Европейский парламент одобрил проект Закона о цифровых услугах. Что это означает?

Европейский парламент одобрил проект Закона о цифровых услугах. Что это означает?

Европейский парламент проголосовал за проект Закона о цифровых услугах (Digital Services Act - DSA). Он дополняет Закон о цифровых рынках (Digital Markets Act - DMA), который направлен на регулирование крупных технологических компаний.

Ожидается, что оба этих пакета правил — DSA и DMA — вступят в силу в 2023 году при условии утверждения Европейским союзом и Советом.

На кого направлен проект DSA?

DSA затронет платформы и онлайн-посредников, включая социальные сети, магазины приложений как AppStore и Google Play, стриминговые платформы и другие цифровые торговые площадки.

Закон будет применяться к компаниям, базирующимся за пределами ЕС, но оказывающим услуги на едином рынке ЕС: им придется назначить законного представителя в ЕС (но аналогичное обязательство уже накладывалось на них ранее в GDPR – европейском законе о персональных данных).

Что нового вводит DSA?

DSA предполагает:

  • запрет использовать «чувствительные» персональные данные, включая информацию о расе, религии и сексуальной ориентации, в таргетированной рекламе;
  • запрет на таргетированную рекламу для несовершеннолетних лиц;
  • запрет на так называемые «dark patterns» («непрозрачные схемы») – пользовательские интерфейсы, вынуждающие пользователей делать то, чего они делать не собирались (в тексте акта это сформулировано как «запрещено обманывать или подталкивать получателей услуги, а также искажать или ограничивать автономию принятия решений или выбор получателей услуги через структуру, дизайн или функциональные возможности онлайн-интерфейса или его часть»);
  • обязанность давать пользователям возможность принимать решения в отношении рекламы, которую они видят (они должны быть четко проинформированы о том, как и почему ему была показано конкретное рекламное объявление и кто заплатил за рекламу; крупные онлайн-платформы (более 45 млн пользователей) должны будут хранить и предоставлять доступ к репозиториям объявлений, позволяя исследователям и властям проверять, как организован показ рекламных сообщений, манипулируют ли их рекламные системы и каким образом);
  • обязанность предоставить пользователям возможность легко отказаться от использования их данных в рекламных целях;
  • обязанность платформ удалять незаконный контент и предотвращать распространение дезинформации (пользователи смогут помечать незаконный контент, и платформа будет обязана уведомлять их о своих решениях);
  • гарантию, что потребители могут покупать безопасные товары в Интернете, усиливая обязательство площадок проверять продавцов (принцип «Знай своего бизнес-клиента»).

Любая компания, нарушившая эти правила, может быть оштрафована на сумму до шести процентов от ее глобального дохода.

Параллельно – новости из США

За неделю до этого в США был также представлен законопроект, который запрещает практически любое использование таргетинговой рекламы.

Законопроект «О запрещении отслеживания поведения в рекламе» запрещает цифровым рекламодателям персонализировать рекламу под конкретных пользователей. Он делает небольшие исключения, например, позволяет «широкий» таргетинг на основе местоположения пользователя. Также будет разрешена контекстная реклама, то есть реклама, которая соответствует конкретному онлайн-контенту.

Законопроект наделяет Федеральную торговую комиссию и генеральных прокуроров штатов полномочиями по обеспечению соблюдения новых правил, а также позволяет пользователям подавать в суд на такие платформы с требованием компенсации в размере до 5000 долларов за каждое нарушение.

Ждем развития событий!

6464
35 комментариев

А теперь объясни, что это значит для пользователя?

4

Фейсбук нахрен удалить из интернета теперь должны. Он нарушает вообще все правила х)

35

запрет неявной и таргетированной рекламы для пользователя значит, что если он любит фуррей, гачи и дилдаки, то вместо рекламы с ними, в интернете и маркетплейсах будет реклама стирального порошка, автомобилей и прочего "ширпотреба". Это если коротко.

13

Чисто теоретически, для жителей ЕС станет доступна возможность посмотреть, на основании чего им показывается реклама, а также они смогут запретить сбор своих данных для этих целей.

1

Ещё несколько окон перед просмотром сайта/приложения с предложением соглашаться на всякие куки и рекламу

Это значит, что после введения этих законов первыми платными станут социальные сети, за ними - поисковики ) Может, конечно, не платными, но какая-то более агрессивная монетизация им наверняка потребуется

Комментарий недоступен

6