Блокировка Apple Search Ads в России: мнение разработчиков

Как прекращение работы рекламной платформы отразится на мобильном игровом рынке страны.

13 ноября Apple начала рассылать авторам мобильных приложений письма, в которых сообщалось о том, что сервис Search Ads прекращает работу в России. Всему виной поправки в так называемый «налог на Google», согласно которым иностранные IT-компании, работающие в РФ, должны будут самостоятельно уплачивать и рассчитывать НДС. На данный момент этим занимаются их партнёры в стране.

Сам Search Ads — это официальный рекламный сервис Apple. С его помощью разработчики могут продвигать свои приложения в поисковой выдаче App Store. После его блокировки авторам придётся обращаться в рекламные агентства, что, в свою очередь, повлечёт за собой рост маркетинговых трат студий и издателей.

DTF пообщался с представителями компаний Pixonic, Black Bears и Game Wizards, чтобы узнать, как, по их мнению, блокировка Search Ads отразится на индустрии. Мы также обратились в Crazy Panda, однако там от комментариев отказались.

Блокировка Apple Search Ads в России: мнение разработчиков

«Налог на Google»

Владимир Путин подписал закон о «налоге на Google» в июле 2016 года, а с 1 января 2017-го он вступил в силу. Он предполагает введение НДС в размере 18% для иностранных компаний, оказывающих электронные услуги россиянам. Речь идёт в частности о цифровых магазинах и об онлайн-кинотеатрах.

Из-за нововведения иностранные компании были вынуждены поднять цены на свои услуги. Так, в начале апреля 2017 года Apple на 16% увеличила стоимость подписки на iTunes Match. Подписки на «Google Play Музыка» и «Google Диск», в свою очередь, подорожали ещё раньше.

До 1 января 2019 года заниматься расчётом налога и его уплатой могли российские компании-заказчики, однако с начала года ситуация изменится. Иностранным корпорациям придётся самостоятельно становиться на учёт в Федеральной налоговой службе России и, следовательно, самостоятельно платить НДС.

Чтобы сократить издержки, Apple приняла решение заблокировать сервис Search Ads в России с 12 декабря 2018 года. В компании не сообщили, когда блокировку снимут.

Из-за грядущих изменений в налоговом законодательстве России (вступает в силу 1 января 2019-го) Apple Search Ads больше не будет доступна клиентам, чей бизнес базируется в этой стране.

С 12 декабря 2018 года и до последующего оповещения продвижение приложений с помощью Search Ads будет приостановлено для бизнеса в России.

Мы работаем над решением и сообщим, если политика компании изменится.

Из письма Apple

Что думают разработчики

Опрошенные DTF деятели игровой индустрии сошлись во мнении, что прекращение работы Search Ads пусть и неприятно, но ощутимого урона разработчикам и издателям не нанесёт. По словам партнёра консалтинговой компании Game Wizards Валентина Мерзликина, для большинства российских компаний сервис не был основным источником трафика, а потому ни один бизнес от блокировки не разрушится.

Проблема коснулась только российских разработчиков, которые закупают рекламу напрямую, от российского юрлица. У большого числа компаний маркетинговые подразделения расположены за рубежом, или закупки ведутся от лица зарубежных компаний. Их проблема не коснётся совершенно.

Валентин Мерзликин, партнёр консалтинговой компании Game Wizards

Руководитель студии Black Bears (SURV, Drilla) Олег Капитонов тоже считает, что серьёзных перемен на мобильном рынке блокировка за собой не повлечёт. Тем не менее, по его словам, из России может начаться отток юридических лиц разработчиков.

В целом именно уход Apple Search Ads из РФ — это больно, но не нокаут. Не думаю, что будут какие-то резкие перемены, но прецедент очень не хороший, и вот это уже может поставить крест на налогах от прибыли игр в бюджет страны.

Олег Капитонов, руководитель студии Black Bears

В Pixonic также отметили, что для большинства компаний ничего не меняется. Директор компании по маркетингу Тамара Басова хоть и говорит о полезности сервиса, всё же подчёркивает его недостатки.

На текущий момент Search Ads остаётся единственным способом напрямую влиять на поисковую выдачу в App Store. Несмотря на всю полезность, важно понимать, что он немного ограничен: он работает только в App Store и в основном в англоговорящих гео (весьма небольшом количестве). Это один из дополнительных и очень полезных инструментов, но не основной источник трафика.

Тамара Басова, директор по маркетингу Pixonic

Разработчики и издатели сходятся во мнении, что самой очевидной альтернативой Search Ads будут специализированные маркетинговые агентства. Некоторые из них уже начали напрямую связываться с авторами приложений.

[Авторам приложений придётся] либо работать через посредников и агентства (их много и они уже начали засыпать почты разработчиков предложениями), либо инкорпорироваться в другой юрисдикции.

Олег Капитонов, руководитель студии Black Bears

Мерзликин также предлагает вариант вывода отдела по продвижению за пределы страны.

Говоря о том, как может разрешиться ситуация с блокировкой, партнёр Game Wizards отмечает, что Apple может предпринять какие-то меры, однако на это потребуется время. Виной всему — налоговые органы России, которые «могут оказаться не очень гибкими».

Российские налоговые органы могут оказаться не очень гибкими в решении этого вопроса. Хотя, фактически, это их задача — создать максимально благоприятные и удобные условия и инструменты для уплаты НДС зарубежными компаниями.

Валентин Мерзликин, партнёр консалтинговой компании Game Wizards

Несмотря на то, что блокировка Search Ads не нанесёт сильного удара по мобильному рынку России, многие небольшие студии, у которых нет средств на заключение контрактов с маркетинговыми агентствами, могут пострадать. Впрочем, пока Apple не заявляла о том, что сервис прекратил работу в стране навсегда. Надеяться в этой ситуации остаётся лишь на то, что американская корпорация пойдёт на компромисс с налоговыми органами России.

33 показа
4.2K4.2K открытий
14 комментариев
Комментарий удалён модератором

Ты не особо дальновидный. Да? Apple Search Ads это следствие «Налог на Google» который бьет на всю игровую и развлекательную индустрию.

Ответить

Не понял почему камнем преткновения стал Search Ads.
За другие услуги эплу не нужно платить НДС?

Ответить

Я вот чего не понимаю, разве в других странах не нужно платить НДС на цифровые услуги кроме ритейла и всего прочего «физического», почему вдруг налог именно в РФ стал эдаким камнем предкновения

Ответить

За приделы страны значит вывести компании по продвижению.... Прям так и сказал?

Ответить

А ради чего вообще это было сделано? "иностранные IT-компании, работающие в РФ, должны будут самостоятельно уплачивать и рассчитывать НДС". Раньше же вроде через налоговых агентов платили, не? Типа они слишком умные, и у них продвинутые схемы как отдавать налогов поменьше, поэтому пусть компания сама встаёт на учёт, получает инн и платит? Хотелось бы услышать мнение кого- то из тусовки, ДЛЯ ЧЕГО изменились правила налогообложения?

Ответить