Когда всё может пойти не так: обзор «Кризис в Кремле»

Политический текстовый квест с большими возможностями.

Не секрет, что на просторах пост-СССР очень популярен жанр альтернативной истории. По счастливой случайности или же по гениальному замыслу возрождаются Российская Империя или Советский Союз, Первая и Вторая Мировые войны выигрываются без единого выстрела, наши космонавты первыми высаживаются на Луне, а солдаты моют сапоги в индийском или атлантическом океане. И это только малая часть возможных сценариев, которые рисуют фантасты.

Этот жанр, столь вольготно чувствующий себя в массовой российской литературе, похоже, приходит и в игровую индустрию. Молодая отечественная студия Kremlingames выпустила симулятор генсека КПСС, который должен возглавить СССР после смерти Константина Черненко в 1985 году. Подобно классическим историям о попаданцах, игроку предстоит в шкуре реального исторического лидера провести страну через кризис. Ну или не провести, а устроить, например, Третью Мировую. В отличие от популярных книжек, здесь у вас едва ли всё пойдет чисто-гладко.

Мы разыграли несколько партий в «Кризис в Кремле» и законспектировали все события.

Можно выбрать одного из реальных претендентов на
должность генсека 1985 года или создать своего
Можно выбрать одного из реальных претендентов на должность генсека 1985 года или создать своего

Апрель 1985 г. Москва

Генеральный секретарь ЦК КПСС, почти единовластный правитель 1/6 части суши, Андрей Андреевич Громыко сидел в своем кабинете в Кремле. Перед ним стояла группа членов политбюро — старой гвардии, которая помогла ему стать генсеком, отодвинув от наследия умершего Черненко молодого и опасного реформатора Горбачева.

Нужно было принимать управление страной. В ближайшие месяцы или даже годы СССР предстояла серьёзная перестройка. Хотя от самого слова «перестройка» Андрея Андреевича почему-то корежило.

Высчитывая на калькуляторе бюджетные миллионы, он приказал почти вдвое снизить расходы на культуру, искусство, помощь «братским народам» Африки и Азии, а также на маленькую неприметную статью: «укрепление лояльности различных социальных групп», которая, однако съедала миллионы советских рублей.

Скрепя сердце, он не тронул расходы на пропаганду, армию и КГБ, понимая, что это столпы, на которых держится его власть. Освободившиеся же деньги Громыко поручил направить на развитие сельского хозяйства, легкой промышленности и сферы услуг, что в перспективе должно было закрыть дефицит товаров первой необходимости, которым был печально знаменит СССР.

Планируем
взятки на уровне госбюджета
Планируем взятки на уровне госбюджета

Январь 1986 г. Москва

Первые тяжелые месяцы настройки экономики были позади. Но советскому лидеру было неспокойно. Приближался съезд КПСС. Сам он принадлежал к так называемой фракции умеренных, а значит, попадал под двойной огонь — сталинистов слева и реформаторов справа. 

Первые утверждали, что государство утратило могущество, которым обладало при Сталине, и что его нужно любой ценой вернуть. Вторые — наоборот, хотели демократизации и сближения с Западом. Две фракции тянули страну в совершенно разные стороны, но при этом одинаково не любили умеренных и их лидера — Громыко. Он подготовился к съезду, расставив на всех постах таких же прагматиков, как он сам. Но кроме внутренней политики была ещё и внешняя.

В игре можно определить своё отношение к
основным вопросам политики и экономики страны
В игре можно определить своё отношение к основным вопросам политики и экономики страны

После того, как СССР свернул программы помощи развивающимся странам и коммунистическим движениям, на освободившееся место устремились американцы. На стене его кабинета висела карта мира, где почти каждая страна была окрашена условно в синий или красный цвет. Каждый раз, когда красное пятно сменялось синим, партийные и армейские элиты поднимали дикий вой, ставя под сомнение авторитет и влияние генсека. А это влияние ему было необходимо как воздух, чтобы принимать политические решения — как внутри страны, так и за её пределами.

Слева оппозиция, справа оппозиция. Больше друг
друга ненавидят только власть. Где-то мы это уже видели
Слева оппозиция, справа оппозиция. Больше друг друга ненавидят только власть. Где-то мы это уже видели

Август 1986 г. Москва

Упор на легкую промышленность и потребительские товары и услуги начал приносить свои плоды. В СССР почти исчезли проблемы с продовольствием, в продаже появились советские аналоги западной техники и электроники, а население в целом было вполне довольно. Но каждый месяц экономисты корректировали бюджет в сторону уменьшения: минус шестьсот миллионов в феврале, минус миллиард в марте, минус четыреста миллионов в июне. Чтобы сводить дебет с кредитом, приходилось своими же руками резать собственное детище, сокращая расходы на развитие промышленности и науки, влезая в долги.

Американцы и арабы, сговорившись, спровоцировали падение цен на нефть, от чего советские доходы сильно просели. Продолжалась нескончаемая война в Афганистане и либерализация союзников по Варшавскому договору, стремившихся освободиться от опеки большого брата. К тому же, медленно, но верно росло недовольство национальной элиты в союзных республиках. Перестав получать подачки, она становилась всё менее лояльной союзному руководству. Переборов себя Громыко даже вернул знаменитые «конвертики», передаваемые на руки нужным людям на местах, хотя это и означало смириться с высокой коррупцией.

Небольшие хлопоты добавил некий Ельцин — молодой партийный деятель с Урала, которого группа товарищей двигала сначала в члены политбюро, а потом на должность первого секретаря горкома Москвы. Повинуясь странному предчувствию, Громыко заблокировал карьеру Ельцина, отказав в выдвижении на оба поста. Однако интуиция подсказывала, что тот ещё может создать проблемы.

Для важных стран на мировой карте есть свои
уникальные варианты внешней политики. Японцам, например, можно продать Курилы
или же вынудить отказаться от претензий
Для важных стран на мировой карте есть свои уникальные варианты внешней политики. Японцам, например, можно продать Курилы или же вынудить отказаться от претензий

Май 1987 г. Крым, Форос

Отдыхая на правительственной даче в Крыму, Громыко получил срочную телеграмму. Группа сталинистов-консерваторов в ответ на его последние реформы объявила себя Государственным комитетом по спасению коммунизма, готовясь свергнуть его. Необходимо было срочно что-то предпринять.

На помощь КГБ рассчитывать было нечего. Попав под очередной этап финансовых сокращений, руководство этой структуры его теперь не слишком жаловало. Не исключено было, что председатель комитета Крючков даже входил в число заговорщиков.

Можно было попытаться вывести на улицы людей. Но это чревато слишком большими рисками. Народная любовь капризна. А сокращение бюджета больно ударило по благосостоянию людей. Так что рассчитывать на массовую поддержку едва ли стоило. Тогда Громыко решился — армия. Этот последний из оставшихся у него козырей, он берег как зеницу ока, выкраивая деньги из оскудевшей казны. Он поднял трубку и набрал номер.

В рамках текстовых квестов предлагается
множество решений проблем. Часть из них могут показаться забавными
В рамках текстовых квестов предлагается множество решений проблем. Часть из них могут показаться забавными

Декабрь 1989 г. Москва

Социалистический лагерь доживал последние месяцы. ГДР и ФРГ вновь объединились в одно государство. В остальной восточной Европе к власти пришли прозападные правительства. Варшавский договор был распущен. Из состава СССР вышли Украина, Беларусь, Грузия и Казахстан. Остальные, вполне возможно, скоро последуют их примеру.

Подавив путч и пытаясь уравновесить фракцию сталинистов в Верховном Совете, генсек дал слишком много власти реформаторам и либералам. Их реформы превратили страну в рыхлую конфедерацию, позволив в ходе выборов прийти к власти на местах националистам. А те не хотели больше видеть свои страны в составе Союза. Всплывший из политического небытия Ельцин стал президентом РСФСР и заявил, что суверенитет России стоит выше суверенитета СССР.

Из задумчивости Громыко вывел стук в дверь. В кабинет зашли два малоприметных человека в черных пиджаках и очках, закрывающих глаза. «Товарищ, — негромко произнес один из них. — Вам, похоже, пора».

Финальная
заставка. Одна из многих
Финальная заставка. Одна из многих

Несбыточный свой путь

Андрей Андреевич Громыко не знал, что он был уже третьим генсеком, за которого я в непрерывном многочасовом марафоне пытался пройти через «Кризис в Кремле». Как оказалось, роль попаданца отнюдь не так проста.

По сути, «Кризис в Кремле» — это текстовый квест с вариантами действий, которые требуют выполнения определенных условий и ресурсов. Деньги, очки политического авторитета и науки — вот почти всё, чем мы оперируем. Но в отличие, например, от недавней Realpolitik с аналогичной механикой, здесь геймплей сложнее и увлекательнее.

Когда всё может пойти не так: обзор «Кризис в Кремле»

Вы никогда не будете точно знать, насколько эффективно будет потрачен миллиард, вложенный в развитие промышленности. Возможно, его съест коррупция, и вы просто выбросите деньги на ветер. 

Так же запутанно дело обстоит и с политикой. Поставленный в МИД министр-консерватор может лучше повлиять на какую-то забытую страну третьего мира, но заблокирует жизненно важный проект взаимного ядерного разоружения с США. Либеральный министр внутренних дел позволит чуть наладить отношения с союзными республиками, но не даст провести консервативные реформы, которые могли бы спасти страну от развала. И так во всём. 

Чтобы понять, какая фигура какой вариант развития событий блокирует или продвигает, придётся потратить не один вечер. Но процесс того стоит.

Когда всё может пойти не так: обзор «Кризис в Кремле»

Начав в 1985 году при должном внимании и доле удачи можно сотворить из страны демократическую федерацию, сотрудничающую с США, коммунистическую утопию, оруэлловскую Евразию, железной пятой попирающую полмира или православную монархию. Ну а если у вас не получится, то, вероятно, всё окончится так же, как и в реальной истории. И даже на пару лет раньше. Это делает игру привлекательной для всех любителей жанра.  

1616
5 комментариев

Хочу в это играть =))

1

Почему-то подумал, что это про другую игру.
Почему я так подумал? :)

1

а это что за прелесть?)

Товарищ, история идет по кругу.