Как устроены технологии графики в современных играх
Gamedev
Smirnov School

Правила хорошей композиции в рисовании

Композиция — это фундамент любой хорошей работы. Изучайте правила, а затем нарушайте их.

Оригинал статьи здесь.

Что такое композиция?

Говоря по-простому, композиция — комбинирование частей или элементов для формирования целого. Задача хорошей композиции — расстановка элементов в рисунке для лучшего взаимодействия со зрителями, поддержки их интереса и получения реакции.

Правила хорошей композиции необходимо понимать, потому что мы хотим заинтересовать зрителя и намеренно направлять его взгляд по элементам нашего изображения, а еще, что самое главное, точнее выразить идею, историю или суть.

Рассмотрим наш величайший источник вдохновения — природу. Мы не знаем, какие силы движут природой, но мы должны признать существование неких принципов, которые руководят нами и обычно определяют, что нас привлекает, а что отталкивает. Эти ключевые принципы влияют на природу эффективного дизайна и композиции.

Визуальная иерархия

Композиция в рисунке, картине или дизайне должна следовать визуальной иерархии — порядку расположения объектов, грубо говоря. Например, если вы рисуете пейзаж с человеком, собакой и замком, то необходимо решить, какой из этих элементов будет главным, какой — второстепенным, а какой отойдет на третий план. Используя различные типы композиционных правил и структур, описанных в этом руководстве, вы сможете укрепить желаемую визуальную иерархию.

Правила композиции

Числа Фибоначчи

Числа Фибоначчи — это последовательность, в которой, начиная с 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.).

Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах и нередко встречается в природе, начиная от принципа разветвления дерева и заканчивая ростом цветов и человеческими пропорциями.

По совпадению, последовательность Фибоначчи подтверждается и абсолютно другим правилом, встречающимся в природе, — «Золотым сечением».

Золотое сечение

«Золотое сечение» — особое соотношение, полученное делением линии на две части так, чтобы большая часть соотносилась с меньшей таким же образом, каким вся линия соотносится с большей частью.

Результатом этого определения является число φ (фи) =1,681, которое используется в природе при делении или умножении органического материала.

Срединная линия

Срединная линия — композиционное правило, при котором изображение делится пополам, вертикально или горизонтально. Точка фокуса обычно расположена где-то на этой линии, и визуальные элементы по обе стороны от этой линии сбалансированы соответствующим образом. Это правило используют не всегда, однако оно может быть крайне эффективным в более простых композициях при расположении ключевых элементов вдоль срединной линии.

Правило третей

Правило третей — не единственное верное и исключительное, однако оно — идеальный инструмент для создания хорошей композиции, при котором ключевые элементы располагаются на точках пересечения сетки 3х3. Это хороший «путеводитель» и способ сделать изображение интереснее.

Правило нечетных чисел

Это неписаное правило, однако считается, что нечетное количество объектов привлекательнее четного. Если у вас больше одного объекта на изображении, лучше выбрать композицию с как минимум тремя элементами, и обычно это именно три, поскольку при пяти, семи и более объектах может начаться визуальный беспорядок.

Типы композиционных структур

Сами по себе эти правила — отличное начало для составления хорошей композиции, однако есть еще много других нюансов, которые стоит учитывать. Назовем это композиционными структурами. Они опираются на точки фокуса в вашем изображении.

С одной точкой фокуса

Структура с одной точкой фокуса подразумевает, что у вашего изображения только одна главная точка фокуса. Обычно она расположена на главном объекте, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя в первую очередь. Все остальное в изображении поддерживает эту точку.

Это структура с одной точкой фокуса от легендарного Фрэнка Фразетты:

Точка фокуса находится на срединной линии композиции; наше внимание тут же притягивают глаза всадника. Глаза лошади находятся на горизонтальной срединной линии, возможно, чтобы удержать ещё немного внимания.

Для дополнительного визуального интереса Фразетта добавляет глубины на фон и рисует орлов, летящих сквозь дым. Художник использует более светлые тона для передачи воздушной перспективы. Четкий силуэт и сильные формы объекта создают замечательную графическую композицию, которая притягивает взгляд зрителя.

Другой пример структуры с одной точкой фокуса — картина Дейва Рапозы, который, судя по всему, тоже использует композицию срединной линии.

И снова взгляд следует по вертикальной срединной линии, она притягивает взгляд! Совпадение ли, что рука тоже располагается на срединной линии?

Если мы разобьем изображение на формы, то заметим, что в нем создается симметрия за счет сторон треугольника, расходящихся от головы. Треугольник символизирует силу и стабильность, что дополняет суть персонажа, изображенного на иллюстрации.

Небольшая асимметрия вступает в игру за счет линий меча и ноги, добавляя небольшое разнообразие и визуальный интерес к статичной величественной позе. Мы также можем заметить контраст в дизайне форм; они гармонично сочетаются с легким разнообразием в деталях, которые меняют ритм. Облака на фоне нарочно расставлены таким образом, чтобы выступать в качестве направляющих линий и указывать на лицо персонажа.

Несмотря на то, что это композиция по срединной линии, можно заметить в ней и правило третей. Например, лицо расположено в районе второй трети верхней половины изображения.

Со множественными точками фокуса

Построение из нескольких точек подразумевает, что в рисунке есть несколько точек фокуса. Каждая точка может быть одинаково важна, но чаще всего все же встречается одна главная точка фокуса, поддерживаемая второй, третьей и последующими точками.

В этом изображении Пётр Яблонски использует структуру с несколькими точками фокуса в сочетании со срединной линией и правилом третей в композиции.

Первая точка, которую мы видим в иерархии — это лицо мужчины справа. Мы обращаем внимание в первую очередь на него, потому что в этой части изображения больше контраста между светлыми и темными тонами, а также потому, что он стоит прямо над одной из точек пересечения в правиле третей.

Следующее лицо, на которое мы обращаем внимание, — дама с сигаретой. Она кажется главным персонажем на картине, однако автор предпочел показать ее второй. Она сидит между двумя точками пересечения в правиле третей, и ее глаза идеально соотносятся с горизонтальной срединной линией. Также можно заметить, что кончик ее сигареты находится прямо в точке пересечения срединных линий, превращаясь во вторичную точку фокуса, которая постоянно перетягивает наше внимание к центру изображения.

В конечном счете, у нас есть третья главная точка фокуса, мужчина, который стоит за леди. И, тем самым, наш взгляд блуждает между этими тремя точками фокуса и сигаретой. Вы заметили, что дым играет роль в соединении этих точек фокуса? Это только один из способов, который художник использовал, чтобы добавить визуального интереса, удержать наше внимание и «оставить» нас в пространстве изображения. Пётр Яблонски также использует контрастирующие формы и направляющие линии, чтобы обрамить композицию.

Иллюстрация Джессики Ойхенарт содержит структуру с несколькими точками фокуса в композиции со срединной линией:

И снова мы замечаем, как взгляд следует вдоль вертикальной срединной линии. Это не типичная композиция по правилу третей. Однако, если мы разобьем на трети верхнюю половину изображения, мы увидим, что глаз персонажа находится рядом с одной из точек пересечения. Такой эффект демонстрирует важность третей как таковых.

Лицо персонажа — главная точка фокуса за счет позы, контраста света, тени, необычного цвета глаз и количества деталей, сконцентрированных вокруг. Следующая точка фокуса располагается на изгибе ее фигуры, подчеркивая соблазнительную натуру персонажа. Далее нас уводят к фону, где происходит схватка, затем к луне и обратно, к точке, где персонаж мучает свою жертву.

Также в нижней части изображения есть несколько второстепенных точек фокуса, которые помогают обрамить объект и удержать наш взгляд. Некоторые из них выглядят спорно с точки зрения визуальной иерархии и уже субъективно зависят от зрителя.

Визуальный интерес иллюстрации усилен чувством глубины, которое передал художник. Есть и особый смысл в том, чтобы использовать размытие на руке на переднем плане и на фрагменте с бойцами на заднем плане. Пересечение перекрывающих элементов фигуры тоже работает на глубину. Создается впечатление точно поставленной перспективы, и диагонали зданий добавляют ритма и напряжения изображению. В картине соблюдается очень сильная визуальная иерархия.

Рамочная структура

Рамочная структура состоит из нескольких элементов, окружающих главный объект или точку фокуса. Эту схему используют для удержания интереса зрителя.

Картина Карлы Ортиз — пример классической рамочной структуры, которая также соответствует правилу третей даже несмотря на то, что главная точка фокуса, лицо героини, немного правее левой верхней точки пересечения. При этом тело девушки находится точно на левой нижней точке пересечения.

В лице героини самый сильный контраст между светлыми и темными тонами, а также с количеством деталей на небольшом пространстве. Это особенно выделяет его на изображении. Наконец, фигура персонажа будто бы обрамлена воронами, деревьями и лестницей, которая уводит наше внимание на задний план.

В изображении потрясающее чувство глубины, и замок на заднем плане также позволяет фигуре лучше выделиться. Замок менее контрастен, что указывает на его удаленность. Практический совет: объекты, удаленные от зрителя, менее контрастны за счет воздушной перспективы.

Можно обратить внимание и на дизайн одежды, чьи линии уводят зрителя от воронов к лестнице. Деревья вдалеке едва намечены паттерном и цветом. Это удерживает фокус и внимание зрителя на более важных элементах и позволяет глазам отдохнуть. Ещё это помогает зрителю заполнить пространство элементами из своего воображения.

Это изображение хорошо сбалансировано. Например, левый верхний прямоугольник достаточно детальный, в то время как правый нижний более темный и простой.

Эта иллюстрация Якуба Розальски использует рамочную структуру и правило третей:

Точка фокуса — женщина слева на переднем плане, поскольку она помещена прямо на левой нижней точке пересечения прямых.

Вертикальные полосы ее юбки также привлекают к ней внимание зрителя. Однако главным объектом на изображении является механическая фигура, обрамленная силуэтами людей в поле и двумя механическими объектами по бокам. Яркая светлая точка на центральном механизме также привлекает наше внимание. Человеческие фигуры располагаются на нижней трети изображения, а верхушки роботов находятся на второй трети изображения, усиляя работу третей.

Во многих цепляющих изображениях используется глубина. Мы можем заметить её и на нашем примере: на картине есть четкое разделение на передний, средний и дальний план, чья скромная детализация стимулирует наш мозг додумывать элементы.

Путевая структура

Путевая структура — это серия точек фокуса, разбросанных по всему изображению с целью подвести зрителя к главной фокусной точке. Иногда все точки фокуса одинаково важны для композиции и создают в ней визуальный путь или петлю.

Рисунок Эйтана Заны использует множество типов композиции. В первую очередь это правило третей, примененное к главной точке фокуса. Именно человеческая фигура является самой яркой, и, будучи контрастной по отношению к фону, она бросается в глаза ещё сильнее. Здесь же можно наблюдать и золотое сечение, которое помогает разместить элементы композиции. В областях фокуса их больше, но, по мере удаления от центра, детали постепенно рассеиваются.

Перед нами композиция с одной точкой фокуса, но она усилена элементами, нанизанными на путевую конструкцию направляющих линий. Множество других точек фокуса разбросаны вокруг центральной. Впрочем, на тему композиции тут можно и поспорить: кому-то она покажется рамочной, поскольку отмеченные розовым фрагменты полностью окольцовывают главную точку фокуса.

Также добавлен ряд интересных деталей: прямые и закругленные элементы отлично смотрятся вместе, а очерченные струи водопадов помогают разделить и сбалансировать остальную часть сцены с окружающей темнотой. Синим выделена главная линия, эта тень врезается в изображение и направляет взгляд к главной фокусной точке.

А в этой картине Якуба Розальски — жёсткая композиция, достигнутая с применением множества правил:

Перед нами смесь правила третей и золотого сечения вместе с множеством наводящих и точек фокуса внутри. Фигура механического объекта главенствует в левой верхней части картины, тогда как женщина, будучи второй в визуальной иерархии, «добавлена» к группе деталей и мгновенно привлекает внимание зрителя. Что до золотого сечения, то наиболее загруженная часть изображения — верхний левый угол, и, если идти от него по спирали, детали постепенно начнут уменьшаться в размере.

Два всадника на лошадях создают наводящую структуру, становясь дополнительными точками фокуса. Если посмотреть на изображение как на пример композиции со срединной линией, можно заметить, что лошади расположены на пересечениях, а всадник в центре — рядом с вертикальной линией. Верхняя часть головы второй лошади лежит на срединной вертикальной линии, которая ко всему прочему разделяет небо и землю. Всадник на второй лошади размещен на картине согласно правилу третей.

В целом, это изображение построено интересно, с хорошо проработанной глубиной и деталями, пересекающимися элементами, ведущими линиями и хорошим соотношением пустых и заполненных областей, что дает взгляду возможность отдохнуть. В настроении иллюстрации тоже есть контраст; красивая природа сталкивается с несущими опасность вооруженными людьми.

Симметричные и асимметричные структуры

В симметричных структурах обе стороны изображения отражены относительно центральной линии. Когда одна сторона частично отличается от другой, что нарушает зеркальность изображения, возникает асимметрия.

Леонардо Да Винчи (Leonardo Da Vinci)

Симметричная композиция не очень популярна в наши дни, однако была чрезвычайно широко распространена в более ранние периоды и обычно ассоциируется с религиозными работами. Симметрия символизирует единство, баланс и святость. Примером является Тайная Вечеря Леонардо да Винчи, которая использует единую точку фокуса и симметричную структуру с композицией срединной линии.

Первым в глаза бросается расположение Иисуса, находящегося в самом центре изображения, в то время как остальные фигуры равномерно распределены относительно срединной линии. Иисус выделяется за счёт контрастного светлого окна за ним.

Все линии перспективы сходятся на лице Иисуса. Левая часть намного темнее правой, и, возможно, это помогает сбалансировать изображение. В свою очередь, фигуры по обе стороны отличны друг от друга, что вносит во фреску элемент асимметрии.

Другая картина эпохи Возрождения за авторством Рафаэля сочетает в себе структуру с одной точкой фокуса, ведущие линии и рамочную структуру внутри композиции срединной линии:

Рафаэль (Raffael)

Точка схода лежит примерно в начале пути, по которому идут философы, что определяется углами наклона других объектов, обозначенных жёлтыми линиями. Розовые линии показывают, как фигуры обрамлены окружающими их объектами внутри картины, и интерес к изображению возникает благодаря разнообразию форм.

Структура ведущих линий

В этой структуре существуют четкие линии, вслед за которыми взгляд зрителя следует по определенной части или частям изображения.

В изображении Карлы Ортиз прослеживается золотое сечение в сочетании с правилом третей, и, вероятно, со срединной линией, разделяющей картину на светлые и темные части. Композиция структурирована направляющими линиями, которые будто обрамляют главный объект и команду корабля. Это еще и структура с одной точкой фокуса, однако взгляд все же пробегает по членам команды, что позволяет обозначить визуальные рамки вокруг девушки и поддержать интерес зрителя.

Опять же, для визуального интереса в изображении присутствует приятное чувство глубины, и силуэты таких объектов, как горы, канаты и паруса не сильно детализированы, однако в них достаточно визуального контекста. Благодаря этому детали в важных частях иллюстрации, например, лицо, выделяются особенно сильно, и наш взгляд всегда будет возвращаться к девушке.

Это изображение, нарисованное Петром Яблонски, ломает все правила:

Эта картина отображает нечто необычное, странное. Если мы попробуем наложить типичные композиционные построения, то кажется, будто ничто не работает на этом рисунке, но, тем не менее, он все еще следует композиционным правилам.

Фактически, изображение полагается на сочетание композиционных элементов, а не на правила. Самая главная структура, использованная здесь — это направляющие линии, которые указывают на главную точку фокуса, которой является фигура у окна. Она выделяется еще и тем, что предстает самым ярким объектом на изображении. Эта фигура расположена в странном месте, куда обычно не помещают главные точки фокуса.

Несмотря на это, композиция работает. Она проводит идею паранормальности, разрушая устойчивые нормы, она нарочно сделана «странной».

Главная точка фокуса также обрамлена дверью слева и зловещей тенью, падающей от объекта вне картины. Этот прием используется, чтобы стимулировать воображение зрителя и приоткрыть происходящее за рамкой изображения.

С точки зрения визуального интереса эта работа очень хорошо сбалансирована, и здесь соблюдено единство разнообразных деталей, со множеством горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, которые контрастируют друг с другом. Автор работал в ограниченной цветовой палитре, однако разнообразие оттенков внутри неё впечатляет.

Заключение

Чтобы получить хорошую композицию, нужно понимать правила и учить основные структуры, если вы хотите создавать притягательные изображения. Эти принципы оперируют на подсознательном уровне и сильно влияют на зрителя, когда дело доходит до привлечения его интереса.

Составляя композицию, помните:

  • Какие композиционные правила и структуры вы используете как основу?

  • На чем вы хотите сосредоточить максимум внимания?

  • Где располагаются точки фокуса?
  • Хорошо ли в рисунке прослеживается визуальная иерархия?

О конкурсе «Путешествие во времени»

Вы можете сразу применить эти знания на практике и заодно побороться за ценные призы, нарисовав иллюстрацию на конкурс «Путешествие во времени» от MYTONA, Smirnov School, MSI, Huion, 1С Интерес и ИД «Питер». В нем две номинации: для 2D и 3D художников. Первым нужно нарисовать иллюстрацию о путешествии во времени, вторым — создать персонажа и его машину времени.

В каждой номинации три призовых места и ценные призы для победителей: монитор, планшеты и Inspiration box. Работы участников отсмотрит разработчик и издатель игр MYTONA — лучшим кандидатам может быть сделано предложение о сотрудничестве. Подробности тут.

{ "author_name": "Smirnov School", "author_type": "editor", "tags": ["\u0443\u0440\u043e\u043a","\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441","\u043a\u043e\u043c\u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u044f"], "comments": 48, "likes": 139, "favorites": 517, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 759215, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 10 Jun 2021 17:09:36 +0300", "is_special": false }
(function (w, d, css, imgs) { var teaser = d.querySelector('.' + css.root); var isFeed = d.querySelector('[air-module="module.feed"]'); if (teaser) { teaser.classList.add(css.sitename); if (isFeed) { teaser.classList.add(css.index); } else { teaser.classList.add(css.entry); } loadImages(imgs).then(function () { teaser.classList.add(css.loaded); }); } function loadImages(urls) { return Promise.all(urls.map(function (url) { return new Promise(function (resolve) { var img = d.createElement('img'); img.onload = resolve; img.onerror = resolve; img.src = url; }); })); }; }(window, document, { root: 'pixonic-banner', index: 'pixonic-banner--index', entry: 'pixonic-banner--entry', loaded: 'pixonic-banner--loaded', sitename: 'pixonic-banner--' + (window.__codename || 'vc') }, [ 'https://leonardo.osnova.io/f78d51cb-71d0-5ce2-90de-b2c88340b6b6/', ]));
0
48 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Вот теперь собачка делает Это по-настоящему красиво.

Ответить
18

Я конечно не специалист, но завитушка золотого сечения в примерах накладывается как-то совершенно произвольно, лишь бы центр спирали попадал на точку фокуса.
Особенно в последнем примере видно.

Ответить
0

ее тоже в золотое сечение вписать?

Ответить
4

Если не получится на глобус натянуть.

Ответить
0

так и есть

Ответить
15

Открыл этот пост, чтобы увидеть как в очередной раз натягивают Золотое сечение куда и как попало. И не разочаровался. И дело не в самом Золотом сечении. Оно довольно элегантное и в умелых руках способно подчеркнуть баланс даже в самой простой иллюстрации. Но в руках автора поста и ему подобных экспертов, от сечения начинает веять пошлостью.

Ответить
5

Было бы неплохо услышать мнение автора поста по этому поводу. Но в отличие от моего первого ожидания, второе менее вероятное.

Ответить
0

Спасибо, что поделились своими мыслями!
Наши авторы сделали перевод статьи, оригинал которой указан в самом начале поста :З Мы же решили поделиться с читателями полезной информацией.
Возможно, у Вас получится найти автора оригинальной статьи и задать ему все интересующие Вас вопросы ;З 

Ответить
3

Я немного в другой области сталкивался с этими правилами и построением композиции. Делал свое дело по этим же стандартам (и в принципе оно мне помогло). Но по факту, можно действительно взять почти что угодно, и натянуть зачастую по 3-5 вариантов этих третей/сечений/сечений в сечениях/фокальных точек/линий. 

Ответить
11

Мне так нравится, что ВСЕГДА когда идёт тема разбора композиции используются, уже готовые арты/рендеры. А для нубов с самого зарождения идеи можно пошаговый мануал? Или нужно создать огромную сцену, и потом вот эти вот линии проводить, пока в "композицию" не попадёшь?) 

Ответить

Комментарий удален

0

Сначала просто делаешь набросок на глаз, потом его анализируешь используя приведенные правила. По наброску рисуешь финальный рисунок (но тут тоже может что-то уточняться).
На ютубе много спидпейнтов, можешь глянуть, если интересуешься :)

Ответить
8

Набор дичайших мифов о композиции. Еще и аргументированно "Сначала выучите правила, а потом нарушайте их". Так и на кой фиг нужны такие правила?

1. Золотое сечение встречается в природе, поэтому оно круто? Так в природе этих соотношений встречаются миллиарды, так с чего бы исключительно из них только золотое? И конечно накладывание золотой спирали на уже готовые работы совершенно в произвольном порядке является ничем иным как притягиванием желаемого за действительное (мемы в комментариях на эту тему хорошо показывают всю глупость этого)

2. Серединная линия? Круто, а еще можно разделить не только по середине и будет тоже интересно. 

3. Правило третей это вообще финиш. Есть хоть какое то разумное обоснование почему именно третей? Почему не четвертей или 1/5? Или еще как? Или так нужно потому что так кто то сказал?

4. А правило нечётных чисел как объясняется? Огромное число работ именитых мастеров что в фотографии что в изобразительном искусстве встречается с 2мя, 4мя объектами например

Прежде чем давать какие то советы нужно иметь к ним устойчивые обоснования. Иначе какой смысл в правилах использование или не использование которых не гарантирует ни успеха ни провала?

P.S. Настоятельно советую почитать кто такой Адольф Цейзинг, который как раз и популяризировал золотое сечение как догму и находил закономерности там где их нет и приписывал ему чуть ли не божественный замысел. 

И на закуску фотка Энни Лейбовиц где она как будто специально обходила "правило третей". Стоит погрузится в работы признанных творцов и можно обнаружить что все эти правила чушь притянутая за уши.

Ответить
2

Я понимаю, что пост за уши притянут, но с чего притензии к правилу третей? Оно из тех же чисел Фибоначчи вылазит, точнее из соотношения 1:2. Это просто композиция для начинающих. Понятно что она не единственная, но отрицать её эффективность глупо

Ответить
1

А есть какое то обоснование тому что математические закономерности делают композицию эстетически приятнее? 

Ответить
1

Согласно пифагорейской теории гармонии сфер весь мир пронизан некой внутренней формообразующей системой. Помимо этого согласно эстетическому принципу мимесиса чем точнее произведение искусства подражает действительней тем оно совершенней. А так как золотое сечение воссоздаёт принцип по которому природа «рождает» формы, то его применение является самой совершенной формой мимесиса. А так как нашу культуру определяет наследие Ренессанса с его почитанием античности то для западно-европейской цивилизации это основополагающий визуальный маркер эстетики. Но! Ещё во времена античности, собственно Сократ критиковал мимесис, и считал искусство что подражает природе дважды отчужденным от мира идеальных объектов (мир эйдосов). В эпоху модернизма, после произведений Шёнберга, Кафки, Кандинского, Клее и прочих принцип мимесиса был дискредитирован и стал лишь одной из форм и методов творческой работы.

Ответить
0

Здесь дело в обратном. Эстетически приятные человеческому глазу композиции поддаются математическому описанию.

Ответить
1

Это доказанный факт? Или тоже "кто то давно так сказал"

Ответить
0

Аксиома

Ответить
4

Всё ясно, дальше можно не продолжать)

Ответить
1

А в чём, собственно, проблема? Что именно тогда в дизайне и рисовании не абстрактно? Как Вы предлагаете композицию составлять?
Из меня художник такой себе, но с рядом Фибоначчи я работал настолько часто в институте, что меня его наличие в чём-либо уже не удивит.
Конечно, числа Фибоначчи часто натягивают на глобус, но какая разница, выглядит ли композиция лучше из-за сечения или наоборот, это сечение накладывается на композицию? Важно, что в самых простых случаях это делает композицию лучше для восприятия. Взаимосвязь уже вторична.

Ответить
0

Математическов на ДТФ не хватает, чтобы математически это всё вот расписать и доказать) 

Ответить
0

И на закуску фотка Энни Лейбовиц где она как будто специально обходила "правило третей".

Видимо, Лейбовиц полагает, что "правило третей"  - для начинающих, а профи работают с золотым сечением.

Ответить
1

Ну да ну да...совсем не притягивание желаемого за действительное

Ответить
0

Фотография Лейбовиц, пожалуй, даже лучше отвечает правилу "золотой спирали", чем примеры из поста.

Ответить
1

Попадание некоторых лиц на эту "спираль" не более чем случайность во многом еще и с допуском погрешности. Можно тучу этих линий самых разных наложить и внезапно некоторые лица окажутся на них! Чудеса не иначе

Ответить
0

Композиция определяется не только совпадением с какой-то одной линией.
И попадание даже трёх лиц на линию - уже за пределами статистической погрешности.

Ответить
4

И попадание даже трёх лиц на линию - уже за пределами статистической погрешности.

А это что за правила композиции?

Ответить
0

Вероятность того, что действительно случайно проведённая линия  пересечёт три и более лица на групповой портретной фотографии крайне мала.
Вы соединили точки фокуса линиями и тем самым показали наличие структуры.
Она не идеальна с точки зрения геометрии, но умеренные отклонения от принципов симметрии и пропорциональности только придают изображению впечатление естественности.
Как я уже отметил в другом комментарии, композиция на этой фотографии вроде весьма неплохо соотносится с принципами динамической симметрии.
Более чем очевидно, что фигуры на портрете расставлены не в случайном порядке, а в соответствии с авторским замыслом (тем более что это не одна фотография, а коллаж, составленный из нескольких снимков). Энни Лейбовиц, может быть, и не думала о золотом сечении или динамической симметрии, но она несомненно продумывала композицию. Как минимум, она держала в голове идею о расстановке точек фокуса по диагоналям.
Кстати, на самом деле композиция этой фотокартины двухуровневая. Это своего рода триптих, и каждая из трёх его секций имеет собственную внутреннюю структуру.

Ответить
1

Очевидно что Лейбовиц продумывала композицию. И очевидно что соединив линиями несколько объектов мы получим набор линий "структуру".

Только использование всех этих золотых сечений, правила третей и прочего не помогают создавать красивую композицию, а только путают людей особенно новичков. Ибо зачем думать над композицией когда в фотоаппарате есть полосочки и можно поставить туда человека и тогда будет красиво (нет). 
Зритель будет смотреть на объект поставленный в 1/3 не потому что он стоит в 1/3 а потому что зритель смотрит на сам объект. Поставь ты его куда угодно, если объект будет контрастен относительно фона зритель на него посмотрит.

Если человеку дать чистый белый лист (или например с однородным узором) то пока на нем нет объектов, большую часть времени он будет смотреть чуть выше его геометрического центра. И это факт доказанный экспериментально с помощью устройств слежения за зрачком. Почему так происходит? Вероятно это наиболее удобный для восприятия способ оценить размеры объекта.

Все эти "замечательные линии и числа" не более чем миф без объяснения и доказательства на уровне нумерологии и астрологии. Если сделать Eyetracking на работах на которые накладываются эти самые линии то конечно же он покажет что зрительское внимание попадает именно туда. Но не из за того что там проходит линия сетки, а из за того что там находится важный для восприятия объект (например лицо или текст)

Ответить
0

Практически всё в изобразительном искусстве абстрактно донельзя, и строили это всё просто тыкаясь упорно во что-либо, пока оно не начало хоть как-то работать. От теории цвета до даже перспективы. Весь институт построен на авторитете художников прошлого и я не понимаю, почему именно вдруг композиция Вас задела.
Можно ли получить ссылки на исследования с тренингом зрачков, пожалуйста?

Ответить
1

Достаточно много материалов есть у Альфреда Ярбуса "Роль движений глаз в процессе зрения", Guy Thomas Buswell "How people look at pictures", да и в целом погуглить про окулографию.

Если коротко то вещей что действительно способных влиять на взгляд зрителя довольно мало, но они есть. Например это лица людей, текст или символы, области высокой детализации и контраста, глаза, губы и все что связанно с сексуальностью (даже не обязательно оголение), различные указатели (направление куда смотрят люди, или например стрелочки и линии сходящиеся на каком то объекте), еще свойственно смотреть туда где "что-то" должно быть но его нет (всадник без головы например) и тд. Про эту тему еще хорошо рассказывает Андрей Зейгарник в книге и лекциях

Ответить
0

Прочитал краткие выжимки книги Ярбуса, но не смог найти Басвелла в открытом доступе. Даже физическую копию только на Амазоне нашёл. (Зейгарника, скажу честно, не досмотрел. Слишком медленно)
Книга Ярбуса скорее про иеархию важности предметов на изображении и её изменениях при различных обстоятельствах и запросам к смотрящему, а также про восприятие абстракций.
В выжимках, однако, ничего не говорилось о корреляции между важностью и распознаваемостью объекта для глаза человека и его расположением на полотне. Возможно после прочтения книги полностью это станет более очевидно для меня, но в данный момент это никак не противоречит линиям композиции.

Ответить
0

Только использование всех этих золотых сечений, правила третей и прочего не помогают создавать красивую композицию, а только путают людей особенно новичков.

Так никто не запрещает новичкам (и тем более профи) забить на композицию. Каждый может рисовать/фотографировать как ему угодно.
Но при прочих равных изображение с чёткой композицией (не важно, была она подобрано автором сознательно или интуитивно) выиграет в восприятии по сравнению с картинкой с хаотичной структурой. В человеке от природы заложено стремление к поиску паттернов в том, что он видит.

Ответить
0

Забавная статья где автор отвергает один миф и вместо него применяет другой такой же. Проблема всех этих ваших "сакральных линий" в том что их настолько много вариаций самих по себе, что куда не ткни объект он так или иначе на какую то из них попадет, особенно с учетом погрешности которую постоянно используют чтоб притянуть за уши.

Ответить
0

При всей "мифичности" правил композиции они действительно используются деятелями искусства ещё со времён предшественников Витрувия. А  в наши дни так тем более. Ныне даже обычные фотоаппараты дают возможность, к примеру, применить сетку 3*3 поверх изображения.
Конечно, люди далеко не всегда целенаправленно выстраивают композицию, но стремление к симметрии и пропорциональности может проявляться и подсознательно. 

Ответить
0

Целиком и полностью а так же всецело согласен с вашей позицией.

Ответить
4

Я понские художники класть хотели на все эти правила. Я их поддерживаю.

Ответить
3

Изучайте правила, а затем нарушайте их.

Зачем, если можно сразу их нарушать?)

Ответить

Комментарий удален

1

Работы, которые делают по линейке, всегда выглядят зажатыми. Тот же Розальски с его строгой перспективой.

Ответить

Любовный танк88

1

Ну и хрень

Ответить
1

В художественной школе нам тоже рассказывали об этих "волшебных числах" и спиральку эту мы тоже на доске рисовали, но в реальности этих якобы правил никто не придерживался, так как с их использованием композиция слишком предсказуемая и шаблонная. Наоборот, нас призывали экспериментировать с формами и цветами, что не мало важно, так что все эти сетки скорее для критиков чем для художников.

Ответить
0

Не верьте, чистая выдумка.
Нужно использовать правила природы - никакой симметрии. Что-то главное, а остальное дополняет.  Ближе чётче и детальнее. Прямое и перпендикулярное выглядит искусственно и цепляет глаз в плохом смысле. Парфенон в Афинах без единой прямой линии, но шедевр. А современные коробочки-домики вообще не запоминаются. И именно по-этому. Шедевры мировой архитектуры все НЕ прямолинейные, заметьте.
Это как строить композицию по плану, ну шоб симметричненько. И ведь люди с опытом в годах так делают. О фокусных точках они не слыхали.
А мы потом живем в такой среде

Ответить
0

А наложите какую-нибудь сетку на картины Босха, очень хочется на это поглядеть.
Если в кадре нужно расположить два с половиной важных объекта, у тебя не так уж много вариантов куда их впихнуть, что бы это чисто визуально не смотрелось как херня.

Ответить
Читать все 48 комментариев
null