Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Как устроиться на работу геймдизайнером?

Это один из самых частых вопросов, который я получаю от людей, мечтающих попасть в сферу разработки игр. Геймдизайнер — это, пожалуй, единственная профессия в российском геймдеве, которую можно освоить, не имея особого образования и узкопрофильных навыков. Всё, что вам нужно — это правильно работающая голова и большой игровой опыт, а также умение анализировать информацию и взвешенно подходить к решению различных задач.

Звучит просто, а как же обстоят дела на самом деле?

Становление геймдизанера

Стать геймдизайнером можно двумя способами.

Путь первый: сесть и сделать свой проект

Да, вы можете просто объявить себя геймдизайнером, сесть и начать писать концепт своей собственной игры и никто вам этого не запретит сделать. Это очень сложный путь, в котором вы будете наступать на целые рощи граблей, у вас, скорее всего, ничего не будет получаться и эта долгая и мучительная попытка закончится провалом. Я не хочу быть пессимисткой, но без опыта и каких-либо знаний, взяться за такую комплексную работу крайне сложно.

Скорее всего в итоге вы просто возненавидите себя в целом и геймдизайн в частности и больше никогда не захотите этим заниматься. Делать собственный проект без каких-либо практических знаний по профессии — это всё равно, что приступить к готовке супа, не имея понимания что такое кастрюля и как обращаться с продуктами. В итоге у вас может и получится не очень вкусный суп, но сколько продуктов вы уничтожите, пытаясь понять, что с ними делать и как их соединять вместе…

У самостоятельной разработки много минусов.

  • Разработка своего проекта, как вторая работа: нельзя будет пропускать, отлынивать и сачковать. Нужно будет каждый вечер всё своё свободное время посвящать проекту.
  • За работу над своим проектом вам никто не платит.
  • Единомышленников, которые бесплатно будут с вами работать так же ответственно, как и вы, найти очень сложно. Скорее всего, они будут быстро терять интерес и меняться, тормозя процесс.
  • Количество ошибок, которые вы совершите, будет исчисляться десятками. И то только потому, что остальные сотни вы даже не заметите.

Не хочу, чтобы меня обвинили в том, что я сгущаю краски. Существуют примеры удачной разработки, когда ребята просто собрались и сделали что-то крутое, получившее признание, инвестирование, известное на весь мир. Но это как с киберспортом: миллионы игроков играют в «Доту» каждый день на протяжении многих лет, а на международные соревнования год за годом попадает только сотня лучших. И в интервью каждый из них рассказывает, что он, дескать, просто очень любил «Доту» и много в неё играл, а потом как-то само собой получилось, что он попал в профессиональную команду и теперь строит карьеру в киберспорте.

Из уст таких игроков всё это звучит очень легко. Разработчики, которые сделали и выпустили собственные крутые проекты, имея только идею и никакого опыта — это киберспортсмены Тир-1 команд по «Доте» среди всех остальных обычных людей, мечтающих делать игры.

Но если вы действительно горите желанием изучить какой-то движок, собрать свой функциональный прототип или сделать сложный и интересный мод для какой-либо игры и наработать свое портфолио самостоятельно, а также вы верите, что у вас достаточно упорства, знаний и геймдизайнерской компетенции в целом то ваш путь — первый путь и дальше статью лучше не читать.

Кстати, вдруг вы все-таки решите заняться именно на самостоятельной разработкой, загляните в эту статью.

Путь второй: получить работу в игровой компании

Этот путь хороший по ряду причин.

  • Вы сможете сразу приступить к практической работе и влиться в уже отлаженный процесс разработки.
  • У вас будет возможность учиться на практике у профессионалов, которые занимаются этим много лет.
  • Вы будете получать огромное количество знаний по профессии, а вам будут за это приплачивать.
  • Вы сможете поработать с другими специалистами (программистами, художниками, аниматорами, сотрудниками саппорта и так далее) и обрести понимание того, что такое команда, а также обзавестись кругом талантливых людей, с которыми в будущем можно сделать что-то свое.

Я считаю этот путь попадания в профессию самым удачным для новичков без опыта, поэтому оставшаяся часть статьи будет рассказывать о том, как именно вы можете повысить свои шансы получить работу в геймдеве.

Хорошая новость: существуют вакансии на должность младшего геймдизайнера, куда берут людей без какого-либо опыта в индустрии, всё, что нужно сделать — это хорошо выполнить тестовое задание.

Плохая новость: такие вакансии хоть и появляются периодически на рынке, но всё ещё довольно редки. В среднем такая вакансия появляется раз в два месяца.

Еще одна хорошая новость: если вы действительно талантливый человек, то получить такую работу будет не очень сложно, потому что чаще всего кандидаты отправляют совершенно неконкурентоспособные отклики и тестовые задания. Проще говоря, очень плохие: найти специалиста без опыта, который хорошо сделает простенькое тестовое, довольно сложно.

Мифы о попадании в профессию

Прежде чем продолжить с конкретными шагами и действиями, давайте развеем два мифа, которые довольно плотно укоренились в сознании людей и часто встречаются в советах о том, как стать геймдизайнером и получать за это деньги.

Миф № 1 — Все геймдизайнеры были тестировщиками

Я не рекомендую начинать свой путь в геймдеве с должности тестировщика, как советуют многие. Работа тестировщика кардинально отличается от работы геймдизайнера, и для обоих этих специалистов требуются совершенно разные профессиональные и личностные качества. Когда наш тестировщик уходит в отпуск, наступает самое тяжелое для меня время: я не могу заниматься его работой даже пару часов, просто начинаю умирать внутри.

Тестировщик в своей работе не делает ничего, что позволило бы ему получить хоть небольшие знания в геймдизайне. Это две разные профессии. Говорить, что тестировщик может стать геймдизайнером то же самое, что предложить окулисту выйти денёк поработать ортопедом: ведь и тот, и тот — врачи. Справедливости ради скажу, что тестировщики всё-таки становятся иногда геймдизайнерами, но это скорее исключение, чем правило. Есть и программисты, которые становятся художниками, потому что умеют рисовать и в какой-то момент осознают, что заниматься артом им нравится больше.

Миф № 2 — Любые курсы обеспечат мне трудоустройство

Я также не рекомендую выкладывать по 50 тысяч рублей за онлайн курсы. Качество этих курсов неизвестно, потому что вы, как неопытный начинающий геймдизайнер, не сможете их оценить с профессиональной точки зрения. Эти курсы имеет смысл проходить только если вы не хотите присоединяться к уже существующей компании, а хотите делать что-то своё, тогда они позволят вам получить базовые знания о профессии.

Но в действительности, какие из этих курсов содержат качественный и объективный материал с полноценным фидбеком от действующего специалиста, а какие являются набором субъективных кейсов и общим чатом с «кураторами» (а не преподавателями, которых вы видите только на видео) — неизвестно до конца.

Геймдизайн — это очень востребованная сфера и она испытывает кадровый голод. Работа в геймдеве также очень хорошо оплачивается, поэтому существуют компании, которые паразитируют на том, что присутствует недостаток систематизированных знаний по геймдизайну в русском сегменте. Если вы всё-таки решаете записаться на такие курсы, подумайте вот о чём.

  • Преподаватель — это не кандидат наук с педагогическим образованием и дипломом по профессии за плечами. Это просто человек с опытом работы в какой-либо компании.
  • Знания, которые вам даёт преподаватель, основаны на его собственном опыте и могут быть субъективными. Некоторые аспекты работы геймдизайнера являются очень противоречивыми и даже опытные специалисты зачастую друг с другом не согласны. Соответственно, некоторые знания, которые вы получите на курсах, могут оказаться бесполезными или даже вредными, если ваш будущий руководитель просто работает иначе.
  • Курсы не помогут вам получить работу сходу в крутой компании, которая делает, скажем, ПК-игры. Курсы могут повысить шансы попасть на работу в именитую компанию, делающую казуалки, но вас всё равно возьмут работать только младшим геймдизайнером, где в связи с тезисом из пункта выше, вы, возможно, будете заново учиться тому, что изучали на курсах.

Как минимум, к не совсем честным образовательным компаниям относятся те, которые пишут на своем лендинге, что «после окончания курса ваше резюме будет выглядеть вот так:», и указывают желаемую зарплату кандидата с курсами за плечами в 70 тысяч рублей. Никакой геймдизайнер без опыта не будет получать такую сумму, и авторы курса об этом прекрасно знают.

Эти сертификаты об окончании курсов не сделают вас сходу невероятно ценным специалистом в глазах работодателя, имеет значение только результат вашего тестового задания. Единственная разница в трудоустройстве после курсов заключается в том, что если вы получили на них релевантные знания, вы быстрее освоитесь на работе и раньше на несколько месяцев перестанете быть младшим геймдизайнером.

Как получить должность геймдизайнера в игровой компании

Как я уже упоминала ранее, без опыта вы можете получить только должность младшего геймдизайнера, или Junior Game Designer для тех, кто предпочитает по-английски. В качестве младшего сотрудника вы будете делать свои первые шаги в профессии и фактически учиться, получая за это деньги.

Компании, в которых у вас есть шанс получить работу, будут заниматься казуальными играми.

Многие из тех, кому я предлагаю устроиться на работу в игровую компанию, выпускающую free-to-play, пишут мне примерно следующее:

Казуальные игры — это вообще не игры, они глупые, скучные и вымогают у игроков деньги, в них нет никакой художественной ценности. Как ты вообще смеешь мне предлагать опускаться до такого уровня.

Аноним

На это мне хочется ответить цитатой, которая принадлежит, насколько я знаю, Барисби Алборову. Она о нарративном дизайне, но к геймдизайну тоже очень подходит.

Большинство людей приходит в индустрию с очень романтичными, но совершенно нереалистичными идеями. Они хотят делать игры, похожие на Mass Effect, Warcraft и Journey. Они хотят изменить мир. Но работодателям нужны Candy Crash, Clash of Clans и Hay Day. Работодатели хотят зарабатывать деньги. Столкнувшись с этим, многие говорят: «Я же творец! Это ниже меня!». Они ошибаются.

Нарративный дизайн — это работа, а не хобби. Если ты не можешь творчески подойти к созданию фермы, тебе нечего тут делать. Первые полтора года работы в геймдеве я писал квесты про пшеничку, зайчиков и яблочки. И будь я проклят, если я не любил свои яблочки и своих зайчиков: пшеничку собирали интересные персонажи, квесты на разведение зайчиков обладали стройным сюжетом и интригой, а яблочки воровали коварные гоблины, живущие в пещере неподалеку. Если бы мне дали время, я бы с наслаждением писал романы про жизнь на ферме! Честное слово.

Это не значит, что не нужно стремиться к тем играм, о которых мы мечтаем. Но если сценарист не способен создать интересную историю для match-3, он никогда не сможет написать Mass Effect. И никто ему не даст такой возможности.

Работа над казуальными играми может быть только первой ступенькой в лестнице вашей карьеры, стремящейся к разработке Triple-A проектов.

В качестве геймдизайнера в игровой компании во время работы над free-to-play проектами вы:

  • научитесь писать дизайн-документацию;
  • научитесь ставить задачи различным специалистам;
  • познакомитесь с циклами разработки и процессами разработки, максимально результативными и отточенными задолго до вашего присоединения к компании;
  • обзаведетесь ценными знакомствами с программистами, художниками и другими геймдизайнерами, с которыми вы потом сможете взяться за собственный проект вне работы;
  • получите опыт работы в геймдеве, сделаете себя видимыми в этой сфере для других работодателей с более интересными проектами;
  • и самое главное, вы начнете понимать что такое разработка игр на практике, как подавать свои идеи, как уметь от них отказываться, почему игра — это не совместный творческий экстаз, а планомерная и и взвешенная разработка игрового продукта.

В свободное от работы время вы можете изучать движки, редакторы, английский язык, приобретать любые необходимые знания для того, чтобы претендовать на работу в более сложной лиге. Где закончится ваш профессиональный путь — ограничивается только вашей фантазией и упорством.

Больше всего в поиске работы в геймдеве пугает, конечно, отсутствие опыта. И у молодого специалиста возникает в голове целый рой неутешительных мыслей.

Кому я нужен без опыта?
Таких как я, наверное, целая очередь.
А вдруг надо мной посмеются?
Я не справлюсь с работой, я никогда не делал ничего похожего.

Давайте сразу проскочим эти неприятные тезисы, просто отбросив их, потому что они не соответствуют действительности. Для того, чтобы претендовать на должность младшего геймдизайнера, вам нужно сделать три вещи.

  1. Составить хорошее резюме.
  2. Написать хорошее сопроводительное письмо.
  3. Собрать релевантное портфолио.

Когда вы откликаетесь на вакансию, вы проходите два этапа оценки. Сначала ваш отклик получает рекрутер, который оценивает общее соответствие вашего профиля вакансии, компании, команде. На этом этапе отсеиваются только самые неподходящие отклики, например, отклики с ошибками, пустые резюме и так далее.

Рекрутеру могут быть также даны конкретные параметры, которым соискатель обязательно должен соответствовать — эти «условия икс» вы никогда не будете знать, откликаясь на вакансию, поэтому и не стоит особо о них переживать.

Далее отклики, прошедшие модерацию, могут быть показаны вашему будущему руководителю. Это может быть продюсер, ведущий геймдизайнер, или руководитель проекта. Из полученных откликов будут отобраны те, которые покажутся им наиболее интересными и ценными. В некоторых компаниях этот этап отсутствует, и всем кандидатам сразу после отклика рассылают тестовые задания. Но составлять резюме лучше так, как будто его увидит человек, принимающий финальное решение о найме.

После выполнения тестового задания и прохождения собеседования, вы можете оказаться в числе нескольких лучших соискателей, а взять на работу компания сможет только одного из вас. Поэтому здесь снова может наступить этап, при котором работодатель вновь обратится к вашему отклику. К письму, резюме, или даже портфолио.

Для того, чтобы понять, как соискателю без опыта работы преподнести себя наилучшим образом, я опросила 12 штатных рекрутеров из крупных игровых компаний с большим опытом работы и 9 продюсеров и ведущих специалистов, отвечающих за принятие финального решения по кандидатам на должность младшего геймдизайнера. Надеюсь, их ответы помогут вам и сделают отклик на вакансию не таким страшным делом.

Пройдемся по всем трём составляющим вашего отклика.

Портрет младшего геймдизайнера

Прежде чем говорить о том, что должно быть и чего не должно быть в вашем резюме, как оно должно выглядеть и как его лучше всего отправить, я хочу показать вам статистику по, скажем так, интеллектуальному багажу, который ценится в сфере больше всего.

Пожалуйста, нажимайте на картинки, потому что на некоторых есть мелкий текст.

Или смотрите диаграммы на сайте infogram.

Образование

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Наличие высшего образования не так критично для геймдизайнера, как это может показаться на первый взгляд. Ведь можно быть умный и талантливым специалистом без корочек, а можно быть ленивым и глупым обладателем диплома. Поэтому, никто из 21 опрошенных мною специалиста не отметил наличие высшего образования как обязательный пункт. Тем не менее если вы и ещё один кандидат попадете в финал, наличие образования всё-таки даст вам плюс в половине случаев.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера
Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

В профилях образования информатика и математика на первом месте. Не так сложно поставить ТЗ для художника, или написать игровой текст, как считать баланс, или общаться с программистами на равных. Тем не менее наличие образования именно такого профиля не является обязательным.

Курсы

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера
Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Допустим, ВУЗ уже у вас за плечами и ничего не изменить: вы закончили кафедру туризма и гостиничного дела. Вы можете добавить себе очков в глазах работодателя, если вы закончили какие-либо курсы. Даже графика и живопись, которая не так важна для работодателя, всё равно в каких-то случаях даст вам плюс: наличие таких курсов показывает, что вы развиваетесь и увлекаетесь разными вещами, у вас развит художественный вкус и вы легко найдете общий язык с художниками.

Активность и мероприятия

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Почти все геймджемы и хакатоны — абсолютно бесплатны и являются местом, где все ищут команду на время мероприятия. Участие в таких вещах — это отличный шанс побыть геймдизайнером в экстремальных условиях и даже получить простенький проект в портфолио.

Резюме

Теперь более детально поговорим о резюме.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера
Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Какой-то опыт работы у вас уже есть, и его лучше указать. Даже нерелевантный. При этом не расписывайте слишком подробно свои обязанности, если они непонятны другим. Строчка «Обработка входящей и исходящей корреспонденции (письма МФЦ, письма ГУИОН)» в вашем резюме не скажет работодателю ровным счетом ничего.

Нужно переформулировать её так, чтобы было понятно, чем именно вы занимались и желательно подчеркнуть какую-то потенциально полезную вашу черту. Например «Обработка входящей и исходящей корреспонденции с выписками и документами на недвижимость и земельные участки». Такая формулировка как минимум может сказать о том, что вы внимательны и усидчивы, так как работали со сложной документацией.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера
Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Если вы ходили на какие-либо курсы и это не кружок танцев, то лучше указать их в резюме. Так же как и участие в геймдев-активностях. Естественно, продюсерами и руководителями проектов больше всего ценятся хакатоны и геймджемы — то есть, практический опыт.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера
Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Резюме можно скачать и с «Хэдхантера» — это не критично, хотя я считаю, что резюме собственного оформления всегда выгодно выделяется на фоне остальных и показывает ваш личный вклад в отклик и умение структурировать информацию и вкусно ее оформлять.

На втором слайде видно, что игрофицированное резюме зацепит внимание рекрутера и будет умеренно интересно потенциальному руководителю. Сделать такое резюме читаемым и интересным непросто, поэтому если решитесь — подойдите к вопросу тщательно.

Я подготовила для вас три образца, как можно самостоятельно оформить резюме. Пойдем от простого к сложному.

Вариант 1 — Простой документ

Посмотреть тут:
https://vk.cc/arVVPg

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Создаете на «Google Диске» текстовый документ и добавляете туда всю необходимую информацию. После этого идете в File — Download и выбираете сохранение в формате pdf. Это самый оптимальный формат для прикрепления к письму, потому что он открывается прямо в браузере и не нужно переходить по ссылкам.

Документ можно скопировать себе через File — Make a copy и заполнить своими данными.

Вариант 2 — Векторный шаблон

Посмотреть тут:
https://vk.com/doc11642584_541047789

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Если вы хотите оформить резюме каким-то более интересным способом, то можно скачать готовый векторный шаблон, а затем отредактировать его в Adobe Illustrator, для этого достаточно самых базовых навыков пользования редактором.

Самое главное: нужно помнить, что чем свободнее формат оформления, тем сложнее в нём расставить информацию так, чтобы она оставалась структурированной и читаемой. Если вы всё-таки решите взяться за подобное оформление, то покажите итоговый результат кому-то ещё, чтобы убедиться, что вы всё сделали правильно.

Скачать векторные шаблоны можно, например, вот тут:
https://vk.cc/arVYVu

Вариант 3 — «Игрофицированное» резюме

Посмотреть тут:
https://vk.com/doc11642584_541047837

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Если уж охота совсем заморочиться, то можно оформить резюме в стиле игрового интерфейса. Я его назвала игрофицированным в кавычках, потому что мне кажется, что заменять «навыки» словом «скиллы» или указывать уровень вместо возраста — это лишнее. Всё-таки вы хоть и откликаетесь на клёвую вакансию, нужно тем не менее выдерживать определённый официальный тон. Да и введенная вами терминология может не быть понятна окружающим.

Поэтому лучше ограничиться тематическим оформлением и надеяться на то, что ваше резюме зацепит глаз рекрутера и будущего руководителя и будет выгодно выделяться на фоне остальных откликов. Поэтому можно найти бесплатные интерфейсы в векторе, или в формате .psd и сделать из них собственное оформление.

Резюме для образца я собрала из элементов отсюда:
https://vk.cc/arVZe2

Сопроводительное письмо

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Сопроводительное письмо — это очень важная часть отклика. Это ваше приветствие, обращенное к руководителям и рекрутерам. Уже по тексту сопроводительного письма можно понять, как вы формулируете мысли, обладаете ли вы грамотной письменной речью, приятно ли читать то, что вы пишете. Сопроводительное письмо показывает, что вы не просто кинули резюме на почту одним кликом, а вложились в отклик.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Нужно понимать, что рекрутеры могут рассматривать десятки откликов в день и, конечно, если вы напишете эссе на три страницы, его никто не прочтет. У резюме довольное четкая структура и сухое наполнение и сопроводительное письмо — это ваш шанс сказать то, чего нет в резюме и сделать знакомство с вами приятным и запоминающимся. Доверимся рекрутерам и не будем писать письма длиннее трети листа А4.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Рекрутеры чуть больше ценят индивидуальность письма, чтобы по нему было понятно, что оно написано специально для конкретной компании. Обычно я составляю письмо и резервирую один абзац на то, чтобы аргументировать почему я хочу работать именно в той компании, которой я пишу. Этот абзац можно просто менять от письма к письму.

Но самое важное — это грамотность и чёткая структура письма. Это не сочинение на тему «я люблю игры», а точное и краткое изложение того, почему нужно взять на работу именно вас и что вы можете дать компании. Да, ответы на эти пресловутые вопросы лучше всего подготовить заранее.

Структура сопроводительного письма

Очень сложно написать письмо о себе, когда на первый взгляд кажется, что писать нечего.

Но сначала давайте определимся, что точно нельзя писать в сопроводительном письме.

  • Нельзя чрезмерно нахваливать себя. «Я лучший геймдизайнер, которого вы видели», «в мои игры будут играть миллионы» и тому подобное выглядит довольно жалко с учётом того, что у вас отсутствует какой-либо опыт, подтверждающий это.
  • Нельзя прибедняться и преуменьшать свои заслуги. «я понимаю, что вам пишут тысячи таких же как я», «было бы здорово, если бы я вам пригодился хоть как-то», «надеюсь, этот отклик кто-то увидит» и так далее. Это вызывает ощущение отсутствия амбиций и неуверенности в себе и становится совершенно непонятно, зачем вообще вас брать на работу.
  • Нельзя начинать письмо с обращения «Доброго времени суток». Просто не используйте это вообще никогда и нигде. Рекрутер получит ваше письмо в рабочее время, поэтому пишите «Добрый день» или «Здравствуйте».
  • То, что неформальный стиль письма и шутки являются скорее минусами, чем плюсами, думаю, было понятно из скриншота выше.

Теперь давайте разберемся, что же должно быть в письме.

  1. Нужно представиться.
  2. Нужно написать, на какую вакансию вы откликаетесь и упомянуть, где вы видели вакансию, если вы пишете непосредственно на почту компании, а не откликаетесь через сервисы типа hh.ru. Эта информация будет интересна рекрутерам для собственной статистики.
  3. Нужно рассказать о себе, то есть о том, почему вам интересна эта вакансия и почему вы на неё откликаетесь. То есть, объяснить свою мотивацию и рассказать, почему вы нужны компании.
  4. Если у вас нет никакого релевантного опыта, и вы работали только продавцом-консультантом, то нужно объяснить, чем вы компенсируете отсутствие опыта, то есть, какие качества и навыки у вас есть для того, чтобы успешно справляться с работой. В ход идут все средства, начиная от «обучаемости», заканчивая вашими заслугами в разработке модов для игр и прохождении релевантных курсов. Нужно дать понять, что вы осознаете, что не имеете квалификации на бумажке, но зато обладаете всеми качествами, необходимыми для того, чтобы вырасти в хорошего специалиста.
  5. Нужно упомянуть про то, почему вы хотите работать именно в этой компании. В идеале — посмотреть проекты и хотя бы немного поиграть в самые популярные. Отметить можно что угодно: и интересность проектов, и жанры, близкие вам по духу, и захватывающие сеттинги. Если вы совсем не знаете, что сказать о компании, то можно всегда завернуть красивый пассаж о том, как хотелось бы вам работать с такими высокими профессионалами в такой серьезной студии. Смысл этого абзаца в том, чтобы объяснить, почему компания нужна вам.
  6. Нужно попрощаться и сказать, что вы надеетесь на сотрудничество и рассмотрение вашей кандидатуры.

Я написала сопроводительное письмо для примера и наглядности описанной выше структуры. Тем не менее, пожалуйста, не копируйте текст письма, он легко гуглится и будет понятно, что писали его не вы. Очень важно передать в сопроводительном письме именно ваши мысли и идеи.

Ссылка на пример сопроводительного письма:
https://vk.cc/arW4YT

Визуально оно выглядит чуть больше трети листа, но в основном из-за разбивания на абзацы для удобства чтения. Строки в письме никто не считает, поэтому если у вас получится чуть-чуть больше, в этом нет ничего страшного.

Ещё немного про ваш отклик

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Ответы показывают, что даже если у компании нет открытой вакансии, ваш отклик не потеряется и будет просмотрен рекрутером, при этом и рекрутеры, и продюсеры считают, что для хорошего кандидата можно открыть вакансию, если у компании есть такая возможность.

Тем не менее вы как минимум попадете в базу компании и если ваш отклик будет запоминающимся, рекрутер свяжется с вами, когда вакансия будет открыта. Поэтому не стесняйтесь разослать свое резюме в различные игровые студии, даже если вакансия не открыта. Не забывайте только в тексте сопроводительного письма написать что вы знаете, что на данный момент открытой вакансии нет, но очень хотите познакомиться и пообщаться, когда такая вакансия появится.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Здесь тоже лучше довериться рекрутерам, так как именно они получают ваш отклик. Приятнее всего им получать отклики по почте и через сайт, так что можно отправить сразу в несколько каналов связи.

Портфолио

Теперь давайте поговорим о том, чем вы можете подтвердить свою компетенцию в глазах работодателя и доказать, что вы действительно обладаете большим геймдизайнерским потенциалом.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Многие считают, что если у соискателя нет опыта работы, то в портфолио должны быть какие-то игры, которые он сам сделал, чтобы его приняли на работу младшим геймдизайнером, однако это не так. Конечно, это будет большим плюсом, но это совершенно необязательно. Только один рекрутер сказал, что собственный проект обязателен и в следующем вопросе указал, что кандидат должен сделать хотя бы один мод для существующей игры.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Как видно из этого слайда, любая ваша собственная разработка будет плюсом в глазах работодателя, ведь это показывает, что у вас, во-первых, есть какой-то опыт, а во-вторых, вы достаточно замотивированы, чтобы свое свободное время посвятить работе над проектом. Это старания, сила воли и целеустремленность, которые заслуживают уважения. Кстати, сделать такой проект и добавить его в портфолио, можно как раз приняв участие в практически любом геймджеме.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Что же делать тем, у кого нет вообще никакого опыта работы и собственных выпущенных проектов? Нужно собрать портфолио, которое будет показывать ваше умение применять знания и навыки, необходимые в работе геймдизайнера. Оценивать ваше портфолио будут потенциальные руководители, и наличие качественного портфолио может стать решающим фактором в том случае, если вы окажетесь в шорт-листе лучших кандидатов.

Без опыта работы и проектов в портфолио: как получить работу геймдизайнера

Самыми интересными для работодателей являются дизайн-документы по фичам, питчи, анализ других игр, а также документация для работы с другими специалистами: художниками, программистами, дизайнерами интерфейсов. Тестовые задания, которые вы делали для других компаний тоже могут оказаться полезными.

Теперь давайте разберемся, как же составить такое портфолио, которое может представлять интерес для работодателя.

Собираем портфолио из документации

Первое и самое главное, что нужно понять — это то, что ваше портфолио должно быть релевантным. Вы собираетесь идти в казуальный геймдев, поэтому ваши дизайн-документы по созданию своей MMORPG с открытым миром и невероятно богатым сюжетом не будут представлять интереса для потенциального руководителя сразу по двум причинам.

  1. Нужно вчитываться и вдумываться и впитывать в себя много новой информации, а также пытаться осознать вашу сложную концепцию.
  2. Идеи по разработке такого проекта никак не помогут вам в работе над казуальной игрой.

Поэтому сейчас я расскажу вам, как собрать интересное портфолио и научиться многим полезным для будущей работы вещам.

Структура портфолио

Нужно создать папку на «Google Диске» и назвать ее «Портфолио Имя Фамилия». Внутри этой папки создать папки с названиями проектов. Тут будет лежать написанная вами дизайн-документация.

О чём писать

Так как практически все геймдизайнеры и руководители очень хорошо знакомы с играми конкурентов, оценить ваши документы написанные для этих проектов им будет проще всего и ценность ваших идей будет очень понятна.

Из популярных жанров на современном рынке нужно выбрать несколько и отобрать проекты внутри этих жанров. В выбранные игры нужно поиграть хотя бы пару-тройку недель, чтобы иметь представление о базовом геймплее и основных игровых циклах. Я перечислю некоторые популярные игры, а вы можете выбрать из них, или найти другие проекты. Главное, чтобы игра не была слишком старой и была при этом успешной.

Match-3

  • Homescapes, Gardenscapes, Планета самоцветов, Wildscapes, Rio: Match 3 Party, Clockmaker, Lost Island

Фермы

  • Township, Trade Island, Farmville, Family Island, Farmdale, Funky Bay, Дакота

Стратегии

  • Rise of Kingdoms, Last Shelter, Пекло, Осада, Stellar Age, Teamfight Tactics, Forge of Empires, RiotZone

HOG

  • Seekers Notes, The Secret Society, Ravenhill, Pearl’s Peril, June’s Journey, Mystery Manor, The X-Files: Deep State

Мидкорные RPG

  • RAID: Shadow Legends, Хроники Хаоса, Knighthood, Age of Magic, Guild of Heroes, Grim Soul: Dark Fantasy Survival

Что писать

Представьте, что вы пришли работать на один из выбранных вами проектов. Игра уже запущена, у неё есть игроки, которые её любят, у неё есть циклы, к которым они привыкли. Переделать с нуля ничего нельзя, можно только придумать улучшения. А это как раз и есть самая сложная работа.

Какую документацию можно написать для портфолио

Питч для игры

Поиграйте в игру, ознакомьтесь с её игровыми циклами и монетизацией. Представьте себе, что вы разработали эту игру и вам нужно представить её людям, которые с ней незнакомы, или потенциальным инвесторам, готовым вложиться в разработку. Подробнее можно почитать об этом тут.

Ивент для игры

В играх время от времени стартуют так называемые ивенты — ограниченные по времени особые события, которые включают в себя новый контент и новую игровую механику. Это может быть, скажем, новогодний ивент, с соответствующими заданиями и тематикой, или регулярное событие, которое случается каждый месяц. Игровой ивент — это жирный кусок контента, который интересно разрабатывать и вы можете отлично проявить себя, подготавливая документацию по нему. Ведь игровой ивент включает в себя:

  • игровую механику;
  • схемы игровых циклов;
  • расчет баланса;
  • новых персонажей;
  • диалоги;
  • новые игровые объекты и предметы.

Главное не увлекаться и не придумывать новую игру, идущую параллельно с основным игровым процессом. Придуманное вами событие должно быть реализуемо и органично вписано в основной геймплей и основные игровые циклы.

Также не стоит забывать про такие важные для казуальных игр моменты, как монетизация и retention. Вашему событию недостаточно быть просто веселым, нужно чтобы оно зарабатывало деньги и вовлекало игроков в игровой процесс, заставляя заходить в игру на протяжении долгого отрезка времени.

Задачи для программистов

Описать придуманную вами механику и её детальную реализацию. Подробнее про это можно почитать вот тут.

Задачи по отрисовке объектов, персонажей, предметов и прочего

Описание задач для художника. Подробнее об этом я писала тут.

Макет интерфейса для вашей механики

Макет можно сделать как средствами «Google рисунков», так и в Adobe Illustrator, если вы умеете. Про принципы разработки игрового интерфейса можно прочитать тут, а про процесс работы над интерфейсом я писала здесь.

Помните о том, что все ваши документы должны быть хорошо и читаемо оформлены, должны иметь четкую структуру и ссылаться друг на друга при необходимости.

Куда лучше всего отправить отклик

Я советую избегать стартапов и маленьких компаний, у которых нет выпущенных проектов, потому что вы рискуете попасть в некомпетентный коллектив, или нарваться на черную зарплату и работу «за бесплатно». Лучше всего стараться отправлять отклики в известные студии, у которых уже сформированы и отлажены производственные процессы и обучение младших сотрудников.

Я рекомендую добавить в закладки сайты этих студий и проверять их вместе с hh.ru на наличие актуальных вакансий. Вот список студий, на которые я советую обратить внимание.

Откликаться на вакансии не страшно, если делать это правильно.

Стать хорошим геймдизайнером не сложно, если попасть в продуктивную профессиональную среду.

Расширить свои возможности не трудно, если вдохновляться примером увлеченных старших коллег и не останавливаться в своем развитии, постоянно изучая что-то новое.

У вас всё получится!

Больше статей можно найти в моем блоге Вконтакте:

375375
168 комментариев

Как получить работу геймдизайнера?
«Без опыта работы и проектов в портфолио»
Спойлер: никак.

42

Ну я буквально месяц назад был без опыта и без работы. К счастью, я смог выпустить простенький проект на телефоны некоторое время назад. Плюс 1 написанная статья, пару концептов, курсы могут помочь, хотя я не то что бы многому научился когда прошел их. И я был на собеседованиях в нескольких крупных компаниях, после выполнения тестового. Да, предпочитали людей с опытом, но если ходить на собесы, то и работу получить можно. У меня таки получилось.

4

наверное, конкуренция большая, так что без портфолио и правда будет тяжко.. А, может, хватит и сопроводительного, чтобы получить заветное тестовое. Вообще, судя по тому, что я прочла в статье, необязательно для портфолио выпускать свою игру в стиме. С написанием обзора на игровой рынок и документацией чужой мелкой игры справится и школьник.

1

Скажу по своему небольшому опыту откликов на вакансии джунов – это возможно, как минимум до этапа тестового я доходил, и даже до собеседования однажды, но не взяли. От джунов многого не ждут, сам понимаешь

Max Payne, Не смог поставить лайк, из-за тупости системы. "Никак" -  Как же это коротко и точно.

Не могу не отметить, что на картинке кроме требований соискателя, вашего опыта и вас, на фоне летит огромный дракон - короновирусные реалии)

42

"Но работодателям нужны Candy Crash, Clash of Clans и Hay Day" 

Видимо, беда прошла меня стороной. Я этих игр не знаю.

7