Эстетическое потребление спасет человечество

В книге «Так говорил Заратустра» Ницше привел новый образ личности— Übermensch. Мысль о сверхчеловеке вполне может стать реальностью. Дабы ее осуществить, общество, для начала, должно перейти на эстетическое потребление.

Эстетическое потребление спасет человечество

Потребление и шесть стратегий

Что есть потребление? Говоря простым языком, потребление — это использование различных объектов или субъектов для личной пользы индивида или общества.

Рассмотрение потребления с научной точки зрения началось ориентировочно в конце XIX века. Чтобы войти в период употребления необходимо покинуть стадию производства.

Всего существует 6 видов потребления или стратегий. Каждый тип можно представить в виде иерархической пирамиды Маслоу. Начнем снизу вверх.

Базовый

Выражается в удовлетворении индивида: продуктами питания, жидкостями, одеждой, крыши над головой и т.п.

Функциональный

Связан с прогрессом, развитием. Это любые технические изобретения, услуги, маркетинг, образование.

Демонстративный

Демонстрация социального положения — одежда, машины, брендовые телефоны или посуда, членство в закрытых клубах и т.д.

Рынок фейковых товаров служит маркером доминирования данного типа потребления в определенных странах. Например, стратегия демонстрации наиболее развита в России и проявляется через понты: Rolex за 10$, подделки украшений в стиле Pandora, сумки аля Louis Vuitton. А для Китая фейковые товары в недавнем прошлом были движущей силой экономики, и для китайского социума не являлись предметами статуса.

Эстетическое потребление спасет человечество

Символический

Сюда относятся все знаки, символы.

Примеры:

  • логотипы Gucci на футболочках;
  • чтение (типографские символы), просмотр фильмов;
  • религиозные и иные знаки— буддизм (ॐ), масонство и т.п.

Идейный

Потребление определенной идеологии.

Считается самым действенным и мощным типом стратегии. Возникает после удовлетворения базовых потребностей, как правило присуща развитым обществам.

Проявления: социальная идеология, вегетарианство, zero waste.

Эмоциональный опыт или личное потребление

Все что нацелено на личность, переживания. Не может существовать отдельно, так как данный тип всегда вытекает из других стратегий.

К переживаниям относятся:

  • путешествия;
  • знакомства;
  • поедание сладостей;
  • хобби и т.д.
Эстетическое потребление спасет человечество

А где эстетика?

Данная стратегия относится к последнему типу — личное. Эстетическое потребление возникает только в цивилизованных странах, где общество «модерна» нацеленно на демонтаж иерархических систем. Такие общества не нуждаются в демонстрации статуса, они стремятся к созерцанию, личностному развитию, тем самым рождают элитарную культуру.

Эстетика позволяет снижать уровень физического сверхпотребления, а сам эмоциональный опыт является глубоким, сложным и интересным процессом. Индустрии, которые стремительно развиваются в сфере личных переживаний — музеи и туризм. Первые позволяют культивировать и взращивать эстетическое потребление. Вторые заявляют, что люди только в роли туриста могут узреть функционирование общества и мира в целом.

Стоит упомянуть урбанистику. Обустройство городских и общественных пространств оказывает не только положительное влияние на психику людей, но так же позволяет снизить социальное давление, превращая районы гетто с базовыми потребностями в нормальные и социально приемлемые области (тем самым стимулируя людей идти вперед по лестнице потребностей).

Эстетика урбанистики не всегда реализуется через постройку новых конструкций, отвечающих современным тенденциям архитектуры. Чаще она проявляется через сохранение культурного наследия, его облагораживания, реновации.

Ролик про Швецию)

Другой источник эстетического переживания — игровая индустрия, а конкретнее VR. Очки с виртуальной реальностью позволяют человеку попасть в любую точку мира или, например, посетить Лувр ночью, при условии, конечно, что разработчики будут выпускать такие игры.

Могу выделить плюс такого метода — массовость и доступность, особенно это касается людей с ограниченными возможностями.

Вполне возможно, что некоторые игры, можно будет приравнять к «классике», наследству, которое будет признано поколениями. Ведь в них так же можно разглядеть эстетику — сочетания цветов и форм окружающего мира, золотое сечение в построении внутри игровых сцен, тела персонажей — мышечный тонус, рост, собирательный образ и т.п.

Эстетическое потребление спасет человечество

Музыка, культуризм или любой другой спорт — это тоже потребление эстетики, второе на практике особенно полезно в личностном опыте)

Жизнь и личность человека — есть высшая ценность «модерна».

Иерархические системы уже прошлый век и нуждаются в демонтировании, эта старая модель тормозит развитие общества и не позволяет подниматься по лестнице потребления.

Продолжая придерживаться модели базового и демонстративного потребления, человечество обречено потратить все данные ему ресурсы в пустую и обречь свое существование. Это не означает полное вымирание физически, это больше умирание духовное. Живя консервативным прошлым, невозможно попасть в прогрессивное будущее.

Стремления должны быть перенаправлены на созидание. Обществу пора переосмыслить ценности и войти в новый век просвещения.

2222
48 комментариев

Яндекс.Дзен, уходи.

23

Лучше оставим местный Пикабу🤦

Эстетическое потребление возникает только в цивилизованных странах, где общество «модерна» нацеленно на демонтаж иерархических систем. Такие общества не нуждаются в демонстрации статуса, они стремятся к созерцанию, личностному развитию, тем самым рождают элитарную культуру.

Демонтируем иерархические системы, чтобы создать элитарную культуру?


Вся статья - набор бессвязных утверждений, которые автор выдает за аксиомы. В целом, тут нечего обсуждать, потому что автор никакой конфликт не обозначил и предлагает жить хорошо и не жить плохо.

16

Комментарий недоступен

13

Зачем мне посещать лувр если я могу посетить японскую школу с феликсом

3

Жаль, что обычные работяги так реагируют на правильные идеи, которые мало кто осмелится защищать, не говоря уже о служении этим идеям, одни шутники в комментариях

7

Ох уж этот лишенный чувства созидания и осознанности плебс

1