Сеттинг и миростроение. В чём разница?

Прежде чем мы ответим на вышепоставленный вопрос, давайте для начала разберёмся, что такое сеттинг и миростроение по отдельности.

Сеттинг

Сеттинг — это контекст, в котором происходит действие истории. Он включает в себя различные аспекты, такие как время, место, атмосфера, окружающая среда и многое другое. Задача сеттинга не только создать фон для истории, но и активно влиять на её развитие.

Поэтому, чтобы правильно определить сеттинг для вашей истории, необходимо ответить на следующие вопросы.

  • О чём моя история?

Сеттинг не может существовать без истории. Именно от того, какую мы хотим рассказать историю зависит и то, какой мы выбираем сеттинг, а не наоборот.

И тут есть два варианта, как именно люди придумывают истории, они либо отталкиваются от образа конкретного персонажа, либо от конкретного конфликта/ситуации.

Хорошим примером первого подхода может выступить «Гарри Поттер», где сеттинг Хогвартса и магического мира был построен вокруг главного героя, собственно самого Гарри.

Второй же подход прекрасно иллюстрируют такие произведения, как «Война Миров», где обыгрывается ситуация инопланетного вторжения на Землю и «Ходячие Мертвецы», в котором история начинается с факта того, что начался зомби-апокалипсис.

Понимание истории поможет вам определить, что необходимо учесть при создании сеттинга и сюжета, а что можно исключить.

  • Какой у истории масштаб?

История может разворачиваться в рамках одной комнаты, а может охватывать целые вселенные. Соответственно чем больше масштаб, тем больше различных аспектов требуется продумать для неё.

Например в фильме «Доктор Стрэндж: Мультивселенная Безумия», действие истории разворачивается не только в современном Нью-Йорке, но и альтернативных версиях Земли, каждая из которых обладает своим уникальным сеттингом, требующим проработки.

Чтобы определить масштаб своей истории вам нужно понять, сколько «мест действия» она затронет, а уже после приступить к разработке каждого из этих мест по отдельности.

И при их разработке вам важно будет ответить на следующие три вопроса:

  • Где?

Где находится место действия. В другом измерении, в логове ведьмы, в простом лесу, а может и в голове главного героя.

  • Когда?

Когда происходит действие относительно времени. Утро, день, вечер, ночь. Настоящее, прошлое, будущее.

  • Почему?

Почему мы оказались в этом месте и почему оно такое какое есть.

  • Какой у истории вайб?

Вайб - это относительно новое понятие, но как по мне оно прекрасно обозначает настроение, эмоцию и атмосферу истории в целом. Одну и ту же историю можно рассказать, отталкиваясь от совершенно разного вайба.

Например, тот же зомби-апокалипсис может быть представлен, как мрачная трагичная история о выживании, как в «Ходячих Мертвецах», а может быть представлен, как комедия «Зомби по имени Шон».

Несмотря на то, что там и там заложен один и тот же конфликт, истории начинают восприниматься по разному, что в свою очередь влияет на то, как окрашен сеттинг.

Итог.

После того как вы ответите на все вопросы, у вас сложится первое общее представление о сеттинге. Однако некоторые аспекты могут потребовать более глубокого изучения конкретных тем, таких как разработка политических систем, иерархий, климатических условий и т. д.

Это в первую очередь зависит от потребностей вашего сюжета и истории. Например, для сеттинга «Игры престолов» важно логично объяснить, как работают внутренние государственные процессы и политическое устройство представленных государств. Это необходимо для того, чтобы сама история оставалась логичной и соответствовала сеттингу.

Чем масштабнее и труднее сюжет, тем больше деталей придётся продумать и обосновать. И вот на этой ноте мы плавно переходим к миростроению.

Сеттинг и миростроение. В чём разница?

Миростроение

Миростроение, как можно понять из самого названия - это процесс построения воображаемого мира, разработка деталей, вроде космологии, континентов, флоры, фауны, государств, технологий, рас, экономики, магии и так далее.

В то время, как сеттинг выстраивается вокруг конкретной истории и работает во благо повествования, миростроение включает в себя создание всей вселенной, в которой эти истории разворачиваются.

Когда мы продумываем сеттинг, то периодически приходится углубляться в миростроение того мира, в котором происходит история. Это нужно для того, чтобы сохранить логичность и целостность повествования.

Именно из-за этого многие путают понятия "сеттинг" и "миростроение", используя их как синонимы. В рамках сеттинга мы продумываем только те аспекты, которые непосредственно влияют на восприятие сюжета или истории. В миростроении же учитываются даже те детали, которые не показываются зрителю, читателю или игроку, и которые не влияют на конкретный сюжет, происходящий в мире.

С точки зрения нарративного дизайна, к миростроению стоит прибегать только тогда, когда того требует сюжет, так как это целесообразнее, да и банально удобнее.

Вообще, когда мы прибегаем к миростроению, то в целом пользуемся теми же правилами, что и для создания сеттинга, ибо так или иначе всё есть история. Как зародилась вселенная; эволюционировали виды; развивались культуры разных народов; складывались языки и т.д: у всех этих аспектов есть своя собственная история.

Я думаю вы тут сами понимаете, что разработка каждой такой истории (причём чтобы каждая из них не противоречила друг другу) потребует от вас не только значительного количество времени, но и глубоких знаний в самых разных областях.

Итог.

Миростроение полезный инструмент, помогающий придать больше глубины той или иной истории. При должной проработке ваш мир сам по себе может стать средой для рассказа самых разных историй, но если вы собираетесь воспользоваться этим инструментом, то следует чётко осознавать свою цель.

Все мы хотим иметь свой собственный уникальный мир. Своё личное Средиземье. И в этом нет ничего плохого, но для этого совершенно необязательно идти путём профессора Толкиена и начинать с продумывания целых языков. Нет, конечно если вы хотите так, то пожалуйста, но помните, что есть и более простой, но не менее эффективный путь через непосредственно рассказывание историй.

Сеттинг и миростроение. В чём разница?

Заключение. В чём же главное отличие?

Главное отличие между сеттингом и миростроением заключается в глубине разработки и цели использования.

Сеттинг должен соответствовать конкретной истории, поддерживая её нарратив и не противореча логике повествования.

Миростроение же ориентировано на создание контекста для всего воображаемого мира, независимо от конкретных историй.

Рекомендации:

  • Начинайте с истории: Сеттинг должен служить истории. Определите основную тему и конфликт вашей истории, а затем стройте сеттинг вокруг этих элементов.
  • Определите масштаб: Поняв, сколько мест действия будет в вашей истории, разработайте каждое из них с учетом времени, места и причины их существования.
  • Создайте атмосферу: Определите вайб вашей истории и следите за тем, чтобы все элементы сеттинга поддерживали это настроение.
  • Детализируйте по мере необходимости: Не обязательно разрабатывать целые языки или культуры, если они не играют ключевую роль в вашей истории. Сосредоточьтесь на деталях, которые будут непосредственно влиять на сюжет.
  • Используйте миростроение стратегически: При необходимости углубляйтесь в миростроение, чтобы обеспечить логичность и целостность вашего мира. Однако не перегружайте себя ненужными деталями, которые не влияют на текущий сюжет.

Создание уникального и увлекательного мира не требует глубокого знания всех его аспектов с самого начала. Начните с истории, продумайте необходимые детали, и постепенно расширяйте свой мир по мере необходимости. Таким образом, вы сможете создать богатый и правдоподобный сеттинг, который будет поддерживать и обогащать вашу историю.

И помните!
Ваша цель — рассказать захватывающую историю, а сеттинг и миростроение — это инструменты, которые помогут вам достичь этой цели.

1313
13 комментариев

Спасибо. Миростроение можно по другому называть как "вселенная"?

Разве что, как процесс создания вселенной.

1

Здорово, что вышла еще одна статья. Я думаю чтобы было интересно и в чем то более наглядно нужно развернутые добавитьеще по меры, например, с ГП и ИП и во вторую часть текста про миростроение или другие произведения,которые были упомянуты . Когда идут примеры разных аспектов на одном и том же или двух произведениях разница больше ощущается и становится более наглядным особенности и воплощения этих понятий

Согласен, но в данном случае я решил, что в целом поверхностных примеров хватит. Не хотел излишне передушнивать, хотя так конечно и правда было нагляднее.

1

Кстати, а вы интересуетесь нарративом из любопытства или тоже что-то своё творите?) мне просто любопытно)

Непонятно зачем тут вводить новые термины. По сути разница в предлагаемых дефинициях не качественная, а количественная. «Миростроение» — это просто проработанный сеттинг. При этом, конечно, мы не сможем обозначить в какой именно момент сеттинг превратится в «миростроение». Если соскрести все эти терминологические упражнения, то в сухом остатке мы получим просто рекомендацию прорабатывать детали сеттинга по мере проработки истории. Но даже эта простая рекомендация мягко говоря не универсальна.

Разные авторы для разных произведений использует совсем разные процессы. Кто начинает с сюжета, кто-то с персонажей, кто-то с сеттинга, кто-то прорисовывает сразу всю схему произведения, а потом прорабатывает детали, кто-то наоборот начинает с конкретных эпизодов и только ближе к финалу работы выясняет чем его история закончится или начнется.

Масса примеров когда продуманный мир с его законами, географией, народами и глобальными конфликтами предшествуют конкретному сюжету, а не наоборот. Более того часто как раз неупоминаемые напрямую в произведении детали и позволяют сделать историю более живой и цепляющей, чем строго механистический подход.

Вы правы, что разница между сеттингом и миростроением в некотором смысле количественная, но я считаю, что она также является и качественной.

Также вы правы, что разные авторы используют разные подходы к созданию своих произведений. Как и было сказано, кто-то начинает с сюжета, кто-то с персонажа, а кто-то с сеттинга, но я в статье и не утверждал, что один подход лучше другого.

Я лишь предложил систематический способ мышления, который может быть полезен для некоторых авторов, которые хотят создать свой мир.

Вы также упомянули, что продуманный мир может предшествовать конкретному сюжету и что неупоминаемые детали могут оживить историю. С этим я полностью согласен. В статье я указал, что разработка мира может включать детали, которые не будут непосредственно упомянуты в повествовании, но будут влиять на его правдоподобие и глубину.

Мои рекомендации и правда не универсальны, да и не предназначены быть такими. Они направлены больше на то, чтобы дать авторам инструменты и вопросы для размышления, которые могут помочь в создании более целостных и правдоподобных миров. Каждый может адаптировать эти инструменты в зависимости от своего уникального творческого процесса.

Короче, как и сказал, различие между сеттингом и миростроением я рассматриваю, как полезное средство для структурирования мыслей и подходов к созданию историй.