Бумер-шутеры: о чем жанр и его 10 лучших представителей
Жанр «бумер-шутеров» возник как отражение ностальгии по быстрому, жëсткому и прямолинейному игровому процессу, который доминировал в шутерах от первого лица 1990-х годов. Название «бумер» несëт в себе долю иронии, мол «это игры для старпёров», но на деле под ним подразумевают смесь проверенных временем механик и намеренно «огрублëнного» стиля, когда важны скорость, реакция и умение чувствовать уровень, а не современная киношная графика. В 90-х шутеры казались простыми: коридоры, толпы врагов, поиск ключей, немного сюжета, но зато максимальная свобода в плане стрельбы и тактики. Сегодня возвращение к этим канонам получает всë большее признание, потому что в эпоху сложных, перегруженных систем именно прямолинейный боевой драйв вызывает у игроков приятный прилив адреналина.
Сам жанр «бумер-шутеров» не стоит воспринимать как примитивные подделки под старое время. Современные проекты часто используют высококачественные движки и новые графические возможности. Главное — сохранить базовые принципы «олдскула»: очень быструю динамику, механику «стреляй и двигайся без остановки», хардкорную сложность на высоких уровнях и аутентичные визуальные приёмы (пиксельная и низкополигональная графика, резкие звуковые эффекты, биты электронной музыки в стиле 90-х). Именно поэтому многие «бумер-шутеры» кажутся знакомыми и новыми одновременно: они берут лучшие идеи прошлого и переносят их в современность, добавляя более гибкие настройки, улучшенное освещение и физику, сетевой кооператив.
Первое, что приходит на ум при словах «олдскульный шутер» — это классические Doom и Quake. Однако сегодня индустрия богата множеством проектов, в которых есть и отсылка к «золотой эпохе», и собственные оригинальные решения. Ниже приведён список из десяти наиболее ярких представителей жанра, где бережное отношение к ретро-составляющей сочетается с новыми идеями.
Напоминаем, что все нижеперечисленные тайтлы вы можете купить в Steam, а пополнить свой кошелек через наш сервис – steam.ru.
Warhammer 40,000: Boltgun
Эта игра умудряется объединить известную вселенную Warhammer 40,000 и дух «бумер-шутеров». С первых минут бросается в глаза визуальный стиль: текстуры кажутся «зернистыми», резкими, а модели врагов словно вырезаны из пикселей, однако всë это работает на современных технологиях, имея динамические тени, эффекты дыма и масштабные взрывы. В роли космодесантника со знаменитым болтером приходится идти по тёмным коридорам готических крепостей, заполненных Хаосом, мутантами и демонами.
Авторы сознательно делают ставку на ретро-графику, чтобы передать ощущение старых игр по типу Doom, но при этом не стесняются задействовать мощный движок для проработки кровавых анимаций, обломков и всяческой «мяса». Boltgun активно обсуждается геймерами, особенно любителями сурового фэнтезийно-футуристического антуража: на платформах вроде steam.ru можно встретить сотни хвалебных отзывов, подчёркивающих сочетание олдскула и бренда Warhammer.
CULTIC
В случае с CULTIC разработчики вдохновлялись атмосферой хоррор-шутеров, таких как Blood (1997) и Shadow Warrior (1997), только умножили все страхи и напряжение на новые графические приёмы. Сюжет вращается вокруг противостояния таинственной секте и прочим потусторонним ужасам, а сам мир населяют безумные фанатики, мутировавшие звери и другие кошмары. Небольшие локации продуманы так, чтобы у игрока было достаточно пространства для манёвра, но при этом ощущалась клаустрофобия от тёмных коридоров, шахт и заброшенных строений. Стилистика выдержана в палитре «пыльных», «ржавых» тонов, чем-то напоминая старые фильмы ужасов. При этом никто не отменял высокую скорость боёв и безумные перестрелки, характерные для «бумер-шутеров»: вооружившись револьвером, ружьём или динамитом, приходится показывать чудеса реакции, уклоняясь от врагов. Несмотря на внешнюю «ретровость», CULTIC использует продвинутое освещение, тени и физику, заставляя бочки взрываться по всем законам хаоса.
Quake (1996)
Один из величайших революционеров, поставивший жанр шутеров на рельсы полноценных 3D-технологий, — это Quake. В 1996 году id Software врезала по индустрии настоящую инновационную «бомбу»: был представлен полноценный трёхмерный движок, позволявший строить сложные уровни, многоуровневые арены и экспериментировать с архитектурой. В отличие от более яркого Doom, Quake подкупал мрачной готикой, налётом лавкрафтовских кошмаров и непередаваемым чувством изоляции, когда герой бродил по полутёмным коридорам замков, населённых демонами, зомби и шустрыми шками (Shambler). Геймплей делал ставку на реакцию и умение ориентироваться, а мультиплеер Quake с его Deathmatch породил целую киберспортивную сцену. Сегодня Quake можно запустить в современных переизданиях, иногда с улучшенными текстурами и поддержкой HD-разрешений. При желании легко найти классические и новые моды, открывающие фанатам дополнительные эпизоды. Столь долгая жизнь говорит о том, насколько основополагающим для жанра стал Quake.
Doom (1996)
Хотя легендарный Doom увидел свет ещё в 1993-м, именно к середине 90-х он обрёл статус настоящей иконы для игроков на разных платформах: вышли версии на PlayStation, Sega Saturn, другие консоли, появились сотни пользовательских модификаций, а термин «Doom-клон» стал нарицательным для множества игр. В 1996 году шумиха вокруг Doom была всë ещё на пике: распространялись новые эпизоды, дополнения, даже коммерческие сборники уровней.
По сути, именно Doom ввёл моду на бешеный темп передвижения и агрессивный подход к дизайну уровней — герой без церемоний пробивает себе путь через полчища демонов, отстреливаясь дробовиками, ракетницами и цепной пилой. Структура карт, где важны красные, синие и жёлтые ключи, стала классической, а музыка Бобби Принса раскачивала геймеров. Сами разработчики, студия id Software, превратились в легенд, задав стандарт, который позже подхватила вся индустрия «бумер-шутеров».
Prodeus
Prodeus представляет собой отличный пример того, что можно взять стилистику пиксель-арта, пропустить её через призму современных технологий и получить стильный взрывоопасный коктейль. Разработчики предусмотрели настройки, позволяющие регулировать степень «пикселизации» модели оружия и окружения, чтобы каждый смог воссоздать любимую атмосферу 90-х на свой вкус.
При этом присутствует впечатляющая система расчленёнки и кровавых эффектов: монстры разлетаются на мясные ошмётки, стены заливаются кровью, а динамическое освещение создаёт гротескное зрелище. Во время кампании игрока ждут разнообразные уровни, на каждом из которых важно искать секреты и обходить ловушки. Знаменитая двустволка, пулемёты, плазменные винтовки — весь арсенал сделан так, чтобы при выстреле ощущалась мощь и отдача. Prodeus тепло встречен и ветеранами жанра (скучавшими по «мясным» битвам а-ля Doom), и новичками, которым понравилась красочная реализация ретро-стиля.
ULTRAKILL
Ультрадинамичная, почти безумная ULTRAKILL не зря привлекает внимание геймеров, считающих себя фанатами экшена без тормозов. Проект сочетает FPS-механику 90-х, где скорость реакций и постоянное движение — ключ к выживанию, и агрессивную комбо-систему, напоминающую некоторые слэшеры (Devil May Cry или Bayonetta). Важная фишка — «восстановление здоровья через кровь врагов»: чтобы вылечиться, нужно в буквальном смысле слов взять оппонента на прицел с ближней дистанции и обдать себя фонтаном брызг.
С такими правилами геймплей выходит бешеным: нет укрытий и медлительной регенерации, есть только поток монстров, высокие прыжки, слайд по полу и непрерывные взрывы. Графика намеренно сделана низкополигональной, с чёткими силуэтами и яркой палитрой, что придаёт игре узнаваемый визуальный почерк. Музыкальное сопровождение — жёсткие ритмы, под которые хочется сломя голову нестись вперёд и разносить врагов. Игру регулярно хвалят в отзывах за уникальный баланс хардкорной «олдскульности» и ультрасовременного драйва.
Trepang2
Trepang2 — шутер, пропитанный атмосферой, знакомой поклонникам F.E.A.R.: замедление времени (слоу-мо), перестрелки с хитрыми противниками и местами довольно жуткая хоррор-составляющая. Но, в отличие от F.E.A.R., Trepang2 активнее подчёркивает ретро-мотивацию: тесные коридоры, большой выбор пушек, возможность мчаться напролом. Система слоу-мо даёт игроку шанс красиво уклоняться от выстрелов, «выкашивая» целые группы врагов, прежде чем они поймут, что происходит.
Разработчики выстроили историю вокруг таинственных экспериментов, тайных организаций и монстров, которых герой встречает, исследуя подземные бункеры и лаборатории. Визуально Trepang2 выглядит достаточно современно, с детальными моделями оружия и убедительными эффектами попаданий. При этом её дух гораздо ближе к «бумер-шутерам», чем к реалистичным военным боевикам, потому что здесь поощряется повышенная агрессия и почти аркадный темп боя.
Blood West
Blood West переносит идею кровавого ретро-шутера в необычные декорации Дикого Запада, где на месте традиционных ковбоев — мутировавшая нечисть, призраки и проклятые существа. Герой, воскрешённый некой сверхъестественной силой, пытается очистить эти земли от зла, собирая редкие патроны, обмениваясь с загадочными торговцами и ловко прячась в тенях заброшенных ферм. В отличие от многих «бумер-шутеров», Blood West включает некоторые элементы survival-хоррора: лучше не бежать лоб в лоб, когда врагов слишком много, а действовать тактически, обходя патрули или тихо снимая противников издалека. Сама атмосфера впечатляет: выжженные солнцем поля, полуразрушенные городки с пустыми салунами, где призрачные отголоски старой цивилизации смешиваются со звуками потусторонних тварей. При этом сражения чувствуются по-олдскульному резвыми: когда противник идёт в атаку, приходится мгновенно реагировать, стреляя из револьвера или старой двустволки. Blood West отхватила признание за новаторское смешение вестерна, хоррора и ретро-FPS.
Amid Evil
Если хочется не индустриального футуризма и не зловещих коридоров, а чего-то фэнтезийного, Amid Evil в полной мере погружает в колдовские миры. Эта игра — идеологический наследник Heretic и Hexen: магическое оружие, заколдованные враги, сюрреалистичные карты с порталами и летающими островами. Графика намеренно отсылает к эпохе 90-х, но дополнена красивыми анимированными текстурами, бликами и другими современными эффектами.
Игрок прокладывает путь через череду миров, каждый со своими боссами, стилистикой и видами монстров. Вместо традиционных дробовиков и пулемётов — магические посохи и клинки, позволяющие выпускать сгустки энергии, огненные шары или направленные лучи. Несмотря на всю фэнтезийность, здесь чувствуются знакомые механики: быстрое передвижение, поиск секретных зон, рубка орд врагов. Amid Evil демонстрирует, что «бумер-шутер» не обязан ограничиваться только научно-фантастической или демонической тематикой — фэнтези тоже отлично сочетается со старыми принципами динамичного шутера.
Turbo Overkill
Turbo Overkill — это чистейший киберпанк на стероидах, где повсюду неон, бегающие по стенам киборги, огромные боссы и вездесущие аугментации. Герой в буквальном смысле слова бегает с бензопилой в ноге, используемой для рубки врагов в ближнем бою, может делать рывки в воздухе, скользить и выпиливать цепочкой врагов. Локации представляют собой хаотичные районы мегаполиса, где на каждом шагу сверкают вывески и рекламные голограммы, а на улице идёт бесконечный дождь с кислотным оттенком.
Геймплей опирается на постоянное движение: встанешь на месте — погибнешь, потому что враги лупят со всех сторон. Разнообразие оружия поражает: от классических шотганов до футуристического оружия, стреляющего лазерными зарядами. Turbo Overkill выжимает из «бумер-шутерной» концепции максимум, смешивая её с элементами паркура и дерзким киберпанк-стилем. Итогом становится взрывное экшен-приключение, близкое по духу к традиционным шутерам, но оформленное в ярчайшей неоновой обёртке.
Что говорят игроки и критики, где покупать и почему жанр не умирает
Все перечисленные проекты демонстрируют, что «бумер-шутеры» могут иметь самые разные декорации — от индустриального фэнтези Warhammer и научного хоррора Trepang2 до мистического Дикого Запада Blood West и классической готической мрачности Quake. Общие черты при этом остаются неизменными: ураганный темп, минимум преград в виде сюжетных роликов, явный или стилизованный под ретро визуал, упор на механику стрельбы и исследование уровней с секретами.
На площадке Steam их хвалят за честный олдскульный фан и разнообразие настроек, позволяющих адаптировать управление и графику под себя. Многие разработчики (особенно инди-студии) активно общаются с игроками в отзывах, выкатывая регулярные патчи, косметические дополнения или новые режимы, чем поддерживается интерес сообщества.