Секреты композиции: 12 простых правил выгодного размещения объектов

Чем хороша и плоха симметрия, почему на площадь лучше смотреть сквозь арку и зачем в центре картины человеческий глаз?

Дрю Хоппер
Дрю Хоппер

Разместить на холсте даже один объект — уже непростая задача. Сделать его крупнее или мельче? Сдвинуть влево или вправо? Если объектов много, сложность возрастает в разы. Художники и фотографы столетиями экспериментировали и учились друг у друга, чтобы открыть большие правила и маленькие хитрости композиции. Здесь мы собрали те из них, которые, с одной стороны, легки в исполнении, а с другой — эффективно работают на результат.

1. Ведущие линии

Если вам нужно увести взгляд зрителя в глубь холста, используйте естественные линии объектов, которые уходят далеко в перспективу. Это могут быть берега рек, дороги, мосты, поезда, изгороди, лестницы. Такие линии называются ведущими. Очень часто они ведут взгляд зрителя к каким-то важным фрагментам полотна.

Ведущие линии сходятся на фигуре человека Стив Маккарри
Ведущие линии сходятся на фигуре человека Стив Маккарри

Ведущие линии не обязательно должны быть прямыми:

Изогнутая линия дороги ведёт к дереву и дальше в туман
Изогнутая линия дороги ведёт к дереву и дальше в туман

2. Симметрия

Художники обычно стремятся избегать симметричных построений, особенно если рисуют естественные объекты. Считается невыгодным и размещение объектов в центре холста. Но иногда эти приемы можно использовать очень удачно — например, когда вы хотите изобразить архитектурный ансамбль.

В изображении моста используется симметричное построение Барри О’Кэррол
В изображении моста используется симметричное построение Барри О’Кэррол

3. Диагонали

Помните, что диагональные линии и треугольники привносят в композицию динамическое напряжение. Дело в том, что вертикальные и горизонтальные линии стабильны: если человек стоит на горизонтальной плоскости, он не прилагает к этому усилий, и ему незачем куда-то идти. Но поместите его на наклонную плоскость, и стабильность исчезнет — даже для того, чтобы остаться на месте, ему придётся приложить усилие. Так в композиции появляется динамическое напряжение.

Диагональные линии создают эффект движения идущих людей Стив Маккарри
Диагональные линии создают эффект движения идущих людей Стив Маккарри

Диагонали и треугольники придают динамическое напряжение даже совершенно неподвижным объектам вроде зданий. Разместите здание под углом — так, как мы редко видим его в повседневной жизни. От этого само положение наблюдателя будет казаться неустойчивым, и в картине сразу почувствуется динамика.

Показанное под углом здание выглядит более динамично Барри О’Кэррол
Показанное под углом здание выглядит более динамично Барри О’Кэррол

4. Рама в раме

Используйте в композиции естественные рамы — окна, двери, арки, свисающие ветви деревьев. Это эффективный прием, чтобы придать изображению глубину. Рам на картине может быть несколько:

Окна — это естественные рамы Стив Маккарри
Окна — это естественные рамы Стив Маккарри

Излюбленный прием живописи Ренессанса — использование арки в качестве естественного обрамления:

Площадь в обрамлении арки Барри О’Кэррол
Площадь в обрамлении арки Барри О’Кэррол

Естественное обрамление может быть разомкнутым или неполным:

Использование ветви дерева в качестве рамы
Использование ветви дерева в качестве рамы

5. Форма и фон

Создайте контраст между объектом и фоном, на котором он расположен — это придаст композиции глубину. Такой контраст можно создать с помощью глубокой тени:

Фигура балерины на темном фоне Стив Маккарри
Фигура балерины на темном фоне Стив Маккарри

6. Заполнение холста

Чтобы привлечь внимание к объекту, разместите его на переднем плане, ближе к зрителю.

Фигура человека размещена на переднем плане Стив Маккарри
Фигура человека размещена на переднем плане Стив Маккарри

Если человек на переднем плане смотрит на зрителя, поместите его доминантный глаз в центр холста. Доминантным называется глаз, который всегда смотрит прямо. При этом второй обычно расположен под небольшим углом. Если доминантный глаз будет в центре полотна, у зрителя возникнет ощущение, что взгляд человека на картине следует за ним.

Размещенный по центру глаз всегда смотрит на зрителя Стив Маккарри
Размещенный по центру глаз всегда смотрит на зрителя Стив Маккарри

7. Уравновешенные объекты

Основной объект композиции часто сдвигают к краю полотна. Если он при этом выдвинут на первый план, может возникнуть ощущение дисбаланса. Уравновесьте его другим объектом, менее важным или меньшим по размеру, который отвлечет на себя часть внимания.

Эйфелева башня «уравновешивает» фонарь Барри О’Кэррол
Эйфелева башня «уравновешивает» фонарь Барри О’Кэррол

Конечно, в реальности башня гораздо больше по размеру, чем фонарь. Если в работе получается наоборот, это придает ей глубину, позволяет подчеркнуть планы.

8. Негативное пространство

Оставляйте на холсте побольше негативного пространства — так называют «пустое» (не заполненное образами) пространство вокруг объекта. Оно может быть и заполнено, но чем-нибудь нейтральным, например, небом. Это придаст композиции выгодную простоту и направит взгляд зрителя к основному объекту.

Обилие негативного пространства фокусирует внимание на статуе Барри О’Кэррол
Обилие негативного пространства фокусирует внимание на статуе Барри О’Кэррол

9. Достаточное пространство

Если на полотне есть движущийся объект — корабль, автомобиль, пешеход — позаботьтесь о том, чтобы впереди у него было достаточно пространства для дальнейшего движения. Например, если лодка идёт слева направо, разместите её в левой части холста, а в правой покажите гладь реки, по которой ей предстоит пройти.

У лодки впереди достаточно пространства для дальнейшего движения Барри О’Кэррол
У лодки впереди достаточно пространства для дальнейшего движения Барри О’Кэррол

Это же правило стоит соблюдать, если на холсте изображён человек, взгляд которого направлен в мир кадра или картины (а не в сторону зрителя). Перед его глазами должно быть достаточно пространства, которое он обозревает. Например, сидящий в левой части кадра человек должен смотреть вправо.

Музыкант на левой части кадра развернут направо Барри О’Кэррол
Музыкант на левой части кадра развернут направо Барри О’Кэррол

10. Узоры, текстуры и повторения

Не забывайте, что узоры и повторения эстетически приятны для человеческого глаза — они навевают ощущение гармонии. Узор можно составить из естественных объектов, таких как лепестки цветов или головы людей в толпе. Но самое лучшее — когда повторение неожиданно прерывается.

Зелёная фигура прерывает повторение красных тюрбанов Стив Маккарри
Зелёная фигура прерывает повторение красных тюрбанов Стив Маккарри

Узор может вести взгляд зрителя к определенному объекту, становясь ведущий линией:

Узор ведет взгляд зрителя к храму Барри О’Кэррол
Узор ведет взгляд зрителя к храму Барри О’Кэррол

Текстуры нравятся фотографам и художникам потому, что на их выпуклостях выразительно играют свет и тени:

Игра света и тени на текстуре камня также направляет взгляд зрителя.  Барри О’Кэррол
Игра света и тени на текстуре камня также направляет взгляд зрителя.  Барри О’Кэррол

11. Нечётное число объектов

Если вы планируете разместить на полотне несколько похожих объектов, пусть их количество будет нечётным — оно считается более естественным и легким для восприятия — в то время как чётное количество объектов рассеивает внимание зрителя и не дает ему сконцентрироваться на каком-то одном.

Нечётное количество арок и людей кажется более естественным Барри О’Кэррол
Нечётное количество арок и людей кажется более естественным Барри О’Кэррол

Это правило можно и нужно нарушать, в зависимости от темы работы. Например, вы можете изобразить двоих людей за беседой. Внимание зрителя будет постоянно переключаться с одного на другого, отражая таким образом ход воображаемого разговора.

Двое мужчин за беседой Барри О’Кэррол
Двое мужчин за беседой Барри О’Кэррол

12. Правила существуют для того, чтобы их нарушать

Не бойтесь экспериментировать и нарушать правила, создавая композиции по собственным схемам. Иначе из ваших работ исчезнет индивидуальность. У выдающегося экспериментатора — Карлсона, который живёт на крыше — была одна-единственная картина. Она называлась «Очень одинокий петух» и отличалась нестандартной композицией: «На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок». Выглядело это, в лучшем случае, так:

Вариация на тему картины «Очень одинокий петух» Карлсона
Вариация на тему картины «Очень одинокий петух» Карлсона

Благодаря этому гениальному композиционному ходу её знает весь мир.

Автор Валерия Шмырова специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Связаться с нами можно на сайте. Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

2020 показов
11K11K открытий
11 репост
51 комментарий

Мне пришлось в интернет сходить за оригом
1955г

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Погуглите фотографа Андрея Зейгарника - от него есть много интересных материалов по данной теме.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

О, ты все таки решил не менять ник

Ответить

Я, конечно, всех очень уважаю, но я верно понимаю, что бывает реклама, которая явно реклама, и за ее размещение честно платят клиенты, она имеет соответствующую пометку, и т.п... А бывает реклама на правах творческого продукта (статьи), где рекламная составляющая компенсируется полезной информацией? Так, о чем я - здорово, когда эти статьи выходят за рамки рерайта "десяти сто раз повторенных фактов про искусство композиции с абстрактного развлекательного сайта", особенно если их пишет профессионал крутого обучающего центра? Ну, гипотетически...

Ответить

Я конечно всё понимаю, но почему в подсайте gamedev?

Ответить