Офтоп Братцев Иван
1 386

Компьютерные игры как искусство

В закладки
Аудио

Вступление

C 15 по 17 ноября, как известно, по традиции в Петербурге проходит Международный культурный форум и в этом году на одной из площадок открытого лектория «Культура 2.0» решили затронуть интересную тему в сфере игровой индустрии "Какие компьютерные игры заслужили право называться искусством".

Спикерами выступали известные люди, давно работающие в игровой сфере: Андреас Ланэ, президент Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP) и Эрнест Адамс, лектор Кампуса Готланда Уппсальского университета, бывший работник Electronic Arts.

Какими характеристиками должна обладать компьютерная игра, чтобы быть признанной?

Прежде всего, компьютерная игра должна заставлять думать того, кто в неё играет, создавать новые идеи, мысли, образы, расширять сознание.

Когда Вы идете в музей вы испытываете что-то новое, иное представление увиденного перед Вами. Конечно, цифровая культура отличается от классической. Взять хотя бы тот факт, что оригинал игры можно скопировать бесконечное кол-во раз, а картина в единственном экземпляре и тем самым уникальна.

Эрнест Адамс
лектор Кампуса Готланда Уппсальского университета, бывший работник Electronic Arts.

Большая часть разработчиков не называет себя "художниками", "творцами", не говорят, что они делают искусство". Игры становятся искусством, когда развлечение перестает быть их единственной задачей, когда игра заставляет людей взглянуть на жизнь под другим углом или вызывает у них иные чувства помимо простого радостного волнения, которое мы испытываем, когда играем.

Андреас Ланэ
Президент Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP)

Компьтерные игры в плане искусства относятся ближе к архитектуре/театру. В плане архитектуры ты создаешь и строишь что-то в новом стиле: виртуальные миры, вселенные и т.д. Что касается театра, то здесь похожее можно найти в том, что ты каждый раз испытываешь новые впечатления и эмоции снова и снова.

Самая важная причина, по которой игры обычно не воспринимаются как искусство, состоит в том, что игры создаются как форма развлечения. Другими словами, их создатели никогда не утверждают, что создают произведения искусства. А другая причина состоит в том, что мы все еще не привыкли к тому, что искусство может быть представлено в форме истории с нелинейным сюжетом, которая требует активной роли участника.

Почему компьютерные игры воспринимали плохо ранее?

Если мы углубимся немного в историю, то популярность видеоигр началась с игровых автоматов (вспомнить хотя бы одну из первых и легендарных игр "Pong" от Atari). Не у каждого в то время (70-е-80-е) были компьютеры и это было скорее роскошью, и люди шли играть игровые клубы, где были аркадные автоматы.

И, как правило, игры предназначались для молодого поколения: они ловко и быстро учились всему новому, в отличие от более старшего поколения, но с их мнением, что игры были чем-то невероятным, новым, интересным, не считались.

Также один из выступавших спикеров упомянул, что ранее на Западе была своеобразная "паника" родителей этих детей и молодого поколения, что игры могли нести за собой негативные и плохия последствия: например, насилие могло спровоцировать у молодежи мысли к каким-то противоправным действиям и т.д. (хотя в нашей стране в связи с последними событиями об этом думаю до сих пор). Но это решилось все очень просто: игры начали цензурировать, ставить возрастные рейтинги и пр. Если тот же 5 -летний ребенок играл в Call of Duty и родителю было глубоко плевать, во что играет его сын/дочь, то тогда ответственость ложилась уже на его собственные плечи.

Хотя по поводу цензуры в играх можно долго спорить ведь в той же Германии из-за закона, запрещающего любое распространение свастики и нацисткой символики, разработчикам игры Wolfenstein II: The New Colossus пришлось очень многое менять, что воспринялось игровыми фанатами неоднозначно.

Где граница между «бесполезной тратой времени» и «временем, проведенном в мире искусства»? Существует ли какая-нибудь «норма времени», которую можно отвести на пребывание в виртуальном мире?

Когда человек играет в игры, аналоговые/цифровые, он всегда «бесполезно тратит время». В этом состоит природа игры, и именно поэтому мы любим играть в игры. Но тем не менее, следует признать, что, игры учат нас, как взаимодействовать в виртуальных средах, общаться в цифровом мире.

Когда мы играем, мы попадаем в особое пространство, где мы начинаем общаться с другими (игровые сообщества) и представлять себя определенным образом, не боясь, что это окажет серьезное влияние на нашу обычную жизнь.

Игры - это всегда эксперимент в области бесполезной траты времени. Если у игры возникает какая-либо цель, это идет против самой ее природы. В этой связи можно четко ответить на один из поставленных Вами вопросов. Если игра становится работой, нужно прекращать играть. Обычно те, кто страдает от игровой зависимости, не получают наслаждения от игры. Она воспринимается ими как работа, которой заставляют заниматься.

Андреас Ланэ
Президент Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP)

Заключение

В наше время игры стали одной из многих культурных традиций для людей, выросших на компьютерных играх и не только. Они способны объединять большое кол-во людей, помогать в трудные моменты жизни, мотивировать. Благодаря им в мире собирают громадные стадионы, которыми могут похвастаться даже не каждый вид спорта. Игры продолжают культурные традиции, всего лишь приумножая возможности цифровых технологий и этим они уникальны.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Братцев Иван", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 75, "likes": 56, "favorites": 53, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 31648, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 17 Nov 2018 17:37:02 +0300" }
{ "id": 31648, "author_id": 11237, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31648\/get","add":"\/comments\/31648\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31648"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64955, "possessions": [] }

75 комментариев 75 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
20

Очень тупая тема конференции. Какие игры заслужили называться искусство? У них что какое то свое особенно определение "Искусства". Игры как и фильмы, как и мультфильмы, как и музыка, как и кино, живопись, скульптура с самого начала своего существования это Искусство и всегда им было. А зависимым можно быть вообще от чего угодно, от любого искусства, и так же бесполезно тратить время как и от игр в статье выше. Рассуждения все еще на уровне - игры зло.

Ответить
4

мысленно тебя потрогал, чувак. как жаль, что твое высказывание поймет от силы полтора человека. это искусство с самого начала и всегда им было, как наскальные рисунки во времена пещерных людей, как искусство лепить горшки из глины и искусство парковать автомобиль. деятельность, результат которой доставляет эстетическое удовольствие = искусство. пора выбираться из песочницы. ну а некоторым вынимать голову из задницы

Ответить
2

зависит от того, согласны ли вы с Львом Толстым. а ещё с тем, что у понятия "искусство" целая куча определений и ни одно из них х не может отразиться всю глубину в полной мере.

Ответить
0

мысленно тебя потрогал, чувак

Домогательство на расстоянии? DTF опережает мир.

Ответить
3

Игры становятся искусством, когда развлечение перестает быть их единственной задачей, когда игра заставляет людей взглянуть на жизнь под другим углом или вызывает у них иные чувства помимо простого радостного волнения, которое мы испытываем, когда играем.

С такой формулировкой любая игра подходит. Или ни одна не подходит, всё от конкретного человека зависит.

Ответить
3

Всегда считал, что есть игры, которые есть искусство, и которые есть развлечение.
И ничего плохого в этом нет, что Фифа-это прекрасное развлечение, а Хеллблейд - искусство.

Ответить
–6

Искусство - результат самовыражения духовно полноценного человека. Полностью под это определение не попадает ни одна игра, а вот частичное пересечение иногда случается.

Ответить
27

Что мне нравится в обсуждениях и спорах об искусстве – каждый выбирает/придумывает своё определение понятия «искусство» и опирается на него.

Ответить
0

Искусство ни при чем
В любой теме так

Ответить
4

Тогда и кинематограф не искусство. И музыка зачастую.

Ответить
3

Поставил минус, поскольку искусство - это не про духовно полноценного человека. И даже не про человека вообще! Это преподнесенная, под призмой автора (пусть тут будут полноценно духовные Дали или Кобейн) действительность чего-либо (обычно - вечных тем), таким необычным (читай искусным) образом, что это трогает за душу многих людей. Даже спустя многие года. И это касается художников, поэтов, режиссёров кино, постановщиков пьес в театре и даже шпану, которая пишет маркером матерный стих в моем подъезде.

Ответить
1

То есть индюшатина сделанная в одно лицо?)

Ответить
–1

Если сделана и правда из внутреннего посыла, а не ради бабла/прикола/ностальгии, то да. Но этим дело не ограничивается - иначе бы в кино вообще искусства не было.

Ответить
5

А при чем тут бабло? как будто некоторые шедевры живописи не были не сделаны на деньги сильных мира того.

Ответить
0

Шедевры живописи существуют в единичном экземпляре и потому не было необходимости идти на компромиссы с целью угодить ширнармассам или наоборот, некой узкой и специфической ЦА.

Ответить
10

вот наивный...

У многих картин существует до 10 вариантов с небольшими отличиями от самого автора.
Да и на компромисы с той же церковью приходилось идти раз за разом)))

Ответить
1

Особенно учитывая, что она была заказчиком почти всех шедевров итальянского Возрождения)

Ответить
0

Ок, сжигаем нафиг почти все картины, громим фрески, крошим скульптуры, они как ни странно, в большинстве своём были созданы за бабло. Про музыку, театр и кино вообще и говорить нечего...

Ответить
0

Тон у тебя ехидный, однако индюшатина в одно лицо что-то регулярно становится культурным феноменом, и вот перечисленные здесь игры я вполне могу назвать каким-то куском арта (разве что ундертейл и ддлс слишком вторичные)

Ответить
0

Когда-то и Pac-Man был "культурным феноменом"...

Ответить
1

Ничего не мешает его считать искусством. Благо, такое и не снилось прошлым мудрецам. Тем более когда он уже увековечен в истории, вон граффити с привидениями на стенах рисуются же.

Искусство вообще дурацкое словечко. Даже в английском "art" не такой специфичный, там и детский рисунок будет суть art.

Ответить
1

Определения искусства ведь куча, я например думаю что искусство это реальность или идея отраженная через призму человека или группы лиц и воспроизведенная в каком либо виде, и игры (конечно не все) в под это определение вполне подходит.

Ответить
7

Никогда скамаз не тригерился на тред про "игры - искусство" и вот опять.

Ответить
0

Ну может быть всё-таки да?

Ответить
–4

Скорее всего нет.

Ответить
3

Но это не точно.

Ответить
0

Давай сойдемся на том, что не все так однозначно)

Ответить
–5

Нет. Я не принимаю компромиссов.

Ответить
1

Нет. Я не принимаю компромиссов.

Скорее всего нет.

Ответить
2

Рентген когда ввели, вот это было искусство.

Ответить
2

Portal 2 уже. Признана современным искусством.

Ответить
0

Слоупоки это еще не знают :)

Ответить
0

Так на дтф же рассказывали)

Ответить
0

Скопирую свой же ранний комент:
"А как насчет Портал 2? Хороший и оригинальный геймплей? Чек! Интересный НФ сюжет, богатый лор и харизматичные персонажи? Чек! Потенциально бесконечный эндгейм (самодельные карты) и кооператив? Чек! Отличная и атмосферная музыка? Чек! Куб компаньон который тебя будет всегда любить? Чек"

Ответить
0

Так да. И это уже вот и официально признали.

Ответить
2

За такую формулировку надо уже законодательно прописать наказание в 40 ударов плетью.

Ответить
2

Мне показалось, конференция была такая себе. Спикеры не впечатляют, их выводы — из разряда очевидных и бьют куда-то мимо. Игры, скорее всего, все-таки искусство, но это можно понять и без доводов этой статьи.

Ответить
2

Если исключить вариант с виртуозным владением ремеслом, то искусством является то, что способно породить искусство. Вот накатали по игре отличную статью - стало быть игра уже стала искусством. Сколько одних только артов... О фильмах по играм можно умолчать, но они всё же существуют и один трек точно ушёл в массы. https://youtu.be/BxsNnUAyfd4

Ответить
0

Вот я и говорю, хоть Пакэмэн, хоть индюшатина, хоть Крузисы и Халф Лайфы порождают за собой целый культурный пласт.

Однако куда забавнее отрицать что искусство есть искусство :^)

Ответить
1

Индустрия игр примерно за 40 лет своего существования породила больше шедевров, чем киноиндустрия за 100 лет. Фоллач, герои, скайрим, арканум, пилларс оф етернити какой-нибудь. Сюжет в драгон эйдж оригинс. Арт из дискаплс 2 и даркест дунгеон. Музыка из линейки 2 и диаблы. Все это искусство, хотя часто и создается суровыми мужиками в свитерах с оленями.

Ответить
1

Какие же они душные, видимо бабок вымаливают у правительства

Ответить
1

Всё ж относительно. Гигантский фаллос на о. Самуи — это искусство и культурное достояние. Гигантский фаллос в Питере — злостное хулиганство, совершённое группой лиц по предварительному сговору.

Ответить
0

Прежде всего, компьютерная игра должна заставлять думать того, кто в неё играет, создавать новые идеи, мысли, образы, расширять сознание.

В плане архитектуры ты создаешь и строишь что-то в новом стиле: виртуальные миры, вселенные и т.д.

Что касается театра, то здесь похожее можно найти в том, что ты каждый раз испытываешь новые впечатления и эмоции снова и снова.

Ответить
–2

Вот это плохой знак, что про игры начали говорить на таких официозных площадках. Запретят всё к чертям.

Ответить
3

Наоборот позволят нашим по-другому взглянуть на них

Ответить
1

Взглянуть, как на инструмент влияния (пропаганды).

Ответить
5

За бугром уже смотрят вовсю. Ну и ок, что такого? Кино, значит, можно в пропагандистских целях снимать, а игры почему нет?

Ответить
1

И что? много хорошего отечественного кино назовёте?

Ответить
0

Забугорное могу назвать. Которое одновременно и пропаганда.

Ответить
0

О, кстати же, прямиком из Яндекса. Маша и Медведь))

Ответить
5

И вот опять же, а так ли это плохо? Вольются деньги в отечественную игровую индустрию, мы наконец-то уйдём подальше от игр на телефоны.
Вдобавок, действие всегда наталкивается противодействие, а цензура (которая всяко появится при официальном влиянии на игры) всегда вызывает противоборствующих ей, что поднимут "интересные" (нам, не правительству) темы.
Да и сами "агитки" могут быть крайне прекрасными играми.

Ответить
0

Ну, будут квоты на отечественные игры. Идеологически чуждый "Человек-паук" будет релизиться на два месяца позже, после "Чебурашки". Обязательное лицензирование введут и игры, где русский солдат изображён как-то не так, не будут издаваться. LIS этот ваш вообще запретят за пропаганду.
Интернету и кино стало сильно лучше после того, как на них обратили внимание люди в Кремле? Так почему с играми должно быть по-другому?

Ответить
0

А ещё тут чисто психологическое удовлетворение, конечно: "О, нас заметили, нас признали, о нас говорят в телевизоре, мы, геймеры, респектабельное сообщество, а наше хобби - вполне достойно упоминания в приличной компании". Вот честно, в некоторых случаях лучше лететь ниже радаров.

Ответить
1

Ага, со стороны возможностей по пропаганде

Ответить
1

Выделят куча бабла на убийцу ВОВа в сетинге ВОВа(Великой отечественной войны) как предлагал Медведев. И распилят на этом деле

Ответить
0

Кстати, Кодзима говорит что игры не искусство, расходимся.

Ответить
2

А он точно гений?

Ответить
2

Он лжепророк!!! Предать анафеме!!!!!!!!!

Ответить
0

Неуважение к Кодзиме!

Ответить
0

Чтд. Игры без контекста, сюжета, раскрывающего персонажа через ситуации, в которые он попадает, ид - не (высокое) искусство.

Ответить
0

Ок, ну по крайней мере выходит что Колда и Асассин Криды точно искусство...

Ответить
1

Да всё искусство (ну только Камие не говорите). Оно может субъективно нравится или не нравится, оно может быть пошлым и мейнстримным или замысловатым и маргинальным, но сути не меняет. Просто пора уже десакрализировать само понятие искусства, которое кому-то покоя не даёт.

Видеоигры ныне лишь медиум, носитель, средство, одно из. Вкладывать в медиум можно всё что угодно.

Ответить
0

Они раскрывают? Я полностью только первый AC проходил, там был такой дубовый главный герой, что его "раскрытие" только слезы вызвать может. Хотя монологи тампонов и деда Хасана хороши. CoD полностью только первый за советского солдата проходил, не помню там какого-то сюжета - беги-стреляй в декорациях преимущественно Сталинграда. Все прочие части как-то не вызывали интереса проходить полностью.

Но да, учитывая виденное мною в AC3, Синдикате, CoD4, они вполне могут быть таковыми. Если в них сюжет хорошо работает и персонажи хорошо прописаны с их изменениями и встречами конфликтов.

Я бы сказал, что сингловая кампания BF3 - определенно искусство. И сингловая кампания Синдиката (шутера).
Ну и Бехольдер, Баннер Сага, Биошок (1), Deux Ex, и т.д.

Вот только у меня нет образования в области культурологии, так что я не считаю себя компетентным в этой области.

И не все игры несут какой-то сложный сюжет, нередко он не нужен (4x-стратегии, мультиплеерные шутеры, и тд).

Игры в целом можно разделить на 3 категории (разумеется, многие игры смешанные:
1) игры, представляющие из себя вариацию игры "ударь молотком по кроту", которые являются проверкой игрока на его координацию и скорость реакции;
2) игры, представляющие из себя логическую задачу, бросающие вызов мышлению и внимательности игрока;
3) игры, представляющие из себя интерактивную (или не очень) историю, погружающие игрока в роль некоего персонажа, попадающиего в некие ситуации, влияющие на персонажа или непосредственно на игрока. Это (высокое) искуство судя по президенту федерации.

Ответить
0

Изложение очень несерьезное. Такое ощущение, что конференция на таком своеобразном любительском уровне. А ведь на самом деле было бы очень интересно почитать серьезную работу на эту тему. И посмотреть, как реагируют представители культуры, не связанные с играми.

Ответить
0

Я для себя формулирую так - наука помогает понять "как", а искусство - понять "зачем".

Т.е. если игра помогает человеку понять свое место в жизни и направление, к которому он хочет стремиться, то это - искусство.

Ответить
–1

эээээ, больше на говнокод похоже

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления