Люди со смартфонами

Потенциальная революция в локальном мультиплеере.

До выхода Beyond: Two Souls Дэвид Кейдж очень много говорил про «игры для всех». Он хотел, чтобы в его произведение играли и хардкорные игроки, и их подруги, и родители. Поэтому призраком Айденом можно было управлять со смартфона, а геймплей за Джоди Холмс по сравнению с Heavy Rain сильно упростили.

Люди со смартфонами

Но подруги и родители почему-то не играли в Beyond: Two Souls, хотя порог входа там был существенно ниже, чем в других подобных проектах. Не помогли и Эллен Пейдж с Уиллемом Дефо в актёрах: Beyond всё равно оставалась игрой для «хардкорщиков».

С телефона Айденом управлять было неудобно, с геймпада — слишком сложно. Был упрощённый режим управления, но он скорее напоминал костыль, искусственно ограничивающий передвижение. Кроме того, Beyond потеряла одну из важных особенностей Heavy Rain: в неё неинтересно было играть в компании. Героя всего два, геймплей за призрака слишком сложный, да и сюжет подкачал.

Люди со смартфонами

На этих выходных я наконец-то собрал нужное количество людей для «Это ты!» — первой игры, работающей на новой технологии PlayLink от Sony. И, кажется, это именно то, о чём говорил Дэвид Кейдж, но не смог достойно реализовать. Потенциальная революция в локальном мультплеере. Игры, которые должны понравиться абсолютно всем.

Вместе перед телевизором вновь

Мы уже встречали игры со смартфоном в качестве контроллера, видели и гибридные настольные игры — например, странную World of Yo-Ho, в которой экраны гаджетов дополняют и анимируют игровое поле. Ещё можно вспомнить настольный XCOM и Mansions of Madness: на смартфоны устанавливаются приложения-компаньоны, совершенствуя игровой опыт. Стоит упомянуть и Tearaway Unfolded, которая вовсю использует приложение-компаньон и делает это чертовски креативно.

Но всё-таки PlayLink — это нечто совершенно новое, к тому же, в руках Sony — огромная база игроков и все необходимые ресурсы, которые могут обеспечить поток самых разных игр. Показать технологию призвана компанейская и очень простая игра «Это ты!», но следом выйдут ещё три разноплановых проекта. Ну и ещё есть SingStar — там можно петь в микрофон телефона.

Со стороны геймплей «Это ты!» выглядит странно: люди тыкаются в смартфоны, фотографируют себя и друг друга — вербального общения практически нет, кроме, разве что, смеха, которым неизменно заканчиваются игровые партии.

Механика простая: игроки отвечают на вопросы диктора друг о друге, разрисовывают на телефоне фотки друзей и так далее. Задания зависят от количества участников: вдвоём играть не так уж весело — получается этакий тест «как поступит твой друг (или подруга) в той или иной ситуации». Каждый выбирает один из двух вариантов, и если они совпадают, то оба получают очки. В общем, кооператив.

Но лучше всего играть всё-таки в компании побольше: там появляются дух соперничества, элемент неожиданности, творчество. Диктор спрашивает что-нибудь вроде: «Кого ты будешь винить, потерявшись на природе?» и предлагает выбрать одного человека из играющих. В нашем случае все выбрали почему-то меня. Хэй, ребята, я отлично ориентируюсь в лесу, чего вы ржёте!

Чтобы было веселее, сэлфи можно причудливо исказить
Чтобы было веселее, сэлфи можно причудливо исказить

Или вот другой пример: участники делают сэлфи, а потом фотки ходят по кругу — каждый дорисовывает к ним какие-то детали на заданную тему, из-за чего в результате обычно получается дикий трэш (совет: сразу договоритесь между собой не рисовать пенисы). Надо ли говорить, что в итоге все гарантированно будут ржать, как кони? И не важно, насколько часто ты играешь в видеоигры. Удовольствие получат все и в равной степени.

Недалёкое будущее

Но всё-таки «Это ты!» — игра на пару-тройку партий. И важна она прежде всего тем, что наглядно демонстрирует возможности PlayLink. Ваши смартфоны и экран телевизора — единое игровое пространство. Друг делает сэлфи, картинка попадает к тебе на смартфон, ты в удобном и простом редакторе дорисовываешь ему шапку петуха и одним движением выкидываешь картинку на экран телевизора. Всё очень понятно и логично.

На фото — сержант Циклоп
На фото — сержант Циклоп

PlayLink выглядит как платформа для игр ближайшего будущего, к которому мы приходим с развитием технологий. На каждой вечеринке есть человек, который время от времени «уходит» в смартфон, и его обычно за это коллективно порицают. Теперь на вечеринке смартфоны возьмут в руки все.

В ближайшие полгода линейка PlayLink пополнится ещё как минимум тремя проектами: викториной «Знание — сила», набором мини-игр Frantics и интерактивным фильмом Hidden Agenda, от авторов Until Dawn.

«Знание — сила» выглядит гораздо интереснее, чем карточные викторины. У каждого игрока есть свой аватар, соперникам можно вставлять палки в колёса, а сам игровой процесс выглядит очень весело. А вот с Frantics пока всё не очень понятно: смартфоны разные, и не факт, что все окажутся в равных условиях.

«Знание — сила»
«Знание — сила»

Гораздо интереснее выглядит Hidden Agenda, которая выходит уже 25 октября. Это высокобюджетное интерактивное кино в духе Until Dawn, но рассчитанное на кооператив.

Решения за героев принимают игроки общим голосованием, и конечно выбор влияет на исход событий. Кроме того, один из игроков получает скрытую цель, как в какой-нибудь «Мафии», так что по задумке участники должны с подозрением относиться друг к другу.

Это всё очень интересно, но чтобы революция в локальном мультиплеере свершилась, нужно сильно больше проектов, креативно использующих возможности PlayLink. И самый очевидный вариант — заимствовать механики из настольных игр.

Вот как обычно проходит партия в почти любую настольную игру у меня дома. Около часа мы собираем стол, попутно вспоминая правила, и неизбежно путаемся в нюансах. Владелец игры лезет в книжку с правилами, остальные грустно напиваются. Кто-то уходит в «смартфон» и пропускает часть важных объяснений, а потом безбожно косячит в процессе.

Много картона и сложных правил
Много картона и сложных правил

На объяснение правил уходит ещё час, или даже больше: причём владелец игры тоже не помнит все нюансы, они всплывают по ходу партии — выясняется, что всё это время мы играли не так, как нужно было. Партии часто заканчиваются перепалкой, из которой все игроки выходят в дурном настроении.

Бывают, конечно, исключения. Спустя несколько лет основной «костяк» компании наконец запомнил, как играть в настольную Battlestar Galactica и начал получать от процесса удовольствие. Это, к сожалению, большая редкость. Но стоит появиться новичку, как всё сразу рушится. У большинства настолок (если это не «Манчкин» или «Цитадели») очень высокий порог входа.

Главная опасность — не сайлоны, а неловкие игроки с пивом в руках
Главная опасность — не сайлоны, а неловкие игроки с пивом в руках

А теперь представим, как всё бы выглядело при использовании PlayLink. Стол собирать не надо, объяснять, как играть — тоже. Общие правила рассказывает диктор с экрана телевизора, наглядно демонстрируя основные механики. А нюансы игрок уже получает в процессе игры, на экране смартфона. На слух ничего воспринимать не нужно, владельцу не придётся долго объяснять друзьям суть игры, в тестовой партии нужды тоже нет: тебе всё покажут и объяснят по ходу дела в максимально доступной форме, как в играх типа три-в-ряд.

Но самое важное здесь — визуализация. Ты не просто переставляешь деревянные фишки в чужую провинцию в «Игре престолов». Ты видишь на большом экране, как твоя многочисленная армия осаждает вражеский замок и готовится к наступлению. Ты не просто передвигаешь пластиковый кораблик сайлонов в Battlestar Galactica и говоришь «убит», но смотришь красивую дуэль между двумя звездолётами. А коллективная битва с Ктулху в «Ужасе Аркхэма» с бросками кубика превращается в увлекательное зрелище.

Люди со смартфонами

Стол заменяет телевизор, а на смартфонах игроки распределяют ресурсы, берут карточки, делают ходы. Игра становится понятной и зрелищной. Да, потеряется некий шарм, присущий настольным играм, утратится часть тактильных ощущений, но, на мой взгляд, это адекватная цена за удобство, визуализацию и низкий порог входа.

Но это всё — портирование. PlayLink несомненно гарантирует простор для креатива, к тому же мобильные технологии постоянно развиваются, что также открывает перспективы для разработчиков. Почему-то этой технологии почти не уделяли внимание на E3, а между тем она быть может даже важнее, чем VR.

В детстве мы ходили друг к другу в гости, собираясь у телевизоров, но со временем перестали — с усложнением игр локальный мультиплеер потерял своё значение. Но с PlayLink всё может быть иначе. Если, конечно, она будет популярна среди разработчиков. Игры должны быть разные: как типично вечериночные, так и что-то посложнее.

Кодзима пробует Hidden Agenda. Уверен, он бы нашёл технологии достойное применение
Кодзима пробует Hidden Agenda. Уверен, он бы нашёл технологии достойное применение

Принято считать, что портативные гаджеты отдаляют людей друг от друга. Кто-то даже пытается с этим бороться: по сети уже который год гуляют снимки фотографа Эрика Пикерсгилла, доказывающие, что смартфоны — зло. Но почему бы вместо того, чтобы хаять новые технологии и образ жизни, который они навязывают, не использовать их во благо? Хватит ныть, технологии — это круто.

3232
46 комментариев

Бесчисленное множество раз подписываюсь под всем, что сказано про настолки. Во многом поэтому играю в них не так часто, как хотелось бы: мало того, что надо собрать хотя бы двух человек, так ещё и правила объяснять, и вот это вот всё.
Я бы не стал полностью избавляться от картона и минек в пользу телевизора и смартфонов, но интерактивные приложения с правилами и дополнительными анимациями (здравствуйте, ARKit и ARCore) были бы очень в тему.
Пятый раз объяснять правила Shadows over Hammerhal, путясь и забывая нюансы, — не круто.

11
Ответить

Мы сразу после «Это ты!» (местами до слёз от смеха просто) поиграли в настольную «Мор (Утопия)». В середине партии поняли, что изначально играли не так, как нужно было — забыли про два важных нюанса. В процессе ещё и немножко поругались.
Для сложных настолок нужен постоянный состав игроков, которые знают все нюансы. Но это анрил просто, к сожалению.

1
Ответить

настолок разных ну ооочень много
есть такие, что правила можно объяснить за 1 минуту компании в слюни пьяных людей :) было бы желание...

Ответить

На объяснение правил уходит ещё час, или даже больше: причём владелец игры тоже не помнит все нюансы, они всплывают по ходу партии — выясняется, что всё это время мы играли не так, как нужно было. Партии часто заканчиваются перепалкой, из которой все игроки выходят в дурном настроении. ...А теперь представим, как всё бы выглядело при использовании PlayLinkУ двоих садится аккумулятор, планшет третьего не поддерживается, а самые "вкусные" игры идут без русского языка. *sad*

4
Ответить

Общие правила рассказывает диктор с экрана телевизораА то есть PlayLink без плойки не запуститься? Класс-класс. А если и запуститься, то надо ж будет вай-фай иметь стабильный, Да? Или 4G. И аккаунт PSN. Ой, уже вижу горящие глаза друзей на тусе, которые освобождают место на телефоне, вводят капчу и подтверждают мыло, чтобы поиграть.

2
Ответить

Высокая цена, баги, невозможность взять игру на природу прилагаются)

Ответить

Чесно говоря игры подобные «Это ты!» мне кажуться надеванием штанов через голову, зачем для игры уровня крокодила использовать столько гаджетов? Вот в настолках или той же Hidden Agenda это полезно, удобно и расширяет возможный геймплей, а тут просто бред какой то.

3
Ответить