Как чему-то научиться

Если тебе от 15 до 25, то "подойди и послушай" старого 35-летнего программиста :)

Я устал видеть бесконечные ленты "школ обучения разработчиков игр" и комменты на DTF в духе "что выбрать? куда пойти? а хорошо ли в школе YYY?". Не обещаю, что мой опыт обязательно подойдет тебе, но, надеюсь, ты извлечешь из него что-то полезное.

Если что - у меня есть жена, жильё и бизнес; я одним из первых внедрял в российской рекламе Kinect, а мои ученики-школьники в 2010 году собирали интерактивную доску с помощью веб-камеры. Короче, я считаю, что у меня не самый плохой жизненный опыт, хотя у меня и нет Мазератти.

...короче, про обучение...

Любовь к своему делу

Запомни - первое, о чем тебе надо заботиться - о том, чтобы тебе нравилось то, над чем ты работаешь.

Есть неплохое эмпирическое правило - ты должен чем-то позаниматься 10000 часов прежде, чем станешь в этом специалистом (поподробнее). Необязательно 10000, но много, это факт.

Если ты не любишь своё дело, ты не найдешь достаточно энергии, чтобы столько им заниматься.

Ты, конечно, можешь высиживать часы за партой, или думать "ну, я поучусь, потом поработаю", "здесь хорошо платят" или ещё что-нибудь. Но всё это работает только на очень коротком промежутке времени. Ненужные тебе знания моментально вылетят из головы (последний экзамен помнишь?), а об идее уволиться с нелюбимой работы ты начнешь думать через полгода после её начала.

Поверь, не занимаясь любимым делом, ты потеряешь время. Точнее, потратишь его на то, чтобы понять то, что и так тебе говорит интуиция - "Тебе сюда не надо!"

Если ты что-то любишь, тебе не обязательно формально учиться

На самом деле, почти всё равно, как ты наработаешь свои 10000 часов. Ты можешь делать моды к игре, разрабатывать свои прототипы, переводить игры, рисовать по ним арт... Главное, чтобы это тебя вдохновляло.

Но - любимое дело нужно искать. И за него держаться. Или отпускать - если какая-то тема себя исчерпала. Это не так просто - постоянно искать источники творческой энергии - но именно это, в конечном счете, сделает тебя классным специалистом.

Давай на всякий случай пару примеров, ок?

Я не буду упоминать про всякого Джобса или Цукерберга, свалившего из Гарварда, так как считаю их опыт слишком уникальным; но вот есть Слава из Питера, который стал аниматором в студии Pierrot, создавшей Naruto и Bleach. Он сам говорит: "Я учусь по референсам. Я вдохновляюсь анимацией, которая мне нравится. Я трачу на рисование просто кучу времени."

Вот манга Валерии попала в японский Shounen Jump Plus. И у неё тоже очень похожая история.

Зачем тогда нужно (формальное) образование?

Смотри, если совсем просто:

- есть то, что можешь сделать только ты - и это интересно (по меньшей мере тебе). Это содержание.

- есть то, что востребовано - это то, что нужно людям. Это, как правило, имеет красивую форму.

Как ты уже наверняка понимаешь, эти две вещи редко эффективно совпадают.

Далеко не всегда проект с глубоким содержанием кому-то нужен (если ты делал свою "депрессивную панк-игру с глубоким сюжетом", этот опыт у тебя есть). Но и проекты с красивой формой далеко не всегда приносят долгосрочный результат; можешь посмотреть на тонны клонов Clash of Clans и "три-в-ряд" в любом сторе.

Поверь, об этом противоречии можно написать не одну книгу - настолько глубоко оно определяет реальность. Но я надеюсь, ты о нём подумаешь сам, а я вернусь к теме образования.

Так вот, у образования, есть три стиля. Оно может быть:

- фундаментальным

- прикладным/техническим

- мотивирующим

Фундаментальное тебе дают в институте. В нем ты узнаешь ряд базовых вещей, за счет чего тебе становится легче меняться внутри изученной области.

В принципе, это классная штука, но на неё нужно 5 лет. Если они у тебя есть - это неплохо. Ещё для неё придётся пройти кучу не столь важных курсов. Возможно, они важны для кого-то другого, но не для тебя - а институт даёт всё вместе.

Если идешь в институт - точно так же, иди за энергией и забивай на предметы, которые тебя не вдохновляют (но не так, чтобы вылететь, конечно). Время у тебя ограничено, но об этом мы поговорим чуть позже.

Институт не даст тебе профессии, но может дать умение ориентироваться в области - надеюсь, если ты потратишь на него 5 лет, ты его возьмешь.

Техническое образование дает конкретный набор навыков для выполнения работы. Т.е. пункт 2 - "то, что нужно людям" (работодателю и пр.) - ту самую форму. Сюда относятся всякие онлайн-школы Практикумы, Боксы и прочие.

Но обычно это знание фреймворка. Или алгоритмов. Или умение рисовать фиолетовый топор из лутбокса.

Ты видел когда-нибудь выпускника музыкальной школы? Который умеет играть только одну офигенно сложную пьесу, и ничего более - потому что всё остальное нужно долго УЧИТЬ?

Я советую не париться - по счастью, работодатели ценят умение адаптироваться к инструментам и выдавать свой собственный результат, а не просто фигачить по ТЗ (которое на практике гораздо чаще ХЗ, чем в любом курсовом задании). Освоить конкретные инструменты почти никогда не проблема, если ты чувствуешь принципы - а почувствовать их можно, только поработав самому.

Знаешь ли ты, почему в Unity значимая информация часто аттачится к объектам сцены? Я прогал на нескольких гейм-движках, и делал свой - и знаю, почему это удобная архитектура, и как ей пользоваться. Хотя я почти не знаю Unity, я могу быстро разобраться в его базе.

При хорошем понимании - которое нарабатывается с собственным опытом - ты сможешь также. Конечно, чтобы попасть на конкретное место, обычно придется озаботиться освоением конкретного фреймворка - но это будут сильно проще.

Инструменты меняются (Unity был далеко не так известен в 2008), а принципы и умение их понимать остается. Но понимание принципов - это очень личная история, ей нельзя научить. Ей можно только научиться.

И, наконец - мотивирующее образование.

Это вот все эти курсы "заработай миллион за 30 дней", "выпусти игру за неделю" и прочее.

Как ни странно, я бы рекомендовал тебе избегать их.

В общем-то, они предназначены для людей, которые не очень знают, что они любят. Если ты не знаешь, что любишь - у тебя нет энергии. Ты приходишь на курс - и ВАУ! вот она ЭНЕРГИЯ!

Это очень фаново, конечно. И воодушевляет.

Но у этого есть долгосрочная проблема - ты приучаешься не искать творческую энергию внутри себя, а полагаться на внешние источники, которые её будят. Ты становишься зависимым от них. Ты забываешь, что хотел сделать именно ты - и будешь, в попытках обрести уверенность, искать всё новые и новые курсы. Не надо так.

Справедливости ради, у данных курсов есть пару неплохих особенностей: они могут пробудить в тебе тот фан, который ты забыл (это неплохо), и там можно пообщаться с увлеченными людьми, чтобы как-то войти в систему / собрать команду (тоже неплохо). За этим туда идти можно.

Но не забудь - содержанию - т.е. тому, что можешь сделать только ты - тебя не научат нигде. Этому можешь научиться только ты сам - изучая себя и то, что тебе интересно. Иногда ты можешь найти препода, который тебя вдохновляет - иди к нему, держись за него какое-то время, но никогда не забывай, что то, что тебя вдохновляет, находится не в нём, а в тебе.

Ограниченные время и энергия

"Не лучше ли будет сначала пойти поработать в отрасль, а уже потом, имея навыки, заниматься творчеством?" - можешь спросить ты. - "Да и от родителей съехать уже охота".

Что сказать? С одной стороны, я тебя очень понимаю. И звучит этот разумно.

Но с другой...

В современном мире ты можешь продавать либо энергию, либо умения. В принципе, ценится и то и другое, а у молодежи обычно энергия ценится даже выше, поскольку от неё не ожидают опыта.

Но - твоя энергия и время ограничены, хотя прямо сейчас тебе кажется обратное.

Давай посмотрим. Если ты ходишь в школу, ты возвращаешься в 2-3 часа дня и тебе надо сделать уроки. Если ты ходишь в институт, ты возвращаешься в 4-5 вечера и тебе надо ботать. Если ты ходишь на работу, ты возвращаешься в 7-9 часов... а если ты живешь без родителей, то неплохо бы ещё что-то приготовить пожрать и хоть иногда прибраться в квартире. Принцип понятен, да?

В среднем - чем дальше по жизни, тем у тебя будет меньше часов заниматься тем, что ты любишь. А значит, и времени наработать специальность.

Твоя энергия, поверь, тоже не безгранична. В 30 тебе будет сложно срываться в командировки и сидеть ночью. В 35 тебе будет сложно даже перерабатывать.

Работодатели любят энергичных, и ты можешь сейчас этим воспользоваться - но что ты будешь делать, когда больше не сможешь продавать свою энергию?

Поверь, составить план, как ты будешь освобождать свои часы в зрелости - например, за счет крутой узкой специализации - стоит уже сейчас.

Практические советы

Подозреваю, что я уже утомил тебя флудом, поэтому дам несколько практических советов

1. Если хочешь освоить создание игр - делай игры. Делай прототипы, пока не надоест, потом переключайся на другие. Копируй игры, которые тебе нравятся (только возьми для начала однопользовательские попроще, ок?). Можешь искать в интернете туториалы по тому, как их делать. Энергия здесь твоё всё.

Я не хотел в детстве делать змейку (она меня не радовала) - и я её ни разу не сделал. Зато сделал штук пять разных арканоидов, они меня радовали.

2. Используй простейшие инструменты для реализации. Из того, что знаю и пробовал:
- Scratch (да, я знаю, что он детский. Челлендж - сделать играбельную игру на нем; я этот челлендж делал),
- RPG Maker (если любишь JPRPG),
- RenPy (если задумывался о визуальных новеллах),
- Unity (для фанатов 3D и всех остальных).
или склепай мод для своей любимой игры - это проще, чем сделать её целиком.

3. Хочешь освоить архитектуру компьютерных игр? Дам простой совет:
а) сделай игру
б) сделай к ней 50 разнообразных уровней

Если сделаешь хотя бы 20 - поймешь, что такое архитектура. Сделаешь 50 - поймешь еще лучше. К этому моменту тебе должно захотеться переделать игру. Переделай и сделай 20-50 уровней. Уверяю, после этого ты с удовольствием будешь читать про Singleton и прочие паттерны проектирования.

4. "Современный тигр таков же, как и шесть тысяч лет назад, потому что каждый тигр должен заново становиться тигром, словно у него и не было предшественников. Напротив, человек благодаря своей способности помнить копит собственное прошлое, владеет им и извлекает из него пользу" (Х.Ортега-и-Гассет, "Восстание масс")

Но "История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков" (В.О.Ключевский)

Читай историю - ибо проверка экспериментом любых вещей обходится дорого. Читай историю, чтобы узнать, какие дорогостоящие ошибки совершили другие люди - а также о чем они думали и мечтали.

Моя подборка:
- Тристан Донован. «Играй! История видеоигр»,
- Дэвид Шефф «GAME OVER Как Nintendo завоевала мир»,
- Роллингз Э., Моррис Д. «Проектирование и архитектура компьютерных игр».

Возможно, «Тысячеликий герой» Кэмпбелла, хоть он и заезжен. От книг по программированию (напишите цикл А и условие Б) по моему мнению, пользы сильно меньше. (Еще чуть больше моих советов здесь)

Кстати, обычно в типовом техническом обучении рассказывают об уже сложившихся формах решения проблем. Историю "почему другие подходы не сработали" не рассказывают. Как результат - либо ученик делает ровно одним образом, и боится делать другим, либо часто пробует устаревшие подходы, просто не зная о том, что они были.

Конечно, не надо бояться делать ошибок - они создают важный личный опыт и настоящее понимание - но по крайней мере разумно постараться уменьшить их число.

5. По жизни - не пренебрегай девушками и общением в целом, иначе к 30-35 тебе будет совсем тяжко. А еще поразмышляй про фразу Ницше:

"Брак — это разговор, длительный диалог. Если человек не готов участвовать в таком длительном диалоге, значит, он не готов к долговременным близким отношениям".

Поверь, красота и страсть проходят, а понимание друг друга - то, что остается. (Еще совместными остаются ипотека и дети, но сейчас не об этом)

6. Спи по ночам и не перерабатывай. Сейчас тебе все равно, но в 30 последствия тебя нагонят. Постарайся, чтобы их было не так много.

7. Знаю, что это почти безнадежный совет, но все-таки скажу - не стремись к Успешному Успеху. Поверь, ты не захочешь платить цену, которую он на самом деле требует. А если тебя все-таки туда тянет, хотя бы глянь книги: "Духлесс" Минаева и "Жизнь внутри пузыря" Ашманова.

---

В общем, не знаю, помогла ли тебе эта простыня текста, но я постарался рассказать, что знал.

Теперь лишь желаю удачи - это единственный скилл, который не прокачивается стандартными методами.

---

PS: Меня не "спрашивают подписчики". У меня их нет, и зарабатываю я не тем, что пишу тексты и собираю людей на курсы. Этот текст написан чисто по фану, а формат на "ты" просто показался мне удобным. Жаль, что он похож на инфобизнес, но мне было сложно написать по-другому.

5353 показа
21K21K открытий
1616 репостов
557 комментариев

+++

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, меня не спрашивают, но я всё равно скажу!!!!! :)))

Ответить