Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Dishonored 2, Oxenfree, Firewatch, Inside — выбираем игру с лучшим сюжетом 2016 года.

Если взглянуть на вышедшие в 2016 году игры с упором на сюжет, можно проследить один тренд: во главу угла всё реже ставятся какие-то глобальные вещи вроде спасения мира и вселенской справедливости. Мир мы, конечно, спасать не перестаём, но фокус явно сместился.

Разработчики всё чаще рассказывают близкие всем, может даже обыденные истории: о семье, прощении, самопознании, мести. О том, что самый лёгкий выбор — не всегда верный, а от последствий своих поступков не получится спрятаться.

К видеоигровым сюжетам можно придираться по разным причинам причинам: контроль над персонажем иногда делает повествование сбивчивым, а поступки героя — нелогичными, да и сами истории в отрыве от игрового процесса могут смотреться довольно невзрачно. Тем ценнее произведения, которые не теряют целостности сюжета.

Мы выбрали те игры, у которых получилось стать чем-то большим, нежели просто набор миссий. Они если не изменят сидящего перед экраном, то дадут пищу для размышлений. Мы выбрали игры, которым есть, что рассказать.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Oxenfree

Oxenfree — подростковый триллер. Пятеро друзей собираются на острове, чтобы отдохнуть, выпить пива и побыть вдали от всех. Тут, конечно, что-то идёт не так, и незадачливые тинейджеры случайно будят таинственную и очень злобную сущность.

Игрок принимает на себя роль девушки по имени Алекс и отправляется на поиски друзей. Большую часть игры героине предстоит неторопливо блуждать по локациям и просто общаться с людьми. Есть и выбор вариантов ответа, что напрямую влияет на сюжет.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Oxenfree временами очень напоминает сериал «Клуб „Завтрак“»: пятеро друзей с разными характерами пытаются понять друг друга и себя заодно. Тут всё дело в том, как подаётся история.

Жанрово Oxenfree близка к ужастику, но вместо показной жестокости в ней – постоянное чувство тревоги (в конце-концов, на свободе бродит непонятное и чертовски опасное нечто). Геймплей прост: мы лишь ходим по острову и разговариваем, весь упор — на диалоги и повествование.

Персонажи постоянно общаются, шутят, делятся историями. Всё это настолько натурально и живо, что временами пропадает ощущение нереальности происходящего. Без пафосных сюжетных ходов Oxenfree рассказывает одну из самых правдоподобных историй о паранормальном.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Inside

Inside, в отличие от Oxenfree, не полагается на разговоры. Как раз наоборот — за всю игру не произносится ни слова. История рассказывается исключительно через действия главного героя и окружение.

Игру принято называть Limbo 2.0 (обе разработаны студией Playdead), и это верно. Inside берёт идеи и приёмы у предшественника и выводит их на новый уровень. Всё лишнее отсечено, загадки проходятся с наскока и не задерживают на одном месте. Остаётся только неизвестный маленький мальчик в красной футболке и мир, в котором зло победило.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Inside поднимает важные и неприятные темы вроде рабства, тирании, свободы воли и смерти. Игра заставляет задумываться над вещами, над которыми думать страшно. Какова цена жизни? Можно ли смотреть со стороны на зверства и продолжать считать себя человеком? Сами ли мы делаем выбор или нас кто-то заставляет? Inside не потакает эскапизму и не пытается ничего замалчивать. И это очень важно.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Call of Duty: Infinite Warfare

Видеть в номинации «Лучший сюжет» очередную часть Call of Duty как минимум необычно. Все давно привыкли, что сериал ежегодно идёт по одним и тем же рельсам: есть герой, есть злодей, они сражаются. Элементарно, привычно, работает. Infinite Warfare немного меняет эту формулу.

Завязка такова: на Земле закончились ресурсы, так что полагаться приходится на колонии с других планет. С этим не согласен Фронт Обороны Колоний — милитаризированная организация с Марса, стремящаяся отобрать у Земли контроль над ресурсами. Руководит злодеями адмирал Сален Котч — харизматичный мужчина с лицом актёра Кита Харрингтона («Игра престолов»).

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Хоть звучит и стандартно, но на деле Infinite Warfare – серьёзный шаг для всей серии Call of Duty. Даже главный злодей здесь – лишь инструмент, а не движущая сила сюжета, как это было раньше. Всё крутится вокруг взаимоотношений в отряде, а ключевые темы – товарищество, чувство долга и человечность.

За сюжетом действительно интересно следить, а диалоги и катсцены больше не выглядят как способ забить чем-то перерыв между перестрелками.

Некоторые сцены вообще рассказывают историю без слов. Взять хотя бы эпизод назначения главного героя игры Рейеса капитаном корабля «Возмездие». Игрок заходит в каюту бывшего капитана, погибшего при атаке на флот. По всему помещению разбросаны вещи человека, который был жив ещё несколько минут назад: награды и фотографии на стенах, гитара в углу. Все эти мелкие детали вкупе с диалогами и персонажами создают действительно запоминающуюся историю.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Uncharted 4: A Thief's End

История Натана Дрейка подошла к концу. Рассказывать больше нечего, все загадки разгаданы, сокровища найдены. Даже немного обидно, что хорошей драмы пришлось ждать целых три игры.

Образцовая Uncharted 2: Among Thieves при всех своих плюсах была игрой скорее про веселье и приключения, а не про драму и внутренний конфликт. Thief's End в этом плане выглядит взрослее и глубже. Нам наконец позволяют заглянуть в прошлое главного героя и разобраться, что он за человек.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Дрейк в Uncharted 4 — не просто острый на язык искатель приключений, но брат, пытающийся исправить ошибки прошлого, муж, который не может признаться жене, что тихая жизнь тяготит его, и авантюрист, осознающий, что очередное приключение и вправду может стать последним. Игра медленно набирает обороты, но преображается к середине, чтобы выдать, пожалуй, лучший финал в истории приключенческих игр.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Quantum Break

Quantum Break выросла из ныне заброшенной инициативы Microsoft по совмещению игры и сериала. В центре сюжета — главный герой Джек Джойс и его бывший друг, а ныне — противник, Пол Сайрин. Оба в результате научного инцидента получили способности управлять временем, и оба имеют своё мнение о том, как их использовать.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Сюжет подаётся нестандартно: кусок игры чередуется с эпизодом сериала. В конце каждого игрового эпизода игроку придётся побыть в шкуре главного злодея и сделать выбор, влияющий на развитие сюжета.

Quantum Break можно ругать за игровой процесс, но нужно отдать Remedy должное — истории они писать умеют. Сюжет цепляет с первых минут и не отпускает до самых финальных титров, заставляя жадно искать в игре любую записку, аудиозапись или ролик. Если бы была отдельная премия «Лучший научно-фантастический сюжет», то Quantum Break точно получила бы её.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Dark Souls III

Если ещё несколько лет назад кому-нибудь и нужно было объяснять, что в Dark Souls — отличные сюжет и лор, то сегодня это выучили, кажется, все. Третья часть завершает историю серии: королевство Гвина пало, канул в небытие и построенный на его останках Дранглик. И вот бесчисленные годы спустя пламя снова затухает, а Повелители пепла — единственные, кто может разжечь его, не желают этого делать. Игроку придётся их заставить.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Прелесть серии Souls в том, что историю в ней не рассказывают игроку напрямую. Каждый факт, каждый кусочек лора приходится вырывать из рук врагов: свет на события проливают описание предметов и оружия. Информацией делятся и немногочисленные NPC, но делать выводы и проводить параллели придётся самостоятельно.

Мир Dark Souls завязан на цикличности, так что вспомнив события предыдущих частей, можно лучше понять то, что происходит в нынешней. Такой подход, безусловно, не для всех. Он сложен, требует много времени и не прощает ошибок. Но в то же время позволяет рассказать историю так, как это не сможет сделать ни одна другая игра. Да, Dark Souls 3 использует ровно те же приёмы, что и предшественницы. Но именно в ней они достигают пика своего развития.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Firewatch

Firewatch стала, пожалуй, самой «человечной» игрой из всех вышедших в минувшем году. Главный герой — Генри после некоторых неприятных событий в своей жизни приезжает в национальный лес Шошони работать пожарным наблюдателем. Герой измотан, он хочет уединения. Единственный человек, кто с ним как-то контактирует — начальница Делайла. Она посылает его проверить беспорядки в лесу, и это даёт начало цепочке загадочных событий.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Firewatch – игра про выбор. Все решения игрока и ответы на реплики Делайлы повлияют на характер Генри. Firewatch – игра про человеческую жизнь, в которой не всегда есть великий смысл, а некоторые вещи порой происходят просто так.

Почему же она достойна номинации? Очень просто – Firewatch отлично написана. Игра проходится за три-четыре часа, но за это время успеваешь настолько вжиться в образ Генри, что воспринимаешь все события очень лично. В своём первом проекте Campo Santo удалось рассказать историю, каких мало. Очень интересно, что же разработчики придумают дальше.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Dishonored 2

Вторая часть Dishonored — ожидаемый номинант на «Сюжет года». Большинство приёмов из оригинала, вроде предательства, восстановления доброго имени, наблюдения за изнанкой общества и мести — все перекочевали в продолжение, прибавив в продуманности и размахе.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Огромный пласт здешнего сюжета — не в роликах и диалогах, а в записках, книгах и аудиозаписях, щедро разбросанных по локациям. Дневники простых горожан и бедняков, письма убийц и стражников, мысли учёных и ведьм — всё помогает понять происходящее вокруг.

Мало кто умеет так прорабатывать игровое окружение и вписывать его в сюжет, как Arkane. Мир Dishonored 2 непригляден, его обитатели отталкивают и не всегда вызывают сочувствие. Но заставить себя оторваться просто невозможно.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

Сюжет года — «Ведьмак 3: Кровь и Вино»

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

«Что-то кончается, что-то начинается». Эту простую истину Анджей Сапковский высказал ещё 15 лет назад, но подтвердилась она лишь в нынешнем году. История Геральта из Ривии закончена, все монстры, которых стоило истребить, истреблены, а серебряный меч убран в ножны. «Кровь и Вино» — последняя и, может быть, самая важная глава саги о ведьмаке.

Сюжет отправляет игрока в княжество Туссент — тёплый и беззаботный край, в котором нет войны. Чудовища, впрочем, никуда не делись, а значит и для ведьмака работа найдётся. Но вот что важно: по сюжету мир уже спасён, а зло больше не маячит на горизонте. Этот факт в корне меняет ощущения от игры и всё повествование. Нет больше странной неловкости от того, что вместо подготовки к финальному сражению или спасения друзей Геральт занимается какими-то тривиальными вещами, вроде контрактов, авантюр и любовных похождений. Герой отвоевался, теперь можно и отдохнуть.

Не будем сейчас раскрывать детали сюжета, всё же его нужно пережить самому. Приключений хватит на всех: будут и турниры, и охота на таинственное чудище, и разгадки тайн местных жителей, которые совсем не так просты, и даже неожиданное возвращение старых знакомых.

Лучший сюжет 2016 года: искусство рассказывать истории

В «Кровь и Вино» идеально не всё: повествование иногда провисает, а плотность событий в Туссенте не такая, как в оригинальной игре. Но это мелочи.

Финальная глава «Ведьмака» делает главное — рассказывает ту историю о Геральте, которая нужна была с самого начала. Историю в духе «Последнего желания», первой книги цикла, где герой просто занимается своим делом, а на горизонте ещё не маячит всемогущее зло. Без пафоса и условностей.

«Кровь и вино» разговаривает простым и понятным языком. Это лучшее завершение саги о Геральте из всех возможных и лучший видеоигровой сюжет 2016 года.

11K11K открытий
13 комментариев

Ведьмак, это, наверное, хорошо, конечно, но все же стоит и за границы топовых игр выходить.

King's Quest
Sorcery!
Danganronpa (PC)
Zero Escape (PC)
Silver Case (PC)
Final Station
God Eater 2 (PC)
Why am I Dead at Sea
Masquerada: Songs and Shadows
Wuppo
WUPPO

С новым годом!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

За материал спасибо)

Ответить

Заключительная часть Sorcery! то вообще почти игра года (у Rock Paper Shotgun она как раз RPG года), жаль такие жанры редко вообще замечают.

Ответить

Я бы еще Tyranny отметил. Довольно оригинальная завязка и развитие сюжета в зависимости от принятых решений и отношений с ключевыми персонажами и фракциями.

Ответить

Эх, честно говоря, именно сюжетно в этом году на полную практически никто не выложился. Действительно как бы это глупо не выглядело, но здесь не игра, а дополнение - Ведьмак 3: Кровь и вино.

Наиболее глубоко из новых проектов вовлекла разве что только Firewatch. Очень хочется по времени ещё хотя бы столько же провести там с более развёрнутой историей.

Ответить

Я вот давно уже inside прошел, а все никак отойти не могу. Однозначно 10/10, но печаль, что всего 3 часа геймплея.

Ответить