{"id":2521,"title":"DTF \u0438\u0449\u0435\u0442 \u0432\u044b\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u044e\u0441\u0435\u0440\u0430 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=2521&url=https:\/\/vc.ru\/team\/314459-vypuskayushchiy-prodyuser-kreativnogo-otdela&placeBit=1&hash=979f013a4fe3e53014e1061b0456ea99aa5642d9e6d5d28f6aa118242b41f347","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Владислав Январев

Как чему-то научиться

Если тебе от 15 до 25, то "подойди и послушай" старого 35-летнего программиста :)

Я устал видеть бесконечные ленты "школ обучения разработчиков игр" и комменты на DTF в духе "что выбрать? куда пойти? а хорошо ли в школе YYY?". Не обещаю, что мой опыт обязательно подойдет тебе, но, надеюсь, ты извлечешь из него что-то полезное.

Если что - у меня есть жена, жильё и бизнес; я одним из первых внедрял в российской рекламе Kinect, а мои ученики-школьники в 2010 году собирали интерактивную доску с помощью веб-камеры. Короче, я считаю, что у меня не самый плохой жизненный опыт, хотя у меня и нет Мазератти.

...короче, про обучение...

Любовь к своему делу

Запомни - первое, о чем тебе надо заботиться - о том, чтобы тебе нравилось то, над чем ты работаешь.

Есть неплохое эмпирическое правило - ты должен чем-то позаниматься 10000 часов прежде, чем станешь в этом специалистом (поподробнее). Необязательно 10000, но много, это факт.

Если ты не любишь своё дело, ты не найдешь достаточно энергии, чтобы столько им заниматься.

Ты, конечно, можешь высиживать часы за партой, или думать "ну, я поучусь, потом поработаю", "здесь хорошо платят" или ещё что-нибудь. Но всё это работает только на очень коротком промежутке времени. Ненужные тебе знания моментально вылетят из головы (последний экзамен помнишь?), а об идее уволиться с нелюбимой работы ты начнешь думать через полгода после её начала.

Поверь, не занимаясь любимым делом, ты потеряешь время. Точнее, потратишь его на то, чтобы понять то, что и так тебе говорит интуиция - "Тебе сюда не надо!"

Если ты что-то любишь, тебе не обязательно формально учиться

На самом деле, почти всё равно, как ты наработаешь свои 10000 часов. Ты можешь делать моды к игре, разрабатывать свои прототипы, переводить игры, рисовать по ним арт... Главное, чтобы это тебя вдохновляло.

Но - любимое дело нужно искать. И за него держаться. Или отпускать - если какая-то тема себя исчерпала. Это не так просто - постоянно искать источники творческой энергии - но именно это, в конечном счете, сделает тебя классным специалистом.

Давай на всякий случай пару примеров, ок?

Я не буду упоминать про всякого Джобса или Цукерберга, свалившего из Гарварда, так как считаю их опыт слишком уникальным; но вот есть Слава из Питера, который стал аниматором в студии Pierrot, создавшей Naruto и Bleach. Он сам говорит: "Я учусь по референсам. Я вдохновляюсь анимацией, которая мне нравится. Я трачу на рисование просто кучу времени."

Вот манга Валерии попала в японский Shounen Jump Plus. И у неё тоже очень похожая история.

Зачем тогда нужно (формальное) образование?

Смотри, если совсем просто:

- есть то, что можешь сделать только ты - и это интересно (по меньшей мере тебе). Это содержание.

- есть то, что востребовано - это то, что нужно людям. Это, как правило, имеет красивую форму.

Как ты уже наверняка понимаешь, эти две вещи редко эффективно совпадают.

Далеко не всегда проект с глубоким содержанием кому-то нужен (если ты делал свою "депрессивную панк-игру с глубоким сюжетом", этот опыт у тебя есть). Но и проекты с красивой формой далеко не всегда приносят долгосрочный результат; можешь посмотреть на тонны клонов Clash of Clans и "три-в-ряд" в любом сторе.

Поверь, об этом противоречии можно написать не одну книгу - настолько глубоко оно определяет реальность. Но я надеюсь, ты о нём подумаешь сам, а я вернусь к теме образования.

Так вот, у образования, есть три стиля. Оно может быть:

- фундаментальным

- прикладным/техническим

- мотивирующим

Фундаментальное тебе дают в институте. В нем ты узнаешь ряд базовых вещей, за счет чего тебе становится легче меняться внутри изученной области.

В принципе, это классная штука, но на неё нужно 5 лет. Если они у тебя есть - это неплохо. Ещё для неё придётся пройти кучу не столь важных курсов. Возможно, они важны для кого-то другого, но не для тебя - а институт даёт всё вместе.

Если идешь в институт - точно так же, иди за энергией и забивай на предметы, которые тебя не вдохновляют (но не так, чтобы вылететь, конечно). Время у тебя ограничено, но об этом мы поговорим чуть позже.

Институт не даст тебе профессии, но может дать умение ориентироваться в области - надеюсь, если ты потратишь на него 5 лет, ты его возьмешь.

Техническое образование дает конкретный набор навыков для выполнения работы. Т.е. пункт 2 - "то, что нужно людям" (работодателю и пр.) - ту самую форму. Сюда относятся всякие онлайн-школы Практикумы, Боксы и прочие.

Но обычно это знание фреймворка. Или алгоритмов. Или умение рисовать фиолетовый топор из лутбокса.

Ты видел когда-нибудь выпускника музыкальной школы? Который умеет играть только одну офигенно сложную пьесу, и ничего более - потому что всё остальное нужно долго УЧИТЬ?

Я советую не париться - по счастью, работодатели ценят умение адаптироваться к инструментам и выдавать свой собственный результат, а не просто фигачить по ТЗ (которое на практике гораздо чаще ХЗ, чем в любом курсовом задании). Освоить конкретные инструменты почти никогда не проблема, если ты чувствуешь принципы - а почувствовать их можно, только поработав самому.

Знаешь ли ты, почему в Unity значимая информация часто аттачится к объектам сцены? Я прогал на нескольких гейм-движках, и делал свой - и знаю, почему это удобная архитектура, и как ей пользоваться. Хотя я почти не знаю Unity, я могу быстро разобраться в его базе.

При хорошем понимании - которое нарабатывается с собственным опытом - ты сможешь также. Конечно, чтобы попасть на конкретное место, обычно придется озаботиться освоением конкретного фреймворка - но это будут сильно проще.

Инструменты меняются (Unity был далеко не так известен в 2008), а принципы и умение их понимать остается. Но понимание принципов - это очень личная история, ей нельзя научить. Ей можно только научиться.

И, наконец - мотивирующее образование.

Это вот все эти курсы "заработай миллион за 30 дней", "выпусти игру за неделю" и прочее.

Как ни странно, я бы рекомендовал тебе избегать их.

В общем-то, они предназначены для людей, которые не очень знают, что они любят. Если ты не знаешь, что любишь - у тебя нет энергии. Ты приходишь на курс - и ВАУ! вот она ЭНЕРГИЯ!

Это очень фаново, конечно. И воодушевляет.

Но у этого есть долгосрочная проблема - ты приучаешься не искать творческую энергию внутри себя, а полагаться на внешние источники, которые её будят. Ты становишься зависимым от них. Ты забываешь, что хотел сделать именно ты - и будешь, в попытках обрести уверенность, искать всё новые и новые курсы. Не надо так.

Справедливости ради, у данных курсов есть пару неплохих особенностей: они могут пробудить в тебе тот фан, который ты забыл (это неплохо), и там можно пообщаться с увлеченными людьми, чтобы как-то войти в систему / собрать команду (тоже неплохо). За этим туда идти можно.

Но не забудь - содержанию - т.е. тому, что можешь сделать только ты - тебя не научат нигде. Этому можешь научиться только ты сам - изучая себя и то, что тебе интересно. Иногда ты можешь найти препода, который тебя вдохновляет - иди к нему, держись за него какое-то время, но никогда не забывай, что то, что тебя вдохновляет, находится не в нём, а в тебе.

Ограниченные время и энергия

"Не лучше ли будет сначала пойти поработать в отрасль, а уже потом, имея навыки, заниматься творчеством?" - можешь спросить ты. - "Да и от родителей съехать уже охота".

Что сказать? С одной стороны, я тебя очень понимаю. И звучит этот разумно.

Но с другой...

В современном мире ты можешь продавать либо энергию, либо умения. В принципе, ценится и то и другое, а у молодежи обычно энергия ценится даже выше, поскольку от неё не ожидают опыта.

Но - твоя энергия и время ограничены, хотя прямо сейчас тебе кажется обратное.

Давай посмотрим. Если ты ходишь в школу, ты возвращаешься в 2-3 часа дня и тебе надо сделать уроки. Если ты ходишь в институт, ты возвращаешься в 4-5 вечера и тебе надо ботать. Если ты ходишь на работу, ты возвращаешься в 7-9 часов... а если ты живешь без родителей, то неплохо бы ещё что-то приготовить пожрать и хоть иногда прибраться в квартире. Принцип понятен, да?

В среднем - чем дальше по жизни, тем у тебя будет меньше часов заниматься тем, что ты любишь. А значит, и времени наработать специальность.

Твоя энергия, поверь, тоже не безгранична. В 30 тебе будет сложно срываться в командировки и сидеть ночью. В 35 тебе будет сложно даже перерабатывать.

Работодатели любят энергичных, и ты можешь сейчас этим воспользоваться - но что ты будешь делать, когда больше не сможешь продавать свою энергию?

Поверь, составить план, как ты будешь освобождать свои часы в зрелости - например, за счет крутой узкой специализации - стоит уже сейчас.

Практические советы

Подозреваю, что я уже утомил тебя флудом, поэтому дам несколько практических советов

1. Если хочешь освоить создание игр - делай игры. Делай прототипы, пока не надоест, потом переключайся на другие. Копируй игры, которые тебе нравятся (только возьми для начала однопользовательские попроще, ок?). Можешь искать в интернете туториалы по тому, как их делать. Энергия здесь твоё всё.

Я не хотел в детстве делать змейку (она меня не радовала) - и я её ни разу не сделал. Зато сделал штук пять разных арканоидов, они меня радовали.

2. Используй простейшие инструменты для реализации. Из того, что знаю и пробовал:
- Scratch (да, я знаю, что он детский. Челлендж - сделать играбельную игру на нем; я этот челлендж делал),
- RPG Maker (если любишь JPRPG),
- RenPy (если задумывался о визуальных новеллах),
- Unity (для фанатов 3D и всех остальных).
или склепай мод для своей любимой игры - это проще, чем сделать её целиком.

3. Хочешь освоить архитектуру компьютерных игр? Дам простой совет:
а) сделай игру
б) сделай к ней 50 разнообразных уровней

Если сделаешь хотя бы 20 - поймешь, что такое архитектура. Сделаешь 50 - поймешь еще лучше. К этому моменту тебе должно захотеться переделать игру. Переделай и сделай 20-50 уровней. Уверяю, после этого ты с удовольствием будешь читать про Singleton и прочие паттерны проектирования.

4. "Современный тигр таков же, как и шесть тысяч лет назад, потому что каждый тигр должен заново становиться тигром, словно у него и не было предшественников. Напротив, человек благодаря своей способности помнить копит собственное прошлое, владеет им и извлекает из него пользу" (Х.Ортега-и-Гассет, "Восстание масс")

Но "История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков" (В.О.Ключевский)

Читай историю - ибо проверка экспериментом любых вещей обходится дорого. Читай историю, чтобы узнать, какие дорогостоящие ошибки совершили другие люди - а также о чем они думали и мечтали.

Моя подборка:
- Тристан Донован. «Играй! История видеоигр»,
- Дэвид Шефф «GAME OVER Как Nintendo завоевала мир»,
- Роллингз Э., Моррис Д. «Проектирование и архитектура компьютерных игр».

Возможно, «Тысячеликий герой» Кэмпбелла, хоть он и заезжен. От книг по программированию (напишите цикл А и условие Б) по моему мнению, пользы сильно меньше. (Еще чуть больше моих советов здесь)

Кстати, обычно в типовом техническом обучении рассказывают об уже сложившихся формах решения проблем. Историю "почему другие подходы не сработали" не рассказывают. Как результат - либо ученик делает ровно одним образом, и боится делать другим, либо часто пробует устаревшие подходы, просто не зная о том, что они были.

Конечно, не надо бояться делать ошибок - они создают важный личный опыт и настоящее понимание - но по крайней мере разумно постараться уменьшить их число.

5. По жизни - не пренебрегай девушками и общением в целом, иначе к 30-35 тебе будет совсем тяжко. А еще поразмышляй про фразу Ницше:

"Брак — это разговор, длительный диалог. Если человек не готов участвовать в таком длительном диалоге, значит, он не готов к долговременным близким отношениям".

Поверь, красота и страсть проходят, а понимание друг друга - то, что остается. (Еще совместными остаются ипотека и дети, но сейчас не об этом)

6. Спи по ночам и не перерабатывай. Сейчас тебе все равно, но в 30 последствия тебя нагонят. Постарайся, чтобы их было не так много.

7. Знаю, что это почти безнадежный совет, но все-таки скажу - не стремись к Успешному Успеху. Поверь, ты не захочешь платить цену, которую он на самом деле требует. А если тебя все-таки туда тянет, хотя бы глянь книги: "Духлесс" Минаева и "Жизнь внутри пузыря" Ашманова.

---

В общем, не знаю, помогла ли тебе эта простыня текста, но я постарался рассказать, что знал.

Теперь лишь желаю удачи - это единственный скилл, который не прокачивается стандартными методами.

---

PS: Меня не "спрашивают подписчики". У меня их нет, и зарабатываю я не тем, что пишу тексты и собираю людей на курсы. Этот текст написан чисто по фану, а формат на "ты" просто показался мне удобным. Жаль, что он похож на инфобизнес, но мне было сложно написать по-другому.

0
556 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

+++

34

"Меня часто спрашивают подписчики"

124

сперва не понял, но после перехода по ссылке, продающей "онлайн-обучение программированию детей 6-12 лет" все стало гораздо яснее.

86

У меня сработал "украинский оберег"

77

Чувак, там одна ссылка на статью на моем сайте, из десятка в статье. Не на лендинг, если тебе интересно.
Я уже пробовал - поверь, знаю, что с DTF я аудиторию вряд ли получу ) Тем более, что оно правда для 7-12 лет.

Но можно не верить, конечно.

26

Судя по сайту на деревенских програмистов расчитывает у которых мониторы 1280х1024

3

 Меня часто спрашивают

= Нихуя никто никогда не спрашивал

67

это и имелось в виду:)

11
Легендарный рубин

так же как и тебя 

1

Да, меня не спрашивают, но я всё равно скажу!!!!! :)))

2

Комментарий удален по просьбе пользователя

1
Легендарный рубин

Для друга

0

Как чему-то научиться

Берёшь и начинаешь учиться!

102

Во-во, тоже никогда не понимал этих проблем. Мне когда лет в 10 купили комп, у меня не было ни интернета, ни каких-то программ специальных, ни учебников. Только ебаный паинт, поверпоинт и желание сделать свою игру. Так я сел и сделал в ебаном поверпоинте на гиперссылках между страницами и встроенных анимациях свою первую игру, типо детектив где надо было кликать на разные штуки и расследовать преступление, с картой по которой можно было перемещаться и всем таким. Даже озвучивал сам. Слава богу, что оно не сохранилось, а то бы сейчас от кринжа помер бы.

76

Нихуя ты молодец.

91

Я так в эксели делал РПГ

9

Сделал игру. В поверпоинте.

5
Легендарный рубин

Такая же история, только я не сделал ничего до путя. Хотел сделал менеджер (это я сейчас понимаю) на условных переходах в поверпоинте.
Не помню уже, где конкретно споткнулся. Может, одним днёмне сохранил всё, что ковырял. А может, комп тормозил, хотя я бы запомнил, думаю..
Но зато помню, что поглядывал на Microsoft Access и мечтал, что на его формах всё можно оформить куда лучше :) (но тогда изучать Visual Basic не было возможности - не было интернета)

Потом ковырял редактор героев четвёртых, он понятен сам по себе, хороший, простая логика. Но всё-же без интернета (игры на дисках покупал) снова не сделал ничего до путя. Ничего не оформил до конца. Не доделал.

Потом ещё ковырял редактор Казаков первых, но он глючный крайне. Не только крашился, и но, похоже, просто глюковал и где казалось, что я прописывал триггеры верно, в тестированиии оно работало неверно. Или я просто не понял и не осилил. Спросить было негде.
Зато меня впечатляли моды на казаков (Один - где обороняешь село от бандитов, закупаешь нужных себе юнитов чуть ил не поштучно. И второй - где на базе Казаков сделана чуть не отдельная игра про корабли (но про бои, а не торговлю, убиваешь пиратов, сопровождаешь торговые корабли), прокачка и всё прочее было через диалоговые окна)

Потом редактор пятых героев немного смотрел.
С появлением интернета блендер поковырял немного. Делал типа мультики с кубиком-рожицей, но это максимум. Смотрел на чужие арты и хотел так же сделать какую-нибудь стилёвую модельку, типа робоскорпиона.
Часами рендерил всякую херню типа жижи и дыма (спасибо за русский гайд на Vray)
Потом я забил на моделирование в целом, а блендер как раз изменил полностью интерфейс.
Потом вернулся к идее сделать менеджер, но на HTML. Но переключился на пробы программировать на плюсах в CodeBlocks.
Но потом стало не до всего этого.

3

Поверпоинт - просто ахрененный инструмент для разработки игр, я тоже когда-то и квесты на них делал, и даже стратегии. Круто было.

1

К счастью мы нашли эту игру и она прямо сейчас находится за кулисами в нашей студии! Встречайте!

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

Кто она - понятия не имею. Осмелюсь предположить - какая-то блогерша/тиктокерша/подставить правильный вариант. Пихают её везде - потому что в оригинальном видео она выдаёт "умную" (на самом деле - нет) мысль: 
"Если ты бездомный - просто купи дом" (с). 
Как понимаю, так она прокомментировала какой-то спор относительно проблемы бездомных. Уж не знаю - в шутку или нет.
Но видео/ответ - стали своеобразным мемом. Как-то так.  

11

 Запомни - первое, о чем тебе надо заботиться - о том, чтобы тебе нравилось то, над чем ты работаешь.

Сомнительно. Я бы сказал "у тебя должны к этому руки и голова лежать", а душа, так спустя 10 000 часов ты любую радость будешь ненавидеть.

79

там много спорных моментов. разоблачать не буду, ибо похуй

38

Собственно, а комментарий написать именно в этой ветке было не похуй? И читать всю статью?

19

Нахтигалыч, перелогинься

2

Если что-то не любить, то начнешь это ненавидеть гораздо раньше ))
Кстати, моя практика в том, чтобы переключаться. Рисовать фиолетовые топоры сдохнешь, да.

16

Есть одна легенда, что как-то известный композитор пришел в музей мадам Тюссо. На экспозиции пыточных инструментов он удивился: "а где же фортепиано?".

Я к тому, что некоторые вещи начинают нравится, когда начинают получаться.

14

Угу, всегда можно розовые Дилдо рисовать 

0
Легендарный рубин

Спорно насчёт ненависти. Я за 10+ лет, именно в программировании, кодить так и не разлюбил. Сместился только в сторону архитектуры и руководства и реже своими руками, но как время есть сам пишу с радостью.

5

4 года сидел на js и c# в юнити...все было нормально, мог реализовать практически всё и считал себя уверенным мидлом, но это было не программирование))) Настоящее программирование я познал с переходом на UE4 (c++), настоящая хардкорная долбежка, что бы делать простые вещи нужно в 100 раз больше знать и столько же времени затратить на синтаксис....тут то я осознал, что мне не нравится долбится, не нравится страдать, не нравится кодить, я любил создавать миры и делать интересные игровые механики, а кодинг это просто инструмент для реализации геймдизайнерских амбиций...Понял, что я никакой не настоящий программист, настоящие программисты это хардкорщики что срутся из за того, какой тип int'a лучше использовать в репликации и делают свои движки, проги, хардкорные технологии с использованием матана...а я так геймплей - программист (т.к умею в полный цикл и всего по немножку) или скорее даже дизайнер, и то на уровне джуна. В итоге перешел на приятный мне blueprint и не жалею, в плане реализаций игровых механик добился куда большего чем раньше, разве что изредка раз в недельку - месяцок приходится в ненавистный c++ зайди что бы какую - нибудь ноду накидать для bp, или плагин....увы он даже спустя год мне не подался и по прежнему выжигает нервы и время, этим и другими хардкорными ЯП нужно жить, иначе толку будет мало. ред.

8

Я понял одну истину - сделай работой то, что ты любишь, и одной вещью которую ты любишь станет меньше.

4

Сегодняшние методы обучения уже настолько развились, что руки и голова выпрямляются и ложатся под что угодно. Я не знаю и не представляю не одной сфере человеческой деятельности, которой нельзя научиться, если ты конечно не инвалид

2

Нельзя научиться не прокрастинировать 

5

Я бы сказал, что на каком-то моменте человек вообще любое занятие ненавидит, потому что на этапе обучения постоянно въезжает в пень. Но если тебе в целом нравится то, что ты делаешь, это легче преодолеть. Так что не вижу чего-то сомнительного. 

1

Программирование это ремесло. Любой может научиться ему, даже если руки вообще не лежат и тебе все говорят, что это не твоё, потому что у тебя 3-ка по математике. Неоднократно видел на девушках, которые до начала обучения только компьютер включать умели и во вконтакт заходить. 

1

Заниматься тем, что получается - самый отвратительный совет

0

Почему? 

–1

Есть неплохое эмпирическое правило - ты должен чем-то позаниматься 10000 часов прежде,

По такой логике пол интернета должны профессионально уметь дрочить и подбирать нужную порнуху закрытыми глазами. 

29

А разве это не так?

163

Жаль что за это не платят, получается некое личное волонтёрство

2

Я плюс конечно поставил, но с закрытыми глазами наверное не смог бы. Хотя в принципе можно попробовать попросить вслух гугл ассистента наверное.

1

Чтобы понять насколько ты профессионально дрочишь достаточно дать девушке разок сделать это за тебя :х

41
Легендарный рубин

Если твоя девушка членом орудует лучше тебя - есть повод задуматься)

37

...или посидеть на левой руке пока она не занемеет...

7

забавно конечно, но мне ни разу не доводилось спать с "профессионалкой" по части дрочки, либо потому что я шлюх избегаю, либо потому что детектор на "скрытых" шлюх хорошо работает, либо же их никто не учил. Но то что у всех моих девушек были проблемы с возвратно-поступательными движениями рукой, в быстром темпе, это факт, хотя некоторые навыком овладели в итоге - совет, не стесняйтесь разговаривать с вашими барышнями о том как вам нравится и чего хотелось бы, они очень даже не прочь научиться (в обратную сторону тоже работает, спрашивайте чего бы хотелось им) и будет вам счастье, как минимум в сексе. 

3

М-м. У кого-то проблема подобрать порнуху после 10000 часов? :)))

5

Это, кстати, действительно проблема. Ничего уже не радует. И листаешь бесконечные страницы в поисках чего то эдакого, чего ты еще не видел. Но в то же время в рамках своих пристрастий и вкусов.

16

2 минуты * 365 дней = 121 час в год
через 83 года должен научиться

6

И ты типа так не научился дрочить? И вкусы так и не сформировались?
Насчет, вкусов - обычно там он деградирует, говорю из собственного опыта. My confession.

0

Кстати, недавно то ли читал, то ли смотрел видео про новое исследование где говорится что 10 тысяч часов - это брехня и не работает. Безусловно, практика это золото, но само правило 10 тысяч не работает 

0

10к это мало или много?

0

Выходит пол интернета это мужики за сорок, которые дрочат по часу в день?

0

Если ничего в жизни не нравится (как мне) лучше уж работать в IT, которое не нравится и где хоть какие-то деньги, чем в любой другой сфере, которая не нравится, и в которой денег нет.

58

Другое дело, что порог вхождения выше

6

Выше, чем в дворники? Бесспорно. Выше, чем в хирургию? Точно нет.

29

Это та самая ИТ в которую после полугодовых курсов и полугода опыта любую обезьяну отрывают с руками на 100+?..

Мы точно про нее говорим?.. 

3

Не сильно выше, зато выхлоп сильно выше

2

Так вот откуда столько плохо сделанных айти продуктов!

2

Если ничего не нравится то лучше идти капитаном дальнего плавания, кэша столько же или больше чем в it (от 10к в месяц), плюс мир повидаешь =)

0

Далеко не для всех, не для семьянинов точно. Но для некоторых авантюртстов, почему бы и нет.

0

Можно в Газпром с таким раскладом, или еще куда в нефтянку)

0

А зачем вообще жить, если ничего в жизни не нравится?)
Явно что-то есть ведь.

0

ну или можно не идти в геймдев и быть счастливым

57

На заводе.

1

Есть выбор только между геймдев/завод?
Интересно :)

10
Легендарный рубин

А там ад?

0

Такое ощущение, что жизнь кончилась и мене пезда.
37 сегодня стукнуло.

24

С днём рождения!)

17

Пасип

3

С прошедшим)).

1

Пасип.

0

У меня после прочтения такое же чувство сложилось. Только... мне 23...

0

Борись, друг, у тебя ещё ебетник времени, а мне пиздец

*провожает взглядом и нажимает детонатор*

2

Сколько странной воды в этом тексте - не зря в нём прозвучало слово "флуд". И разделение на фундаментальное/техническое образование звучит странно - попробуйте впишите в это разделение выпускника Бауманки, например, или любого техвуза. 

23

М-м. Ну, я выпускник МГУ )
Могу сказать, что мне дало МГУ, что я осваивал сам.
Могу на примере знакомых. 

Разделение, честно - о нем думал, но окончательно сформулировал, пока писал статью. Вообще это скорее разделение по целевой функции, и не очень правильно говорить "вузы одно, курсы - другое". И в том и в другом часто смесь, но есть тенденция. + так удобнее анализировать цели того или иного вида образования.

5

Имхо но если у вас не красный диплом то вы просто просидели курс, не стоит путать людей которые в высшем учебном заведении цчаться и просто просиживают.
Не знал за 30 лет ещё людей которые получив красный диплом в технических специальностях не имели бы 90% знаний в своей сфере.
Но опять же люди которые способны учится на почти отличные оценки в университете изначально уже зрелые умственно, им не нужно читать в 25 лет статьи как чему то научится.
П.с, ролики у вас на Ютубе конечно дно то ещё, звук, видеоряд, вся композиция)

–2

Тут скорее термин неудачный. Наверное, под техническом образованием имелось в виду не образование в техническом ВУЗе, а обучение какой-нибудь технике/технологии с которой в будущем планируется работать. Водить погрузчик, вышивать крестиком и т.д. То есть что-то конкретное в противовес фундаментальному.

1

Я имел ввиду все специальности которые связаны с точными науками, не встречал пока людей и хотелось бы продолжать в том же духе которые знают точные науки на отлично и при этом не получают хорошие зп.

0

простыня конечно та ещё....на деле, я бы ограничился парой предложений , типа 
1) если ты знаешь чего хочешь - делай это не смотря ни на что
2) если тебе 30 и ты не знаешь чего хочешь - иди к психологам, ибо у тебя проблемы с восприятием жизни, вероятно. 

Автор обращается непонятно к кому, вот проблема в чём. На деле же , все люди разные, у всех свой "фундамент". Одни росли в творческой среде, располагающей к поиску себя, других же детство было закопано под гнётом глупых родительских установок и как итог - несчастливый человек вырос.
(как психолог психологу говорю))) ред.

9

если тебе 30 и ты не знаешь чего хочешь - иди к психологам,

Этот херовый совет основан на чём? На американских сериалах, где психолог- это такой сверхразум, с легкостью залезающий в ваш мозг? 

25

Важно понимать себя, вот в чём всё дело. Человек, который себя знает "от и до", ему не будет проблемой найти своё место в жизни. И чтобы лучше увидеть свою суть, необходим специалист, ибо очень и очень много блокирующих херовин в поведении заложены с раннего детства, от них немешало бы избавиться. Часто люди кардинально жизнь пересматривают после тщательной проработки своих личных проблем. 
Да я не агитирую ни к чему, делайте как хотите, каждый живёт свою историю, но реально много людей топчутся на месте годами, так и не двигаясь ни в какую сторону вообще.

9

Хороший совет. Ему в странах бывшего снг нужно последовать процентам 99 населения. И суть его не в том, что психолог - телепат и сразу тебе всё про тебя расскажет, а в том что это человек, с которым ты будешь разговаривать о самом себе, который имеет что тебе профессионально посоветовать и никому не расскажет о чем вы говорили (хотя многие сильно переоценивают свои секреты).

1

> на американских сериалах

Это херовый предрассудок основан на чём? На том что "ПЕНДОСЫ!!1" или просто общая зашоренность человека?

0

1) если ты знаешь чего хочешь - делай это не смотря ни на что

Первый пункт на самом деле проблемный немного. Если не учитывать здравый смысл, то там может быть "трахнуть девушку друга", а если учитывать, то в нём вся и проблема почему люди обычно стопоряться

5

2) если тебе 30 и ты не знаешь чего хочешь - иди к психологам, ибо у тебя проблемы с восприятием жизни, вероятно. 

А что понимается под "чего хочет"? Я сомневаюсь что у каких-то людей нет, хотя бы простых желаний. Допустим прочитать книгу у которой нет перевода.  Или имеется введу что-то масштабное?

2

ты не поверишь, но есть люди, для которых чтение книги это просто "забить чем-то время, лишь бы оно прошло скорее", а не искреннее желание что-то прочесть или узнать новое по какой-то теме. И это тоже проблема

1

М-м. Ну, все верно, конечно :)
Надо идти туда, где энергия, а если нет энергии - надо её искать у психологов, если есть возможность.

Скажем так, статья ориентирована так:
- Предположим, у нас есть интересующийся человек 15-25 лет
- Ему со всех сторон предлагают "забей на свой интерес, иди к нам на курсы, будешь зарабатывать 200К+"

Есть вероятность, что он, не видя альтернативных зрелых точек зрения  (например, что энергия это важно - мало кто про это говорит, давайте честно) соблазнится на зарплату с не самой приятной работой.
Или пойдет на курсы, к которым не лежит душа.

Скажем, моя статья - предупредить и дать вербальные опоры, чтобы объяснять подобные ситуации. Потому что хорошо следовать душе если знаешь, что это важно. А если сомневаешься? Рациональная опора может помочь.

1

если тебе 30 и ты не знаешь чего хочешь - иди к психологам, ибо у тебя проблемы с восприятием жизни, вероятно

:(

0
Легендарный рубин

На самом деле, почти всё равно, как ты наработаешь свои 10000 часов

Лучше б Гладуэлл эту дурь никогда не писал ред.

21

Кста называние чего-то дурью не является аргументом -> является необоснованым -> мнение не учитывается

3
Легендарный рубин

Это дтф, а не нейча ньюросаенс

3

Это «правило» уже десять раз опровергали. Если ты что-то не любишь, то даже 50 000 часов не сделают тебя экспертом в этом, но если «лежит душа», то можно потратить намного меньше и стать гуру в вопросе.

2

Вот это формализм. Точно 50 000 часов не сделают? А может 50 001?

0

А че с ней не так?

1

Потому что звездеж это правило про 10 000 часов

1

Про 30 лет достаточно жизненно написано. Я вот даже не догадывался, что столько может проблем со здоровьем всплыть за короткий срок. Иногда как прихватит что-нибудь, так хочется лечь и умереть. 

Так что самый главный совет - используйте период 16-30 лет по максимуму в плане спорта и физических активностей, и не жрите всякое говно. Иначе потом будете ходить по додикам из поликлиник, показывать где болит, а потом они вам будут от балды выписывать кучу непонятно чего, от которой 0 улучшений. 

18

не жрите всякое говно

Отказаться от геймпасс

10

Мне 32, чувствую себя на 20. Но вот предложением "Я вот даже не догадывался, что столько может проблем со здоровьем всплыть за короткий срок." ты весьма напугал)

0

Душевно я себя тоже на 20 чувствую, но тушка уже не та что раньше 

2

согласен на 120%

0
19

Вообще советы люди зачастую дают правильные, но проблема в том, что мало кто им следует. Даже тот кто совет дает - может ему не следовать.

5

Причём, часто насильно.

1

Запомни - первое, о чем тебе надо заботиться - о том, чтобы тебе нравилось то, над чем ты работаешь.

в снгшных реалиях это такая неработающая хуйня. мне то может нравится на кухне в летней кафешке работать, но какой от этого толк если моей зарплаты на хуй с солью ели хватит? и так вообще с 90% профессий ред.

16

Где-то была прекрасная диаграмма с тремя областями:
- то, что нравится
- то, что умеешь
- то, за что платят
В жизни они пересекаются очень хреново, да. Приходится постоянно думать, как балансировать.

Но я видел чуваков, которые занимаются нелюбимым делом за большие деньги. Это тоже хреново и жесть, правда.

2

в снг это вообще две реальности. круто если ты айти например любишь и занимаешься тем что нравится, и зарабатываешь на этом. я например его рот ебал, но все равно пытаюсь вкатиться через боль и слезы чтобы хотя бы стать ссаненьким фронтендером потому что я нигде и никогда легально не заработаю столько денег как там и другого пути к нормальной жизни у меня нет.

9

ну так лучше заниматься нелюбимым делом за хорошие деньги, чем любимым, но за плохие деньги
особенно если это за МКАДом

0

я думаю это работает, если в сердце путь к творчеству лежит, то действительно лучше делать то что нравится(Творческие процессы лучше работает при любимых занятиях). Ну если сердца лежит к лежанью на диване, дрочке и курению косячка, то как-то совет ужасный . В большинстве случаев, людей тянет к последнему  ред.

2

  Ну если сердца лежит к лежанью на диване, дрочке и курению косячка

Это подавленная любознательность и желание действовать. Очень грустно, но часто так бывает. Тут нужно другое, правда.

Но изначально у детей творческое желание есть, хотя отбивают его относительно часто.

0

Без добора дополнительных административных функций (=прибавка к зп) на подобных исполнительно-операционных специальностях действительно много не заработаешь.
Либо, конкретно в этом примере - только если летняя кафеха не со звездами мишлен. Но тут нужно тогда неминуемо стараться строго вертикально совершенствоваться

0

Чувак, как тебе в 35 удается быть более занудным, чем мне в 45? :)
Я не критикую, ты верно пишешь, просто по тексту картинка прямо деда какого-то, с завалинки учащего "маладежжь" про отношения и "правильный жизненный выбор"

13

Это стиль статьи такой ) а так я могу лайкать анимешные картинки.

Хотелось передать ощущение уменьшения энергии, да и вообще... понимаю, что стиль, в котором статья приходит на ум, не выбирают.

Я просто понял, что напишу её либо так, либо никак )

4

меня опыт научил тому что если в предложении по саморазвитию в первом предложение встречается любовь и дело, то можно смело не читать
а если "Надо любить свое дело" то это вообще караул

9

Да, согласен. На любой работе именно что работать бывает скучно. Нужно выбирать работу с хорошим зп, спросом и нормальным графиком где тебя не ебут на выходных 

1

Пара комментариев по образованию, которые упущены. "Формальное" дает четыре вещи:

- "учит учиться": университетское образование дает навык навыки самообучения и понимание системного изложения предметов. Содержание курсов может быть на 70-80% устаревшим, но они имеют стуктуру и уже потом, самостоятельно осваивая предмет, системно структурировать знания уже проще. Это качалка - само по себе поднимание тяжестей бессмысленно, но мыщцы развиваются;
- не все университеты дают устаревшие знания и да, не стоит переоценивать своего понимания "мне это нужно, а это нет" в 18-20 лет;
- сообщество - университет дает первый круг знакомств в отрасли (если вы, конечно, туда пойдете). Далее, если речь идет о западных вузах, то образование это пропуск в "клуб выпускников", то есть тех, кто когда-то закончил этот же вуз. Это то самое "студенческое братство", которое потом может неплохо помочь;
- "корочка" все еще может требоватьсяю

А вот этот совет откровенно вреден: "Если идешь в институт - точно так же, иди за энергией и забивай на предметы, которые тебя не вдохновляют". Есть вещи, которые не вдохновляют, но нужны. Простой пример - языки. Я встречал очень мало людей, которые поначалу вдохновляются изучением иностранного. Другой пример из личного - самостоятельное освоение Python в 40+ лет: первый месяца три это вообще не вдохновляло, но было нужно для работы. Сейчас я люблю кодить и осваивать новые вещи в этом предмете.

7

Такое же ситуативное мнение, как и в посте, но почему-то выданное за истину. Никакой мозговой качалки там нет, высшее образование в России это когда студенты - планктон, а ВУЗ - рыба, которая его жрет. Все студенты там почти всегда нужны только для того, чтобы государство или они сами денег забашляли за привилегию ВУЗа выдавать корочку. ВУЗу в России абсолютно похуй, с каким багажом знаний ты выйдешь.

3

Никакой мозговой качалки там нет

Такое же ситуативное мнение, как в посте и комментарии

1

>> Такое же ситуативное мнение, как и в посте, но почему-то выданное за истину

Я этого не утверждал

0

. Есть вещи, которые не вдохновляют, но нужны. Простой пример - языки. Я встречал очень мало людей, которые поначалу вдохновляются изучением иностранного

Если они нужны, то значит у тебя есть мотивация их изучить, то-есть есть вдохновение на его изучение, нет? 
Хотя я тут недавно видел ролик на ютубе где японец жаловался на чувака, который 2 года живет в японии и нихуя не знает. Потом этот чувак записался к нему на урок и нихуя не учился полгода, и потом ушёл так же нихуя не зная 

1

Нередко мотивация нужна как раз на преодоление сопротивления, в том числе внутреннего. По сути ты заставляешь себя что-то делать. Вдохновение - это когда тебя прет от того, что ты делаешь, то есть заствлять себя не надо :)

0

В целом, согласен. Чуть-чуть по деталям.
 - "учит учиться": университетское образование дает навык навыки самообучения и понимание системного изложения предметов.

Этот навык нужно взять. Я поэтому и говорю, что это образование дает базовое понимание области. Кстати, это про навык "учиться" в первую очередь в его рамках - если после технического вы пойдете на биологический, умение учиться поможет, но слабо.

 не стоит переоценивать своего понимания "мне это нужно, а это нет" в 18-20 лет;

Но не стоит и на энергию забивать. Осваивается то, во что вкладывается энергия.

 - сообщество

У кого как, мне не особо пригодилось. Но может быть

корочка

В принципе, да.

 Если идешь в институт - точно так же, иди за энергией и забивай на предметы, которые тебя не вдохновляют

Ок, я считаю, что их надо освоить. Но вкладывать туда силы не получится, это почти без толку всё тянуть одинаково на 5 с плюсом.

Те же языки (английский) - я их освоил, потому что мне нужна была документация и научные статьи, а потом и коммуникация. Вуз мне дал, но не очень много. Пока нет желания (которое, впрочем, может быть пробуждено преподом), много толку не будет.

Может быть желание + сопротивление (как с питоном - просто лениво), тогда, конечно, надо идти за желанием, но аккуратно. Смысл в том, что вы все равно знаете, зачем вам этот питон нужен. 

0

>> Этот навык нужно взять

Да, нужно, в вузе его взять проще, чем самостоятельно, потому как изложение все же идет по системе

1

>> Но не стоит и на энергию забивать. Осваивается то, во что вкладывается энергия

Да, с этим глупо спорить, но вот по собственному опыту - чем я хочу заниматься я понял годам к 24-25. Я имею ввиду - профессионально, поскольку писать я стал лет в 16 и всегда хотел и любил этим заниматься. Так вот, можно во что-то вкладывать силы, а потом понять, что это не твое. Или вкладывать силы и время, а потом оказывается, что рынок, на котором ты работаешь жутко нестабилен. У меня так было с недвижимостью. Мне очень нравился предмет - архитектура и строительство - но регулярные кризисы привели к тому, что я ушел в другую индустрию.

1

>> У кого как, мне не особо пригодилось. Но может быть

Мне помогло и не раз. Кроме того, на прошлом стартапе у меня был интересный опыт, когда ребята из Стенфорда, которые у нас работали, делали Product Market Fit и в том числе посредством опроса бывших выпускников. Они просто им звонили и с ними говорили просто потому что это тоже стендфордцы. А дядьки там были вплоть по президентов компаний в возрасте 50-60 лет.

0
Легендарный рубин

не все университеты дают устаревшие знания и да, не стоит переоценивать своего понимания "мне это нужно, а это нет" в 18-20 лет;

с одной стороны согласен, что в 18-20 плохо понимаешь, что тебе надо. С другой - тратить свою энергию лучше на то, что тебя увлекает. Спустя несколько лет после окончания, когда я более менее неплохо закрепился в специальности, я пересмотрел свое мнение где-то на 30% предметов, которые не считал нужными. При этом я понимаю (и вижу на примере, к слову), что если бы я вкладывал всю свою энергию и мотивацию исключительно в университетскую программу, я бы болтался на более низкой ступеньке сейчас. А задроить университетскую программу на 100% и развиваться в чем-то другом очень сложно. По крайней мере я лично не знаю ни одного человека, которому бы это полноценно удалось. С остальными пунктами согласен.

0

А я сейчас оглядываясь на своё техническое образование, думаю что целью вуза было вызвать у меня ненависть к профессии, заставить потерять уверенность в своих силах, и использовать меня в качестве средства для улучшения самомнения преподавателей, на счёт того какие они умные и полезные, хотя они престарелые реликты, которые преподают по программе, устаревшей еже лет 30. В итоге где то на третьем курсе я почти на всё забил болт и просто сдавал.

1

Когда я учился в политехе, то тренировался (каратэ), учил английский и много читал. Одно другому не мешает, если организоваться. Класть яйца в одну корзину не имеет смысла. Главный недостаток нынешнего формального образования - оно не дает человеку понимания кто он есть и куда ему дальше. 

1

Ммм... очередная мотивирующая инфо-чушь, написанная от тщеславия и неискоренимого желания кого-нибудь да "научить", как жить надо. 

6

не пренебрегай девушками и общением в целом

А если я девушка?

3

Тогда сиськи с супом или нахуй с треда

6

Легко!

12

автор так легко разбрасывается советами , вроде "иди общайся с де