{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Gamedev
Slava Gris

Путь инди-самоубийц: разбор договора с Raw Fury

Относительно небольшое издательство Raw Fury (https://rawfury.com/), к которому у меня до недавних пор было крайне положительно отношение, опубликовало на днях «рыбу» своего договора с независимыми разработчиками. Найти её можно по этой ссылке: https://www.dropbox.com/sh/kx2oljt3k4c4qcl/AABx7KE8Hj7vILW3gHI0tzzLa, в папке Publishing есть версия на русском языке.

Я крайне охренел, прочитав сей документ и сокрушился, что кто-то из разработчиков в здравом уме его подписал. Я посчитал, во-сколько разработчику обойдётся сотрудничество с этой шарагой и выловил кучу абсурдных моментов в данном произведении.

Первое, что бросилось в глаза, находится в пункте 5 — Маркетинг, где написано: «Издатель не обязан обеспечивать доступность Игры в продаже». Отличный пункт. Издатель не обязан выпускать вашу игру. В любой момент, если он сочтёт, что затраты на игру не окупятся — он просто уберёт игру в долгий ящик и забудет про вас. А вы потеряете право выпустить её самостоятельно или уйти к другому издателю.

Второй абсурдный пункт это «Разработчик обязуется не разрабатывать, не производить и не распространять прямо или косвенно игру такого же жанра и с такой же игровой механикой (то есть схожую по теме, внешнему виду и ощущениям), что и Игра, для любого лица, кроме Издателя, в течение одного (1) года после выходы Игры». Иными словами, сделать приквел/сиквел к своему проекту сразу после его выхода, не сотрудничая с тем же издательством, разработчик-самоубийца не сможет.

Ещё одна забавность: «В течение Срока действия Издатель имеет преимущественное право на исключительные, действующие по всему миру издательские права на сиквелы, дополнения, комплекты миссий и скачиваемое содержимое» — в переводе на человеческий с юридического это означает, что сиквел к своей собственной игре вы не сможете сделать никогда. У вас просто не будет на это права. А если и сделаете, то должны будете издателю денег — около 70%. Я не буду разжевывать пункт, где это написано, потому что уже самому тупому разработчику должно быть понятно, что никаких сиквелов делать не стоит.

Такой дичи тут много (например, параграфа с обязанностями издателя в договоре просто не существует), так что я перейду уже к разговору про деньги. Он начнётся с пункта про финансирование разработчика. Такой пункт, я уверен, подкупит очень многих. Потому что очень многие не умеют считать.

«Издатель соглашается предоставить Разработчику денежные средства исключительно для целей поддержки разработки и выпуска Игры. … ] Полная сумма обязательства должна быть возвращена Издателю вместе с Надбавкой согласно разделу 12».

Что это значит? Предположим, вы делаете игру один год. Предположим, что вас в команде трое и для того, чтобы сводить концы с концами вам хватит по $1000 в месяц на каждого. Сумма для сферы разработки не очень большая, но в СНГ на неё прожить можно. Итого на год на троих вам потребуется от издателя $36 000. Вернуть их нужно будет с надбавкой из пункта 12 — она составляет 15%. Т.е. возвращать придётся $41 400. Всё ещё терпимо.

Переходим к тому, как осуществляется процесс возврата этих средств. «Издатель производит вычет Полной суммы обязательства из Валового дохода, пока не будут возвращены сто процентов Полной суммы обязательства (100%) плюс Надбавка». Иными словами, вы не увидите ни копейки от игры, пока ваша доля от её дохода не составит $41 400. Казалось бы, что всё хоть и начинает покрываться мраком, но пока что кажется более/менее адекватным. До перехода к самой тёмной части договора.

Существует такая вещь, как «расходы на обслуживание». Под расходами на обслуживание, исходя из этой филькиной грамоты принимаются затраты на озвучку, локализация, получение рейтинга, контроль качества и портирование. И казалось бы, издатель должен платить за всё это из своего кармана (иначе зачем он нужен?), но нет: «Издатель производит вычет суммы Расходов на обслуживание из Валового дохода, пока Расходы на обслуживание не будут возвращены на сто процентов (100%)». Из вашего дохода вычитаются деньги на все эти вещи.

Посчитать точно, во сколько обойдётся перечень этих услуг очень сложно, ибо всё зависит от конкретной игры. Но давайте попробуем. Перевод явно будет осуществляться через какую-нибудь контору переводчиков. Я привык работать с фрилансерами, потому что когда я попытался заказать у крупной конторы перевод 200 (!) слов на 6 языков, мне выдвинули счёт в $350, что просто смешно. Издатель не будет искать дешёвых вариантов, потому что у него нет никакой мотивации экономить чужие деньги, так что перевод, например, 20к слов, обойдётся вам приблизительно в $35 000.

Получение рейтинга вынесен сюда явно для статустности. Его получение в Европе и Америке не стоит ни гроша, а вот в Азии — обойдётся примерно в $2 500.

Я никогда не рекомендую рассматривать услугу портирования — всегда делайте порт своей игры самостоятельно, иначе порт будет сделан абы-как. Сколько таких портов мы видели, а?

Плата за тестирование и контроль качества опять же зависит от сложности самого проекта. Я постараюсь быть адекватным, и сочту, что тестирование обойдётся где-то в $2 000 — это небольшая и очень усреднённая цена за подобного рода услуги.

Итого к деньгам, которые вы должны вернуть издателю, добавляется ещё где-то $39 500. И если булки уже начали сжиматься, вот ещё уголёк в нарастающее пламя негодования: «Если Издатель сочтет необходимым увеличить Расходы на обслуживание, он уведомляет об этом Разработчика в письменном виде и запрашивает внести соответствующие изменения. Разработчик не имеет права необоснованно отказать в таком запросе». Иными словами, издатель может раздуть названную выше сумму до бесконечных масштабов. Просто потому что он так захочет — вы никаким образом не сможете регулировать его раздутые затраты на локализацию, тестирование и контроль качества.

Но вишенка на торте ещё впереди. Самым свинским пунктом этого договора является «14 — Распределение доходов». Вот там уже начался полный пиздец.

Начинается всё здраво. «Издатель имеет право на долю Издателя в Чистом доходе. Разработчик имеет право на Чистый доход за вычетом доли Издателя». Издатель берёт свои названные выше 50% от чистого дохода. Игра заработала сто долларов? Каждый из вас получит по полтинику. Но дальше…

a) Чистый доход определяется как Валовый доход после вычета:

a. Налога от продажи или лицензии, включая без ограничения налог с продаж, налог за использование, акцизные сборы, НДС и иные налоги.

Ага. Вы платите ещё и налоги за издателя. Если это Россия, где чрезвычайно низкая налоговая ставка, то возможно вы будете платить 13% (а в идеальном случае 6%, но это касается мелких издательств, которые всё ещё стоят на УСН).

с. Денежных сумм, способствующих продвижению продаж

Бинго! Самый абсурд: вы платите за рекламу. Вы Платите за маркетинг. Точнее, вы делаете это пополам с издателем — если издатель, например, вкинул $20 000 на маркетинг, то эта сумма вычитается с валового дохода, а потом валовый доход делится надвое. Т.е. вы выплачивается $10 000.

Если вы не согласны с трактовкой вышеупомянутого пункта, то вот вам следующий, по сути, дублирующий его же:

i. Любых сумм, израсходованных Издателем или в его интересах на рекламу, маркетинг и продвижение Игры или Сопутствующих продуктов через любые каналы и любым образом на всей Территории

ИТОГ

А теперь самое любопытное: математика. Если издатель проинвестировал в вас $36 000, то сколько должна заработать ваша игра, что бы вы начали получать с неё процент? Чтобы увидеть доход с игры, сначала вам нужно вернуть все расходы, которые понёс несчастный и благородный издатель. Считаем расходы:

$41 400 — возврат инвестиций + надбавка.

$39 500 — локализация, портирование и чёрт знает что там ещё придумает издатель, эту сумму он волен менять и увеличивать как ему захочется.

$10 000 — возврат средств на маркетинг.

Итого вы ко дню релиза игры должны издателю $90 900. И пока ВАША доля не составит эту сумму — издатель вам не будет платить. Помните, что ваша доля якобы 50%? А вот нихера. Т.к. подоходный налог делится надвое, ваша доля составит около 43%, и чтобы вы заработали $90 900 — сама игра должна принести $211 395 чистого дохода.

Из любопытства можно сравнить, сколько нужно потратить на игру, чтобы выйти в плюс без издателя. Сначала берём все те же пресловутые $36 000, которые вы спустите за год разработки.

Платить студиям-переводчикам за локализацию — это абсурд. Если работать с фрилансерами, то сумма выходит без малого в 10 раз ниже, а при условии, что вы адекватно общаетесь со своей аудиторией в социальных сетях вроде твиттера, в дискорде или даже внутри самого Steam — то вам обязательно свалится на голову кто-нибудь, кто возьмётся перевести игру абсолютно бесплатно. Итого за перевод 20к слов на 5-6 языков накинем $3 500.

Маркетинг это тоже не какая-то магия. Я могу написать большую статью о своём опыте сотрудничества с маркетологами и их смехотворно огромным ценником. Есть десятки статей о том, как рекламировать свою игру без затрат и я рекомендую следовать этим советам, а не обращаться к людям, которые будут делать тоже самое за какие-то конские суммы. Потому за маркетинг я ничего не добавляю.

Налоги вас так же могут укусить гораздо слабее. Хороший вариант — завести ИП, встать на УСН и платить 6%.

Итого, чтобы выйти в плюс, вам нужно поднять на своей игре $41 870. Почти в четыре раза меньше чем сумма, которая потребуется при работе с издателем. И после того, как вы разберётесь с долгами, вы будете получать не 43% от продаж, а 93%-97%.

Иными словами, подписав такой договор, вы никогда не увидите ни копейки от издателя, а после релиза игры останетесь с голой жопой. Пожалуйста, не будьте мудаками и не подписывайте такие бумажки.

А знаете, почему вы не слышали о Raw Fury ничего плохого до этого? Потому что у них есть пункт: «Стороны обязуются воздержаться от любых высказываний в устной и письменной форме, которые порочат, умаляют или иным образом критикуют личную и деловую репутацию, деловую практику, продукты и поведение другой Стороны». Издателю, который не собирается кидать вас на деньги и обращаться с вами как с говном такой пункт не нужен.

О том, как должен выглядеть нормальный договор с издателем (на примере договора, который я заключаю со своими клиентами и договора, который я когда-то заключил со своим издателем) я подготовил внушительной длины доклад, который опубликую в своей группе в ВК https://vk.com/redblackspade в ближайшее время.

И коротко о том, кто я такой, чтобы рассуждать на тему договоров: я выпустил 2 игры самостоятельно, 3 игры как издатель, 1 игру работая с издателем и с одним издателем подписал по неопытности крайне кривой договор, о который обжёгся и еле вылез из этой ситуации без особых последствий.

0
217 комментариев
Написать комментарий...
Судебный браслет
Отличный пункт

Нормальный пункт, как и в Голливуде, иногда дешевле потерять ресурсы, чем вложить еще и потерять х2 больше.

Иными словами, разработчик-самоубийца не сможет.

Опять таки ты видимо никогда в айти не работал или не представляешь что такое конкуренция.
У разработчика на руках готовый исходный код и механика. У издателя - одна игра, которая либо принесет деньги в течении какого-то периода, либо нет. Плюс издатель должен вернуть деньги вложенные в разработку. 

Если бы этого пункта не было, разработчик мог бы тут же с другим издательством выпустить клон.

В течение Срока действия Издатель имеет преимущественное право на исключительные, действующие по всему миру издательские права на сиквелы

В переводе на юридический это значит что в течении срока действия договора  издатель будет иметь исключительные права, да. Издатель защищает себя в первую очередь, от того чтобы разработчик через год не убежал делать сиквел к кому-то другому. 

Иными словами, вы не увидите ни копейки от игры, пока ваша доля от её дохода не составит

Как и в кино, когда актер выбирает получать отчисления с проката картины (гонорар + отчисления), пока картина не окупает своего бюджета (не только производственного но и маркетингового) актер/режиссер/продюсер не получают ни капли по договору об отчислениях.

В общем — не разбор а хуета. 
Для таких договоров и существует возможность обратиться с ним к другому юристу который даст разьяснения по каждому пункту. 

Любая работа с издателям, не важно каким — это работа с готовой аудиторией, маркетингом и тд. Ждать что издатель по какой-то причине должен быть вам другом — идиотизм. 

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

У издателя одна игра? Лол что?
Таких вот разработчиков у издателя - как грязи. И случаев, когда после подписания договора и передачи прав издатель просто убирал игру в ящик и никогда её не трогал больше - пруд пруди.

И не надо сравнивать с кино. Я сравниваю эту филькину грамоту с договорами от других издательств, которые составлены в разы адекватнее. Существует адекватный способ возврата инвестиций: издатель не забирает 100% твоего дохода, а забирает бОльший процент с продаж, пока не перекроет с него потраченные на инвестиции деньги. Например, вы договорились 30/70 (70%, разумеется, разрабу). Но т.к. ты получил от него $36к, доход сначала будет распределяться 70/30 - пока сумма с этих дополнительных 40% не покроет $36к. Так издатель будет хотя бы чуть-чуть замотивирован в продвижении игры. А забирать 100% - это бред собачий.

Ответить
20 комментариев
Развернуть ветку
Denis Kazantsev

Очень верно подмечено про ситуацию с клонами. Это ведь по сути именно те проблемы, с которыми часто может столкнуться издатель в юридическом поле (а игрокам часто пофиг).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ListenMyMp3 .

Ну, исходя из этого договора, имея, скажем 200к $, можно самому стать издателем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
2 комментария
Развернуть ветку
Судебный браслет

В принципе в 2020 тебе не нужен никакой издатель, благодаря Стим например. 
 
К издателям обычно приходили за деньгами, аудиторией и дополнительными функциями (паблишинг, медиа и тд). 

Ответить
26 комментариев
Развернуть ветку
Alexander Badmin

Сам работал с издателями и не очень понимаю, почему так негативно написали статью.. Сам договор не читал, но то, что написано в статье, вполне нормальные пункты. Ну разве что отсутствие параграфа обязанностей.

Про пулл денег, которые нужно вернуть, это "Возврат инвестиций". Довольно стандартная практика, когда инвестор/издатель тебе перечисляет деньги только после того, как вернет вложенные средства. Или же пока не окупит инвестиции, перечисляет меньший процент, чем должен. К слову, когда мы искали издательства, один нам предложил аж 3 пулла возврата инвестиций. Вначале забирает 100%, потом 80%, потом 70%, а потом уже как нужно.

Что касается процентов после расхода, так тут вообще все правильно. Налоги и сборы платятся с общего дохода, а прибыль вы делете с издателем. И понятное дело, что налоги платите вы оба, а не он один. Так принято у всех и это вполне честно.

Статья сильно раздута, а пункты более менее стандартные. Мы сами обсуждали условия с разными издательствами, у многих ещё хуже. Здесь же все вполне нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Интересно, что может быть хуже? Вот без сарказма вопрос. Я много договоров просмотрел - но этот - откровенно самый хуёвый. Для общего развития я хотел бы глянуть на что-то ещё более адское.

Про возврат инвестиций я отвечал чуть выше, просто продублирую то, как я вижу нормальный способ возврата денег: "Существует адекватный способ возврата инвестиций: издатель не забирает 100% твоего дохода, а забирает бОльший процент с продаж, пока не перекроет с него потраченные на инвестиции деньги. Например, вы договорились 30/70 (70%, разумеется, разрабу). Но т.к. ты получил от него $36к, доход сначала будет распределяться 70/30 - пока сумма с этих дополнительных 40% не покроет $36к. Так издатель будет хотя бы чуть-чуть замотивирован в продвижении игры."

Ответить
1 комментарий
Развернуть ветку
Rufus Gon

Хотелось бы доклад увидеть где-то помимо ВК. Интересно будет ознакомиться.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Я думаю, что выложу сюда. Если эта статья более/менее зайдёт

Ответить
1 комментарий
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Нефтяной спрей

При этом они еще и опубликовали этот договор, типа "да нам нечего боятся"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
4 комментария
Развернуть ветку
peoplecanfly
Я привык работать с фрилансерами, потому что когда я попытался заказать у крупной конторы перевод 200 (!) слов на 6 языков, мне выдвинули счёт в $350, что просто смешно. Издатель не будет искать дешёвых вариантов, потому что у него нет никакой мотивации экономить чужие деньги, так что перевод, например, 20к слов, обойдётся вам приблизительно в $35 000.

Гениальная логика...

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

А какой смысл издателю вести 6-7 переписок с различного рода фрилансерами, если можно скинуть весь массив текста одному менеджеру из локализаторской конторы и забыть про это? Он не тратит ни копейки на перевод, сколько бы тот не стоил. Мотивации как-то запариваться и экономить тут нет.

Ответить
13 комментариев
Развернуть ветку
Дмитрий М

Самое слабое место статьи наряду с 93% которые разраб оставит себе(шта?).

Ответить
Развернуть ветку
Anton Suslyaev

Т.е до кого-то начинает доходить, что такое капитализм и почему капитал - это самовозрастающая стоимость. Потому что если у тебя бабла нет - ты идешь его просить, не к тебе же пришли за баблом?
Но, также автор не рассмотрел вариант, что разрабы проели деньги, а игра - уг полнейшее на выходе. Вернуть с разрабов деньги тоже по факту не выйдет.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Gaykovich

автор текста уже понял, что договоры нужно читать
это уже большой шаг, для многих недоступный
еще немного - и он начнет понимать, почему они написаны так, как написаны
например, когда попытается взять денег где-нибудь в другом месте, а не у "жадного издателя"

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иваненко

Российский рынок: "Какое ужасное у нас качество переводов!"
Тоже российский рынок:

Платить студиям-переводчикам за локализацию — это абсурд.
то вам обязательно свалится на голову кто-нибудь, кто возьмётся перевести игру абсолютно бесплатно
Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Да, у локализаторских контор отвратительный перевод в 100% случаев. У фрилансеров хотя бы 50/50. Плохие переводы это совсем другая проблема индустрии, достойная тоже отдельной статьи:)

Ответить
40 комментариев
Развернуть ветку
Дмитрий Иваненко
Потому за маркетинг я ничего не добавляю.

Простите, а сколько времени уйдёт на то, чтобы самостоятельно читать все эти статьи, прорабатывать, а потом воплощать маркетинговую стратегию?

Или разработчик должен платить себе только за время, проведённое над созданием продукта, а часы, потраченные на маркетинг, просто не учитывать в своей зарплате?

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Ох, вот тут со мной можно спорить, и это снова тема для совсем иной статьи. Но если кратко: я воспринимаю процесс разработки как путь к абсолютно готовому к успешным продажам продукту. 

Продукт, у которого нет вишлистов в Steam; продукт, о котором знают только твои друзья и родители - не является готовым к успешным продажам. Потому маркетинг - это часть процесса разработки. Точно такая же, как рисование текстур, анимирование, написание музыки и т.п. 

И аргумент выше мной воспринимается как "а сколько времени уйдёт на то, чтобы самостоятельно научиться работать в unity, а потом сделать на ней игру? я хочу просто сделать игру!". Разумеется, времени уйдёт много. Потому что без этого успешной игры не сделать. Забить на маркетинг во время разработки это всё равно что забить на анимации, фоны или музыку - на выходе получится кусок говна, который никто не купит.

Ответить
2 комментария
Развернуть ветку
Leo

Но ведь не бывает бесплатного маркетинга. Вместо разработки игры мне придется записывать видосы, вести соц-сети и доставать блогеров. Это же куча времени.

Ответить
Развернуть ветку
Heisenb3rg

Если кто не понял, этот горе-издатель учёл столько пунктов не для того, чтобы "прикрыть свою задницу от возможных расходов", этот издатель учёл все пункты, по которым он сможет бесцеремонно накручивать вам "расходы" через налоговую и бухгалтерию, половины из которых и в помине может не быть.

Встаёт вопрос - для чего? Ответ на него предельно ясен: исходя из опыта инди-издателей, инди-проекты практически никогда себя не окупают, и только в крайних случаях выходят в ноль, или могут "стрельнуть" благодаря новоиспечённой, не успевшей засохнуть, "корке", не учитывая тех, которые разрабатываются и издаются одной и той же студией.
Как пример - Hinterland st. со своим детищем The Long Dark (вы только представьте, на какой стадии разработки находилась бы эта игра сейчас, будь её издателями Raw Fury).

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Nuriev

Ну так не бери эти проекты)
Бери то, в чем ты уверен, где сможешь отгрузить от 100тыс.копий и где это крохоборство отжать как можно быстрее десятку на маркетолога _непринципиально_

Ответить
2 комментария
Развернуть ветку
Ukiwuki

Разработчик (бывший) из Vlambeer также сильно недоволен этим договором и разобрал его по пунктам.
https://docs.google.com/document/d/1IeRLLBHUIly9UD5PxXf8sWmaB-lGyTwf.

С другой стороны, столь смелый шаг Raw Fury побудил опубликовать свои шаблоны договоров и других инди-издателей.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Kanaveev

ноунейм написал свой филькин разбор без пруфов, народ с радостью схавал, это ж ведь не корпорация, а ноунеймы в инете лучше всех всё знают и только правду пишут
ох уж этот веб 2.0

Ответить
Развернуть ветку
Ханна Сон

Есть ещё разбор этого же договора от чувака, который делал Disc Room, Nuclear Throne и Minit. Он тоже многие вещи отметил красными флажками, но хотя бы не писал их в мерзеньком правдорубском тоне.
https://docs.google.com/document/d/1IeRLLBHUIly9UD5PxXf8sWmaB-lGyTwf/edit?rtpof=true

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иваненко

Ну, это не совсем ноунейм, всё-таки Слава выпустил несколько игр. Причём не мусорных клонов, а с душой. Плюс он в этой тусовке крутится, подкаст записывает с другими инди и т.д.

Так что не с потолка мысли взяты (хотя я и не со всем согласен).

Ответить
Развернуть ветку
A3zazel

Благодарю, было полезно.
Маякните, как выпишите лонг в VK.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Я выложу его и здесь:) 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Burakov

Слава, ты крутой. Пиши ещё.
Ну там и Fearmonium не забывай попиливать.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Славин

Не верю, что всё так плохо и просто. Помотрел сейчас каталог этого издателя в стиме. Всего 20 игр, и почти каждая - штучный товар. Gonner и Kingdom в своё время очень высоко прошлись в различных топах года. RF прям такие циничные закабаллисты, но при этом с замечательным чутьём на инди-бриллиантики?

Ответить
Развернуть ветку
Sandr Dryska

Интересно было бы узнать, как пошли дела у разработчиков этих инди-бриллиантиков.

Ответить
Развернуть ветку
NopeHope

Вместо издателя, лучше искать инвестора/спонсора, который не связан с геймдевом, и который не будет требовать от вас взамен многого. Ну, или брать кредит под свои нужды. Так вы будете самостоятельно контролировать риски. И обязательно наймите маркетолога/пиарщика, пусть договаривается с журналистами, ведет оф. твиттер, делает пресскиты и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Linkin

Суть в том, что программисты, которые делают игры, не хотят заниматься ничем другим, кроме делания игр: маркетинг-хуетинг, локализация-хуицизация - им это всем не надо. Они хотят создавать игры, а не заниматься их продвижением и всем таким.

Ответить
4 комментария
Развернуть ветку
Шо

Дело в том, что такие договора- это итоговый опыт издательства, когда инди разработчики в 9 случаях из 10 редкостные дегенераты из мемов (хочу сделать игру, есть идеи, нужен инвестор). Все это пишется для того, что-бы отпугнуть ебанутых и привлечь тех, у кого не осталось альтернатив и они готовы работать под полным и непосредственным контролем издателя. 

Конечно этот договор это мрачный мрак и нормальным разрабам не нужно его подписывать, но эта контора судя по всему является издателем для не нормальных разработчиков, которые либо по дефолту конченые (во всех смыслах ) либо лютые энтузиасты, которые просто хотят выпустить свою игру и делают ее почти за свой счет используя издателя, как канал распространения. 

Ответить
Развернуть ветку
VladCorvi

А в итоге, адекватный человек не захочет иметь с ними дел. Издатель для отчаянных.

Ответить
Развернуть ветку
Священный корабль

Договор в целом довольно жесткий и не учитывает интересы разработчика. Мы бы с нашей The Unliving на такие условия никогда не согласились. С более-менее интересной игрой можно получить гораздо лучшие условия, чем кабальный контракт.

Короче, если ваша игра хоть сколько-нибудь крутая и уже имеет определенный пиар, то, как правило, у вас есть возможность выбирать из нескольких предложений. Если ваша игра настолько никому не интересна, что подобный контракт – единственная опция, то стоит что-то менять.

В общем, с трудом представляю разработчика, который подписывает такой контракт.

Ответить
Развернуть ветку
shhh

Тут был недавно подобный разбор, из которого следовало, что надо иметь готовую игру на руках, а от издателя требовать только маркетинга, локализации и девкитов, и не просрать права на продукт, тогда в целом будет норм.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Lozovskiy

Не найдётся ли ссылочки случаем?

Ответить
1 комментарий
Развернуть ветку
Нефтяной спрей

То есть пользы от такого издателя не больше чем от кредита?

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

С кредитом можно расплатиться. А тут от твоего дохода будут отрывать кусок весь жизненный цикл твоего продукта.

Ответить
10 комментариев
Развернуть ветку
Alexander Badmin

Если игра будет провальная, вам придется выплачивать кредит. В случае с инвестором/издательством, если игра не взлетит, то вы ничего не теряете и ничего отдавать не нужно. 

В статье так описали, как будто Разработчику нужно возвращать деньги. Это автор не понял договора. Имеется ввиду, что издатель забирает первый пул инвестиций полностью с дохода.

То есть если игра заработает ровно 0, вы ничего никому не должны. Так как игровой рынок - очень рисковый, то выгоднее работать с издательствами, а не брать кредиты и пытаться самому не пойми как раскрутить игру, а потом расплачиваться за провал.

Ответить
Развернуть ветку
ShamanZT

Ещё меньше. Кредит выплатил и вся прибыль твоя, а тут половину отдавать придется.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Архипов

То, что маркетинг выплачивается с доходов игры - это, вроде бы, обычная практика. В "Как делают игры" слышал что tinyBuild так делают и они говорили что так действуют практически все издатели, по их словам.
Но вот, например, Epic Games при заключении договора с Remedy прописали, что маркетинг они будут покрывать из своего кармана. И разделение денег будет идти без учета маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Тогда зачем нужен издатель? Он, в любом случае, не рекламирует игру сам, а обращается в маркетинговое агентство. В случае, если услуги агентства оплачиваются из кармана разработчика - то издатель тут выступает в качестве лишнего посредника, который на веки вечные присасывается к прибыли с игры. 

Ответить
9 комментариев
Развернуть ветку
Maxim Nuriev

Так Тинибилды не душат разработчиков, там авансирование-финансирование относительно неплохое.
Алекс неоднократно говорил, что им голодные разработчики не нужны и ТБ _увеличивали_ бюджеты, если разработчики занижали / не учитывали первые месяцы после релиза  и т.д.

Ответить
1 комментарий
Развернуть ветку
Никита Лукьянов

Подпишусь, интересно продолжение. В принципе, читать договора не сложно и любой адекватный разработчик сразу заподозрит не ладно. Это надо быть отбитым и/или отчаявшимся, чтобы такое подписывать. Но тем не менее про всякие ньюансы из реального опыта полезно почитать, лишними точно не будут.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Максюта

Или просто хитрожопым бездарем, который жрет 2 года на чужие деньги, а потом выдаёт издателю УГ, которое тот вынужден убирать в глубокий ящик.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ефимов

Разве идея договора не в том, чтобы его можно было обсуждать? Это же условно рыба. Я думаю, что если игра их заинтересует и они видят в ней потенциал, то они пойдут на уступки, чтобы её заполучить. Мне кажется, что если все так плохо, они бы такие крутые игры не выпускали.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Торт

По рыбе сразу можно отсеивать невменяемых мне кажется. 
Если тебе предлагают такой недружественный договор в котором тебе нужно воевать за каждый пункт. То зачем мне такие отношения, дальше ведь будет только хуже.

Этот договор явно не win win, изначально. Ну то есть понятно, что возможно дальше...

Ответить
Развернуть ветку
Иван Талачев

Немного удивлен, что у человека вроде как «из индустрии» такие базовые вещи, как non-compete clause в договоре, вызывают такие страдания.

Ответить
Развернуть ветку
Rapture

Жалко разработчиков Kingdom, если так... Одна из моих любимых инди игр. 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Nuriev

Kingdom - удачная франшиза с продажами на миллионы долларов. Там эти 100500 долларов на маркетинги-переводы и незаметны в общем котле. Что сразу их отдай, что потом, вообще без разницы.
Реальные проблемы у мелких инди с возможными  неудачами и/или кассовыми разрывами. Там каждые десять тысяч недополученные чреваты возвратом на завод/макдак.

Ответить
3 комментария
Развернуть ветку
Стеклянный единорожек88

@Slava Gris Здорова, ты прямо правда-матка руб. Но тут надо смотреть сколько в итоге издатель привлекает тебе денег посредством имени и фичеринга. То есть если ты отдаешь все это и 50% что бы продать на миллион, это лучше, чем если ты сам заработаешь только 100к. Игры Raw Fury как видно хорошо продаются и фичерятся, но тупого договора это не отменяет конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bear rain

Если на этот пост выйдет пост-опровержение, то дтф просто максимально приблизится к пикабе.

Ответить
Развернуть ветку
Тактический мангал
Разработчик обязуется не разрабатывать, не производить и не распространять прямо или косвенно игру такого же жанра и с такой же игровой механикой (то есть схожую по теме, внешнему виду и ощущениям), что и Игра, для любого лица, кроме Издателя, в течение одного (1) года после выходы Игры

и

В течение Срока действия Издатель имеет преимущественное право на исключительные, действующие по всему миру издательские права на сиквелы, дополнения, комплекты миссий и скачиваемое содержимое»

Это вообще нормальные пункты, который их защищает их от того, что я склонирую за три копейки игру, поменяв название игры и несколько ассетов, и отдам еще парочке издателей в виде сиквелов или независимых IP.

Что касается налогов, то нет, разработчик не платит налог за издателя. Издатель получает чистый доход, заплатив налоги, и делит его с разработчиком. Иначе, при выплате с валогового дохода, фактически он заплатит сверху долю налогов равную доле разработчика в доходе.

Ответить
Развернуть ветку
Тактический мангал

Чего тут не хватает, так это конкретной сметы на продвижение. Проблема, правда, в том, что их контрагент, скорее всего, банально не знает, что вообще туда писать. Поэтому издательн пишет, что обязуется делать обоснованные вложения в продвижения. И, кстати, в принципе, этого уже достаточно, чтобы при откровенно левых вложениях подтянуть их в суд, в том числе и по уголовке. Ну или хотя бы в твиттер) Тут вопрос уже в репутации в том числе, хотя они паблисити вдолгую или кидать через колено.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Shirobakin

Если игра такая классная, а издатедь такой жмот - то лучший вариант это продать свои квартиры и вложить все бабки в разработку и раскрутку игры!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Marchuk

На таких условиях издатель нахрен не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
taleon

Филькина грамота — устойчивый оборот русского языка, имеющий значение как «невежественный, безграмотно составленный или не имеющий юридической силы документ». Что из этого подходит к этому договору?

Ответить
Развернуть ветку
FlyTroll
опубликую в своей группе в ВК https://vk.com/redblackspade

Уж лучше договор с Raw Fury, чем с тем, кто их через Вк заключает

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Коваленко
И после того, как вы разберётесь с долгами, вы будете получать не 43% от продаж, а 93%-97%.

Эт что за волшебная страна такая? А где налог от Steam, EGS. Где НДС? Если мобилки, то 30% Apple или Google возьмут. 
Походу автор статьи флэш игры выпускал.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Разумеется, речь идёт о валовом доходе.
b) Чистый доход определяется как Валовый доход после вычета:
e. Роялти, лицензионных сборов и иных средств, выплаченных торговым сетям, владельцам платформ, лицензиарам систем за право публиковать и производить Сопутствующие продукты или Игру или сторонним лицензиарам в связи с лицензиями для Игры.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Чухнов

Возможно это в другой части договора не выложенной?

например, параграфа с обязанностями издателя в договоре просто не существует

Я вот невнимательно может читал, но что должны делать Raw Fury как издатель?
а то все как будто на разрабов скидывается.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Конкретно Raw Fury - ничего не делают.

Ответить
2 комментария
Развернуть ветку
Бумажный клуб

Привет, Слава! Большое спасибо за разбор тебе! Ты молодец, слежу за твоими успехами)

Ответить
Развернуть ветку
Hamidjon Toshpulatov

А что если твоя игра не смогут достиг Бреак евен в первый год ?

Ответить
Развернуть ветку
Нефтяной спрей

То разрабы загнутся от без еды

Ответить
Развернуть ветку
My Propeller

Отличный пост! Пригодится многим на годы вперед. 

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Борисов

Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Sorority

Не понимаю претензий. Договор как договор.

Ответить
Развернуть ветку
PartyMar

После прочтения статьи пошел смотреть публишеров у любимых Инди

p.s. фух

Ответить
Развернуть ветку
Аккуратный браслет

Крайне успешные кикстартеры и геймджемы в обоих случаях. Совпадение? Не думаю.

Просто такой путь инди, к сожалению, доступен не всем.

Ответить
1 комментарий
Развернуть ветку
Pegiy Dudochnik

Бабах жирнючий плюс. Спасибо большое за полезную статью. Го следующую по рекламе игры в соло-режиме.

Ответить
Развернуть ветку
Alice Thunderbird

даже 20 лет назад существовали переводчики
пусть аляповатые с пропусками и нелинейным переводом
но счас так это же вообще для разработчиков Золотое Дно
.. разработчики могут издаваться с гугглп-лей самостоятельно
и впрочем особенно со Стима : только вопрос что
издавать то что ?? трешаCOM и так все забито доверху
и подукрученный трешак делают средние фирмы
с гораздо большими затратами чем озвучено ..
.. мне кажется что почти ни-один из разработчиков
а тем более издателей как вроде ничего не заработали
- кто-то скажет что такого не может быть
что и мне так кажется или так казалось ранее
теперь тот кто Плюс Зеро гораздо круче любого "царь минуса"
ибо деньги вероятно в плане доходности получали многие
а вот в плюс с тинейджерских раскладок вышли почти никто
P.S.сокращенно пока фирма ждет получения доходности
то есть притока денег - нужно и дальше платить и платить
всевозможные расходы , а зачастую и проценты по кредитам
можно ли достичь позитивного результата в такой
поднапряженной обстановке чем пропитана сфера геймдейва

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ф
«В течение Срока действия Издатель имеет преимущественное право на исключительные, действующие по всему миру издательские права на сиквелы, дополнения, комплекты миссий и скачиваемое содержимое» — в переводе на человеческий с юридического это означает, что сиквел к своей собственной игре вы не сможете сделать никогда. У вас просто не будет на это права. А если и сделаете, то должны будете издателю денег — около 70%.

Во-первых, вообще не упомянут пункт 7.b. Наверное потому что с ним ситуация перестаёт быть такой драматичной. Во-вторых, преимущественное право это преимущественное право. Даже в самой рыбе написано, что у издателя есть только 30 дней, чтобы воспользоваться им с момента получения предложения.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Gaidukevich

и тут мы приходим к старым добрым моржам, которые прячутся в адвансах, потому что роялей разработчик никогда не видел :)

Ответить
Развернуть ветку
Sebastian Evans

Мне теперь интересно узнать какую роль в разработке и сколько забирают и т. д. японские издатели типа Bandai Namco или Atlus.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kazantsev

Интересная статья, хотя во многом спорная. Все-таки риски за инвестирование берёт на себя издатель.

В статье упоминалось:
"Есть десятки статей о том, как рекламировать свою игру без затрат и я рекомендую следовать этим советам"
А есть примеры, пожалуйста? Все способы маркетинга без адекватной закупки траффика как будто бы очень сильно сосут.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Коноплицкий

Во-первых, автор не учитывает внутреннюю культуру Raw Fury. Сухие формулировки контракта далеко не отражают фактическое отношение издателя к своим разработчикам. Попробуйте, например, найти хоть один не благодарственный отзыв разработчиков в адрес RW.

Во-вторых, многие из положений - норма и меры перестраховки в издательстве. Распределение прибыли 50/50 - это, как бы крамольно ни звучало, щедрое предложение среди издателей уровня RW. Часто это распределение доходит до 80/20. Почему автора не удивляет атмосфера секретности со стороны других издателей?

В-третьих, утверждения вроде "Платить студиям-переводчикам за локализацию — это абсурд" и "вам обязательно свалится на голову кто-нибудь, кто возьмётся перевести игру абсолютно бесплатно" выдают в авторе статьи любителя, чья основная цель - сэкономить на всём, включая качество, а не на том, чтобы помочь талантливым разработчикам сделать крутую игру и круто продвинуть ее, чтобы она круто продалась на радость всем.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Разумеется, я не смогу найти неблагодарственный отзыв разработчиков в адрес RW. Потому что в договоре прописано, что эту шарагу нельзя критиковать: "Стороны обязуются воздержаться от любых высказываний в устной и письменной форме, которые порочат, умаляют или иным образом критикуют личную и деловую репутацию, деловую практику, продукты и поведение другой Стороны".

50/50 это нормальное распределение, когда издатель за свой счёт делает порт, занимается локализацией и маркетингом. У raw fury за всё платит разработчик, лишь затраты на маркетинг делятся пополам (что, разумеется, дичь. За маркетинг полностью должен платить издатель). Тут не за что брать 50%. Raw fury нихрена не делают.

Меня не удивляет атмосфера секретности других издателей. Разумеется, существуют ещё более бредовые условия, которые просто стыдно выставлять на всеобщее обозрение.

Про локализацию здесь огромное рассуждение в комментах есть. Если бы я не видел ошибок в текстах от крупных локализаторских контор - я бы убрал этот абзац, но всё, что я вижу - выполнено из рук вон плохо. В любом случае, кто бы не переводил текст, оплату производит разработчик. Издатель тут вообще не причём.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Gris
Автор

Комментарий удалён. Хотел написать ответ на чужой коммент, случайно оставил новый.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Малышкин

1. Договор в целом абсолютно нормальный, стандартный, как у всех (а видел я их много)
2. Автор некоторые  моменты по договору не понимает и неверно трактует, особенно в части налогов и затрат (про усн и налог на прибыль у издателя слышать действительно забавно :)
3. Автор видимо никогда не выпускал успешные игры, которые заработали бы хотя бы какой то мизер типа 100к$, поэтому находится пока в плену своих иллюзий относительно рынка и состава работ по производству и оперированию.

Это все нормально, с опытом мнение изменится :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 217 комментариев
null