Разбор результатов опроса о состоянии предзаказов Playstation 5
25 ноября я опубликовал пост с двойным опросом, предназначение которого было узнать состояние заказов новой консоли Sony в России. Теперь же я хочу разобрать результаты этого опроса и поделиться своими выводами.
Для начала следует отметить пару важных моментов:
1. В опросе учтены все голоса до 26.11.20 23:00 по московскому времени.
2. Срез от общего количества покупателей в первой части опроса был небольшим — исходя из опроса, консоль заказали 380 человек. Это меня хоть и поразило (я полагал, что будет существенно меньше участников, сердечно всех благодарю!), но, к сожалению, этого все еще недостаточно для серьезной оценки ситуации с предзаказами в регионе, поэтому большую часть выводов не стоит экстраполировать на весь российский ритейл.
3. Я никогда раньше полноценно не занимался диаграммами, так что спокойно принимаю критику, хоть и не гарантирую, что усвою для возможного следующего опроса в силу забывчивости :)
4. Часть данных потеряла актуальность в связи с тем, что за последние пару дней некоторые участники опроса могли получить свои заказы.
5. Если вдруг этот пост куда-то высоко поднимется, и на опрос обратит внимание еще большее количество пользователей, я сделаю ремастер данного поста по обновленным результатам опроса с улучшенными циферками.
Итак, нюансы учтены, теперь перейдем к делу! Начнем со сводки по общим цифрам. Для удобства я оформил все в виде простеньких кольцевых диаграмм.
Всего в первой части опроса приняли участие 755 читателей DTF. Из их числа 375 человек не предзаказывали консоль вовсе: 155 участников опроса планируют сделать это в будущем, а 224 не собираются делать этого вообще.
Здесь я каюсь — не додумался вовремя разделить пункт на желающих купить в рознице когда-нибудь потом и на людей, которые вообще не собираются покупать консоль. Но, в любом случае, вся суть опроса сводилась именно к предзаказам в России и текущей ситуации с ними, а не с будущей продажей.
Двигаемся дальше. 380 человек делали предзаказы Playstation 5 в ритейле или каким-то образом купили консоли где-то еще. Внезапно 2 человека купили Playstation 5 на Avito — 0,5% конверсии от общего числа людей, уже оплативших приставку. Чего вам это стоило, перекупы? Да толком ничего вам это и не стоило.
А теперь перед нами открывается суровая действительность старта продаж дефицитного товара. Из 378 человек, делавших предзаказы с сентября по ноябрь, консоль получили 267 — 70,3%. То есть 113 участников опроса — 29,7% все еще ждут свой предзаказ. Почти треть оплативших консоль людей не может насладиться некстгеном от Sony спустя неделю со старта продаж в России. И это по-настоящему дикая ситуация даже в текущих условиях.
Безусловно, 29.7% не доставленных заказов — не обязательно сверхлимит, которого сейчас просто нет на складах, и консоли сейчас не достанутся заказчикам. Большая часть из них просто еще в пути, и это хорошо, даже с опозданием в несколько дней.
Теперь я предлагаю посмотреть на то, как получали и не получали консоли люди, заказавшие их в разные месяцы от старта предзаказов до официального выхода в России.
В первые дни с момента официального старта продаж Playstation 5 в России выяснилось, что во многих розничных сетях можно заказать консоль в день ее выхода и тогда же получить ее, оставив далеко позади покупателей, зарезервировавших консоль еще в сентябре. Из-за резкого роста таких случаев возросло и негодование, которое могло привести к выводам о том, что из первых заказчиков консоли получили единицы, а основная масса счастливых обладателей Playstation 5 пришлась на покупателей в начале ноября и первый день официальных продаж. Судя по опросу, эти выводы вполне могут быть ложными. Но могут и не быть.
Как мы видим, люди, заказавшие Playstation 5 в ноябре, реже других получают свои консоли. Но при этом число тех, кто все еще ждет свои приставки с сентября, почти в два раза выше, чем число тех, кто покупал в октябре-ноябре и еще не получили свои заказы.
Рассматривая диаграммы, можно подумать, что сделать заказ в октябре — лучшее решение, но это, вероятно, просто погрешность. В процентном соотношении доставленные и не доставленные октябрьские заказы практически сравнялись с сентябрьскими, но даже с учетом массовости самых ранних заказов, их доставляли значительно больше, и это, безусловно, справедливо.
Однако есть один любопытный момент. Если сложить уже полученные октябрьские и ноябрьские заказы, то окажется, что их чуть больше не полученных сентябрьских заказов. Какой здесь напрашивается вывод? Вероятно, сентябрьские предзаказы почти полностью включили в себя выделенные на Россию консоли из первой партии, но, как нам известно, некоторые магазины продолжали бесконтрольно собирать заказы в октябре и даже в ноябре, создавая тот самый сверхлимит.
Теперь подберемся ближе к ситуации и посмотрим на нее с точки зрения распределения заказов по разным розничным сетям.
На DTF я очень часто встречал комментарии людей, в которых они рассказывали, что выбрали интернет-магазин Sony для предзаказа Playstation 5. В результате из 354 человек, принявших участие во второй части опроса, в интернет-магазине Sony консоль заказали 108 — 30,2% от общего числа покупателей.
На втором месте по числу заказов становится М.Видео. На самом деле, можно было бы М.Видео и Эльдорадо объединить в один пункт, но несмотря на общую логистику, склады, АИС и прочее, сети магазинов работают несколько по-разному. У М.Видео очень давно существовал раздел М.Game, которому уделяется настолько много внимания, что порой кажется, именно игровое сообщество — приоритет этой сети. У Эльдорадо же такого нет. Ан-нет, есть Эльдо[PLAY]! Возможно, вы не знали об этом так же, как и я. В любом случае, Эльдорадо не работает с игровым сообществом так, как это делает М.Видео. Результат разницы подходов, ну и, конечно же, клиентское доверие в пользу М.Видео налицо. 24,9% заказов у М.Видео против 8,9% у Эльдорадо — почти трехкратный разрыв.
У того же DNS, который, есть почти везде, где и конкуренты, может, даже и больше, 37 покупателей Playstation 5 — 10,3% от общего числа заказов.
1С Интерес собрал 28 заказов — 7,8% от общего числа. Хоть и розничные точки, к сожалению, есть далеко не везде, магазин является наиболее близким к игровой тематике, чем вся вышестоящая розница.
По следующим позициям вряд ли можно сделать какие-то полезные или интересные для кругозора выводы, поэтому предлагаю снова посмотреть вглубь проблемы точечно через розницу.
И снова взору открываются очень любопытные вещи! Когда я сопоставил данные для этих восьми диаграмм, я искренне удивился сразу нескольким моментам:
1. Внезапно, интернет-магазин Sony оказался худшим выбором для большинства участников опроса, которые сделали здесь заказ Playstation 5. 45,4% доставленных заказов против 54,6% не доставленных. Ну и дела!
2. У Эльдорадо и М.Видео ожидаемо практически паритет, но даже с общей логистикой, складами и существенно более высоким числом заказов у М.Видео, Эльдорадо справляется чуть-чуть, но хуже. Ну все, я раскусил картельный сговор: Эльдорадо передал пару заказов М.Видео, ведь красному брату надо больше кушать и быть сильнее!
Ладно, если серьезно, даже с такой масштабностью этих сетей, процент доставленных заказов у обеих очень высокий. Думаю, большое количество жалоб именно по той причине, что очень много людей выбрали для себя эти магазины, мгновенно разобранные заказы декабрьской партии это подтверждают.
3. В Ozon умудрились задержать 40% своих заказов с учетом того, что это очень большой сервис с очень развитой логистикой. Или это не про Ozon?
4. 1С Интерес просто поразил меня. Из 28 человек спустя неделю с начала доставок все имеют на руках свои заказы, отлично! Безусловно, 28 человек это очень небольшая выборка, но это уже и не пара человек. А кто-то и вовсе скажет, что все так хорошо, потому что у 1С Интерес была очередь заказов. Но что, если я вам скажу, что у прошлой волны заказов очереди не было? Я не спрашивал, мне просто сказали об этом в поддержке. Но я вовремя не уточнил, касается ли это всей ноябрьской партии или только последних ноябрьских предзаказов. По моему скромному мнению, преимущество 1С Интерес в том, что здесь есть ограничитель на четкое число заказов и авторезерв на час с момента нажатия кнопки «предзаказ» для совершения оплаты. Да и, в конце-концов, это та компания, которая собаку съела на подготовке к продаже дефицитного товара (лимитированные издания игр, различная редкая атрибутика и т.д.) так, чтобы клиенты не остались в неопределенности.
Ну и снова, по другим результатам, вроде как, и сказать особо нечего, как и в общем про что-либо еще, что касается этого опроса. Здесь инфографика говорит сама за себя. Отмечу, разве что, что я бы переделал некоторые места в опросе, чтобы иметь чуть более четкую картину.
Надеюсь, вам было интересно посмотреть на такую небольшую субъективную статистику и такие же субъективные выводы и спекуляции по ней. Если так, то все было не зря!
Здесь я добавлю кое-что от себя. Пост с опросом был моим первым постом за все 4 года чтения сайта и комментирования. Я бы и дальше ничего не писал, но меня побудила одна болячка собрать побольше информации для своих личных выводов.
Болячка эта — Ozon.
Я был одним из тех, кто еще в сентябре сделал предзаказ PS5, но решил делать это именно на Ozon, и тогда же в сентябре меня засосало в клубок ужасного сервиса, который подарил неделю головной боли. Спустя 2 месяца головная боль по вине Ozon вернулась ко мне по причине утери моей консоли и утихать пока не планирует.
К чему я это все говорю? Если вдруг кому-то станет интересно почитать про умопомрачительные приключения в озоновой дыре, я сделаю отдельный подробный пост.
Также, если у вас тоже есть резко негативный опыт заказа новых консолей в России, буду рад почитать ваши комментарии здесь. Если все так плохо, как мне рассказывают сотрудники некоторых сетей розничной торговли электроникой, было бы здорово подкрепить это примерами для лучшего понимания ситуации.