Платформенные войны, или анализ противостояния между пользователями консолей и ПК.

Внимание, внимание, внимание! Это лонг!

Всем доброго времени суток. Наткнулся я на просторах данного сайта на пост человека, интересующегося причиной токсичного отношения игроков на компьютерах к игрокам на консолях. В ходе написания комментария я столкнулся с тем, что данная тема является довольно-таки обширной и заслуживает отдельного поста.

Итак, давайте же перенесëмся к истокам вечной битвы.

Полотно середины 16-го века, "Рыцари платформ". Художник неизвестен.
Полотно середины 16-го века, "Рыцари платформ". Художник неизвестен.

На заре игровой индустрии, где-то в конце 1980-х, не существовало конфликтов между пользователями персональных компьютеров и консолей (тогда еще игровых приставок). Не было их по той простой причине, что видеоигры стали доступны широким массам именно на игровых автоматах, эволюционировавших в дальнейшем в игровые приставки.

ПК же являлись уделом богачей, профессионалов и просто энтузиастов, распространённость их среди простого населения была мизерной, однако уже тогда ПК являлся открытой системой где каждый пользователь мог проявить свое творчество.

Уже в то время был заложен фундамент будущей вражды:

  • Игровые приставки - относительно дешево и просто в применении, имеют крайне ограниченный функционал.
  • Компьютеры - дорого, сложно, однако универсально и позволяет пользователю настроить их под свои нужды.
В левом углу ринга - ретро приставки.
В левом углу ринга - ретро приставки.
В правом углу ринга - винтажные ПК.
В правом углу ринга - винтажные ПК.

Долгое время два лагеря жили обособленно друг от друга и почти не пересекались между собой.

Основная масса геймеров играла на приставках и ничего не знала о компьютерах. Далекие предки современных консольщиков уже тогда обожали играть в такие исконно консольные жанры игр как: платформеры, файтинги, битемапы, гоночки и... Ну и все, это были практически все жанры игр на приставках того времени. К слову, сегодня мало, что поменялось с тех времен, разве что к ним добавились экшены от 3-го лица с прятками в кустах.

Архиконсольщик, фото в цвете. Уже тогда удобно развалился в кресле.
Архиконсольщик, фото в цвете. Уже тогда удобно развалился в кресле.

В то же время компьютерные гики тихо сидели по своим подвалам и даже в те далекие года снисходительно смотрели на игровые приставки, но не вступали в открытую конфронтацию с их владельцами. Эти неприметные, бесформенные ребята давно играли в серьезные (по их словам) жанры игр, недоступные на приставках: шутеры от первого и третьего лица, RPG, симуляторы, стратегии, MMO и многое-многое другое. Их было мало, но они выжидали, выглядывая из полумрака чердаков родительских домов.

Популярное фото прото ПК-шника, ему не интересны приставки и женщины.
Популярное фото прото ПК-шника, ему не интересны приставки и женщины.

Однако спокойному сосуществованию пришел конец с приходом шестого поколения игровых систем. Вот они, слева направо:

Sega Dreamcast, Sony PlayStation 2, Nintendo GameCube и Microsoft Xbox
Sega Dreamcast, Sony PlayStation 2, Nintendo GameCube и Microsoft Xbox

В этот самый момент элитарность ПК-гйминга с треском пошатнулась. Новейшие игровые приставки повергли публику в шок своей производительностью, доступностью и дополнительным функциями. Именно с этого поколения игровых систем появилось такое понятие, как "Игровая консоль", так как часть из данных устройств стали представлять из себя мультимедийные комбайны (Нинтендо, мы не о тебе говорим, не лезь в кадр), способные воспроизводить фильмы, музыку и имели некоторые другие функции, ранее доступные лишь на специальных устройствах и компьютерах.

Впервые игровые приставки за несколько сотен баксов могли показывать картинку в играх, сопоставимую по качеству с топовыми персональными компьютерами того времени. И они все также оставались простыми в использовании, включил - и играй.

Сравнение картинки на PS2 и ПК. Версия для консоли выглядит интереснее
Сравнение картинки на PS2 и ПК. Версия для консоли выглядит интереснее

Сразу же начались ожесточенные споры, на чем следует играть в игры. Вот пример подобных дисскусий, на минуточку, 2001 и 2002 года. И если на англоязычных форумах всë могло проходить культурно и спокойно, то на наших разгорались настоящие баталии:

Почему так дешево?

В добавок ко всему этому дешевизна игровых консолей позволила расширить аудиторию геймеров, ведь не каждый мог позволить купить себе игровой компьютер за 1000 баксов, а вот небольшую коробочку за 299$ - вполне. Про цены на игры консольщики говорить не любили, но сейчас не об этом речь.

В итоге, консоли распространились по домам пользователей со скоростью вашего бати, бегущего в алкомаркет вечером в пятницу.

"Большая аудитория - большая прибыль" подумали игровые компании и массово решили выпускать свои игры на консолях нового поколения.

А на ПК... Ну, как получится.

Разработчик через секунду после того, как выпустил игру на консолях.
Разработчик через секунду после того, как выпустил игру на консолях.

Это привело к следующему ядерному козырю в руках консольщиков:

Эксклюзивы

Да, начиная с этого момента на консолях стало выходить очень много игр либо не доступных на ПК, либо выходивших на компьютерах намного позже, зачастую с багами и недоработками.

Помните порт Resident Evil 4 на ПК? Пекари успокаивали себя как могли
Помните порт Resident Evil 4 на ПК? Пекари успокаивали себя как могли

ПК аудитория была в ярости и все чаще им приходилось выслушивать подколы от консольщиков, в духе: «-Ну что? Прошел God of War? Ааааа.. Точно, извини))»

С выходом седьмого поколения консолей ситуация стала только хуже. Nintendo Wii, Xbox 360 и PS 3 только укрепили позиции консолей, как доминирующей игровой платформы.

Три всадника апокалипсиса для ПК игроков середины-конца 2000-х.
Три всадника апокалипсиса для ПК игроков середины-конца 2000-х.

Ненависть ПК игроков к консольщикам достигла своего апогея, ведь эти высокомерные выскочки постоянно хвастались своими эксклюзивами, оптимизацией игр на своих устройствах и разными фишками, такими как беспроводные геймпады с вибрацией и гироскопом, или же, в случае с Nintendo Wii - полностью уникальным опытом управления в играх при помощи прорывных контроллеров, реагирующих на движения игрока.

Nintendo Wii юзер. Только что приобрела консоль, а уже понтуется.
Nintendo Wii юзер. Только что приобрела консоль, а уже понтуется.

Долгий срок актуальности

Но не только это выделяло консоли в выгодном свете. Консолеадепты обожали наблюдать, как игроки на ПК лихорадочно передвигали ползунки настроек графики в меню недавно вышедшей игры, чтобы хоть как-то поиграть в новинку.

Они же с ухмылкой вспоминали, как они еще в далеком 2006 году купили свою драгоценную консолечку у дяди Федота на радиорынке и эта штуковина до сих пор запускает все выходящие игры.

Старый консольщик, все ещë не видел 60 ФПС
Старый консольщик, все ещë не видел 60 ФПС

‎Но неужели ПК был полностью повержен и втоптан в грязь, а его приверженцы приняли участь проигравшего и побежали покупать эти наивкуснейшие консоли?

Как бы не так, у них были свои козыри в рукаве.

ПК бояре и их вера в свою элитарность.

Многие игроки на персональных компьютерах считали себя (да и по сей день считают) элитой гейминга.

В то время, как кривозубые крестьяне играли на своих приставочках в 2D игрульки, круг избранных мажоров уже покорял трехмерные пространства игровых миров.

Видеоигра Maze War 1973г. Разумеется, только на ПК.
Видеоигра Maze War 1973г. Разумеется, только на ПК.
Wolfenstein 3D. Приставкам такое и не снилось, но позже вышла и на них
Wolfenstein 3D. Приставкам такое и не снилось, но позже вышла и на них

Также пекари считали себя выше консольщиков, основываясь на том факте, что они достаточно умны, чтобы собрать ПК из комплектующих и вообще они красавчики. Консольщиков они считали недалекими. По их мнению, единственное, что могут игроки на консолях - воткнуть вилку от приставки в розетку и нажать кнопку запуска. А вот нанести термопасту на процессор и установить кулер на него - вот это испытание для настоящего альфа самца.

Намажь побольше, маслом кашу не испортить!
Намажь побольше, маслом кашу не испортить!

Разнообразие жанров видеоигр

Один из веских доводов ПК-бояр звучал так: на консолях нет хардкорных жанров игр, таких как серьезные симуляторы, практически нет стратегий в реальном времени, MMORPG и некоторых других. Консольщикам парировать такое было трудно и начиналась очередная грызня.

The Sims. Все мы играли в Симс, и парни и девочки, не надо стыдиться.
The Sims. Все мы играли в Симс, и парни и девочки, не надо стыдиться.
Unreal, 1998г. ПК эксклюзив и графическая феерия тех лет.
Unreal, 1998г. ПК эксклюзив и графическая феерия тех лет.
Облизываемый хардкорными симуляторщиками ИЛ-2 Штурмовик.
Облизываемый хардкорными симуляторщиками ИЛ-2 Штурмовик.
Легендарный Starcraft. Выходил также на Nintendo 64, только тсс...
Легендарный Starcraft. Выходил также на Nintendo 64, только тсс...
World of Warcraft. Справится с этой жестью на консолях невозможно.
World of Warcraft. Справится с этой жестью на консолях невозможно.
Незаменимый CS 1.6. Величие, родоначальник соревновательных шутеров
Незаменимый CS 1.6. Величие, родоначальник соревновательных шутеров

Как ни крути, но ПК обладал и до сих пор обладает своими эксклюзивами, это добавляло в противостояние перчинки и заставляло колесо взаимной ненависти крутиться дальше, затягивая все больше и больше людей в конфликт.

Открытость системы и модификации

Моды, как много в этом слове. Казалось бы, ты прошел свою любимую игру вдоль и поперек, и уже ничего в ней не осталось, как вдруг твою дверь с ноги выносят пряморукие и не очень фанаты и подносят тебе новую порцию контента к твоей любимой игре: новое оружие, враги, доспехи, квесты и даже целые сюжетные кампании с новыми локациями и персонажами. На ПК возможно все, нужны лишь умение пользоваться тулзой, огонь в глазах и отсутствие личной жизни! На консолях же всë ограничивается контентом самой игры и пекари ржут над этим вплоть до наших дней.

Нужна горячая напарница вампирша в TES IV: Oblivion? Ни слова больше.
Нужна горячая напарница вампирша в TES IV: Oblivion? Ни слова больше.

Пиратство и бесплатное использование интеллектуальной собственности.

Как бы не хотелось замалчивать эту тему, но многие ПК игроки приводили, приводят и будут приводить следущий аргумент: на ПК можно играть бесплатно.

Типичная реакция консольщиков на данный довод ПК-бояр.
Типичная реакция консольщиков на данный довод ПК-бояр.
«Что толку от низкой цены консоли, если одна игра на нее стоит половину моего заработка от сбора и сдачи пивных крышек?»

Доводилось ли вам в спорах слышать подобные выпады со стороны пользователей ПК? Наверняка очень часто. И этот аргумент имел смысл.

Как бы не было ненавистно пиратство, но само его существование на ПК это неоспоримый факт, как и тот факт, что люди, не платившие за контент, экономили очень и очень много денег.

ПК всегда стоили дорого, но возможность воровать игры в долгосрочной перспективе выравнивала стоимость игрового компьютера и консолей того времени, а возможно и делало ПК дешевле, а также добавляло пользователям ПК пару статей на великом суде.

Платформенные войны, или анализ противостояния между пользователями консолей и ПК.

От данного факта у любителей консолей горит пятая точка и по сей день, что добавляет накала в столкновения фанатов этих очень разных игровых устройств в интернете.

И продолжалась бы эта битва долгие годы, но на поле боя появилась третья сторона и с каждым годом их становится всë больше. О них пойдет речь далее.

Никто не знает, когда именно они появились, известно лишь то, что они существовали еще до начала платформенных войн. Немногочисленны были их ряды, и при зарождении конфликта не хватило сил им предотвратить это безумие, однако с каждым годом численность их растет.

Их уста изрекают истину, в их словах чувствуется сила и рассудительность. В их движениях - грация и мощь, однако не кровь проливать они желают. Остановить насилие их цель.
Антонио Логвинуччи, 2016 год н. э.

На поле брани они дают смачный чапалах истеричному консольщику, через секунду оформляют знатный поджопник зажравшемуся пекарю. В одной руке они держат геймпад, во второй виднеется высокоточная игровая мышь Logitech G PRO X SUPERLIGHT, между большим и средним пальцем левой ноги у них зажат смартфон с включенным на нëм Genshin Impact, а на голове надет сверкающий VR шлем.

Кто же они? Третья сторона конфликта, которая положит конец войне.
Кто же они? Третья сторона конфликта, которая положит конец войне.

Просвещенные

Замечали ли вы, что в последние годы шум от споров, какая платформа лучше, стал значительно тише?

Определяющую роль в этом сыграли данные личности - просвещенные. Это люди, которые просто любят видеоигры в любом виде и во всех их проявлениях. Им плевать на различия ПК и консолей, они играют на чëм угодно, лишь бы это приносило им радость. Во всех спорах они представляют собой голос разума и находятся между двух лагерей кричащих друг на друга приматов.

Среднестатистическая комната просвещенного. Изысканный вкус.
Среднестатистическая комната просвещенного. Изысканный вкус.

Сегодня они играют в CS2 с корешами в дискорде, завтра засядут за новый интересный им сингл на PlayStation или XBOX, в перерывах на работе могут включить свой Nintendo Switch и погонять в Mario Kart, а вечером снова сядут за компьютер, чтобы накидать парочку битов в FL Studio или написать гайд по своей любимой визуальной новелле.

Эти ребята, словно Нео из Матрицы, вырвались из иллюзии доминирования одной платформы над другими и возвысились над полем боя, дабы увидеть голубое небо над ним. И с каждым годом численность таких людей растет, что даëт неиллюзорную надежду на воцарение мира между всеми игровыми платформами.

Просвещенный сидит на безмолвном поле битвы. Бой окончен.
Просвещенный сидит на безмолвном поле битвы. Бой окончен.

И когда этот день настанет, нам всем станет скучно, потому что споры в интернете - это, блин, весело.

Вот такие дела, ребятки, а теперь сбор статистики: к кому бы вы отнесли себя? Возможно вы обожаете консоли и играете только на них? Или же вы пекарь до мозга костей? А может ли быть такое, что вы вышли из этого замкнутого круга вражды и хотите отнести себя к просвещенным? Давайте узнаем баланс сил на DTF!

К какой стороне вы себя относите?
ПК-боярин
Просвещенный
Консольщик
2
1
1
6 комментариев