Как я борюсь с мылом в своих работах
Бывает, смотришь на картинку, и зрение начинает ухудшаться. Сфокусироваться тоже не получается. Значит проблема в размытии. Этим часто злоупотребляют новички в своих работах, потому что не понимают как этим пользоваться правильно. Я сейчас расскажу.
Фраза "много мыла" - ходовая среди художников и дизайнеров. Часто ей пользуются игроки для оценки качества графики. Так говорят, когда в картинке бросается в глаза размытие. Оно начинает шуметь. Зритель хочет что-то рассмотреть, но у него плохо это получается.
Хорошее размытие не должно создавать шум. Оно должно помогать зрителю лучше понять и рассмотреть картинку.
Виды размытия. Я выделяю для себя три вида: текстуры, объекты и освещение. Если вы не можете рассмотреть детали объектов - проблема с текстурами. Не можете рассмотреть весь объект и определить его границы - размыты объекты. Объекты на картинке массово потеряли свой естественный цвет - плохо сделано освещение.
Текстуры. Размытие на текстурах говорит о низком разрешении этих текстур. Это всегда плохо: мешает рассматривать детали и изучать важные объекты. Всегда портит впечатление. В этом случае я ищу или рисую новые текстуры.
Такое часто случается, когда текстура изначально меньше чем нужно. В 3Д играх это проявляется на более высоком разрешении игры или при приближении камеры. Искать/рисовать текстуры нужно с запасом. Желательно, в 2 раза больше требуемого размера.
Бывает, новички специально размывают текстуры, чтобы скрыть косяки отрисовки. Так делать не нужно. Проработка деталей лучше скроет косяки, чем размытие.
Фокусировка на объектах. В большинстве случаев чёткие объекты лучше размытых. Иногда размытие используют для имитации фокусировки. Это выделяет объекты за счёт контраста. Создаёт акцент. Работает только в тех случаях, когда есть задний план, или передний. Размытие переднего и заднего плана позволяет создать глубину для 2Д картинки.
Размывать следует только те объекты, которые не несут смысловую нагрузку. Например, деревья на заднем плане. По силуэтам зритель понимает, что это лес. Значит действие в лесу.
Если объекты на заднем плане несут смысловую нагрузку, но картинка шумит - размытие навредит. Значит нужно пересмотреть композицию и/или цвета. Пример - коллективное фото. Картинка, на которой изображено сразу много персонажей.
Часто размытие используют в играх для отделения UI от основной картинки. Вот вам пример:
Кнопки сливаются с цветом фона. Один из способов отделить одно от другого - это размыть фон:
Кнопки стали чуть лучше читаться. Но теперь сложно сходу понять что изображено на фоне. Зритель должен всматриваться. А если там что-то важное? Поэтому я достигаю контраста цветом:
Мне было важно в этой работе показать персонажей на заднем фоне.
Освещение. Новички часто имитируют освещение мягкой кистью с прозрачностью. Просто нарисовать пятна света - это так не работает и выглядит как мыло.
Создание освещения - это тонкий процесс. Оттенки освещения должны передавать сами объекты. У них есть фактура, которая по-разному реагирует на освещение. У них есть форма, и места, на которые свет не попадает.
Хорошее освещение достигается тонированием отдельных частей объектов цветом освещения. И прорисовкой рефлексов света на контурах объектов.
Мягкая кисть поможет создать атмосферную дымку. Такой кистью следует работать очень аккуратно. Увести в прозрачность, задать нужный режим смешивания.
Итог
Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза
Размытие - это инструмент. Он даст хороший результат, если вы пользуетесь им умело, чётко представляете себе цель. И даст плохой, если вы используете размытие чтобы "круче выглядело".
Размытие поможет вам сфокусировать внимание на чём-то, задать атмосферу. Не вижу причин использовать это для чего-то ещё. Я использую размытие только для атмосферного освещения. Считаю лишним так выделять объекты в 2Д графике. Имитацию фокусировки сделать сложно, и обычно она выглядит нелепо. Контраста в 2Д нужно добиваться за счёт тона и цветов.
P.S. Тяжело показывать примеры без мыла, когда загрузчик картинок его накидывает вместе с артефактами. Так что сорян =(
Спасибо за внимание!