослов был свидетелем пришествия духа, похожего на Иисуса с таким описанием: "одет в мантию, доходящую до ног, с золотым поясом на груди. Волосы на голове его были белы, как шерсть, а глаза его — как пылающий огонь. Ноги Его были как обожженная медь, раскаленная в печи (...) Лицо Его было как солнце, сияющее во всем блеске своем» (Откровение 1:12–16 ). В Деяниях Апостолов Иисус воспринимается вообще как вспышка света, похожая на Солнце и сошедшая с небес, способная ослепить того, кто Его узрел.

Самое раннее сохранившееся христианское искусство относится к концу II — началу IV веков на стенах гробниц и катакомб. Тогда впервые стали изображать Иисуса в качестве младенца, взяв за основу библейскую историю Рождества. Далее христиане стали использовать внешность языческих богов и даже героев для формирования образа Иисуса. Так, образ "Доброго Пастыря", где Иисус Христос показан красивым юношей с овцами, был срисован с Гермеса, который тащил на себе барана:

Христос - "Добрый Пастырь"
Христос - "Добрый Пастырь"

Образ Иисуса как целителя также был вдохновлён греческим Асклепием. Ранние христиане также отождествляли Иисуса с греческим героем Орфеем - мол, оба были предметом восхищения из-за их «песен» и принесли людям мир. А потом настал час "воцарения" Христа, которое уже не трактовалось как символизм и метафора. В Греции богов обычно изображали бородатыми и с длинными волосами. В частности, таковыми были Зевс и его близнец - греческо-египетский Серапис (или Сарапис). Даже титул "космократор" («Правитель космоса»), который ранее носил Серапис, в конечном итоге был применен к Иисусу Христу.

К четвертому веку нашей эры полностью сформировался узнаваемый образ Иисуса — длинноволосого, бородатого и одетого в длинную одежду с мешковатыми рукавами. Эта широко распространенная адаптация языческой иконографии к Иисусу не понравилась многим христианам. Фрагмент утерянной работы Теодора Лектора хранит чудесную историю, датированную примерно 465 годом нашей эры, в которой епископ Константинопольский Геннадий исцелил художника, рука которого потеряла всякую силу после того, как он нарисовал изображение Христа с длинными вьющимися волосами, разделенными пробором, как на традиционных изображениях Зевса. Центральный пробор также ассоциировался и с длинноволосыми античными философами. Образ "Христа в Величии", восседающего на троне в полный рост, датируемый четвёртым веком нашей эры, был позаимствован классическими изображениями Зевса и других главных божеств.

"Христос в Величии"
"Христос в Величии"

Есть и второй вариант изображения Христа в качестве «Судьи Мира», вдохновлённый концепцией Страшного Суда. Здесь восседающий на троне Христос XIII века показан полуобнажённым - обычно в одеждах, откинутых выше пояса, обнажив раны во время избиения, распятия и протыкания копья в тело. Он смотрит прямо на зрителя и жестикулирует руками, отправляя грешников и бесов в Ад, которые изображены по левую сторону от Христа, а праведников - на Небеса (они изображены справа от Христа). В эпоху Возрождения к этому предмету относились более свободно; Христос и его двор поднимаются в облака и распределяются, стремясь к гармоничной и «естественной» композиции, а не к сомкнутым рядам прошлого.

Христос "Судья Мира"
Христос "Судья Мира"

Упомянутое изображение Иисуса Христа на руках у Девы Марии, ставшее особенно популярным в иконографии, являлось адаптацией статуи египетской богини Исиды, кормящей своего сына Гора. Образ Иисуса Христа как "Вседержителя" и "Царя Царей" в пурпурных или золотых одеяниях появился, начиная с середины 4-го века, после того как христианство было узаконено в 313 году и завоевало императорское расположение. В Византии Иисуса на иконах и фресках изображали по образу и подобию императоров. Некоторые ученые отвергают связь между политическими событиями того времени и развитием иконографии Христа, считая это изменение чисто богословским, возникшим в результате смещения понятия, фокуса и титула Пантократора («Владыка всего») от Бога-Отца, то есть - Яхве, к самому Христу.

Нимб вокруг главы Христа был перенят с божества Солнца поздней Римской империи под названием Sol Invictus («непокоренный, непобедимый»), которое, в свою очередь, является симбиозом раннего римского и сирийского богов. 25 декабря 274 года нашей эры, римский император Аврелиан установил культ этого бога и день солнцестояния. Позже католики переняли дату Рождества Христова именно от римского бога Сола. Позже, в начале V века и по сей день нимб вокруг Иисуса стал крестообразным. А вот золотой нимб стали изображать на иконах святых.

Как только бородатый и длинноволосый Иисус стал общепринятым изображением, черты его лица постепенно начали стандартизироваться и постепенно трансформировались в более привычное ныне изображение. Этот процесс длился, по крайней мере, до VI века в Восточной Церкви и гораздо дольше - на Западе, где чисто выбритый Иисус был распространен вплоть до 12 века нашей эры. В то время, как западные изображения Христа на иконах и картинах времён Возрождения были все больше нацелены на реализм, в восточных иконах чаще всего упор делался на символизм.

Стоит сказать также, что вплоть до X века нашей эры именно образ Иисуса часто фигурировал в качестве изображения Бога-Отца, Яхве, поскольку всякое изображение Бога порицалось и считалось грехом, а иконописцев тех лет удерживали от этого страх и трепет. Порой и кажется, что на иконе у Иисуса появился брат-близнец или двойник. В иконографии Яхве обычно изображалась только небольшая часть, в основном - рука, иногда - лицо, но редко - весь человек в целом. Во многих изображениях фигура Сына чаще всего вытесняет Отца. Двойное изображение Иисуса Христа на иконе фигурировало вплоть до XIV века, когда появилась фреска "Ветхий Днями", где Яхве стал изображаться как седовласый старец, в белых одеяниях, с длинной бородой, иногда - с треугольным нимбом (как отсылка к Троице) или с папской тиарой:

Бог Яхве - "Ветхий Днями"
Бог Яхве - "Ветхий Днями"

А уже в XVIII-XX веках Бог-Отец Яхве и Иисус Христос стали изображаться привычно и по отдельности.

5.1K5.1K показов
1.3K1.3K открытий
54 комментария

Мне больше всего нравится, как описывались ангелы в ветхом завете:

Ответить

Там если почитать, абстрагируясь от источника (в ветхом)
Или дать кому-то почитать, не указывая откуда это - скажут, что описывается дрон из фантастического ужастика

Ответить

Как это обычно и бывает.
Хорошая поначалу идея с течением времени превращается в то, во что превращается (попробуй сейчас скажи в церкви, что развешанные иконы это идолопоклонничество, сожрут, да еще под суд отправят, как оскорбление чувств верующих))

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Иконы ещё куда ни шло. Вот если бы в одном из главных храмов страны повесили фуражку Гитлера - это была бы уже точно дурка. Хотя, постойте ка...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить