Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

Павильон станции «Арбатская»
Павильон станции «Арбатская»

Хочу сделать официальное признание: я обожаю московское метро. И дело вовсе не в его чистоте, удобстве, стабильности работы и прочих атрибутах «похорошевшей Москвы» (+15 р. от мэрии). Метро было для меня отдушиной задолго до пресловутой эры велодорожек, в якобы «тучные» нулевые, когда большая часть города на самом деле представляла из себя довольно унылое зрелище. Далёкой от идеала была тогда и подземка, встречавшая пассажиров духотой, грязью и криповыми попрошайками всех мастей. Тем не менее, она всегда воспринималась мною не просто как общественный транспорт, а гигантским оазисом красоты прямо под бетонными джунглями. И меня удивляло и продолжает удивлять, что большинство людей в столице будто этой красоты не замечают.

Станция «Дворец советов» (с 1957 г. - «Кропоткинская»). 1936 г.
Станция «Дворец советов» (с 1957 г. - «Кропоткинская»). 1936 г.

Немногие знают, но вообще-то разговоры о необходимости создания в Москве метрополитена начались ещё при царской власти. К началу ХХ века скоростные поезда уже ходили под Лондоном (с 1863 года), Будапештом, Парижем и другими крупными западными городами. Российскими инженерами было разработано свыше десятка проектов, вызвавших ожесточенные споры среди чиновников и критику прессы, но ни один из них так и не был реализован. А потом случилась революция, следом Гражданская война и всем на долгое время стало не до метро.

Один из первых проектов метро предполагал строительство эстакад непосредственно на Красной площади 
Один из первых проектов метро предполагал строительство эстакад непосредственно на Красной площади 

Первая линия московского метро - разумеется, красная - была открыта 15 мая 1935 года и тянулась от «Сокольников» до «Парка культуры». Нетрудно предположить, что запредельная, очевидно излишня для общественного транспорта декоративность была частью Сталинской пропаганды. Об этом прямым текстом писала и партийная газета «Правда», называя метро «могучим агитатором за социализм». Агитация, надо сказать, работала. Вот что писал будущий автор «Маленького принца» Антуан Экзюпери после визита в столицу СССР:

Народ, который при реализации метро придаёт столько значения роскоши и свету, при этом сочетая практичное с приятным, уже построил главное - это народ, который уверен в своём будущем»

Конечно, именитый француз вряд ли посещал коммуналки и бараки, в которых жили простые советские семьи в те годы. Метро было местом, в котором коллективное благо превосходило личное, и в этом смысле оно полностью соответствовало идеологии, декларируемой государством. В Москве на тот момент почти отсутствовал частный транспорт, зато общественный был похож на гигантский дворец, где каждый рабочий и каждая колхозница мог почувствовать себя хозяином жизни.

Московское метро - главный памятник советской утопии, представлений о величии грядущей эпохи. В этом и состоит сегодня его культурная ценность: всего за несколько десятком рублей мы оказываемся в крупнейшем музее в мире, где красота станций-экспонатов несёт не только эстетический, но и глубокий исторический смысл.

Наземный вестибюль станция «Библиотека им. Ленина». 1936 г.
Наземный вестибюль станция «Библиотека им. Ленина». 1936 г.

А ещё Московский метрополитен греет мои патриотические чувства.

Дело в том, что большинство крупнейших сталинских проектов было сделано или под надзором западных специалистов (ГАЗ, Днепрогэс, тракторные и металлургические заводы), или при помощи буквально рабского труда (БАМ, Беламорканал). Метро же строилось под руководством инженера Павла Роттерта - этнического немца, но давно обрусевшего, связавшего свою жизнь с Россией, а затем и с СССР. Его заместителем был уроженец Николаева Константин Финкель, который ранее участвовал в строительстве Берлинской подземки.

А главной рабочей силой выступали десятки тысяч добровольцев со всей страны, которых набирали в комсомольских организациях и которые, по воспоминаниям самих работяг, воспринимали проект с огромным энтузиазмом.

Ну и вишенка на торте: судя по информации из открытых источников, в процессе строительства, несмотря на всю его сложность, не произошло ни одной крупной аварии с человеческими жертвами.

Бригада строителей-первопроходцев на собрании. Начало 30-х.
Бригада строителей-первопроходцев на собрании. Начало 30-х.

На сегодняшний день в Московском метрополитене 14 линий (без учёта монорельса и МЦК) и аж 263 станции. Удивительно, но достойными в эстетическом плане кажутся большинство из них. Некоторые новейшие станции и вовсе можно не кривя душой назвать шедеврами: «Славянский бульвар», «Достоевская», «Фонвизинская», вся Солнцевская линия. Но самыми прекрасными я считаю всё-таки ранние работы. Попробую их проранжировать потому что… почему бы и нет ? В скобках будут обозначены линии, на которых расположены станции. Все фотографии - не мои 🤷‍♂️


Пишите в комментах, какие станции в Московском метро или в метро вашего родного города вы считаете самыми крутыми.

————————————————————————

10. «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

9. «Новокузнецкая» (Замоскворецкая)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

8. «Таганская» (Кольцевая)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

7. «Проспект Мира» (кольцевая)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
<br />

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

6. «Электрозаводская»(Арбатско-Покровская)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

5. «Новослободская» (Кольцевая)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

4.) «Арбатская» (Арбатско-Покровская)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

3. «Киевская» (Арбатско-Покровская)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

2. «Маяковская» (Арбатско-Покровская)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

1.) «Комсомольская» (Кольцевая)

Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории
Внизу - большое достоинство: персональный топ-10 самых красивых станций Московского метрополитена + немного истории

————————————————————————

2.5K2.5K показов
328328 открытий
5 комментариев

В Питере - Автово. Тоже сталинский ампир.

Ответить

Да, метро в Москве очень красивое

Ответить

Беспокоит что снова стала появляться безвкусная реклама в вагонах. Вроде запретили же

Ответить