Рубрика развивается при поддержке

Невероятные приключения интровертов в Канаде или как мы посетили первую в жизни игровую конференцию (не DevGAMM)

В статье “ХОБА! Или 6 лет коту под хвост” моя жена описала процесс разработки своей игры CatPow. Мы условились писать статьи по очереди, поэтому далее я расскажу о наших попытках маркетинга игры. В частности, о посещении местной игровой конференции GDA 2019 (Game Dev Atlantic 2019), проходившей в городе Галифакс, Канада, а также попытках “выйти в оффлайн” в поисках потенциальных игроков. Этот рассказ может быть полезен тем, кому интересно, “как там у них все устроено” на местном уровне в плане организации гейм-дев конференций (по сравнению с тем же DevGAMM), а кто-то, быть может, возьмет на вооружение / покритикует / посмеется над нашими идеями продвижения игры. Или поделится своими идеями с сообществом ;)

В закладки
​Один за всех и все за одного! Так члены A42 Games воодушевляют друг друга перед боем.

Мартышкин труд

А чем плохи заурядные способы маркетинга мобильной игры?

Feature, the Cat
CEO, A42 Games

Ну типа, заплатил Гуглу за рекламу и сиди, пожинай инсталлы. Да все, вроде бы, хорошо, но платить нужно регулярно, и деньги улетают очень быстро. Качество трафика также оставляет желать лучшего, так как при рекламе приложений Гугл почему-то не дает настраивать нормально таргетинг аудитории и даже ключевые слова. Т.е., к примеру, мы бы хотели показывать рекламу игры людям, которые любят котиков и аркады и ищут в сторе что-то типа “cat games”, но такой возможности в рекламной консоли обнаружить не удалось (хотя, по-моему, при настройке рекламы веб-сайтов такая опция имеется). В итоге, потратив около 1.5 тыс. рублей реальных денег и несколько купонов на рекламу от Гугла, было решено, что затраты для нас не окупаются. Если у кого-то есть лайфхаки, как нормально таргетировать рекламу приложения через GoogleAds - делитесь в комментах.

Но вот есть же всякие ютуберы, которые делают обзоры!

Feature, the Cat
CEO, A42 Games

И это верно, но ютуберов, которые делают обзоры малоизвестных мобильных инди игр - что пальцев у твоей кошки, и нам не удалось найти нормальных обзорщиков, которые бы стоили того, чтобы тратить на них время. Если у кого-то есть ссылки на обзорщиков мобильных инди - сообщите, пожалуйста, нам. ;)

Форумы! Вот я читала про мужика на хабре\дтф, так он с проплаченного поста на форуме получил самый большой приход юзеров!

Feature, the Cat
CEO, A42 Games

Да, мы, скорее всего, тоже читали этот пост. И тогда, сколько-то лет назад, так оно и было. Но на дворе почти 2020, и мы сомневаемся, что форумы до сих пор играют какую-то существенную роль. Если у кого-то есть свежие примеры - вы знаете что делать. ;)

Такое чувство, что я кручусь-верчусь как белка в колесе, но как об стену горох.

Сизиф
Инди-разработчик

Вобщем, по тем или иным причинам, вышеперечисленные способы нас не устраивали и хотелось чего-то нового и необычного. И тут мы узнали, что в канун Хэллоуина в Галифаксе проходит …

Выставка кошек

И тут нас осенило! На выставке кошек будет куча людей, которым 100% нравятся котики >>> у нас игра про котиков >>> “клиента надо брать горячим”. Решено было как следует подготовиться, так как времени до выставки оставалось прилично, около 3х недель. Мы заказали 2 футболки с логотипом игры спереди и QR-кодом на спине, а также 500 визиток. По задумке люди должны были заинтересоваться логотипом и просканировать код, который вел на страницу игры на нашем сайте (где мы настроили отслеживание переходов именно по QR-коду), откуда уже можно было перейти в стор.

Всего на футболки и визитки мы потратили около 3500 р., отложили еще около 500 р. на билеты и довольные стали дожидаться назначенного дня (футболки и визитки были доставлены примерно за 5 дней до мероприятия). Как вдруг, совершенно случайно (и здесь хотелось бы покоситься в сторону организаторов и того, насколько скромно рекламируется данное событие), просматривая список канадских игровых конференций, мы узнаем, что через 3 дня в самом центре Галифакса проходит ежегодная гейм-дев конференция атлантических провинций ...

GDA 2019

Средств из семейного бюджета, равно как и душевных сил (мы ж интроверты, Вы помните :)), на второе публичное событие в течение одной недели совсем не предусматривалось. Но черт побери! Игровая конференция прямо под носом, в провинции, которая декларирует поддержку гейм-дев- и мультимедиа-компаний. Для нас, недавно прибывших эмигрантов, это был бы отличный шанс заявить о себе, посмотреть на уровень местного гейм-дева, послушать полезные доклады ну и тд.

Но с другой стороны...​

С другой стороны, в плане привлечения новых заинтересованных игроков, это событие, скорее всего, уступает кошачьей выставке, да и цена на билеты кусается (около 3000р). И тут пришло второе озарение! Раз уж провинция декларирует поддержку местных разработчиков, а страна - новых иммигрантов, так пускай покажут это в деле! Решено было написать организаторам конференции и спросить, а возможно ли нам сделать скидку на билеты или вообще, в порядке бреда, пройти бесплатно? “И шо ви таки думаете, Фима?” Таки да, на следующий день мы получаем ответ, который не оставил нам сомнений, что на том конце провода тоже наши люди :) Ответ гласил: спасибо за интерес к конференции, мы искренне верим в разнообразие, в том числе и экономическое разнообразие (имеется в виду, что они рады участникам с любым экономическим положением, даже нищебродам), поэтому они кинули клич, кто из местных студий может спонсировать нам билеты, и студия Cold Furnace Studios вызвалась помочь (хоть они вряд ли это прочитают, но еще раз спасибо им за это).

Ну вот, теперь точно придется идти и говорить с людьми, подумали мы :) Через 2 дня, собравшись с силами, набрав визиток и надев кошачьи футболки, мы стояли перед отелем Four Points, где проходила GDA 2019. Сама конференция была частью Hal-Con Sci-Fi, Fantasy and Gaming Convention, (аналог местного Комик Кона, как мы поняли), проходила всего 1 день и предваряла собой основной эвент.

Внутри нас ждали 2 небольших зала, в одном из которых стояли столы (штук 5 - 6), где можно было попробовать поиграть в творения местных умельцев.

Часть этого зала была отведена под VR-площадку, где каждый мог попробовать хоррор Dagger Woods (про мать, у которой умерли дети и где надо бродить по старому дому в лесу), разработчики которого были одними из спонсоров конференции. Ребята заморочились и сделали выставку картин по мотивам игры.

Реальные картины, гуашь, бумага, все дела.​

Из разговора с автором узнали интересную деталь - он продал свой дом чтобы оплачивать разработку! ПАЦАНЫ, ДУХ СТАРОЙ ШКОЛЫ ВСЕ ЕЩЕ ЖИВЕТ! ТОЛЬКО ХАРДКОР! ТОЛЬКО ТРУ ИНДИ!

Еще запомнилась, в первую очередь необычной идеей, игра про то, как Сталин не умер, сделал себя киборгом, попутно наштамповал целую армию киборгов и захватил мир. Мы при этом играем за ведьму, которой нужно спасти мир от “красной чумы”.

Другой зал был отведен под доклады и вмещал не более 200 человек по нашим ощущениям (сидячих мест около 100). Доклады проходили в 2 захода с перерывом на обед (бесплатный). Надо сказать, что качество докладов и умение докладчиков говорить оставили приятное впечатление (как для конференции, которая проходит в городе с 400 000 населения. Думается, в нашем родном Череповце было бы намного печальнее в этом плане). Больше половины слушателей были студенты, видимо сказались дешевые или даже бесплатные билеты для них, бесплатная еда + пары прогулять - это же святое дело ;)

Второй зал. ​Еще лепят штамп на тыльную сторону ладони на входе, который пачкается и размазывается. Идеально для наших белых футболок :)

Разговорились с парнем, сидевшим рядом с нами. Оказалось. что он тоже инди-гай и делает игру для Стима про то, как искусственный интеллект бурильной машины на пути к центру планеты потерял связь с поверхностью и людьми и внезапно оказался в человекоподобном теле, запертом где-то в лабиринте глубоко под землей.

Кстати, доклады мы снимали на телефон, чтобы можно было дома переслушать и перевести какие-то места, если вдруг не поймем с первого раза. Но оказалось, что съемка докладов не ведется впринципе, т.е. вся эта полезная информация будет доступна только для 100 - 150 непосредственных посетителей. Это показалось нам несправедливым и мы, по простоте душевной, решили выложить наши записи в YouTube. Выложили первое видео, и что тут началось! :) Оказывается, в докладах на публичной конференции, где присутствовало больше сотни человек, была какая-то проприетарная информация, и нужно срочно все удалить (это нам прилетели ататашки от организаторов конференции. Причем, мы заранее спросили у них, будет ли ОК, если мы выложим. Ответа ждали неделю, не дождались и восприняли молчание как знак согласия :)). Эта оказия приключилась с докладом про телеметрию в мобильных играх от представителя Ubisoft. Впоследствии мы уже напрямую писали докладчикам и большинство из них давали нам свое благословение. Так что если кому-то интересны доклады на английском - милости просим на наш YouTube-канал. Планируем выложить еще 4 - 5 докладов, подписывайтесь! ;) Кстати, интересно, как бы все это происходило, выложи мы доклады с DevGAMM, например?

Кормили вкусно, много и бесплатно.

После всех докладов было мероприятие, называемое “Миксер”, а по нашему “пьянка”, где люди могли пообщаться в неформальной обстановке. Так как проходило оно уже в десятом часу вечера, а мы были с 6 утра на ногах, не являемся большими любителями шумных вечеринок и не пьем (ну и интроверты, да :)), то данную возможность нетворкинга пришлось пропустить.

Таки выставка кошек

Через день после GDA мы, следуя нашему первоначальному плану, поплелись на выставку кошек. Зрелище было довольно удручающее, и само мероприятие, судя по всему, проводится больше для заводчиков, нежели для обычных посетителей, которые приходят поглазеть на котиков (происходят замеры и взвешивания, конкурсы “чья порода лучше” и т.д.). Маленький зал, куча запертых в клетках котэ, мало посетителей, много заводчиков, но их средний возраст подходит к 50 и у многих кнопочные телефоны :) Т.е. даже смысла нет давать им визитку.

Помыкавшись по выставке и раздав визитки всем подходящим людям, мы решили, что нужно мыслить тактически и контролировать поток входящих людей, чтобы раздавать визитки в одном месте и не запоминать, кому мы уже дали, а кому еще нет. Делать это на глазах у кассира было как-то стремно (все-таки мы не согласовывали с организаторами наши действия), поэтому мы вышли в холл и стали работать швейцарами :) Приглашали проходящих людей (стараясь выбирать тех, которые подходили бы под параметры наших потенциальных пользователей, т.е. тех, кто помоложе и преимущественно женского пола) зайти на выставку, попутно вручив им нашу визитку. Люди охотно соглашались, а организаторы по итогам нашей деятельности задолжали нам приличную сумму, т.к. более сотни проходящих людей заглянули к ним, оплатив билет, чай\кофе\печеньки\сувениры и, может быть, даже купив кота. Постояв таким образом около 2х часов, исполнившись чувства выполненного долга и промерзнув до костей мы вернулись домой.

Партизанский маркетинг: Итоги

За все время нашей оффлайн-пропаганды мы раздали около 70 визиток и светили футболками с QR-кодами более 10 часов. Статистика переходов на наш сайт показывает, что с помощью кодов с визитки к нам пришло, только не падайте со стула, 5 человек. С QR-кодов, которые мы носили на спине - 2 посетителя. Да, вера в человечество потеряна :)

На самом деле, плохой опыт - это тоже опыт, и мы извлекли несколько уроков из всего этого (кому-то они могут показаться очевидными):

  • Мы переоценили значение QR-кодов и уровень осведомленности людей о том, что с ними делать. Имея более-менее современные смартфоны мы думали, что нет ничего проще просканировать код, тем более что такая возможность встроена в дефолтную камеру. Оказалось, что люди либо вообще не знают, что с этим делать, либо думают, что сначала надо скачать спец. приложение для сканирования кодов (вряд ли кто-то будет это делать специально ради нас), либо имеют бабушкофоны :) Адрес сайта и хоть какое-то описание того, что нарисовано на визитке, мы не додумались вставить, понадеявшись на любопытство людей. Зря.
  • Если будете печатать код на футболке - то больше, не значит лучше. Мы напечатали код во всю спину и, как следствие, люди не всегда могли отсканировать его, так как на лопатках и в районе талии он искажается, как бы прямо ты не стоял :) Выбирайте самое плоское место на Вашем теле для печати QR-кода (возможно, между лопатками было бы в самый раз).
  • Не всегда хорошо примазаться к какому-то мероприятию для само-рекламы. По прошествии времени нам кажется, что достаточно много людей, которых мы приглашали на выставку кошек, даже не понимали, что мы не связаны с выставкой и раздаем не пригласительные билеты или флаеры, а что-то про мобильную игру.
  • “Отсканируй меня и поиграй в мою игру” - слишком двусмысленно и расплывчато. Объяснять каждому, что это значит, не было ни желания ни времени, так что нужно было побольше подумать над посланием на визитке перед печатью, сделать его более понятным, чтоб было ясно, что именно мы хотим от человека.
  • Айфоны рулят! Было замечено, что у большинства людей, не считая тех, у кого совсем уж старые кнопочные телефоны, в руках именно продукция Apple. Мы, конечно, знали, что в Северной Америке будет некий перевес в сторону iOS, но не подозревали, что такой сильный. Большинство людей молодого и среднего возраста на конференции, выставке, в автобусе, просто на улице - все ябловоды. А у нас даже не было версии для iOS и ее релиз особо то и не был в приоритете :) (хотя теперь - да) Поэтому, чтобы отхватить кусок жирного северо-американского пирога - выпускайте под iOS ASAP!

Вот такие пироги с котятами. Подписывайтесь на твиттер\инстаграм\фейсбук, если кому интересны наши злоключения.

Ссылки на всякие штуки, упоминавшиеся в статье:

Доклады с GDA (наш YouTube канал): https://www.youtube.com/channel/UCnISR4jdWs8W-uYejaEPM8g/videos

Наш твиттер: https://twitter.com/a42games

Наш инстаграм: https://www.instagram.com/a42games/

Наш фейсбук: https://www.facebook.com/a42games

CatPow (пока только на Андроид): https://play.google.com/store/apps/details?id=com.a42games.catpow

Dagger Woods, VR хоррор: https://www.daggerwoods.ca/

Soviet Cyborgs and Wicked Witches (про Сталина и ведьм): https://twitter.com/SovietAnd

The machine that BREATHES (про бурильную машину в теле человека): https://store.steampowered.com/app/1126210/the_machine_that_BREATHES/

Разработка игр и всё, что с ней связано.
{ "author_name": "kumade", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 44, "likes": 45, "favorites": 62, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 84579, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Nov 2019 14:55:30 +0300", "is_special": false }
Разработка игр для PC, консолей
и мобильных платформ
Я готов!
0
44 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Очень близок))) +

Ответить

Самарский спрей

Артем
20

Это еще что, у нас в компании все со всеми переспали ;)

Ответить
15

Куда резюме слать?

Ответить
0

Третий лишний) 

Ответить
0

Кто сказал? А как же double penetration? :(

Ответить
–1

Пиздец вы дегенераты. Стыдно за вас. Вообще-то это жена автора статьи. Бан не мешало бы давать за такое.

Ответить
0

На дтф так-то самая адекватная аудитория, ты что!

Ответить
0

Зачем куда-то что-то слать, кому нужна эта бумажная волокита? Вот, проходите, присаживайтесь на кожаный диван.

Ответить

Самарский спрей

Alex
0

Мы пока не готовы расширяться ;)

Ответить
0

у нас так же - все норм))) 

Ответить
0

вроде попал

Ответить
0

Куда?

Ответить
0

куда хотел походу

Ответить
7

тем более что возможность QR-кодов встроена в дефолтную камеру

Разве? Никогда такого не видел

Ответить

Смутный Влад

Алексей
1

Google camera и все телефоны на Android One, но это не дефолтная камера как ни крути

Ответить

Самарский спрей

Алексей
1

В айфонах есть даже с более древних времен, по-моему, чем в Андройдах (где с 8 версии появилось). Т.е. где-то года 2 уже это встроено.

Ответить
5

Вижу лапку котика - ставлю плюс!

Ответить

Самарский спрей

0

Удалённый комментарий 

Ответить

Смутный Влад

Самарский
4

На будущее: это делается через замену комментария на слово del

Ответить

Смутный Влад

Смутный
2

Сообщение удалено

Ответить
0

Ты просто не оригинален.

Ответить
0

Сообщение удалено

Ответить
1

Гггг, Юбисофт не очень рада что кто-то выкладывает видео о их докладе про телеметрию пользователей. Вот почему я не удивлен?

Ответить

Самарский спрей

Vladimir
0

Была такая мысль, т.к. дяденька, который докладывал, прямо в начале сказал, что ему запретили использовать слово "шпионить" в своем докладе :) Но если серьезно, то камон, сотня человек (из них большинство студентов) все это слышали и все-равно расскажут кому-то, если надо будет, зачем делать из этого секрет, не ясно.

Ответить
0

Люди рассказывающие говорят и всегда если что можно сказать они неправильно поняли. Видео же - пруф, ещё и от представителя компании. Дальше боязнь компаний бури комментариев на Ютубе бла бла бла.
Не они же первые как никак. ЕА лицензирует маркетологические техники обмана и продажи лутбоксов, рассказывает о них на таких съездах, но отрицает их существование в интервью и против роликов об этом в англоязычном интернете. Не они первые короче говоря.

Ответить

Самарский спрей

Vladimir
0

Все так, но казалось, что сбор данных о пользователях это уже настолько обычная практика, никого уже не удивить этим. Тем более в самом докладе не было ничего такого шокирующего, базовые примеры, типа вот пользователь делает, например, покупку, мы отсылаем на сервер, там у нас табличка с такими-то полями и потом мы по этой табличке запускаем такой-то запрос, чтоб получить знание о таком-то поведении пользователя. Ну видимо решили перестраховаться, да.

Ответить
0

Дело в том что по дждпр тому же европейскому любой сбор данных должен сопровождаться сообщением об этом пользователю, с разъяснением как данные используются, какие, с правом удалить их. Американские компании ОЧЕНЬ старательно не акцентируют внимание на сборах данных и не любят когда на этом акцентируют внимание в СМИ и на ютубе. Хотя и не скрывают. Они не хотят, чтобы обычный средний пользователь об этом знал или задумывался (на разрабов им побоку, главное чтобы не знали покупатели). Общественный секрет. Это как 500 кв м дом нашего мэра. Много кто об этом знает, но стоит крикнуть об этом посреди улицы - получишь по шапке.

Ответить

Самарский спрей

Vladimir
0

Интересно. Пока что, самая ценная, в информационном плане, ветка комментариев у Вас.
Но, по идее, если их приложения в сторе, то там должны быть все эти разъяснения для юзеров, кто захочет - тот прочитает, а кто не захочет - прокликает дальше. Т.е. и так все должно быть написано там, так ли уж важно, что кто-то сказал то же самое на видео с какой-то местной конференции, которое, опять же, кроме разработчиков мало кто будет смотреть :) Это риторический вопрос, в целом я понял Вашу мысль.

Ответить
0

Риторическим вопросом также будет "кто полностью читает лицензионное соглашение?"

Ответить
1

надо было пару  скринов из игры хотя бы вставить.....

Ответить

Самарский спрей

FlyTroll
1

Дык пост то не про игру (про нее можете по ссылке в начале статьи почитать), а про продвижение и вот это вот все. Как-то не очень к месту бы было, как мне кажется ;)

Ответить
0

отличный маркетинговый ход нашить футболок с кодом на спине чтобы ходить по выставке с портфелем и в куртке

Ответить

Самарский спрей

Юлия
1

Ааа, так вот почему никто не зашел по QR-кодам с футболок! Спасибо, дело раскрыто :)

Ответить

Серый пришелец

0

Открыл страницу с вашей игрой, посмотрел скрины, качать не стал. Может сделаете для начала игру, в которую будет хотеться поиграть?

Ответить

Самарский спрей

Серый
2

Заметано! Высылайте ТЗ, будем делать Вам персональную игру ;)

Ответить

Серый пришелец

Самарский
0

Учитывая количество загрузок, вы примерно по такой бизнес модели и работаете.

Ответить
0

Использование живых котиков в коммерческих целях. Ясно.

Ответить

Самарский спрей

BBHunter
0

Ну не мертвых же использовать ;) А вообще не совсем понял, не могли бы Вы пояснить мысль? Во-первых,  Вы про выставку кошек, про нашу кошку или про инстаграм-котов говорите? И во-вторых, Вы так говорите, как будто это что-то плохое :) Тут все в выигрыше от коммерческого использования, по-моему.

Ответить
0

Вы не учли вариант, в котором люди знают, как сканировать QR-код, имеют возможность это сделать, но им нахер оно не нужно. Реклама на визитке уровня "я сделяль, похвали". Поэтому и сработало все это плохо. Удачи в начинании!

Ответить

Самарский спрей

Антон
0

Спасибо. На вкус и цвет товарища нет, но я не согласен. Учитывая, что половину должен был занимать qr-код, для того чтобы нормально считываться, не так то много вариантов для оставшейся половины. Минималистично и, как по мне, побуждает узнать, что там как. Тем более если тебе вручают такое на игровой конференции и если ты знаешь что с этим делать. 

Ответить
0

Сообщение удалено

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }