Мы делали ремастер
целый год
Gamedev
Smirnov School

Устройство средневековых доспехов: гайд для художников, часть 1

Из каких частей состоит латный доспех? Как он крепится к телу рыцаря? Как элементы соединяются друг с другом? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами.

Латный доспех — защитное снаряжение, которое сначала закрывало самые уязвимые части тела рыцаря, а с XIV века — всё тело целиком.

Под рыцарским доспехом понимается в первую очередь защитное снаряжение воинского сословия в Европе в Средние века и эпоху Возрождения. Доспехи периода Античности, Нового времени или произведенные в Азии (вне Европы) к ним не относятся.

Эта статья — первая из цикла о рыцарских доспехах. Здесь мы расскажем о креплениях, общем устройстве и порядке надевания, а в следующих поговорим об отдельных элементах.

За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.

Общий состав доспеха и порядок одевания

Обычно доспех состоял из нескольких элементов, которые надевались на поддоспешную одежду, скреплялись вместе и выполняли защитную функцию. Поэтому у доспехов есть множество неочевидных нюансов, которые стоит учитывать.

В средневековье носить доспехи и сражаться могли не только рыцари, ведь наёмники и обычные солдаты тоже носили разную броню и защиту. Однако доспех стоил очень дорого и люди из низших сословий не могли позволить себе полный набор экипировки, обходясь лишь отдельными частями вроде простой кольчуги или шлема.

Рыцарский доспех часто определялся эпохой, географией и уровнем жизни. Дороговизна объяснялась тем, что обмундирование создавалось индивидуально, а мастера отталкивались от анатомических особенностей заказчика и подгоняли доспехи по фигуре.

При этом воины и рыцари могли носить защитное снаряжение других стран и регионов. Русский дружинник с юга мог носить монгольский куяк, а солдат с западной части страны — европейскую бригандину. Это было обусловлено торговыми связями, модой, развитием металлургии, доспешного ремесла и условиями ведения боевых действий. Рыцарь не собирал себе доспех из разных частей как конструктор Lego, а скорее адаптировался под ситуацию и исторический контекст.

В целом доспех состоит из поддоспешной одежды, защиты корпуса, шлема, защиты плеч (наплечников), защиты локтей (налокотников), защиты рук (наручей), защиты кистей, защиты ног (сабатонов, наколенников, наголенников) и, иногда, наддоспешной одежды.

Все детали доспеха не висят в воздухе и не приклеиваются к фигуре владельца. Они крепятся к поддоспешной одежде с помощью шнурков и ремешков или плотно затягиваются на теле.

На изображении показано, как элементы доспехов крепятся к поддоспешной одежде. Источник

Поддоспешная одежда

Сперва рыцарь надевал на себя поддоспешник, самым популярным видом которого была стёганка (дублет, жак, акетон или любая другая разновидность).

Слева — стёганый поддоспешник XVI века. Справа — изображение лучника в жаке (фрагмент раки Святой Урсулы Ханса Мемлинга)

Иногда его делали из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой, затем прошивали. В некоторых случаях набивали старыми тряпками, хлопковой ватой, пенькой или паклей, а верхние слои пропитывали воском для прочности.

Временами толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В этом случае в неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара.

Акетон Карла VI. Источник

Вопреки распространённому заблуждению, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.

Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто встречалась такая комбинация: стёганка, сверху — кольчуга, сверху — латный доспех.

Преимущество многослойной защиты было в том, что она могла намного лучше перекрыть поверхность тела и спасти в случае пробития верхнего слоя, недостаток — ограничение движений рыцаря и большой вес.

Иногда кольчугу специально не надевали, чтобы сделать рыцаря мобильнее. В таком случае специальные кольчужные вставки надевали на уязвимые места — подмышки, бёдра, сгибы локтей, горло.

Латный доспех

После стёганки или кольчуги рыцарь надевал на себя полноценный доспех из больших металлических пластин различной конструкции.

Иллюстрация Грэма Тёрнера. Источник

Полный доспех состоял из кирасы, наплечников, шлема, наручей, рукавиц, набедренников, наголенников и ботинок-сабатонов. Более конкретно о них мы поговорим в следующих статьях.

В эпоху крестовых походов рыцари часто использовали наддоспешники — одежду, которая надевалась поверх брони и защищала от жары, ветра и песка.

Иногда надевалась обычная стёганка, но чаще — сюрко (длинный плотный плащ). Его шили из плотной ткани, украшали гербами владельцев или их сюзеренов.

Способы крепления доспехов

Как мы уже упоминали, любой латный доспех крепился к поддоспешной одежде или кольчуге. Европейские средневековые латные наплечники были оборудованы специальными кожаными язычками с двумя отверстиями. С их помощью наплечник можно было крепко привязать к плечу тонкими кожаными или тканевыми шнурками, которые выходили из поддоспешника. Таким же образом крепились и латные бёдра.

Сначала латная защита рук состояла из раздельных элементов, но позже её стали соединять пластинами с помощью приклёпанных изнутри ремней, а потом стали соединять подвижными заклёпками. Так конструкция стала прочнее.

Однако варианты раздельного ношения элементов защиты рук давали большую подвижность и продолжали использоваться.

Вариант с приклёпанными ремнями и заклёпками. Источник

К телу доспехи притягивались ремнями. Защиту старались подогнать по фигуре владельца, и зачастую один и тот же доспех не могли носить люди с разной комплекцией.

Кирасы (латы из нагрудной и спинной пластин), например, можно условно разделить на два типа:

  • Соединённые с помощью ремней. Ремешки на плечах и по бокам соединяли нагрудную пластину с наспинной.
  • Соединённые комбинацией металлических петель и ремней.
Изображение предоставлено Игорем Виноградовым

Чтобы подогнать кирасу по телу, её можно было стянуть в районе пояса специальным тонким ремешком. Бригандины (разновидность кирасы) и ранние латы могли застегиваться на спине.

Пример нагрудника, который раскрывался сбоку (слева) и пример кирасы, стянутой ремнём (справа). Изображение предоставлено Тимуром Великотравом

Долгое время существовал тип крепления «ремень-пряжка-ремень», но в последних десятилетиях Средних Веков появился тип крепления с выступающей заклепкой (к ней прикреплялась накладывающаяся пластина).

На изображении слева — тип крепления с ремнём, а справа — с заклёпкой

Заклёпки использовали на поздних ножных латах (а также на наручах и латных рукавицах). Однако такой вид крепления просуществовал недолго, так как латная защита ног постепенно стала исчезать.

Изображение предоставлено Тимуром Великотравом

Также заклёпки использовались и для крепления ботинок-сабатонов. Вопреки распространенному заблуждению, боевая обувь не надевалась как современные носки, а покрывала лишь верхнюю часть стопы, шнуровалась к носку обычной обуви, после чего затягивалась ремнями.

Надев почти весь доспех, рыцарь надевал шлем и стальные перчатки.

Крюк для копья и гульфик

Также у доспехов были небольшие, но важные детали вроде опоры (крюка) для копья и гульфика.

Крюк позволял использовать тяжёлые копья и наносить мощные удары.

Крюк для копья. Круглый элемент выше — рондель. О нём мы подробнее поговорим в других частях. Источник

Так копьё не проскальзывало через впадину под плечом, а всадник мог перенести на наконечник всю энергию, чтобы сделать более точный удар.

Гульфик же пришёл из повседневной мужской одежды XIV века. Тогда мужчины носили чулки (шоссы), которые шнуровывались к белью. Позже шоссы стали сшиваться сверху вместе, а промежность спереди стала закрываться отдельным клапаном — гульфиком.

Гульфик. Изображение предоставлено Игорем виноградовым

В XVI веке гульфик начал применяться как стальной защитный элемент. В доспехе гульфик привязывался ремнями как отдельная пластина с плотной подкладкой и присоединялся к нижнему краю рубахи. Не все доспехи оснащались этим элементом. В конных поединках гульфик не надевался, потому что мешал посадке на лошадь.

Мы разобрались в общем устройстве доспехов, в следующих частях детально поговорим о каждом элементе по отдельности. Всего в цикле будет 6 частей — по одной на каждый основной тип защиты, включая вводную первую часть.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

0
44 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Ярослав Голубев

Ожидание : Заклепки историчность и  продуманность

Реальность: Доспех из мошонки дракона проще сделать

Ответить
23
Развернуть ветку
Oroch1 Zilla

Сам сериал не смотрел, но сперва подумал что это "тестовые сцены". Потом нашёл это. Они так в сериале выглядели? о_О

Ответить
0
Развернуть ветку
Добрый День

Да там весь сериал сшит из мусорных пакетов, так что броня это как раз таки идеальное попадание в общий стиль сериала.

Ответить
7
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Да

Ответить
0
Развернуть ветку
Oroch1 Zilla

Мдям...

Ответить
0
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Во втором сезоне - у них произошла реформа армии и смена поставщика :)

Ответить
5
Развернуть ветку
Миклухо Маклай

Что нетфлексу мешает спросить у оружейников как лучше сделать доспех? Кольчуга с черным тряпьем была бы лучше

Ответить
3
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

"просить у оружейников как лучше сделать доспех?"

А зачем? Шоуранер же откровенно высказался - что весь бюджет ушел на платья - а им еще армию Нильфгарда одевать во что надо было) 
И вообще они художники и так видят 

Ответить
5
Развернуть ветку
Миклухо Маклай

Его уволили, надеюсь?

Ответить
0
Развернуть ветку
terry_vasa 1719

Шоураннер свалила вину публично на дизайнера доспехов, хотя не стоит быть специалистом, что бы понять, что эти мошонки, это же стыд.

Ответить
3
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Только дизайнера доспехов заменили на дизайнера из Доктора Кто. Как я слышал

Ответить
0
Развернуть ветку
Мамай

Зачем ?! И так схавали, еще добавки просили.

Ответить
1
Развернуть ветку
Александр Вересов

А что им мешает минимально постараться во всех подобных случаях. Типа - схавают 

Ответить
1
Развернуть ветку
Pe40nkin

У них был индийский дизайнер. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Плетнев

Говно, подмышки открыты, бедра, пах, перчаток нет, под доспехами какаято накидка а не гамбезон.

Ответить
2
Развернуть ветку
Oroch1 Zilla

Нууу это по-солиднее будет. а то при взгляде на ваш первый кадр закралась мысль, что "Ой не бронелифчики ругать надо, ой не их" ) 
смена поставщика
Видимо Геральт всё-таки сделал тот квест с кузнецом за кадром :D

Ответить
1
Развернуть ветку
Hy6oMeT .

На штанах трех белых полосок не хватает.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Pe40nkin

Довольно странный текст. Проще на рисунки ориентироваться.
И никто не носил латы поверх кольчуги. Дураков таскать лишние 10кг нет. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Lonely Vasyan

никто не носил латы поверх кольчуги. 
Ты всех рыцарей средневековой Европы опросил?

Ответить
2
Развернуть ветку
Pe40nkin

Это логика и матчасть. Этот миф про латы поверх кольчуги идёт от авторов фентези и прочих, которые в музее доспех видели а как оно устроено не знали.
Причём тут же в тексте видим как элементы кольчуги подшивали к гамбезону. 

Ответить
6
Развернуть ветку
Lonely Vasyan

Это логика и матчасть.
Это твой черно-белый манямирок. Никогда не говори "никогда". 10 кг может и критичны для пехотинца, но латник - это в первую очередь конный воин. А конному воину 10 кг не принципиальны.

Ответить
1
Развернуть ветку
Uthyr

Головой подумай для начала любитель графомании и слова никогда.
Кольчуга под латами не выполняет никакой функциональной задачи.
Она имеет смысл только в местах сочленений доспехов.
И конный воин может оказаться на земле и будет вынужден толкаться и драться как пехотинец, а тяжелому пехотинцу нет смысла становиться тяжелым для себя за счет кольчуги под латной пластиной.
И на коне в том числе эти 10 лишних килограм очень принципиальны.

Ответить
4
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

С 13 по 15 й век кольчуги носили под доспехами. Потому что старые кольчуги еще "работали" и их никто не торопился на заплатки разобрать. Лишь через столетие после введения лат, когда смысла ремонтировать кольчуги не было - их разбирали на запчасти для усиления стеганок. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Uthyr

Какую функциональную роль выполняет кольчуга под латной пластиной?
Под полными латами кольчугу ни разу не видел и не приходит в голову целесобразность такого ношения.

Ответить
3
Развернуть ветку
Uthyr

Пример будет?

Ответить
0
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Ранвомерно распределенная на теле броня вообще на маневренность не влияет
- может сказаться лишь на марш броске
У Разрушителей легенд была серия

Ответить
4
Развернуть ветку
Мамай

Спасибо, ржал в полный голос, на 3:17 когда кинжалом пытался в глаз попасть, хотя можно было просто напинать по незащищенным яйкам )))
Броня новодел, с другой толщиной и весом.

Ответить
–4
Развернуть ветку
Мамай

Зато коню принципиально.

Ответить
1
Развернуть ветку
Мамай

Пока ни один рыцарь ношения лат поверх кольчуги не подтвердил.

Ответить
0
Развернуть ветку
Иоанн Тагильцев

А сколько опровергло?

Ответить
1
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Хочешь сказать носили кольчугу ПОВЕРХ лат? 
А ну да. mail coif так и носили)

Ответить
0
Развернуть ветку
Мамай

Пустая голова - это не латы.

Кольчужный капюшон (англ. mail coif) — капюшон из кольчуги, защищавший голову, мог быть как частью хауберка, так и носиться отдельно.

Первоначально составлял с кольчугой единое целое, во второй половине XIII в. (а по другим данным, ещё в середине XII в.) стал выполняться отдельно[1]. Мог включать откидной кольчужный клапан для защиты рта. Поверх кольчужного капюшона обычно надевался конический «норманнский» шлем, который к концу XII века сменил топфхельм (ведрообразный шлем).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D1%8E%D1%88%D0%BE%D0%BD

Ответить
0
Развернуть ветку
Иоанн Тагильцев

Носили ещё как, около века. Латы не сразу же стали прям защищающими все места, первые латы как всратенький конструктор, много "дыр", куда можно рубануть. Потом  пришивали кольчугу к поддоспешнику или делали сам поддоспешник сильно толще. И то, убрали не 10 кило, а скорее 5, ведь на сгибе коленей и локтей толстым поддоспешником не возьмёшь.
Ну и не стоит забывать, "любители потаскать лишние 10кг" как минимум те, кто боялся умереть от порезов и открытых ран вследствие заражения, лучше уж перелом заработать, костоправы уже тогда были, а пеницелин - нет. 

Ответить
3
Развернуть ветку
Любой якорь

Похоже что народ просто никак не может договориться в терминологии :-)

Если разговор идет о полных латных доспехах, типа максимилианского или миланского, то маловероятно что под ними носили кольчугу, максимум только кольчужные вставки и небольшие кольчужные элементы, например, кольчужную юбку. 

Но комбинированные кольчужно-пластинчатые комплекты защитного вооружения были всегда и самые разные.

Например, в XIV веке могли одевать поверх кольчуги мелкопластинчатый бригантный доспех. Только вот бригантный доспех это еще пока далековато от полного латного доспеха XV-XVI веков.

Есть образцы комбинированных готичных доспехов XV века, но во-первых, там обычно образцы где пластины прикрывают далеко не все, во-вторых историчность некоторых образцов под большим вопросом. Тут показательна история с комплектом готического доспеха из коллекции Уолеса, выставляемой в Метрополитен-музее - оружиеведы начали оспаривать достоверность этих доспехов как раз из-за того что в этом комплекте были кольчужные элементы и все вместе весило уж слишком дохрена (для боя). В итоге этот доспех все же подробно изучили, и выяснили что он был собран по меньшей мере из 4-х разных комплектов брони, а кольчужные элементы так вообще оказались реконструкцией XIX века.

Так что тут все просто. Сочетать кольчужные и пластинчатые элементы могли, и таки сочетали, т.к. то что в русском языке обычно называют латами (крупнопластинчатые доспехи) появилось далеко не сразу и было доступно далеко не всем (а их производство было локализовано только в нескольких местах, даже англинчанам пришлось натурально приглашать тех же нюрнбергских оружейников к себе на остров). Также могли сочетать неполные и облегченные комплекты латных доспехов с кольчугой. Но конечно же консервным банкам закованным в полный комплект лат с подвижными сочленениями никакая кольчуга уже нафиг не нужна была, только лишний вес от которого никакого толку. А никто лишние кг. на войну просто так таскать не будет. И если посмотреть на эволюцию европейского доспеха, то там постепенно происходит именно замещение кольчужных элементов пластинчатыми. Но комбинировать доспехи в разумных пределах конечно же могли, а вот насколько могли комбинировать - вопрос хороший, такой же хороший как и какую броню носили викинги, например :-)

Что же касается травм. Ну костоправы то может и были, только врядли они могли эффективно лечить тяжелые переломы. А помимо переломов еще большую угрозу несут ушибы внутренних органов. Небоевые потери, потери от ран (после боя) тогда всегда были высоки. А с защитой от порезов и поддоспешник справится. А вот уже от злобного мужья с пиками никакая кольчуга сама по себе уже не спасет. От арбалетного болта и от последствий ранения им кольчуга Ричарда Львинное Сердце тоже кстати не спасла.

Ответить
4
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Все верно . Кольчугу носили под латами с конца 13 по начало 15 го века.  Во первых старые кольчуги никто не выбрасывал, а во вторых -до рыцарей не сразу дошло(из за регулярных ударов по голове) что не обязательно использовать целую кольчугу и можно ею усиливать места сгибов в ватнике или стеганке.

Ответить
2
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

". Дураков таскать лишние 10кг нет. "

Ответить
1
Развернуть ветку
Pe40nkin

Это лесной эльф. 🤣

Ответить
0
Развернуть ветку
Изящный мангал

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3
Развернуть ветку
Иван Раткин

Глупый ты, это не палка - это ПОСОХ!!!

Ответить
1
Развернуть ветку
Сергей Капущак

К статье в целом вопросов нет, но нафига она художнику - классический доспех рисуют ой как редко - слишком неэписно он выглядит. Лучше бы уж про гигантские наплечники и бронелифчики рассказали - как накидать ремней и пластин так чтобы ну была хотя бы видимость того что это носибельно.

Ответить
0
Развернуть ветку
Smirnov School

Спасибо, что поделились своим мнением!:З 
Классические доспехи можно использовать в качестве референса, анализируя, как реализовать носибельность) А так взяли Ваше пожелание на заметку♡

Ответить
3
Развернуть ветку
Тимур Великотрав

Отличная статья)

Ответить
1
Развернуть ветку
Smirnov School

Шлём лучи благодарности от нашей команды авторов♡^ ^ 

Ответить
2
Развернуть ветку
Читать все 44 комментария
null