Чек-лист по разработке и старту продаж программного обеспечения

От зарождения идеи, разработки концепции и до запуска продаж создание программного обеспечения (назовём его «продукт») в компании – трудоёмкий процесс. Он состоит из нескольких этапов, в ходе реализации которых нужно принимать во внимание и юридические аспекты. В этом материале мы остановимся на основных моментах, которые необходимо учитывать, если вы хотите обезопасить свой продукт от посягательств третьих лиц или минимизировать бюрократические проволочки, споры с другими правообладателями и иные случаи, требующие вмешательства юристов. Алексей Филатов, старший юрист i-legal, выбрал формат чек-листа, чтобы вам проще было ориентироваться и возвращаться к тексту.

Чек-лист по разработке и старту продаж программного обеспечения

ШАГ №1: ПРОВЕРКА ЛЕГАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ

Предварительная проверка на соответствие функционала вашего нового продукта законодательству – самый важный шаг, который необходимо предпринять еще до начала разработки. Игнорирование этого этапа может привести к тому, что вы потратите ресурсы (временные, человеческие, финансовые) впустую, а разработку придётся свернуть.

Например, вы захотели сделать продукт, позволяющий находить всю информацию, которая когда-либо была опубликована о человеке в Интернете. Удобно? Удобно, но незаконно.

Или вы задумали создать сервис, который «парсит» все фильмы и сериалы с популярных площадок. Нужно? Нужно, но нарушает права третьих лиц и влечёт юридические последствия.

Примеров может быть великое множество, однако каждый случай индивидуален.

Чтобы не попасть в ситуацию, когда ресурсы потрачены, а продавать продукт нельзя, нужно обратиться к специалистам, которые помогут разобраться в юридических тонкостях вашего плана по завоеванию мира.

ШАГ №2: ВЫБОР НАЗВАНИЯ ПРОДУКТА

Наверняка каждый из руководителей компании для узнаваемости и защищённости своего продукта задумывался о регистрации названия в качестве товарного знака. Если вы думаете так же, то вам следует придерживаться нескольких правил. Название продукта не должно:

  1. Cодержать нецензурную брань или её созвучные элементы (например, кейс Ёбидоёби);

  2. Нарушать положения законодательства РФ, морали и нравственности (например, JESUS CHRIST SUPER SOFTWARE);

  3. Состоять лишь из набора бессвязных цифр/букв (например, adkj;nuiasbuias), ведь при регистрации товарного знака вам придётся объяснить его значение;

  4. Состоять только из общеупотребимых обозначений товаров определённого вида (например, Software, программный продукт, база данных);

  5. Состоять исключительно из общепринятых терминов в определённой сфере деятельности, в нашем случае ИТ (например, AI, искусственный интеллект, бот, информационная система);

  6. Иметь только указания на свойства продукта, его цену, время, место, способ создания и др. (например, дорогой, многофункциональный);

  7. Упоминать РФ, субъекты РФ, МО, гос.органы, их сокращения, символы и т.д. (например, ФСБ);

  8. Содержать указание на объекты культурного наследия (например, Эрмитаж);

  9. Заключать в себе обозначения литературного и иного персонажа, известного человека без согласия на это правообладателя, самого человека или его родственника (например, Кар-Карыч, Джефф Безос).

Не стоит забывать и об основном требовании к товарным знакам: название не должно совпадать или быть сходным до степени смешения с чужими товарными знаками, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями, а также вводить в заблуждение относительно продукта или его правообладателя.

Для того чтобы проверить, не похоже ли ваше название продукта на другое, можно использовать разные источники, например, Google, который никто не отменял, или любые другие отечественные аналоги.

Более предметный анализ может обеспечить проверка названия с помощью реестра товарных знаков Роспатента. Для этого необходимо в строке поиска указать предполагаемое название продукта, а в параметрах фильтра в части МКТУ указать нужные классы (их номера), для сферы ИТ чаще встречаются следующие: 9, 35, 42, 45.

Все вышеупомянутые требования должны учитываться при выборе названия продукта. Их игнорирование может привести к маркетинговым (например, размытие бренда), юридическим (судебные споры с правообладателями), финансовым (выплаты денежных средств за получение согласий на использование ТЗ от правообладателей схожих ТЗ) и иным рискам для компании.

Если вы не планируете регистрировать товарный знак, мы всё же рекомендуем следовать обозначенным выше требованиям, ведь «как корабль назовёшь, так он и поплывёт».

ШАГ №3: ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА РАЗРАБОТКУ ПРОДУКТА

Если вы разрабатываете продукт собственными силами (без привлечения подрядчиков), то вам необходимо документально зафиксировать это, а значит вы должны подписать соответствующие документы с работниками. Правильное оформление поможет избежать споров о том, кто и как разрабатывал продукт, кому принадлежит исключительное право на него. «Чистота» прав на продукт – важный вопрос, которому клиенты, партнёры и инвесторы уделяют пристальное внимание. Если документы в вашей компании надлежащим образом не оформлены, возникают риски оспаривания принадлежности прав на продукт и его конкурентоспособность по сравнению с другими оказывается ниже.

Приведём список необходимых для подписания с работниками документов, с ним можно (скорее, нужно) сверяться на этапе разработки:

  • Приказ о начале разработки

    - подписывается в начале разработки продукта с каждым сотрудником, который в ней участвует;

    - необходим для подтверждения факта начала разработки продукта;

    - должен содержать требования, сроки, цели и задачи предстоящей разработки (по сути, техническое задание).

  • Акт приёма-передачи служебного произведения

    - подписывается в конце разработки с каждым сотрудником, который в ней участвует;

    - подписывается также, если сотрудник уходит из компании, но разработка еще не завершена.

  • Договор о выплате вознаграждения за разработку

    - подписывается после приёмки разработанного продукта и подписания соответствующего акта (см. пункт выше);

    - работодатель обязан выплатить вознаграждение за завершённую разработку, его размер не может быть включён в зарплату. Мы рекомендуем подписывать отдельный договор, поскольку отношения по выплате авторского вознаграждения носят гражданско-правовой характер.

Еще один блок документов, который следует оформить при внутренней разработке – документы, подписываемые руководителем компании:

  • Приказ об окончании разработки служебного произведения

    - необходим, чтобы зафиксировать момент окончания работ по разработке;

    - не заменяет акт приёма-передачи служебного произведения, упомянутый выше.

  • Приказ о постановке на баланс нематериального актива и начале его использования

    - подтверждает факт ввода продукта в эксплуатацию и возможность старта продаж.

  • Карточка нематериального актива с его краткой характеристикой

    - бухгалтерский документ, подтверждающий постановку продукта на соответствующий учёт.

Не каждый продукт разрабатывается собственными силами, часть работ (например, разработка дизайна) может отдаваться на аутсорс. Договоры с такими подрядчиками должны иметь положения о том, что все права на результаты работ или услуг остаются за заказчиком (за вами). В противном случае не исключены споры и дополнительные финансовые расходы компании.

ШАГ №4: РАЗРАБОТКА САЙТА ДЛЯ ПРОДУКТА

Сайт – важный маркетинговый инструмент реализации продукта на рынке. В связи с этим необходимо соблюдать легальность его работы. Ниже приведён ряд рекомендаций, которые помогут вам избежать споров, претензий, запросов гос.органов и иных неприятностей:

  • Сайт должен регистрироваться на то юридическое лицо, которое является правообладателем продукта. Это поможет избежать лишней бюрократии и расходов при оформлении договора «аренды» домена у другого, даже подконтрольного или аффилированного с вашей компанией, юрлица. А если вы планируете использовать налоговую льготу для компаний, чьё программное обеспечение зарегистрировано в реестре отечественного ПО, такой договор нужно предоставлять вместе с пакетом документов на регистрацию продукта.

  • Домен сайта должен соответствовать требованиям законодательства, а также не нарушать права третьих лиц. К домену сайта применяются те же требования, что и к названию продукта: не содержать нецензурную брань, не нарушать права третьих лиц, а также иные требования, указанные в Шаге №2.

  • Подготовить документы на разработку сайта. Очень многие забывают, что сайт (его дизайн, структурные элементы и т.д.) является таким же результатом интеллектуальной деятельности, что и продукт. Соответственно, в отношении сайта должны быть оформлены документы, указанные в Шаге №3 (приказ о создании, акт приёма-передачи, договор (если сайт разрабатывается сторонней компанией) и т.д.).

  • На сайте должен находиться документ, регламентирующий условия использования продукта (TOS) и/или сайта. Чтобы избежать спорных ситуаций, связанных с незаконным использованием ваших продуктов/сайтов, следует регламентировать требования к клиентам: указать, кто именно, какими способами и как можно использовать продукт/сайт, какие у потребителя есть права и обязанности.

  • Сайт должен соответствовать требованиям законодательства о персональных данных. Такие требования приведены нами в ранее опубликованных статьях.

Мы максимально подробно описали все риски и требования при создании нового продукта. Обязательно воспользуйтесь нашим чек-листом в своей работе. Однако мы понимаем, что без должной подготовки разобраться порой непросто, ведь для решения таких задач нужен набор специальных знаний и профессиональных навыков. Команда i-legal готова помочь сопроводить разработку вашего продукта от начала и до конца, либо подключиться на одном из этапов.

77
Начать дискуссию