Коллекция: редкие вкусы газировок
Бездарно тратим пять-семь тысяч рублей.
Дисклеймер: это последний перенос моей статьи с TJournal. Я её написал пару лет назад: кто бы знал, что сейчас в России будут проблемы даже с оригинальными вкусами шипучек
Моей коллекции баночек газировок несколько лет. Выглядит она не то, чтобы внушительно — я расставил строгие критерии, чтобы не захламлять дом и не выдыхаться в погонях за пополнениями. Их два: во-первых, это должны быть «Кока-кола», «Пепси» или «Доктор Пеппер». Во-вторых, это должны быть газировки с новыми для меня вкусами или составами. К примеру, нарисованного рождественского медведя или специального дизайна под олимпиаду недостаточно, а когда в состав вместо обычного сахара добавляют заменитель — баночка уходит в коллекцию.
Есть пара причин, почему хочется сделать пост уже сейчас: кажется, что всё необычное в России я уже собрал, а когда вижу что-то новенькое в путешествиях, ленюсь привозить. Форма у них не самая удобная, а в аэропортах пристают с вопросами из-за известного способа устроить теракт — напичкать взрывчаткой алюминиевую банку. Ещё одна причина: компании переходят к вытянутым формам банки, и это как-то не по олдскулу.
Факт на внимательность: даже классические баночки различаются по объёму. Одни ориентированы на американский рынок, где объём напитков нередко кратен четырём жидким унциям. В классической алюминиевой банке 12 унций (FL OZ) — это 355 миллилитров. В остальных странах метрический стандарт — треть литра, примерно на полстопки меньше, чем в Штатах. Если не собрать стену из банок, заметить это почти невозможно.
С чего всё началось
С золотой банки «Пепси», которую я схватил, как снитч, в ларьке — она произвела какое-то особое впечатление. Следом на глаза попался золотой «Пеппер», и ответственная за дурацкие идеи часть мозга попросила дособрать «большую газированную троицу». Золотым цветом отмечают напитки без кофеина: в оригинальных вкусах он есть, но совсем немного — сравнимо с парой глотков из чашечки латте.
Производители оправдывают эту добавку вкусовыми качествами, учёные подозревают, что покупателям так проще пристраститься к напиткам. Но газировки бодрят и настраивают на бодипозитив — это факт.
Миссия по сбору золота завершилась примерно через год: за это время для себя понял, что мной движет скорее желание попробовать как можно больше вкусов, а не просто устроить склад алюминия дома.
Причина такого долгого поиска золотой «Колы» проста: вариант без кофеина в России выпускается в красной банке, она слева на фотографии. А поисковики намекали, что золотую банку «Колы» найти практически невозможно — это какой-то старый эксклюзив для Азии.
И только спустя время удалось найти подходящую версию — она выпускается в Америке под брендом Diet Coke и целиком покрыта золотой краской.
Главный вопрос: не разъело ли желудок
«Кола» и прочие напитки могут слегка справиться со ржавчиной благодаря ортофосфорной кислоте в составе. Но внутри нас плещется соляная кислота, так что здоровому пищеварению эти пузырьки нипочём.
Основной удар приходится на зубы — их активно разъедают и сахар, и ортофосфорная кислота, поэтому сладкие газировки на разлив обычно подают с трубочкой. Ладно, будем корректны: такие напитки ничего не разъедают, а меняют кислотность среды во рту, и зубная эмаль начинает химически с этой средой взаимодействовать, если налёт не счищать.
Самое безумное количество сахара плавает в оригинальных вкусах — 9 грамм на 100 миллилитров или шесть чайных ложек в банке. Все новые вкусы производители стараются выпускать с сахарозаменителями.
Второе место
Собрать три серебряных было несложно: это составы со сниженным количеством сахара у всех, кроме «Пеппера» — те маркируют его белым цветом. Но именно у «Пеппера» самое большое разнообразие диетических версий: есть и лайт, и Ten (десять калорий на банку), и зеро. Последний и закрыл вопрос с серебром.
Встречается и кичливый дизайн оригинального «Пеппера», который подчёркивает, что он содержит натуральный, хрустящий на зубах сахарок из свеклы.
Такую же банку выпустила и компания «Пепси», а вот «Кола» выделывается зелёной банкой, в составе которой сахар заменили на экстракт стевии — натуральный подсластитель из латиноамериканского растения. Стевией баловались ещё парагвайские индейцы, добавляя в свой индейский (sic!) чай.
Другая «Кола» — с сукралозой — не добралась до России. Но там всё похоже: поменяли сахар на заменитель, получаемый из сахара.
Все диетические версии сильно отличаются от оригинального вкуса, поэтому кажутся несладкими и невкусными. Исключение — вишнёвая диетическая «Кола», но это всего лишь моё оценочное суждение.
С третьей банкой на фотографии вышла интересная история — это «Кока-кола Плюс» с добавлением витаминов и минералов. В США её сняли с продажи: по законам маркировка «плюс» ставится на продукты, которые содержат более 10% суточной рекомендуемой нормы чего-либо. Возможно поэтому в продаже встречается азиатская версия.
Третья тройка игроков
Некоторые вкусы выпускают эксклюзивно для частей света. К примеру, можно встретить «Колу» с мультицитрусовым вкусом где-то в Японии. А в Австралии продавалась малиновая, но затем её перевыпустили в Дании и завезли в Москву — мне она обошлась в 200 имперских кредитов.
Апельсиновая была выпущена в Великобритании, но позже коллекционеры указывали, что зона поиска сместилась в Восточную Европу: Латвию, Польшу, Россию. У нас встречается причудливая комбинация из апельсина с ванилью.
Ваниль и вишня
Это классика альтернативных вкусов для газировок: ванильные и вишнёвые можно встретить у всех, а «Пеппер» и «Пепси» вдобавок выпускают вкусы, где эта пара вместе — они есть на фотографии ниже.
Есть легенда, по которой в состав газировок и так входит ваниль и корица, а их пропорции придают газировкам разный вкус. В 1923 году «Пепси» обанкротилась и была вынуждена опубликовать свой рецепт: там ни ванили, ни корицы нет. Зато есть сок лайма и карамель, а также куча разных масел — сейчас их вряд ли используют.
Ванильная «Кола» после некоторого забвения возвращается на российский рынок — за вытянутую банку попросят столько же, сколько за оригинальный вкус, а найти её не составит труда.
Самое-самое
На мой взгляд, перебить оригинальные вкусы очень сложно, но это удалось ванильной «Коле» и лимонной «Пепси», которые достучались до моего сердца ещё в детстве.
К сожалению, не получилось распробовать лаймовые вкусы — ими я бездарно запивал кубинский ром. Многие фруктовые я тоже использовал в гедонистических целях, ленился охлаждать и, возможно, где-то упустил достойный эликсир.
Самую красивую банку я забыл в отеле Санкт-Петербурга. Это «Пеппер» со вкусом Dark Berry, что бы это ни значило (черника?). Судя по поисковикам, её можно встретить только в северной столице и Нижнем Новгороде.
UPD: А затем она заполонила и Москву — нашёл в центральном «Детском мире».
Где искать
В специальных магазинах с заморскими сладостями редко можно встретить что-то интересное: обычно все полки заняты сотнями вкусов «Фанты» и шоколадками. Расхищать приходится ларьки и магазины «у дома», которые вряд ли понимают, каким сокровищем торгуют.
Ларёчники умудряются провозить редкие партии интересных вкусов из не самых больших европейских стран — Дании или Бельгии. И практически всегда сами вбивают в пинпад стоимость: штрихкоды на них — редкость. Цена ни разу не превышала двести рублей.
Я пока не видел какой-то единой энциклопедии вкусов газировок и лишь по отдельным ссылкам можно понять, что существует «Кола» с манго, прозрачная банка «Колы», «Пепси» с огурцом и имбирём. Недавно на TJ видел, что существует ледяная бутылочка, которую оборачивают резиновой накладкой, чтобы не отморозить ладонь — продают такие на пляжах.
«Пеппер» отвечает «крем-Пеппером» с малиной и шоколадным вкусом. В Москве встречался причудливый эксклюзив: на Тверской раздавали «Пепси» со вкусом мороженого.
Япония, как мне кажется, лидер по странным вкусам: там можно встретить и «Колу» со вкусом чая, и с национальными экстрактами. Но в коллекцию бы они не попали, потому что выпускаются в пластиковых бутылках.
Франкенштейны
Слева направо: «Кола» с малиной, энергетик под брендом «Колы», который недавно стали выпускать в России, персиковая, кофейная и тот самый красивый «Пеппер».
Кофейный вкус странный: после первого глотка он даже нравится, но с последующими ощущение меняется на противоположное, и банка летит в помойку.
Сейчас меня сложно увидеть с банкой сладкой газировки — она мне надоела естественным образом, а поиск идеального напитка находится в фазе компота из сухофруктов. Но если пьёте оригинальную «Колу», то киньте туда лимончик, это же стильно.