Безмерно опасны, безумно прекрасны

Драконы: большая подборка артов и дискуссия о культурном феномене

(… и виверны тоже!)

Безмерно опасны, безумно прекрасны

Сегодня у нас будет максимально экспериментальный пост. Никто не ждал, никто не просил. Надеюсь, что получилось достаточно интересно и вы как минимум найдёте себе новую обоину на рабочий стол и улыбнётесь.

В начале мы рассмотрим большую подборку артов с драконами, полную чарующей, первобытной эстетики. Эстетики мира, в котором ещё жили чудеса. Больше: летали прямо среди нас!

Затем перейдём к самой сути: актуальному посланию образа драконов людям. В процессе попробуем ответить на вопросы:

  • Существуют ли драконы?
  • Если да, то где их искать?
  • Почему ими так одержимы художники? Почему и нам не стоит о них забывать?

Fellow humans, human fellas!

Я вам лонг оформил и в благородство играть не буду. Ознакомьтесь с ним и мы в расчёте!

Ещё 3 (бес)полезных дисклеймера:

  • Автора понравившегося арта можно найти так: проштудировав арт глазами на наличие подписи / при помощи волшебной страницы, рисующей образ и место хранения того, что ты у неё спросишь
  • Если разрешения какой-то картинки лично вам не хватило — можете воспользоваться следующим артифакт.ио (первые несколько раз он даже не требует маны)
  • Если и у вас в коллекции завалялся годный арт по теме, не попавший в подборку — обязательно поделитесь им в комментариях после прочтения. DoRAGON: Gotta Catch ‘Em All!

Начнём.

Так вы чего это, всамделе никогда дракона живого не видели?) Ну так мы вам щас покажем!
Так вы чего это, всамделе никогда дракона живого не видели?) Ну так мы вам щас покажем!

Полетели!

Безмерно опасны, безумно прекрасны
Драконы бывают такие...<br />
Драконы бывают такие...

а ещё такие…

и даже такие!<br />
и даже такие!

Массивный чешуйчатый корпус, рога, хвост и крыльями машет -

Дракона сложно с чем-то перепутать!

Интересно, что помимо вполне очевидных признаков, у драконов определённо есть

Секрет

Каким-то образом они умудряются быть эстетически притягательными с самых разных, на первый взгляд плохо совместимых сторон.

При анализе накопленной за годы коллекции артов, непроизвольно получилось выделить 3 доминирующих эстетических направления. Вместе они складываются в весьма "говорящий" образ, но об этом чуть позже.

Этими направлениями стали:

I. Единение и борьба со стихией

Birds flying high you know how I feel
Birds flying high you know how I feel
Sun in the sky you know how I feel
Sun in the sky you know how I feel
Безмерно опасны, безумно прекрасны
Безмерно опасны, безумно прекрасны
Безмерно опасны, безумно прекрасны

II. Сотрудничество, противопоставление и подчинение человеку

Напарники? Братья?<br />
Напарники? Братья?
Как выглядела бы дуэль мага и дракона на огромной арене? Как лучшая сцена неснятого фильма, не меньше. Дуэль говорю, а не побегушки за яйцом из Кубка огня!<br />
Как выглядела бы дуэль мага и дракона на огромной арене? Как лучшая сцена неснятого фильма, не меньше. Дуэль говорю, а не побегушки за яйцом из Кубка огня!
Безмерно опасны, безумно прекрасны
"There is always a bigger fish"<br />
"There is always a bigger fish"
Безмерно опасны, безумно прекрасны
Безмерно опасны, безумно прекрасны
Безмерно опасны, безумно прекрасны

Всё ещё не находите драконов привлекательными?

Тогда мы идём к вам!

И начинаем считать:

Раз дракон... два больших дракона…<br />
Раз дракон... два больших дракона…
Как не два? Два там было говорю - сам смотри! Уже 4!<br />
Как не два? Два там было говорю - сам смотри! Уже 4!
А тут ещё три! Ну а <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcoub.com%2Fview%2F1u1kmq&postId=267690" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">мамзель</a> fatale в кадре - чистая случайность.<br />
А тут ещё три! Ну а мамзель fatale в кадре - чистая случайность.
Безмерно опасны, безумно прекрасны
Лучшая девочка известной в узких кругах гриндилки от Blizzard?<br />
Лучшая девочка известной в узких кругах гриндилки от Blizzard?

III. Разрушительная мощь

Безмерно опасны, безумно прекрасны
Безмерно опасны, безумно прекрасны
Безмерно опасны, безумно прекрасны
Безмерно опасны, безумно прекрасны
"Burn them all," he said. "Burn them in their homes. Burn them in their beds..." (источник футаджа)

Где и как найти дракона в реальности? Что ждёт нас в худшем случае?

Он?<br />
Он?

Нет, не он. Взглянем же на самого зрелищного и грозного хищника, оставленного напоследок.

Взываю к вашей человечности: уберите от экранов стариков, детей, и беременных котиков! Готово? Тогда

Безмерно опасны, безумно прекрасны
Безмерно опасны, безумно прекрасны
*картинка со звуком*<br />
*картинка со звуком*
Безмерно опасны, безумно прекрасны

Нет, серьёзно,

котятки не стоит совать свои носики в эту темочку. Вы сонненькие, сладенькие, вам все потягушки. Это не то. Это не медвежатки и даже не пингвинчики. Сюда лучше хвостиками не хитрить. Серьезно, любой из вас будет сидеть на головке. Лучше садитесь на коленочку и прижимайтесь нежненько к животику. Я вполне понимаю что данным сообщеньицем вызову дополнительный интересик, но хочу сразу предостеречь пытливеньких — стопушки. Остальные просто не поднимут лапок, что прокрутить дальше…

the man (not me, I never lost control)
, who sold the world
Безмерно опасны, безумно прекрасны

ВСЁ! Все печати разрушены, все запреты низвергнуты. Но я предупреждал!

Содрогнись же, смертный, пред Великим! Пред Ужасным!

Безмерно опасны, безумно прекрасны
...мистером Пыхтелкой! (его травяное величество)<br />
...мистером Пыхтелкой! (его травяное величество)

Многие горазды ухмыльнуться над мистером Пыхтелкой!

Это не мудрено, ведь подобные ему — последние представители своего рода в нашей обозримой, материальной реальности. Да ещё и такой безобидный: давно уже не двигается, не говоря о том, чтобы пугать кого-то и причинять вред. А больше-то никаких драконов и не видно!

Или нет?

Здесь стоит вернуться к секрету драконов, обозначенному ранее.

Безмерно опасны, безумно прекрасны

Можно долго рассуждать и спорить об эстетической составляющей вопроса. Одно вполне конкретно: восприятие красоты и наша тяга к её воспроизведению через творчество — в значительной степени обусловлены феноменом нашего сознания.

Говоря проще: по какой-то причине драконы остаются для нас очень эффективным, привлекательным и даже полезным образом-идеей.

Почему именно драконы, а не ещё какой-то *monsterName*? Возможно потому, что ни один другой образ не умещает в себе столько противоречивых эстетических категорий.

Существует ли какая-то не-трансгрессивная привлекательность (то есть: не эстетика «переходящего грань», отвратительного и ужасного), связанная с образом зомби? Образом какого-либо другого монстра?

Дракон в трансгрессивном стиле<br />
Дракон в трансгрессивном стиле

На ум приходят разве что вампиры, но и они недостаточно самостоятельны с эстетической точки зрения. В большинстве случаев, визуально это все те же люди, но бессмертные, с бледной кожей и вульгарным пристрастием к жидкости, напоминающей вино.

Аналогичная ситуация с демонами. Меняем неестественно светлую кожу и томный взгляд бессмертного на рога и причудливые глаза по типу кошачьих… и вуаля!

И лишь драконы существенно отличаются от людей в визуальном плане, но при всей возможной их жуткой опасности — не теряют способности быть прекрасными.

Окей, допустим драконы чуть интереснее всех остальных, но что с того?

А то, что мы неспроста зачарованы ими, хотя в обозримом материальном мире ничего страшнее мистера Пыхтелки уже и не найти. Почему так?

Не время для драконов?

Существовали ли когда-то драконы? Если да, то что с ними стало?
Существовали ли когда-то драконы? Если да, то что с ними стало?

Наши предки, безымянные герои прошлого, очевидно победили драконов из плоти и костей. Это было настолько давно, что «уже неправда». Настолько неправда, что истинный смысл драконов давно был утрачен в бесконечных циклах круговорота культуры. Мы глубоко романтизировали их образ.

Также, как в своё время романтизировали образ их оппонентов — рыцарей. Позже выяснилось: и принцесс не особо спасали и пахли отнюдь не розами.

Романтизация драконов оказалась ещё сильнее: тут и там в мановение ока приручаем и разыгрываем с ними безумно красивые баталии. Так же легко побеждаем, «когда надо». Однако побеждаем в своих фантазиях мы в основном тех самых драконов — из плоти и костей.

А кто сказал, что они единственные настоящие?

Ранее, мы выявили следующие доминирующие направления в артах с драконами:

  1. Единение и борьба со стихией — драконы как часть живой природы, такая же часть как и мы сами
  2. Сотрудничество, противопоставление и подчинение человеку — драконы как нечто вне человека, но с чем человек остаётся неразрывно связан
  3. Разрушительная мощь — драконы как элемент стихийного хаоса, олицетворяющего первичную недружелюбность окружающего мира и неживой природы в частности

Интерпретировать эти тенденции можно следующим образом:

  1. естественное
  2. обусловленное извне, но влияющее на человека
  3. несущее значительный разрушительный потенциал

Так и получается, что есть ещё настоящие драконы. О них нельзя забывать и они никогда не были окончательно побеждены. Они относятся к идейной сфере, а именно…

драконы - как наиболее красноречивая метафора для "<b>страха</b>".
драконы - как наиболее красноречивая метафора для "страха".

Evil Within

Со страхами есть 3 нюанса.

Первый: так как они естественны (обусловлены природой) — они находятся за рамками категорий хорошо/плохо. Они есть.

И тем не менее, в сегодняшнем мире большая часть страхов лишь излишне сковывает людей, а не спасает им жизнь/честь в племени и прочее, за что так переживает «мозг рептилии».

Второй: покуда они не являются чем-то материальным, вроде крылатой ящерицы с не самыми реалистичными аэродинамическими ТТХ — окончательно победить их нельзя. По крайней мере, пока остаёшься человеком.

Подобно тому, как нельзя победить идею, покуда остаются её носители.

Даже в «призраках в доспехах» будущего, трансгуманистах, что заменят кровь и плоть на кремний, силикон и металл почти наверняка будет жить призрак страха смерти.

Что делать, если нельзя победить?

"А вы никогда не боялись темноты? Одиночества? Провала? Смерти? Правда, которой нас учат мифы, состоит не в том, что драконы существуют, а в том, что их можно победить. Покажите мне того, кто сумел победить свой страх и я покажу вам убийцу дракона!"<br /> Алекс Алис<br />
"А вы никогда не боялись темноты? Одиночества? Провала? Смерти? Правда, которой нас учат мифы, состоит не в том, что драконы существуют, а в том, что их можно победить. Покажите мне того, кто сумел победить свой страх и я покажу вам убийцу дракона!"
Алекс Алис

С Алисом сложно не согласиться, но с 1 оговоркой: победа всегда будет заключена в конкретном моменте. Она не будет окончательной и бесповоротной. Разве что этот момент станет вашим последним на фоне цветущих сакур.

Впрочем навряд ли мёртвым героям придётся ещё столкнуться с внутренним драконом. Чего не скажешь о живых!

Для нас в данном контексте важен скорее сам процесс, а не цель. Путь, а не место назначения. Борьба, а не эфемерная победа, которая почему-то должна стать окончательной, чтоб прям «…и жили долго и счастливо».

Иными словами: игра.

Важно помнить об игре и поддерживать её. Кто как не homo ludens (человек играющий) может понять равноценность «пути» и «места назначения»? Животного удовольствия от приятного геймплея и возвышенного, как самая красивая музыка, катарсиса по окончании прохождения любимого шедевра.

Это важно, потому что… (и третий нюанс)

Игнорирование внутренних драконов может обесценить любую победу над внешними

Раз уж мы обратились к метафорам, можно сказать, что и внешние драконы никуда не делись. Болезни, природные катаклизмы, социальные проблемы и прочие внешние обстоятельства — чем не «драконы»? Драконы.

Но решатся ли все наши проблемы с победой над внешними драконами?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к фильму 1988 года «Убить дракона».

Безмерно опасны, безумно прекрасны
Не знаю можно ли рекомендовать этот фильм всем к просмотру: он довольно "скрипучий". Да ещё и экранизация пьесы, со всей вытекающей излишней наигранностью сцен.<br />
Не знаю можно ли рекомендовать этот фильм всем к просмотру: он довольно "скрипучий". Да ещё и экранизация пьесы, со всей вытекающей излишней наигранностью сцен.

Главный герой, рыцарь Ланселот натыкается на поселение людей, порабощённых многоликим драконом. Вскоре он выясняет, что люди в общем-то не чувствуют в происходящей тирании никакой проблемы — они привыкли пресмыкаться и в этом же находят свой покой.

Ланселот решает сразиться с драконом, чтобы дать людям возможность обрести свободу.

Разумеется, ни сами люди, ни дракон не приветствуют его начинания и создают на пути максимум препятствий. По счастливому стечению обстоятельств ему удаётся дожить до битвы и сразиться с драконом. Сверх того — Ланселот побеждает.

Обретя свободу от внешнего фактора, дракона — вчерашние рабы начинают по своему интерпретировать её. Не со зла, конечно, а от незнания лучшей альтернативы. Например, понимают её как самое банальное средство обретения безнаказанности со всеми вытекающими.

Если ты абсолютно, до карикатурного свободен — то ты свободен и от таких «глупостей» как благодарность. Так и Ланселоту никто не говорит спасибо за освобождение. Его бросают прямо на поле битвы и он вынужден уйти в добровольное изгнание, затаив обиду на неблагодарных людей.

Впоследствии ему приключается вернуться и самому убедиться в том, что он не смог ничего изменить. Люди, быстро вкусившие ужаса безнаказанности, также быстро вернулись в лоно уже нового повелителя. В лучших местных традициях.

Безмерно опасны, безумно прекрасны

Ланселот высказывает всё что о них думает. Ирония в том, что в этот момент он и сам почти проигрывает битву со своим внутренним драконом. Он не принимает их покаяния и пытается силой принудить их победить дракона в самих себе. По сути грозится превратиться в такого же тирана, что ещё недавно поборол.

Вот так человек, который смог победить дракона внешнего, впоследствии почти проиграл дракону внутреннему. И главное: совершенно ничего не добился для окружающих людей, хотя хотел помочь и освободить.

Но их свобода никогда не была лишь во власти Ланселота.

  • Вчерашний скромняш не станет донжуаном, просто приведя себя в форму.
  • Вчерашний бедняк не станет меценатом, сорвав куш в лотерее.
  • Вчерашние рабы не станут свободными в одночасье, по факту освобождения кем-то извне.

Всё это возможно, но для этого нужно время и осознанное внутреннее желание к изменению у самого субъекта.

Безмерно опасны, безумно прекрасны

Со временем тоже не всё так просто. Вместо союзника для достижения почти любых целей — оно с лёгкостью может стать столь же грозным противником. Время может скататься в ком привычки, который бывает очень сложно остановить.

«Поступать правильно» далеко не всегда значит «поступать как хочешь». Первое — всегда испытание. К подобному сложно привыкнуть.

Зато привыкнуть можно к обратному, включая поиск всевозможных рационализаций-оправданий. Чудо человеческого мозга позволяет при должном желании обосновать вообще всё что угодно, а потому назвать его однозначно верным судьёй в любой ситуации не получается.

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

Именно поэтому важно помнить о крылатом хищнике, живущем в каждом из нас.

Признавать и давать ему бой.

Они реальны как никогда и точно о нас не забудут.

Безмерно опасны, безумно прекрасны
101101
23 комментария

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить
4
Ответить

А за горами, за морями, далеко,
Где люди не видят и боги не верят,
Там тот последний в моем племени легко
Расправит крылья – железные перья,
И чешуею нарисованный узор
Разгонит ненастье воплощением страсти,
Взмывая в облака судьбе наперекор,
Безмерно опасен, безумно прекрасен.

2
Ответить
1
Ответить