Устройство средневековых доспехов: гайд для художников, часть 1

Из каких частей состоит латный доспех? Как он крепится к телу рыцаря? Как элементы соединяются друг с другом? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами.

Латный доспех — защитное снаряжение, которое сначала закрывало самые уязвимые части тела рыцаря, а с XIV века — всё тело целиком.

Под рыцарским доспехом понимается в первую очередь защитное снаряжение воинского сословия в Европе в Средние века и эпоху Возрождения. Доспехи периода Античности, Нового времени или произведенные в Азии (вне Европы) к ним не относятся.

Эта статья — первая из цикла о рыцарских доспехах. Здесь мы расскажем о креплениях, общем устройстве и порядке надевания, а в следующих поговорим об отдельных элементах.

За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.

Общий состав доспеха и порядок одевания

Обычно доспех состоял из нескольких элементов, которые надевались на поддоспешную одежду, скреплялись вместе и выполняли защитную функцию. Поэтому у доспехов есть множество неочевидных нюансов, которые стоит учитывать.

В средневековье носить доспехи и сражаться могли не только рыцари, ведь наёмники и обычные солдаты тоже носили разную броню и защиту. Однако доспех стоил очень дорого и люди из низших сословий не могли позволить себе полный набор экипировки, обходясь лишь отдельными частями вроде простой кольчуги или шлема.

Рыцарский доспех часто определялся эпохой, географией и уровнем жизни. Дороговизна объяснялась тем, что обмундирование создавалось индивидуально, а мастера отталкивались от анатомических особенностей заказчика и подгоняли доспехи по фигуре.

При этом воины и рыцари могли носить защитное снаряжение других стран и регионов. Русский дружинник с юга мог носить монгольский куяк, а солдат с западной части страны — европейскую бригандину. Это было обусловлено торговыми связями, модой, развитием металлургии, доспешного ремесла и условиями ведения боевых действий. Рыцарь не собирал себе доспех из разных частей как конструктор Lego, а скорее адаптировался под ситуацию и исторический контекст.

В целом доспех состоит из поддоспешной одежды, защиты корпуса, шлема, защиты плеч (наплечников), защиты локтей (налокотников), защиты рук (наручей), защиты кистей, защиты ног (сабатонов, наколенников, наголенников) и, иногда, наддоспешной одежды.

Все детали доспеха не висят в воздухе и не приклеиваются к фигуре владельца. Они крепятся к поддоспешной одежде с помощью шнурков и ремешков или плотно затягиваются на теле.

На изображении показано, как элементы доспехов крепятся к поддоспешной одежде. <a href="http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=28021&amp;page=4?forcePrint=1" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
На изображении показано, как элементы доспехов крепятся к поддоспешной одежде. Источник

Поддоспешная одежда

Сперва рыцарь надевал на себя поддоспешник, самым популярным видом которого была стёганка (дублет, жак, акетон или любая другая разновидность).

Слева — стёганый поддоспешник XVI века. Справа — изображение лучника в жаке (фрагмент <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%A3%D1%80%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8B" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">раки Святой Урсулы</a> Ханса Мемлинга)
Слева — стёганый поддоспешник XVI века. Справа — изображение лучника в жаке (фрагмент раки Святой Урсулы Ханса Мемлинга)

Иногда его делали из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой, затем прошивали. В некоторых случаях набивали старыми тряпками, хлопковой ватой, пенькой или паклей, а верхние слои пропитывали воском для прочности.

Временами толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В этом случае в неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара.

Акетон Карла VI. <a href="http://longbowclub.ru/lib_jacks.htm" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Акетон Карла VI. Источник

Вопреки распространённому заблуждению, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.

Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто встречалась такая комбинация: стёганка, сверху — кольчуга, сверху — латный доспех.

Преимущество многослойной защиты было в том, что она могла намного лучше перекрыть поверхность тела и спасти в случае пробития верхнего слоя, недостаток — ограничение движений рыцаря и большой вес.

Иногда кольчугу специально не надевали, чтобы сделать рыцаря мобильнее. В таком случае специальные кольчужные вставки надевали на уязвимые места — подмышки, бёдра, сгибы локтей, горло.

Латный доспех

После стёганки или кольчуги рыцарь надевал на себя полноценный доспех из больших металлических пластин различной конструкции.

Иллюстрация Грэма Тёрнера. <a href="https://www.akg-images.com/archive/-2UMEBMH9CA1Q.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Иллюстрация Грэма Тёрнера. Источник

Полный доспех состоял из кирасы, наплечников, шлема, наручей, рукавиц, набедренников, наголенников и ботинок-сабатонов. Более конкретно о них мы поговорим в следующих статьях.

В эпоху крестовых походов рыцари часто использовали наддоспешники — одежду, которая надевалась поверх брони и защищала от жары, ветра и песка.

Иногда надевалась обычная стёганка, но чаще — сюрко (длинный плотный плащ). Его шили из плотной ткани, украшали гербами владельцев или их сюзеренов.

Способы крепления доспехов

Как мы уже упоминали, любой латный доспех крепился к поддоспешной одежде или кольчуге. Европейские средневековые латные наплечники были оборудованы специальными кожаными язычками с двумя отверстиями. С их помощью наплечник можно было крепко привязать к плечу тонкими кожаными или тканевыми шнурками, которые выходили из поддоспешника. Таким же образом крепились и латные бёдра.

Сначала латная защита рук состояла из раздельных элементов, но позже её стали соединять пластинами с помощью приклёпанных изнутри ремней, а потом стали соединять подвижными заклёпками. Так конструкция стала прочнее.

Однако варианты раздельного ношения элементов защиты рук давали большую подвижность и продолжали использоваться.

Вариант с приклёпанными ремнями и заклёпками. <a href="https://wargearshop.com/spaulder2/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Вариант с приклёпанными ремнями и заклёпками. Источник

К телу доспехи притягивались ремнями. Защиту старались подогнать по фигуре владельца, и зачастую один и тот же доспех не могли носить люди с разной комплекцией.

Кирасы (латы из нагрудной и спинной пластин), например, можно условно разделить на два типа:

  • Соединённые с помощью ремней. Ремешки на плечах и по бокам соединяли нагрудную пластину с наспинной.
  • Соединённые комбинацией металлических петель и ремней.
Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Изображение предоставлено Игорем Виноградовым

Чтобы подогнать кирасу по телу, её можно было стянуть в районе пояса специальным тонким ремешком. Бригандины (разновидность кирасы) и ранние латы могли застегиваться на спине.

Пример нагрудника, который раскрывался сбоку (слева) и пример кирасы, стянутой ремнём (справа). Изображение предоставлено Тимуром Великотравом
Пример нагрудника, который раскрывался сбоку (слева) и пример кирасы, стянутой ремнём (справа). Изображение предоставлено Тимуром Великотравом

Долгое время существовал тип крепления «ремень-пряжка-ремень», но в последних десятилетиях Средних Веков появился тип крепления с выступающей заклепкой (к ней прикреплялась накладывающаяся пластина).

На изображении слева — тип крепления с ремнём, а справа — с заклёпкой
На изображении слева — тип крепления с ремнём, а справа — с заклёпкой

Заклёпки использовали на поздних ножных латах (а также на наручах и латных рукавицах). Однако такой вид крепления просуществовал недолго, так как латная защита ног постепенно стала исчезать.

Изображение предоставлено Тимуром Великотравом
Изображение предоставлено Тимуром Великотравом

Также заклёпки использовались и для крепления ботинок-сабатонов. Вопреки распространенному заблуждению, боевая обувь не надевалась как современные носки, а покрывала лишь верхнюю часть стопы, шнуровалась к носку обычной обуви, после чего затягивалась ремнями.

Надев почти весь доспех, рыцарь надевал шлем и стальные перчатки.

Крюк для копья и гульфик

Также у доспехов были небольшие, но важные детали вроде опоры (крюка) для копья и гульфика.

Крюк позволял использовать тяжёлые копья и наносить мощные удары.

Крюк для копья. Круглый элемент выше — рондель. О нём мы подробнее поговорим в других частях. <a href="https://www.popmech.ru/weapon/240660-rossiya-v-dospekhakh-snova-o-samom-krutom-rytsarskom-turnire-v-mire/?testSeparatorTime=" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Крюк для копья. Круглый элемент выше — рондель. О нём мы подробнее поговорим в других частях. Источник

Так копьё не проскальзывало через впадину под плечом, а всадник мог перенести на наконечник всю энергию, чтобы сделать более точный удар.

Гульфик же пришёл из повседневной мужской одежды XIV века. Тогда мужчины носили чулки (шоссы), которые шнуровывались к белью. Позже шоссы стали сшиваться сверху вместе, а промежность спереди стала закрываться отдельным клапаном — гульфиком.

Гульфик. Изображение предоставлено Игорем виноградовым
Гульфик. Изображение предоставлено Игорем виноградовым

В XVI веке гульфик начал применяться как стальной защитный элемент. В доспехе гульфик привязывался ремнями как отдельная пластина с плотной подкладкой и присоединялся к нижнему краю рубахи. Не все доспехи оснащались этим элементом. В конных поединках гульфик не надевался, потому что мешал посадке на лошадь.

Мы разобрались в общем устройстве доспехов, в следующих частях детально поговорим о каждом элементе по отдельности. Всего в цикле будет 6 частей — по одной на каждый основной тип защиты, включая вводную первую часть.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

6969 показов
28K28K открытий
88 репостов