Безмерно опасны, безумно прекрасны
Драконы: большая подборка артов и дискуссия о культурном феномене
(… и виверны тоже!)
Сегодня у нас будет максимально экспериментальный пост. Никто не ждал, никто не просил. Надеюсь, что получилось достаточно интересно и вы как минимум найдёте себе новую обоину на рабочий стол и улыбнётесь.
В начале мы рассмотрим большую подборку артов с драконами, полную чарующей, первобытной эстетики. Эстетики мира, в котором ещё жили чудеса. Больше: летали прямо среди нас!
Затем перейдём к самой сути: актуальному посланию образа драконов людям. В процессе попробуем ответить на вопросы:
- Существуют ли драконы?
- Если да, то где их искать?
- Почему ими так одержимы художники? Почему и нам не стоит о них забывать?
Fellow humans, human fellas!
Я вам лонг оформил и в благородство играть не буду. Ознакомьтесь с ним и мы в расчёте!
Ещё 3 (бес)полезных дисклеймера:
- Автора понравившегося арта можно найти так: проштудировав арт глазами на наличие подписи / при помощи волшебной страницы, рисующей образ и место хранения того, что ты у неё спросишь
- Если разрешения какой-то картинки лично вам не хватило — можете воспользоваться следующим артифакт.ио (первые несколько раз он даже не требует маны)
- Если и у вас в коллекции завалялся годный арт по теме, не попавший в подборку — обязательно поделитесь им в комментариях после прочтения. DoRAGON: Gotta Catch ‘Em All!
Начнём.
Полетели!
а ещё такие…
Массивный чешуйчатый корпус, рога, хвост и крыльями машет -
Интересно, что помимо вполне очевидных признаков, у драконов определённо есть
Секрет
Каким-то образом они умудряются быть эстетически притягательными с самых разных, на первый взгляд плохо совместимых сторон.
При анализе накопленной за годы коллекции артов, непроизвольно получилось выделить 3 доминирующих эстетических направления. Вместе они складываются в весьма "говорящий" образ, но об этом чуть позже.
Этими направлениями стали:
I. Единение и борьба со стихией
II. Сотрудничество, противопоставление и подчинение человеку
Всё ещё не находите драконов привлекательными?
Тогда мы идём к вам!
И начинаем считать:
III. Разрушительная мощь
Где и как найти дракона в реальности? Что ждёт нас в худшем случае?
Нет, не он. Взглянем же на самого зрелищного и грозного хищника, оставленного напоследок.
Взываю к вашей человечности: уберите от экранов стариков, детей, и беременных котиков! Готово? Тогда
Нет, серьёзно,
котятки не стоит совать свои носики в эту темочку. Вы сонненькие, сладенькие, вам все потягушки. Это не то. Это не медвежатки и даже не пингвинчики. Сюда лучше хвостиками не хитрить. Серьезно, любой из вас будет сидеть на головке. Лучше садитесь на коленочку и прижимайтесь нежненько к животику. Я вполне понимаю что данным сообщеньицем вызову дополнительный интересик, но хочу сразу предостеречь пытливеньких — стопушки. Остальные просто не поднимут лапок, что прокрутить дальше…
ВСЁ! Все печати разрушены, все запреты низвергнуты. Но я предупреждал!
Содрогнись же, смертный, пред Великим! Пред Ужасным!
Многие горазды ухмыльнуться над мистером Пыхтелкой!
Это не мудрено, ведь подобные ему — последние представители своего рода в нашей обозримой, материальной реальности. Да ещё и такой безобидный: давно уже не двигается, не говоря о том, чтобы пугать кого-то и причинять вред. А больше-то никаких драконов и не видно!
Или нет?
Здесь стоит вернуться к секрету драконов, обозначенному ранее.
Можно долго рассуждать и спорить об эстетической составляющей вопроса. Одно вполне конкретно: восприятие красоты и наша тяга к её воспроизведению через творчество — в значительной степени обусловлены феноменом нашего сознания.
Говоря проще: по какой-то причине драконы остаются для нас очень эффективным, привлекательным и даже полезным образом-идеей.
Почему именно драконы, а не ещё какой-то *monsterName*? Возможно потому, что ни один другой образ не умещает в себе столько противоречивых эстетических категорий.
Существует ли какая-то не-трансгрессивная привлекательность (то есть: не эстетика «переходящего грань», отвратительного и ужасного), связанная с образом зомби? Образом какого-либо другого монстра?
На ум приходят разве что вампиры, но и они недостаточно самостоятельны с эстетической точки зрения. В большинстве случаев, визуально это все те же люди, но бессмертные, с бледной кожей и вульгарным пристрастием к жидкости, напоминающей вино.
Аналогичная ситуация с демонами. Меняем неестественно светлую кожу и томный взгляд бессмертного на рога и причудливые глаза по типу кошачьих… и вуаля!
И лишь драконы существенно отличаются от людей в визуальном плане, но при всей возможной их жуткой опасности — не теряют способности быть прекрасными.
Окей, допустим драконы чуть интереснее всех остальных, но что с того?
А то, что мы неспроста зачарованы ими, хотя в обозримом материальном мире ничего страшнее мистера Пыхтелки уже и не найти. Почему так?
Не время для драконов?
Наши предки, безымянные герои прошлого, очевидно победили драконов из плоти и костей. Это было настолько давно, что «уже неправда». Настолько неправда, что истинный смысл драконов давно был утрачен в бесконечных циклах круговорота культуры. Мы глубоко романтизировали их образ.
Также, как в своё время романтизировали образ их оппонентов — рыцарей. Позже выяснилось: и принцесс не особо спасали и пахли отнюдь не розами.
Романтизация драконов оказалась ещё сильнее: тут и там в мановение ока приручаем и разыгрываем с ними безумно красивые баталии. Так же легко побеждаем, «когда надо». Однако побеждаем в своих фантазиях мы в основном тех самых драконов — из плоти и костей.
А кто сказал, что они единственные настоящие?
Ранее, мы выявили следующие доминирующие направления в артах с драконами:
- Единение и борьба со стихией — драконы как часть живой природы, такая же часть как и мы сами
- Сотрудничество, противопоставление и подчинение человеку — драконы как нечто вне человека, но с чем человек остаётся неразрывно связан
- Разрушительная мощь — драконы как элемент стихийного хаоса, олицетворяющего первичную недружелюбность окружающего мира и неживой природы в частности
Интерпретировать эти тенденции можно следующим образом:
- естественное
- обусловленное извне, но влияющее на человека
- несущее значительный разрушительный потенциал
Так и получается, что есть ещё настоящие драконы. О них нельзя забывать и они никогда не были окончательно побеждены. Они относятся к идейной сфере, а именно…
Evil Within
Со страхами есть 3 нюанса.
Первый: так как они естественны (обусловлены природой) — они находятся за рамками категорий хорошо/плохо. Они есть.
И тем не менее, в сегодняшнем мире большая часть страхов лишь излишне сковывает людей, а не спасает им жизнь/честь в племени и прочее, за что так переживает «мозг рептилии».
Второй: покуда они не являются чем-то материальным, вроде крылатой ящерицы с не самыми реалистичными аэродинамическими ТТХ — окончательно победить их нельзя. По крайней мере, пока остаёшься человеком.
Подобно тому, как нельзя победить идею, покуда остаются её носители.
Даже в «призраках в доспехах» будущего, трансгуманистах, что заменят кровь и плоть на кремний, силикон и металл почти наверняка будет жить призрак страха смерти.
Что делать, если нельзя победить?
Алекс Алис
С Алисом сложно не согласиться, но с 1 оговоркой: победа всегда будет заключена в конкретном моменте. Она не будет окончательной и бесповоротной. Разве что этот момент станет вашим последним на фоне цветущих сакур.
Впрочем навряд ли мёртвым героям придётся ещё столкнуться с внутренним драконом. Чего не скажешь о живых!
Для нас в данном контексте важен скорее сам процесс, а не цель. Путь, а не место назначения. Борьба, а не эфемерная победа, которая почему-то должна стать окончательной, чтоб прям «…и жили долго и счастливо».
Иными словами: игра.
Важно помнить об игре и поддерживать её. Кто как не homo ludens (человек играющий) может понять равноценность «пути» и «места назначения»? Животного удовольствия от приятного геймплея и возвышенного, как самая красивая музыка, катарсиса по окончании прохождения любимого шедевра.
Это важно, потому что… (и третий нюанс)
Игнорирование внутренних драконов может обесценить любую победу над внешними
Раз уж мы обратились к метафорам, можно сказать, что и внешние драконы никуда не делись. Болезни, природные катаклизмы, социальные проблемы и прочие внешние обстоятельства — чем не «драконы»? Драконы.
Но решатся ли все наши проблемы с победой над внешними драконами?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к фильму 1988 года «Убить дракона».
Главный герой, рыцарь Ланселот натыкается на поселение людей, порабощённых многоликим драконом. Вскоре он выясняет, что люди в общем-то не чувствуют в происходящей тирании никакой проблемы — они привыкли пресмыкаться и в этом же находят свой покой.
Ланселот решает сразиться с драконом, чтобы дать людям возможность обрести свободу.
Разумеется, ни сами люди, ни дракон не приветствуют его начинания и создают на пути максимум препятствий. По счастливому стечению обстоятельств ему удаётся дожить до битвы и сразиться с драконом. Сверх того — Ланселот побеждает.
Обретя свободу от внешнего фактора, дракона — вчерашние рабы начинают по своему интерпретировать её. Не со зла, конечно, а от незнания лучшей альтернативы. Например, понимают её как самое банальное средство обретения безнаказанности со всеми вытекающими.
Если ты абсолютно, до карикатурного свободен — то ты свободен и от таких «глупостей» как благодарность. Так и Ланселоту никто не говорит спасибо за освобождение. Его бросают прямо на поле битвы и он вынужден уйти в добровольное изгнание, затаив обиду на неблагодарных людей.
Впоследствии ему приключается вернуться и самому убедиться в том, что он не смог ничего изменить. Люди, быстро вкусившие ужаса безнаказанности, также быстро вернулись в лоно уже нового повелителя. В лучших местных традициях.
Ланселот высказывает всё что о них думает. Ирония в том, что в этот момент он и сам почти проигрывает битву со своим внутренним драконом. Он не принимает их покаяния и пытается силой принудить их победить дракона в самих себе. По сути грозится превратиться в такого же тирана, что ещё недавно поборол.
Вот так человек, который смог победить дракона внешнего, впоследствии почти проиграл дракону внутреннему. И главное: совершенно ничего не добился для окружающих людей, хотя хотел помочь и освободить.
Но их свобода никогда не была лишь во власти Ланселота.
- Вчерашний скромняш не станет донжуаном, просто приведя себя в форму.
- Вчерашний бедняк не станет меценатом, сорвав куш в лотерее.
- Вчерашние рабы не станут свободными в одночасье, по факту освобождения кем-то извне.
Всё это возможно, но для этого нужно время и осознанное внутреннее желание к изменению у самого субъекта.
Со временем тоже не всё так просто. Вместо союзника для достижения почти любых целей — оно с лёгкостью может стать столь же грозным противником. Время может скататься в ком привычки, который бывает очень сложно остановить.
«Поступать правильно» далеко не всегда значит «поступать как хочешь». Первое — всегда испытание. К подобному сложно привыкнуть.
Зато привыкнуть можно к обратному, включая поиск всевозможных рационализаций-оправданий. Чудо человеческого мозга позволяет при должном желании обосновать вообще всё что угодно, а потому назвать его однозначно верным судьёй в любой ситуации не получается.
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.
Именно поэтому важно помнить о крылатом хищнике, живущем в каждом из нас.
Признавать и давать ему бой.
Они реальны как никогда и точно о нас не забудут.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
А за горами, за морями, далеко,
Где люди не видят и боги не верят,
Там тот последний в моем племени легко
Расправит крылья – железные перья,
И чешуею нарисованный узор
Разгонит ненастье воплощением страсти,
Взмывая в облака судьбе наперекор,
Безмерно опасен, безумно прекрасен.