История зарождения интерактивного кино через FMV

История зарождения интерактивного кино через FMV.

История зарождения интерактивного кино через FMV

15 августа компания Screaming Villains выпустила ремастер Night Trap, по случаю 25-летнего юбилея игры. В начале 90-х Night Trap зарекомендовала себя, как символ FMV-игр, которые, в свою очередь, шли рука об руку с жанром интерактивного кино в игровой индустрии.

Термином FMV (Full-motion video), как правило, называли видеоролики, анимационные или же с живыми актерами, тем или иным образом, задействованные в играх. Разработчики начали использовать FMV в восьмидесятые, и одновременно с этим были придуманы первые формы нового интерактивного жанра.

Несмотря на то, что сейчас уже FMV-игры часто воспринимаются, как «би-муви» в мире видео игр, не стоит забывать, что они являются родоначальниками многих элементов современной игровой индустрии, таких как кат-сцены или QTE.

Может показаться, что Telltale Games или Quantic Dream, работающие в жанре интерактивного кино, являются некими новаторами повествования, однако на самом деле, они лишь продолжают дело, начатое гораздо раньше.

Beyond: Two Souls от Quantic Dream
Beyond: Two Souls от Quantic Dream

Kinoautomat

Можно считать, что жанр интерактивного кино зародился в 1967 году, когда на выставке Expo ’67 в Монреале чешский режиссер Radúz Činčera представил фильм «Kinoautomat».

Во время показа картина несколько раз останавливалась в наиболее драматичных местах, и с помощью кнопок зрители должны были голосовать, каким образом будут развиваться события фильма далее. Затея с «Kinoautomat» оказалась настолько успешной, что Голливуд тут же выразил интерес к покупке лицензии. К сожалению для создателей, в тот момент фильм считался собственностью Чехии, которая не была заинтересована в продаже.

Kinoautomat

Если же говорить об игровой индустрии, то первым намеком на механику интерактивного кино стала ранняя версия Wild Gunman от Nintendo. К игровому автомату был присоединен световой пистолет, с помощью которого нужно было отстреливать бандитов на Диком Западе. В случае успешного попадания, ковбой падал. Если же игрок стрелял не вовремя, противник стрелял сам.

Более поздняя версия Wild Gunman в фильме «Назад в будущее 2»
Более поздняя версия Wild Gunman в фильме «Назад в будущее 2»

80-е и LaserDisc

По-настоящему всё закрутилось после появления на рынке формата LaserDisc, который представлял собой оптические диски диаметром 30 сантиметров, позволяющие записать от 30 до 60 минут аудио или видео. Не удивительно, что разработчики тут же взяли лазерные диски на вооружение при создании игровых автоматов.

LaserDisk
LaserDisk

Хотя считается, что первой полноценной успешной FMV-игрой была Dragon’s Lair (1983), её на несколько месяцев опередила Astron Belt, первый прототип которой был показан на выставке AMOA в 1982 году. Однако из-за того, что Sega отказалась выпускать игру в США, Dragon’s Lair без труда перетянула на себя всеобщее внимание.

Astron Belt
Astron Belt

Если для видео вставок в Astron Belt были использованы кадры из трёх фильмов: «Битва за пределами звезд», «Звездный путь 2: Гнев Хана», и японской ленты «Послание из космоса» — Dragon’s Lair был нарисован аниматором Доном Блутом специально для компании Cinematronics.

По сути, игроки, опустив монету в автомат, просто смотрели мультфильм о том, как рыцарь Дирк пытался спасти принцессу, запертую в замке злого волшебника Мордока. В определённый момент игрок должен был быстро нажать нужную кнопку, от чего зависело, выживет ли главный герой или нет. Процесс сопровождался периодическими затемнениями экрана, во время которых автомат переключался на лазердиск с нужным видео файлом.

Поиграть в Dragon’s Lair стоило больше, чем в другие автоматы, и, учитывая то, что времени на то, чтобы нажать правильную кнопку, давали совсем немного, игрокам приходилось потратить немало денег, чтобы досмотреть мультфильм до конца. Однако сама возможность повлиять на развитие событий была в новинку и подкупала игроков.

Коммерческий успех Dragon’s Lair в США породил многочисленных имитаторов, большинство из которых не могли предложить жанру чего-то нового. Однако были и те, кто сумел продвинуть интерактивное кино немного дальше.

Тот же Дон Блут не остановился на Dragon’s Lair и совместно с Cinematronics спродюсировал еще одну игру, Space Ace. Хотя в целом тайтл был построен по уже знакомой и зарекомендовавшей себя схеме, Space Ace предлагала игроку больше вариативности для принятия решений и меньше прохождения за счёт проб и ошибок.

Bega’s Battle, созданная на основе манги Genma Wars, представила геймплей, при котором было несколько «правильных» вариантов действий. Они к тому же определяли, в каком порядке пойдут следующие сцены. Именно Bega’s Battle приписывается первое использование FMV в качестве кат-сцен в перерывах для большего погружения игрока в сюжет.

Позже создатель серии Double Dragon, Йошихиса Кишимото, выпустил шутер Cobra Command, разработанной на том же железе, что и Bega’s Battle. Издатель Data East устроил акцию, при которой игрокам предлагали вместо покупки нового автомата, модифицировать Bega’s Battle в Cobra Command. Так что в скором времени, несмотря на свой вклад в жанр, Bega’s Battle стала редкостью среди игроков.

Bega's Battle

Вышедшая в 1985 году Time Gal, повествующая о девушке Рейка, путешествующей во времени, помимо уже стандартных квик-тайм ивентов, давала игроку какое-то время на обдуманный выбор из списка возможных развитий событий.

Road Blaster, в котором игрок принимал на себя роль гонщика-мстителя, предлагал несколько режимов сложности и возможность увеличить время для реакции. На лёгком уровне появлялись изображения, указывающие, когда игроку следует притормозить, или в какую сторону ему следует повернуть. На высоком уровне сложности подсказки отключались.

Road Blaster

Было и достаточно игр, которые не залезали на территорию интерактивного кино, а использовали FMV, прежде всего, в качестве бэкграундов. К подобным играм можно отнести, например, шутеры вроде Inter Stellar, M.A.C.H. 3 и Cube Quest.

Анимация для FMV-игр обходилась разработчикам недёшево, и поэтому вместо оригинального видео в игры часто вставляли сцены из уже существующих фильмов и мультфильмов. В той же Bega’s Battle были использованы кадры из аниме «Harmagedon», а в Cliff Hanger от компании Stern — из аниме «The Mystery of Mamo» и работы Хаяо Миядзаки, «Замок Калиостро». Ко всему прочему, лазердиски легко изнашивались и требовали частой замены.

Cliff Hanger
Cliff Hanger

Всё это вместе с активно угасающим интересом игроков заставило жанр практически исчезнуть к 1987 году. Такие компании, как Universal и Atari, не видели смысла в продолжении работы с жанром и не стеснялись массово сворачивать разработку FMV-игр. Однако в начале девяностых компании вроде American Laser Games снова решили заняться FMV-нишей, и, как оказалось не зря.

Кроме того, в 1985 году компанией Hasbro была предпринята попытка вместо лазердисков использовать VHS-кассеты. Задуманная приставка под кодовым названием NEMO так и не была выпущена, однако именно для неё были разработаны первые версии Night Trap и Sewer Shark, два известных FMV-тайтла, которые позже выйдут на Sega-CD.

NEMO
NEMO

В 1990 году American Laser Games выпустила хит Mad Dog McCree, который напоминает Wild Gunman с живыми актёрами и сюжетной линией. Теперь игрок должен был следить за тем, чтобы не пристрелить мирных жителей и перезаряжать револьвер. Также добавились скоростные дуэли, в которых перед началом перестрелки игрок определённым образом опускал световой пистолет, тем самым осложняя себе задачу.

В 1991 вышла Time Traveler, так называемая «Первая в мире голографическая видео игра». Хотя на поверку тайтл оказался, не таким уж и захватывающим. Играя за ковбоя Маршала Грэма, вы путешествуете во времени, но на этот раз вместо реальных или нарисованных декораций, разработчики собирали сцены из примитивных 3D-объектов.

Time Traveler
Time Traveler

Sega CD и закат FMV

Но всё это уже было не важно, потому как на сцену вышли компакт-диски. Найдя в первую очередь применение в музыкальной индустрии, формат в скором времени стал одним из передовых. Тем не менее, разработчики не спешили заменять картриджи на компакт-диски, ввиду недостаточной скорости, приводящий к долгим и утомительным загрузкам между уровнями.

CD vs LaserDisc
CD vs LaserDisc

Первый шаг сделала компания NEC, добавившая возможность проигрывать компакт диски в свою приставку Turbo Grafx-16.

​В начале девяностых появление компакт-дисков означало для разработчиков большой скачок вперёд. Неожиданно в их распоряжении появились 700 мегабайт, и прошло совсем немного времени, прежде чем геймдизайнеры подумали: «Эй, да они же как маленькие лазердиски, мы можем закинуть на них целое кино. Можно делать обалденные игры!»

Ной Энтвайлер, Cоздатель портала The Spoony Experiment

Следующей себя показала Phillips, выпустившая плеер CD-i стоимостью в 1400 долларов. К сожалению, приставка не оправдала надежд компании и вместо того чтобы стать новым словом в индустрии домашних развлечений стала «той самой приставкой», на которой были выпущены три самые худшие игры из серии Zelda.

Phillips CD-i
Phillips CD-i

Куда известней в то время проявила себя Sega. Компания посчитала, что новые технологии дадут второе дыхание FMV-жанру, и начала вести сотрудничество с компанией Digital Pictures, которая выкупила права на некоторую «классику» FMV. В том числе на Night Trap. Вместе с ремейками Sewer Shark и Cobra Command, а также парочкой других игр, Night Trap вошла в линейку игр, выход которых был приурочен к релизу Sega-CD, апгрейда для Sega Genesis, в октябре 1992 года.

Sega CD
Sega CD

Sega хотела перевернуть представление игроков о видео играх, и с помощью FMV-игр, демонстрирующих последние технические достижения, затмить своего конкурента в лице Nintendo и её приставки SNES.

Для этого Sega и Digital Pictures объединили свои силы. Недостаток геймплея в жанре они пытались компенсировать раздутым порой до нескольких миллионов долларов бюджетом. Это неудивительно, если учесть, что разработчики регулярно сотрудничали в разного рода кинодеятелями, среди которых засветился постановщик драк в «Рокки», Рон Штайн, и актёры Кори Хэйм и Марк Уолберг.

Актер Кори Хэйм в Double Switch
Актер Кори Хэйм в Double Switch

«Непрерывные действия», «Более полутора часов живого видео» — этими заявлениями Sega рекламировала Night Trap, и что самое главное, она нисколько не преувеличивала.

Игрок в Night Trap получал всё, что было обещано, а именно непрерывный просмотр видео роликов, которых в общей сложности хватило бы на целый фильм. Вот только кроме этого в Night Trap практически ничего не оставалось. Задачей игрока было переключаться между камерами слежения, установленными особняке с множеством комнат, и, завидев взломщиков, в нужный момент активировать ловушку а-ля «Один дома».

Сразу было понятно, что Sega так и не смогла предложить жанру что-то новое. Большинство тайтлов оставались почти линейными, и, по сути, представляли собой собрания квик-тайм ивентов.

При этом Sega CD не хватало мощности для полноценного воспроизведения видео, приставка была способна выводить на экран лишь 64 цвета одновременно, как и основа, Genesis.

​ Sega CD в то время могла работать с небольшим количеством цветов, и это добавляло видео ту самую отвратительную зернистость.

Том Зито, Основатель Digital Pictures
Sewer Shark
Sewer Shark

В итоге купив «приставку будущего», которая позволит «играть в кино» игроки наблюдали ролики в ужаснейшем качестве. Позже Sega решила исправить ситуацию, предложив игрокам еще один апгрейд, Sega 32X, но немногие захотели тратить кучу денег на коллекцию из трёх консолей, когда ничто не мешало посмотреть в сторону конкурентов.

Sega Genesis + Sega CD + Sega 32X
Sega Genesis + Sega CD + Sega 32X

Дело, конечно же, было не только в качестве видео. Просто проблемы интерактивного кино, вроде отсутствия реиграбельности, никуда не делись.

Иногда я забываю, что играю в игру. Кажется, что я смотрю кино, плохое кино. ​

Angry Video Game Nerd

На популярность приставки повлияла и пресса. В то время, как Sega CD заявляла о себе как о самой мощной консоли на планете, необходимой к покупке всем любителям Genesis, четыре её релиза в жанре FMV попали в список самых жестоких игр 1994 года согласно Entertainment Weekly.

Последней каплей стал тот факт, что как оказалось, Sega решила продвигать жанр в самое неподходящее время. Вместе с компакт-дисками начали появляться игры с полноценной трёхмерной графикой, и по сравнению с тем же инновационным Virtua Fighter любая зернистая FMV-игра выглядела устаревшей.

Virtua Fighter
Virtua Fighter

Хотя FMV-составляющая и умерла как представитель интерактивного кино, вышло достаточно успешных игр, где ей всё же нашлось достойное применение. Тот же Mortal Kombat, где использовались оцифрованные изображения актёров, или же гоночный симулятор MegaRace, в котором трасса представляла собой обработанное FMV. В Star Wars: Rebel Assault и Wing Commander 3 FMV также сыграло положительную роль, не закручивая при этом вокруг себя весь геймплей.

Но, пожалуй, лучше всего FMV чувствовало себя в адвенчурах. Серии Myst, Tex Murphy, Gabriel Knight или Phantasmagoria от Роберты Уиллиамс, органичней других использовали видео в своих играх, хотя сомнительная актерская и операторская работа никуда не исчезала.

Вот только в девяностые point-and-click приключения стали провисать под натиском всё более впечатляющих экшен-тайтлов. Так что вскоре адвенчуры вышли из моды, забрав с собой последний спасательный круг FMV.

Наше время

Забавно, но и в наши дни FMV периодически находится применение. Выполненная в духе стандартных интерактивных FMV-игр девяностых, в 2010 году вышла DarkStar: The Interactive Movie. В ней разработчики умудрились даже воссоздать фирменную слабую актёрскую игру и оставили прессу в недоумении, получив минимальные оценки.

Есть и обратный пример — вышедший в 2015 году инди-тайтл Her Story. Именно с помощью FMV геймдизайнер Сэм Барлоу смог добиться нужного уровня погружения игрока в непростой сюжет игры.

И хотя за исключением подобных случаев FMV нет места в игровой индустрии, жанр интерактивного кино сейчас процветает. Такие игры, как Heavy Rain, L.A. Noire и Fahrenheit успешно продолжают развивать это направление. При этом если в прошлом влияние игрока на сюжет было скорей иллюзией, то сейчас все вышло на совершенно другой уровень, на котором решения игроков могут влиять не только на дальнейшие сцены, но также и на следующие игры, как это происходит в том же The Walking Dead.

В настоящее время у разработчиков нет ни желания, ни потребности вставлять в игру видеоряд с ужасной игрой актёров, как это было в прошлом, но тенденция придавать играм всё большую кинематографичность никуда не делась. Прежде всего, это сказывается на подходе к повествованию, который далеко не всегда может тягаться с добротными фильмами.

С выпуском Sega CD Sega столкнулась с проблемой, которая на самом деле присутствует и в индустрии и по сей день. Какой бы ни была реалистичной, красивой и убедительной игра, если в геймплей изобилует дырами, всё летит к черту. Ведь жертвуя геймплеем, разработчики отбирают у игроков кусочек интерактивности, а вместе с тем и смысл садиться за игру, а не кино.

2828
19 комментариев

Комментарий недоступен

13
Ответить

Статья супер, до это знал о таком только урывками. А вот в серии Red Alert такие вставки дико играли на атмосферу, это помню.

8
Ответить

В 1996 году пацаны на районе начали говорить что-то про таинственную приставу «Панасоник Три Дэ» и что там «ТАКАЯ ГРАФИКА ВАЩЕЕЕ, КАК В КИНО, ВАЩЕЕЕ НЕ ОТЛИЧИТЬ!!!»

Это взбудоражило нашу гоповскую общественность, и мы побежали смотреть на невиданную фильмовую графику. Ожидания полностью оправдались — пацаны с радостью играли в Mad Dog McCree. Я чувствовал некий подвох во всем этом, но подкопаться было нельзя — от дешевого фильма с очень дурной игрой актеров это никак не отличишь.

Пацаны поиграли-поиграли, да и вернулись к МК3 на старой доброй Сеге.

6
Ответить

Жиза то какая! Я помню, как в 98 году спорил с одним мальчиком по двору, что новая PlayStation (саму PlayStation на пару дней приносил брат домой) круче по графике, а он меня убеждал, что нет, ты не сечешь. В 3DO лучше, так как там КАК В КИНО! Ору до сих пор. Поспорили поспорили и пошли играть в Черепашек на Сеге.

3
Ответить

Статья кажется неполной без самых известных fmv-игр: Toonstruck, D, Bad Mojo, 7th Guest, 11th Hour, Killing Time, и, конечно, Harvester.

4
Ответить

Ещё дилогия Dark Seed, но известна она в основном тем, что над играми работал Ганс Гигер.

2
Ответить