Разбор результатов опроса о состоянии предзаказов Playstation 5

25 ноября я опубликовал пост с двойным опросом, предназначение которого было узнать состояние заказов новой консоли Sony в России. Теперь же я хочу разобрать результаты этого опроса и поделиться своими выводами.

Кадр из промо ролика предзаказов в М.Видео М.Видео
Кадр из промо ролика предзаказов в М.Видео М.Видео

Для начала следует отметить пару важных моментов:

1. В опросе учтены все голоса до 26.11.20 23:00 по московскому времени.

2. Срез от общего количества покупателей в первой части опроса был небольшим — исходя из опроса, консоль заказали 380 человек. Это меня хоть и поразило (я полагал, что будет существенно меньше участников, сердечно всех благодарю!), но, к сожалению, этого все еще недостаточно для серьезной оценки ситуации с предзаказами в регионе, поэтому большую часть выводов не стоит экстраполировать на весь российский ритейл.

3. Я никогда раньше полноценно не занимался диаграммами, так что спокойно принимаю критику, хоть и не гарантирую, что усвою для возможного следующего опроса в силу забывчивости :)

4. Часть данных потеряла актуальность в связи с тем, что за последние пару дней некоторые участники опроса могли получить свои заказы.

5. Если вдруг этот пост куда-то высоко поднимется, и на опрос обратит внимание еще большее количество пользователей, я сделаю ремастер данного поста по обновленным результатам опроса с улучшенными циферками.

<mark class="cdx-marked-text marked-text">Я сделаю это, даже если вам это не нужно</mark>
Я сделаю это, даже если вам это не нужно

Итак, нюансы учтены, теперь перейдем к делу! Начнем со сводки по общим цифрам. Для удобства я оформил все в виде простеньких кольцевых диаграмм.

Разбор результатов опроса о состоянии предзаказов Playstation 5

Всего в первой части опроса приняли участие 755 читателей DTF. Из их числа 375 человек не предзаказывали консоль вовсе: 155 участников опроса планируют сделать это в будущем, а 224 не собираются делать этого вообще.

Здесь я каюсь — не додумался вовремя разделить пункт на желающих купить в рознице когда-нибудь потом и на людей, которые вообще не собираются покупать консоль. Но, в любом случае, вся суть опроса сводилась именно к предзаказам в России и текущей ситуации с ними, а не с будущей продажей.

Двигаемся дальше. 380 человек делали предзаказы Playstation 5 в ритейле или каким-то образом купили консоли где-то еще. Внезапно 2 человека купили Playstation 5 на Avito — 0,5% конверсии от общего числа людей, уже оплативших приставку. Чего вам это стоило, перекупы? Да толком ничего вам это и не стоило.

А теперь перед нами открывается суровая действительность старта продаж дефицитного товара. Из 378 человек, делавших предзаказы с сентября по ноябрь, консоль получили 267 — 70,3%. То есть 113 участников опроса — 29,7% все еще ждут свой предзаказ. Почти треть оплативших консоль людей не может насладиться некстгеном от Sony спустя неделю со старта продаж в России. И это по-настоящему дикая ситуация даже в текущих условиях.

Безусловно, 29.7% не доставленных заказов — не обязательно сверхлимит, которого сейчас просто нет на складах, и консоли сейчас не достанутся заказчикам. Большая часть из них просто еще в пути, и это хорошо, даже с опозданием в несколько дней.

Теперь я предлагаю посмотреть на то, как получали и не получали консоли люди, заказавшие их в разные месяцы от старта предзаказов до официального выхода в России.

В первые дни с момента официального старта продаж Playstation 5 в России выяснилось, что во многих розничных сетях можно заказать консоль в день ее выхода и тогда же получить ее, оставив далеко позади покупателей, зарезервировавших консоль еще в сентябре. Из-за резкого роста таких случаев возросло и негодование, которое могло привести к выводам о том, что из первых заказчиков консоли получили единицы, а основная масса счастливых обладателей Playstation 5 пришлась на покупателей в начале ноября и первый день официальных продаж. Судя по опросу, эти выводы вполне могут быть ложными. Но могут и не быть.

Разбор результатов опроса о состоянии предзаказов Playstation 5

Как мы видим, люди, заказавшие Playstation 5 в ноябре, реже других получают свои консоли. Но при этом число тех, кто все еще ждет свои приставки с сентября, почти в два раза выше, чем число тех, кто покупал в октябре-ноябре и еще не получили свои заказы.

Разбор результатов опроса о состоянии предзаказов Playstation 5

Рассматривая диаграммы, можно подумать, что сделать заказ в октябре — лучшее решение, но это, вероятно, просто погрешность. В процентном соотношении доставленные и не доставленные октябрьские заказы практически сравнялись с сентябрьскими, но даже с учетом массовости самых ранних заказов, их доставляли значительно больше, и это, безусловно, справедливо.

Однако есть один любопытный момент. Если сложить уже полученные октябрьские и ноябрьские заказы, то окажется, что их чуть больше не полученных сентябрьских заказов. Какой здесь напрашивается вывод? Вероятно, сентябрьские предзаказы почти полностью включили в себя выделенные на Россию консоли из первой партии, но, как нам известно, некоторые магазины продолжали бесконтрольно собирать заказы в октябре и даже в ноябре, создавая тот самый сверхлимит.

Теперь подберемся ближе к ситуации и посмотрим на нее с точки зрения распределения заказов по разным розничным сетям.

Разбор результатов опроса о состоянии предзаказов Playstation 5

На DTF я очень часто встречал комментарии людей, в которых они рассказывали, что выбрали интернет-магазин Sony для предзаказа Playstation 5. В результате из 354 человек, принявших участие во второй части опроса, в интернет-магазине Sony консоль заказали 108 — 30,2% от общего числа покупателей.

На втором месте по числу заказов становится М.Видео. На самом деле, можно было бы М.Видео и Эльдорадо объединить в один пункт, но несмотря на общую логистику, склады, АИС и прочее, сети магазинов работают несколько по-разному. У М.Видео очень давно существовал раздел М.Game, которому уделяется настолько много внимания, что порой кажется, именно игровое сообщество — приоритет этой сети. У Эльдорадо же такого нет. Ан-нет, есть Эльдо[PLAY]! Возможно, вы не знали об этом так же, как и я. В любом случае, Эльдорадо не работает с игровым сообществом так, как это делает М.Видео. Результат разницы подходов, ну и, конечно же, клиентское доверие в пользу М.Видео налицо. 24,9% заказов у М.Видео против 8,9% у Эльдорадо — почти трехкратный разрыв.

У того же DNS, который, есть почти везде, где и конкуренты, может, даже и больше, 37 покупателей Playstation 5 — 10,3% от общего числа заказов.

1С Интерес собрал 28 заказов — 7,8% от общего числа. Хоть и розничные точки, к сожалению, есть далеко не везде, магазин является наиболее близким к игровой тематике, чем вся вышестоящая розница.

По следующим позициям вряд ли можно сделать какие-то полезные или интересные для кругозора выводы, поэтому предлагаю снова посмотреть вглубь проблемы точечно через розницу.

Разбор результатов опроса о состоянии предзаказов Playstation 5

И снова взору открываются очень любопытные вещи! Когда я сопоставил данные для этих восьми диаграмм, я искренне удивился сразу нескольким моментам:

1. Внезапно, интернет-магазин Sony оказался худшим выбором для большинства участников опроса, которые сделали здесь заказ Playstation 5. 45,4% доставленных заказов против 54,6% не доставленных. Ну и дела!

2. У Эльдорадо и М.Видео ожидаемо практически паритет, но даже с общей логистикой, складами и существенно более высоким числом заказов у М.Видео, Эльдорадо справляется чуть-чуть, но хуже. Ну все, я раскусил картельный сговор: Эльдорадо передал пару заказов М.Видео, ведь красному брату надо больше кушать и быть сильнее!

Ладно, если серьезно, даже с такой масштабностью этих сетей, процент доставленных заказов у обеих очень высокий. Думаю, большое количество жалоб именно по той причине, что очень много людей выбрали для себя эти магазины, мгновенно разобранные заказы декабрьской партии это подтверждают.

3. В Ozon умудрились задержать 40% своих заказов с учетом того, что это очень большой сервис с очень развитой логистикой. Или это не про Ozon?

4. 1С Интерес просто поразил меня. Из 28 человек спустя неделю с начала доставок все имеют на руках свои заказы, отлично! Безусловно, 28 человек это очень небольшая выборка, но это уже и не пара человек. А кто-то и вовсе скажет, что все так хорошо, потому что у 1С Интерес была очередь заказов. Но что, если я вам скажу, что у прошлой волны заказов очереди не было? Я не спрашивал, мне просто сказали об этом в поддержке. Но я вовремя не уточнил, касается ли это всей ноябрьской партии или только последних ноябрьских предзаказов. По моему скромному мнению, преимущество 1С Интерес в том, что здесь есть ограничитель на четкое число заказов и авторезерв на час с момента нажатия кнопки «предзаказ» для совершения оплаты. Да и, в конце-концов, это та компания, которая собаку съела на подготовке к продаже дефицитного товара (лимитированные издания игр, различная редкая атрибутика и т.д.) так, чтобы клиенты не остались в неопределенности.

Ну и снова, по другим результатам, вроде как, и сказать особо нечего, как и в общем про что-либо еще, что касается этого опроса. Здесь инфографика говорит сама за себя. Отмечу, разве что, что я бы переделал некоторые места в опросе, чтобы иметь чуть более четкую картину.

Надеюсь, вам было интересно посмотреть на такую небольшую субъективную статистику и такие же субъективные выводы и спекуляции по ней. Если так, то все было не зря!

Здесь я добавлю кое-что от себя. Пост с опросом был моим первым постом за все 4 года чтения сайта и комментирования. Я бы и дальше ничего не писал, но меня побудила одна болячка собрать побольше информации для своих личных выводов.

Болячка эта — Ozon.

Я был одним из тех, кто еще в сентябре сделал предзаказ PS5, но решил делать это именно на Ozon, и тогда же в сентябре меня засосало в клубок ужасного сервиса, который подарил неделю головной боли. Спустя 2 месяца головная боль по вине Ozon вернулась ко мне по причине утери моей консоли и утихать пока не планирует.

К чему я это все говорю? Если вдруг кому-то станет интересно почитать про умопомрачительные приключения в озоновой дыре, я сделаю отдельный подробный пост.

Также, если у вас тоже есть резко негативный опыт заказа новых консолей в России, буду рад почитать ваши комментарии здесь. Если все так плохо, как мне рассказывают сотрудники некоторых сетей розничной торговли электроникой, было бы здорово подкрепить это примерами для лучшего понимания ситуации.

6767
42 комментария

Добавьте теги пожалуйста чтобы это скрыть, надоели

15
Ответить

Добавил, просто не знал, как это делается.
Тяжело, наверное сбегать от того, что сейчас на слуху у всего игрового сообщества.

4
Ответить

Вот не лень же вам было это делать.

Спасибо за пост) Очень информативно. Плюс пост хорошо оформлен

9
Ответить

Спасибо! С бОльшим числом участников и скорректированным опросом вышло бы еще лучше, но пока так, как есть. Мне все равно было интересно этим заниматься)

Ответить

Вообще спасибо за старание, и за пост, на токсичный людей не обращайте вниманием.
Знаешь, очень хотелось бы увидеть статистику по браку и косякам ps5 Русского коммьюнити

3
Ответить

Спасибо за отклик)
У меня уже были мысли насчет опроса по браку и софтверным багам, возможно сделаю в ближайшее время и соберу все по графикам.

3
Ответить

Пост информативен спасибо! Жду Вашей истории связанной с озоном!
И какие прогнозы относительно 3+ волн по поедзаказу? Вот в действительности хочу заказать пс5 в декабре, в середине примерно, смогу ли я это сделать? И когда возможно придет?(риторические вопросы на самом деле, но вдруг изучение рынка даст хоть немного определенные ответы).

3
Ответить