Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

«В моём лице появилось нечто геральдическое. Левая его сторона потемнела, синяк переливался всеми цветами радуги». Сергей Довлатов, «Чемодан»

Если присмотреться, гербы окружают нас всюду. Ими обзаводятся банки и другие предприятия, города и области, их по делу и без развешивают во время торжеств, показывают в фильмах и играх, помещают в документы, ими неизменно украшены казённые учреждения. Так и тянет спросить, откуда в XXI веке любовь к коронам, щитам и золотым вензелям.

Связанные с гербами традиции уходят корнями в глубь веков, когда рыцари добывали славу в крестовых походах и ломали копья на турнирах. А разобраться в этой теме помогает специальная дисциплина — геральдика. Познакомившись с ней, можно узнать немало интересного. И вот вам первый занятный факт: 10 июня — Международный день геральдики.

Когда и почему возникли гербы?

Вопрос одновременно простой и сложный. Если понимать под гербом символ, связанный с отдельной семьёй, то такое упоминание есть в ветхозаветной Книге Чисел, описывающей скитания евреев по Синайской пустыне под руководством Моисея. Здесь чётко сказано, что у семей сынов Израилевых были уникальные знамёна и знаки, под которыми они выстраивались, например, во время военных походов. С другой стороны, главное отличие герба от других эмблем в том, что герб сделан по правилам геральдики. В этом смысле появление гербов надо отнести к Средневековью. Но к какой именно дате?

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

На знаменитом гобелене из Байё, изготовленном в XI веке, показаны сцены подготовки нормандского вторжения в Англию и битвы при Гастингсе 1066 года. Здесь Вильгельма Завоевателя окружают воины с уникальными рисунками на щитах. Одна из теорий предполагает, что это и есть первые настоящие гербы, но аргументов в пользу этой точки зрения, увы, немного. Куда убедительнее версия, что гербы возникли в Европе между Первым и Вторым крестовыми походами — в XII веке.

Вдохновляя крестоносцев, римский папа Урбан II говорил: «Крест Христов — символ спасения вашего. Носите его, этот красный как кровь крест, на груди своей и на плечах, как знак того, что помощь Господа никогда не покинет вас; носите его как знак обета, отказаться от которого невозможно». К Третьему походу (1182–1192) именно такой красный крест стал отличать французов, тогда как зелёный носили фламандцы, а белый — англичане. Но в правление Эдуарда III они объявили своим небесным покровителем Святого Георгия — и с тех пор красный крест красуется на британском флаге.

К XII веку обзавелись личными эмблемами и отдельные феодалы. Первое появление геральдической печати, где все необходимые символы размещены на щите, датируется 1136 годом, а позднее появились и другие печати. Всё это свидетельствует о распространении геральдики по Европе за относительно короткий промежуток времени. Но остаётся открытым вопрос: зачем вообще кому-то надо было эту самую геральдику распространять? Одними лишь крестоносцами процесс, понятно, не ограничивался.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Дело в том, что становление геральдики совпало с расцветом рыцарства. Аристократы, служившие сюзерену за земли и доход, стремились как можно сильнее подчеркнуть своё превосходство над людьми низших сословий и заодно выделиться на фоне равных себе. Если до XII века рыцарем мог стать кто угодно, то затем правила изменились. В 1156 году император Фридрих I Барбаросса запретил крестьянам носить копьё и меч. Даже купцы лишились права ходить с мечом на поясе. Они могли только возить его с собой, приторочив к седлу.

Рыцари стали особым сословием — со своей, как говорится, атмосферой. Например, сойтись в бою такой аристократ мог только с равным себе. Чтобы вызвать соперника на поединок, бросающему вызов предстояло доказать своё знатное происхождение, а по саксонскому закону у истинного рыцаря такими же рыцарями должны были оказаться отец и дед. Именно в это время рыцарям очень понадобились гербы — как символы их заслуг и достоинства, которые можно передать по наследству детям и внукам.

При этом у одного человека могло быть сразу несколько гербов. Мало кто знает, что посвящённый в рыцари не сразу становился рыцарем. Сперва он должен был отслужить в качестве оруженосца (армигера), и в это время у него был один герб, а затем, уже став полноценным рыцарем, он получал другой — так называемый «герб ожидания», если за воином не числились какие-либо подвиги. А раз так, то изображать было нечего, кроме одноцветного поля. Некоторые люди оставляли его таким — как семья Бандинелли из Сиены с полностью золотым щитом.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Личные заслуги аристократа отмечались на его гербе фигурами. Это называли дорогим сердцу поклонников киберпанка и Deus Ex словом «аугментация» — речь о дополнениях, которые жаловал сюзерен. Именно так возникло, например, дополнение, дарованное за храбрость Джону де Вудхаузу после сражения при Азенкуре (1415). Горностаевое стропило в его гербе было заменено золотым, обременённым каплями крови. На картинке выше видно, как именно капли крови обременили золотое стропило.

На заре геральдики рыцари могли рисовать на гербах что угодно, не руководствуясь какими-либо правилами. Но поскольку гербы наследовались, переходя из поколения в поколение, надо было как-то систематизировать эту художественную самодеятельность, чтобы её смысл был понятен за пределами родового замка аристократа. Так появились герольды — люди, чья специальность связана с пониманием и правильным описанием гербов, а заодно составлением гербовников. Это такие книги, где перечислены все известные знатные семьи и нарисованы их отличительные эмблемы.

Короли тоже не оставались в стороне от жизни подданных. В Англии начала XIV века был создан Высший суд рыцарской чести — его власть распространялась и на вопросы геральдики. Такие суды стали просто необходимы, ведь количество фальшивых гербов неуклонно росло. Типичный случай: в 1557 году был выписан ордер на арест некоего Уильяма Докинза, который выдавал себя за герольда, продавал гербы и составлял поддельные родословные. Он предстал перед судом, был приговорён к порке плетьми, отрезанию ушей и к стоянию у позорного столба в каждом графстве, где он делал преуспевших лавочников нобилями.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Поразительно живучей оказалась теория о том, что гербы помогали издали узнать, враг перед вами или друг, да и кто вообще перед вами, ведь рыцари прятали лица за забралами шлемов. А так и без лиц было ясно, что за человек скачет навстречу. Но здесь имеется одна неувязочка. Теория не объясняет, как работала эта схема, если знаки отличия пачкались в грязи, крови или вообще уничтожались в ходе боя. Наличие гербов почему-то не помешало Уильяму Монтегю 2-му графу Солсбери случайно убить своего единственного сына на турнире в Виндзоре в 1382 году.

Как блазонировать, не привлекая внимания санитаров?

Искусство правильного описания герба называется блазонированием, и это, если честно, та ещё избушка на курьих ножках. Повернуться к лесу задом, а к Ивану передом ей мешает посконная традиционность, уходящая корнями в наработки средневековых герольдов. Здесь существует система строгих правил, которые определяют порядок важности фигур, принцип их размещения и свод терминов. Вот, например, как надо описывать герб охочих до власти шалунов Борджиа:

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

«В золотом поле впрям смотрящий червлёный бык стоит на зелёной земле, кайма обременена восемью зелёными пучками травы». Вроде всё понятно, но почему это бык вдруг червлёный? И почему он смотрит впрям, а не прямо? А вот так, ни привычного описания поз, ни обычного обозначения цветов в геральдике нет. Есть эмали, они же финифти, поэтому бык не может быть красным, он червлёный. Думаете, золотые лилии Капетингов красуются на синем поле? Нет, на лазоревом. И это мы говорим только про щит — главный элемент герба, с которого начинается блазонирование. У гербов ведь бывают и другие части: щитодержатели, лента с девизом, почва и орден, шлем, нашлемник, намёт и бурелет, а ещё корона.

Если на щите виден прямоугольник, длина которого ровно в два раза превышает ширину, то это гонт (или билет), а если у прямоугольника другие пропорции, это может быть брусок, усечённая перевязь, балка или столб. Вольная четверть на самом деле не четверть, хотя её так и называют. Для каждой мелочи существует название, которое сложно угадать с первой пытки. Даже для шариков: золотые — безанты (по названию византийских момент), серебряные — платы, красные — караваи, синие — харты, зелёные — помметы, а чёрные — пеллеты. Целый кодекс регулирует каждую чёрточку и завитушку. Выглядит это одновременно пафосно и нелепо, как туссентская клятва цаплей из «Ведьмака».

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Иначе говоря, если вы когда-нибудь решите всерьёз заняться геральдикой, вас ждёт что-то вроде алхимии пополам с каббалой. Но тем, кто хотел бы пройтись по верхам и выудить из предмета пару-тройку занятных историй, проникать в бездны не очень-то нужно. Только одно правило придётся запомнить, иначе дальнейший разговор утратит смысл. В геральдике правая сторона, называемая «декстер», и левая, то есть «синистер», противоположны обычным правой и левой сторонам. Это связано с тем, что герб описывается с точки зрения воображаемого человека, держащего щит в руке, а не с позиции того, кто этот самый щит разглядывает.

Гербы рассказывают

Учитывая огромное количество символов и фигур в геральдике, гербы можно не только читать (блазонировать), но и объяснять. Имеется в виду прежде всего их смысл. И здесь случайного исследователя ждёт подвох, способный повести по ложной дороге. Потому что надо разделять гласные гербы, которые в западной геральдической традиции называются Armes Parlantes, и полугласные. Гласные — в смысле «говорящие», когда изображено что-то, прямо указывающее на фамилию человека или, допустим, название города.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

В качестве примера можно вспомнить семейство Коллеони с севера Италии. Их символ — это три пары мужских яичек, то есть тестикулы. Легенда гласит, что родоначальник династии, консул города Бергамо по имени Гизальберто (умер в 1169 году), получил прозвище «Шары» (по-итальянски —coglioni) за выдающиеся признаки мужественности. Впоследствии этот почтенный господин передал прозвище своим наследникам, включая знаменитого наёмника Бартоломео Коллеони (1400–1475). Именно он прославил герб с яйцами далеко за пределами Ломбардии. Он успел побывать командиром войск Венеции, новатором военной тактики, миллионером и филантропом. А ещё его конная статуя гоняется за Андреем Мироновым в советской кинокомедии «Старики-разбойники».

Аналогичным образом создан герб Пиньятелли — на нём видны три горшка (pignatte). Как бы ни хотелось пошутить о назначении этих сосудов (а они очень похожи на ночные), согласно легенде, изображены горшки с «греческим огнём», которым византийцы жгли корабли неприятеля. Или вот другой пример: в 1286 году Пачино д’Арнольфо Перуцци купил у флорентийской коммуны участок земли с развалинами древней стены, площадью и постройками, на стенах которых до сих пор красуются шесть груш — эмблема дома Перуцци (pera в переводе с итальянского означает «груша»).

Когда Перуцци объединились с другими флорентийскими богачами Медичи, возник двойной гласный герб. Правую его сторону занимают шесть груш на синем поле, левую — шесть шаров на золотом, пять из которых красные, а шестой представляет собой аугментацию. В 1465 году король Людовик XI даровал Медичи право заменить верхний кружок на синий с тремя золотыми лилиями. Есть версия, что предок Медичи служил врачом при дворе Карла Великого, а красные шарики — это, вероятно, пилюли, раздаваемые докторами (medici). Для понятных русских примеров можете посмотреть, как выглядят гербы Курска или, скажем, Рыльска.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Другой путь чтения символов — когда они могут рассказать нам целую историю. Взгляните на герб, жалованный французским королём Карлом VII Жанне д’Арк. В синем поле виден серебряный меч с золотой рукоятью, поддерживающий золотую корону и сопровождаемый двумя золотыми лилиями. Если вы хоть краем уха слышали о Столетней войне и подвигах Орлеанской девы, вы точно поймёте, почему на гербе есть символы королевской власти Франции и почему их поддерживает меч.

Поучителен в этом смысле и герб Австрии (кстати, и флаг страны). На нём вы видите три горизонтальные линии: белая между двух красных. Согласно легенде, герцог Леопольд V во время крестовых походов вступил в бой с врагами и дрался до тех пор, пока его одежда не покраснела от крови. А когда он всех победил и снял пояс, под ним показалась белая линия. Тоже история в чисто средневековом стиле — не хуже остальных. К сожалению, не все символы мы сегодня можем считывать с такой же простотой.

Вам всем знаком герб миланской семьи Висконти — если не по книгам и фильмам, то по логотипу автомобилей Alfa Romeo уж точно. На нём змей держит в пасти человека. Понять, кто именно изображён, весьма затруднительно. То ли дитя рождается изо рта чудовища, то ли торчит не до конца переваренный мавр. Легенда гласит, что крестоносец Оттоне Висконти убил сарацинского принца и отнял у него щит, на котором был изображён дракон, пожирающий Христа в образе младенца. Другой пример — три чёрные головы быка на серебряном поле, дарованные английскому рыцарю в знак того, что удар вражеского копья лишил его гениталий. В Средние века люди понимали, как одно связано с другим, а сейчас поди разберись.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

На фотографии выше — герб семьи Сфорца, которые, как и Висконти, были миланскими герцогами. Неудивительно, что пресловутый змей попал и сюда. Когда-то по символике можно было узнать не только фамилию человека, стоящего перед вами, но и его политические симпатии. Особенно ярко это отразилось в итальянской геральдике. Феодалы средневековой Италии были разделены на два лагеря: гвельфы выступали за усиление папской власти, а гибеллины ратовали за императора. То и дело их разногласия приводили к кровопролитию. А отличить тех от других можно было по гербам.

Такие символы, как серебро, столб, красный орёл, прямое зубчатое деление, красная лилия, серебряное поле, звёзды (в Ломбардии и Тоскане), присутствовали на гербах и знаках отличия гвельфов. Другие символы — пояс, балка, заострённое зубчатое деление, дракон, чёрный орёл, серебряная лилия в красном поле, три звезды (в Романии) — встречались у гибеллинов. Видели зубцы типа «ласточкин хвост» на стенах Московского кремля? Они гибеллинские. За императора!

Что делать, если на гербе петух?

В Средние века вам бы ответили: гордиться. Герб уже сам по себе служит признаком благородства, а петух вдобавок символизирует воинственность. Или, как у семьи Галлуччья из Неаполя, выступает в роли «говорящей» эмблемы (gallo по-итальянски значит «петух»). По тому же принципу оформлены гербы семей Гатти (с изображением кота), дель Орса (с медведем), Кавалло (с конём), Риччи (с ежами), Раттацци (с крысой) и так далее, но мы уже говорили о гласных гербах. Они должны прямо указывать на фамилию владельца. Даже если фамилия у него, выражаясь чеховским языком, петушиная.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

В наше время помещение петуха, крысы или, скажем, козла на личный герб спровоцировало бы попытку нанести герольду травмы, а раньше в этом никто не видел проблемы. Были даже гербы, буквально засиженные мухами, как у семьи Фьерамоска из Венеции. Главное, чтобы изображённое на щите существо, будь то красный бык Борджиа или три чёрные мухи Фьерамоска, оказалось повёрнутым вправо (вспоминаем правило сторон). Это важный нюанс.

А если петух или козёл развёрнуты влево, это, как и любое другое неправильное размещение фигур, может означать, что с владельцем герба что-то нечисто. В таком случае «козёл» может действительно быть «козлом» в плохом смысле. Посмотрим в качестве примера на герб семьи Уэйнов из фильмов Зака Снайдера о супергероях DC. Вот так спойлер сюжета! Для сравнения, вторая эмблема на картинке принадлежит настоящим Уэйнам — они ещё в начале XVII века переселились из английского Эссекса в американскую Виргинию. Актёр Джон Уэйн, кстати, происходит из этого старинного семейства.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

С другой стороны, петух может оказаться василиском. Геральдика вообще изобилует фантастическими существами — достаточно вспомнить единорога и льва, поддерживающих щит британского герба. А вот в самом щите никаких львов нет. Не надо сейчас гуглить картинку и недоумённо тереть глаза. Потому что с точки зрения геральдики лев, стоящий на трёх лапах и повёрнутый к зрителю мордой — это леопард. В крайнем случае львиный леопард, но никак не лев. Да-да, не удивляйтесь, на гербе Ричарда I Львиное Сердце изображены три леопарда. Возвращаясь к козлам с петухами, обращённые (развёрнутые влево) леопарды означали бы, что его величество предпочёл отступление смерти.

В теме геральдических животных царит своя атмосфера. Дело даже не в том, что называть их геральдическими неправильно. Они относятся к негеральдическим фигурам, но при этом они всё-таки геральдические, поскольку их размещают на гербах. Причём с тех самых времён, когда люди верили в василисков, виверн и прочих чудищ, а некоторых настоящих зверей мало кто видел вживую. Вот почему геральдический тигр больше похож на химеру, дельфин напоминает осетра, у антилопы из пасти торчат бивни, а пантера выдыхает языки пламени.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Одни из самых симпатичных и часто встречающихся «мутантов» этого бестиария — мартлеты (мерлетты), они же ласточки. Главное отличие геральдической ласточки от настоящей в том, что у неё нет лап. Это символизирует постоянный полёт, витание в облаках без необходимости касаться грешной земли. А ещё в Средние века люди верили, что реально бывают птицы без лапок, всю жизнь проводящие в небе. Такие дела.

Галя, у нас отмена!

В «Игре престолов» Тирион Ланнистер говорит Джону Сноу, что карлик всегда бастард в глазах своего отца, указывая собеседнику на его незавидный статус в доме Старков. Незаконнорожденность здесь представлена как клеймо позора, которое сразу определяет человека в низшую касту, даже если его зачал лорд. На самом деле такое представление о бастардах средневековой знати не совсем верное. Чтобы прояснить этот момент, «разберём» герб мужчины, преклонившего колени перед Девой Марией. Его знаки изображены и на плаще, и на щите.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Мы видим золотые лилии на синем поле, что указывает на связь с французскими правящими домами. Затем взгляните на титло — это такая горизонтальная полоска с тремя, простите, висюльками. Её ещё иногда называют «турнирным воротничком». Титло относится к бризурам, то есть знакам, указывающим на положение владельца герба в семье. Титло получал первый сын, полумесяц был у второго, звезда — у третьего, мартлет — у четвёртого, и так далее.

Наконец, привлекает к себе внимание белая полоса, идущая от верхнего левого угла к нижнему правому. Это геральдическая «перевязь слева» — она и указывает на незаконнорожденность (а ещё, если речь об Италии, на гибеллинов). Именно к этой перевязи отсылает название книги Владимира Набокова «Bend Sinister» — на русский его перевели как «Под знаком незаконнорожденных». Впрочем, вернёмся к средневековой миниатюре: здесь у нас есть связь с королевской семьёй, титло старшего сына и отметка бастарда. Кто бы это мог быть?

На картинке изображён Жан де Дюнуа, известный также как Орлеанский бастард. Он действительно был внебрачным сыном герцога Орлеанского Людовика I из дома Валуа. А ещё он был графом, основавшим династию Орлеан-Лонгвиль, прославленным полководцем, соратником Жанны д’Арк и человеком, которого король Карл VII официально принял в правящую семью — в общем, этот бастард имел право претендовать на трон Франции. Как видим, он занимал очень высокое положение в обществе, хотя и был зачат вне брака. Точно так же была, судя по всему, зачата игра Super Ghouls 'n Ghosts. Если верить перевязи на щите главного героя, он самый настоящий ублюдок.

Shield happens. Всё, что вы хотели знать о гербах, но боялись спросить

Остаётся открытым вопрос, какие же знаки в таком случае были действительно позорными, если даже перевязь бастарда кто-то носил с гордостью. Символов позора в геральдике нет вообще, но есть так называемые знаки отмены. Отмена — противоположность аугментации. Если последняя добавляет честь, то первая убавляет её. Классический пример отмены связан с королём Людовиком Святым (1214–1270). Однажды в его присутствии Жан д'Авен оскорбил собственную мать, за что король вынудил его стереть у изображённого на щите льва язык и когти. Выражаясь геральдическим языком, зверя обезоружили. Другой пример — перевёрнутые малые синие щитки Португалии на гербе крепости Каштелу-Родригу как напоминание о её предательстве во время кризиса 1383–1385 годов.

Известны также знаки отмены, указывающие на женоподобие рыцаря, его трусость и отказ от собственного вызова, хвастовство, ложь и убийство пленника, что тоже было бесчестным поступком. Но все эти позорные отметки встречаются крайне редко, если встречаются вообще. О них мы знаем из записей герольдов, а не по настоящим гербам. Дураков передавать такое из поколения в поколение не было тогда и вряд ли найдётся сейчас. Хотя кто из людей без греха?

Автор текста: Александр Бурсов

14
2
4 комментария