Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Американский художник Стив Эллис поделился приёмами разметки комикса, которые помогут направить взгляд читателя в нужном направлении и сделать чтение более увлекательным.

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Динамические кадры в комиксах

Есть много разных способов рассказать историю. Но хороший сторителлинг обычно требует трёх вещей: ритма, плавности повествования и баланса. Этих качеств можно добиться с помощью движений персонажа, его действий, а также того, где и как вы начинаете/заканчиваете сцены и их последовательности. При этом многие художники недооценивают такие инструменты сторителлинга, как панель (кадр) и гаттер, канавка (пространство между панелями).

Панель — это рамка, в которую автор помещает какой-то момент комикса. Картинка в панели должна обязательно выдвигать некоторую идею. То есть, содержимое каждой панели — это всегда самостоятельная, законченная мысль. Длина этой мысли может быть разной: от одного слова до целого абзаца.

Но и без учёта содержания, благодаря одной только своей форме, панель — это уже инструмент повествования. Она отграничивает содержащуюся в ней идею от предыдущей и от следующей мысли. Панель как стена, которая говорит читателю: «Вот законченная мысль, прочти её и переходи к следующей». Поэтому, когда вы планируете разметку страницы, подумайте вот о чём:

1. С чего начинается и чем заканчивается страница?

2. Что должно произойти между этими двумя точками, чтобы показать прогресс в повествовании от начала к концу?

3. За сколько шагов лучше всего рассказать об этом прогрессе, и что нужно включить в каждый шаг?

4. Мысленно переведите эти шаги в панели/кадры.

5. Как убедиться, что читатель будет переходить от одной панели к другой?

6. Как сделать так, чтобы последняя панель направляла читателя на следующую страницу?

Стив начинает с эскизов, которые ведут его по истории, изложенной на странице. Каждая панель намечается отдельно, поэтому изначально те рисунки, которые позднее станут вклейками/вставками (insets) или большими панелями, будут все одного размера. Это позволяет художнику увидеть, какие из них должны быть больше или меньше, или превратиться во вклейки. Также он видит, где можно избавиться от границы кадра, и решает, какие кадры ему нужны.

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Художник следит за тем, чтобы панели вели читателя слева направо и сверху вниз — это стандартное прочтение комиксов в западном стиле. Все действия героев на панелях направляют взгляд читателя либо горизонтально по странице, либо вниз, к следующему уровню панелей:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

В окончательном варианте эта страница будет выглядеть примерно так:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Динамика, показанная на рисунках, сама подсказывают читателю, куда нужно смотреть дальше.

Как направить читателя на следующую страницу?

Есть несколько видов панелей, которые будут полезны в качестве повествовательного инструмента. Они довольно стандартные, но их можно использовать разными способами и в разных комбинациях, чтобы придать истории драматизма. Добавление нескольких панелей к действию поможет растянуть время, показать детали или этапы действия, которые в противном случае никто не увидит. Например, если вы потратите пару кадров, чтобы приблизить какой-то объект, это вызовет у читателя волнение или напряжение.

Вот некоторые полезные виды панелей:

- одиночный кадр головы с близкого расстояния:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

- крупный план персонажа или предмета:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

- дальний план, который подходит для создания сцены или широкой демонстрации действия:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

- кадр с силуэтами, очень подходящий для нагнетания драмы:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

- один персонаж на заднем плане;

- один персонаж на переднем плане, один на заднем;

- кадр с изображением действия.

Как организовать панели с помощью гаттеров?

Пустое место между панелями называется гаттером. Если каждая панель представляет собой идею, то задача гаттера — быть пространством между идеями. Это пространство даёт читателю возможность усвоить содержимое предыдущей панели, прежде чем связать эту идею с содержимым следующей.

Традиционно гаттер делается одной ширины, что обеспечивает плавный переход от панели к панели, без каких-либо акцентов или скачков в чтении. Более широкая граница панели, которая оставляет читателю больше времени и места для отдыха и размышлений над историей — это хороший вариант, если вы хотите показать временной промежуток между моментами.

Вот пример панелей с гаттерами и без:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры
Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Слияние панелей

Удаление границ между панелями приводит к тому, что содержимое двух кадров сливается вместе. Это либо затрудняет их чтение, либо создает ощущение, что два действия выполняются одновременно.

Совмещать панели имеет смысл, если ли вы хотите направить читателя от одного изображения к другому, или создать ощущение, что несколько действий происходят одновременно или сразу друг за другом. Но это сложный трюк, поскольку вам нужно убедиться, что элементы одной панели не переходят в следующую — такой переход затрудняет разделение страницы на фрагменты.

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Широкий и узкий гаттер

Правильный подбор ширины гаттера может повысить реалистичность сцены:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры
Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры
Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Как ещё панели могут помочь повествованию

Панели могут служить целям сторителлинга посредством своей формы и линий, которые их образуют. Например, при переключении с одной локации на другую границы панелей можно оформлять в разных стилях. Так читатель сможет понять, что ему показывают уже какое-то другое место.

Кроме того, разные стили границ могут сигнализировать, что персонажи находятся в другом мире или в новом жизненном состоянии, или даже перенеслись в другое время — переживают воспоминание или предчувствие. Для воспоминаний, к примеру, можно использовать волнистые линии, а для предчувствия — шокирующий ломаный контур. Можно применить множество разных стилей, но главное здесь одно — смена стиля означает перемену сцены действия.

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

С полями или без?

Иногда можно добиться мощного эффекта, игнорируя поля страницы, чтобы выделить определенный объект или действие. Это хорошо сочетается с изображением отдельного предмета или силуэта. Когда панели выходят за поля, они простираются до самого края бумаги, далеко за пределы «безопасной» зоны.

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Все перечисленные типы панелей можно использовать, например, для создания такой сильной и хорошо рассказанной страницы, как эта.

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры
Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Всё, о чём мы говорили — это просто какие-то определенные подходы к повествованию. По мере того, как вы будете работать и развивать свой стиль, к вам придёт собственное чувство ритма и перемещения между кадрами. Если вы используете какие-нибудь из перечисленных видов панелей в своих макетах, это будет хорошим способом протестировать вашу идею перед тем, как приступить к окончательной разметке.

Об авторе:

Разметка комикса: как использовать панели и гаттеры

Стив Эллис — американский создатель комиксов и иллюстратор. Нарисовал комикс High Moon про оборотней на Диком Западе и приключенческие серии The Only Living Boy и The Only Living Girl. Стив работал над иллюстрациями для таких издательств, как Marvel, DC, Image и Dark Horse, а также для разработчиков компьютерных и настольных игр, в том числе Blizzard, Wizards of the Coast и Fantasy Flight.

Перевод выполнен автором в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

6767
2 комментария

Удивительно бестолковая статья.)

3
Ответить

Большое спасибо! Помогли немного разобраться в постановке панелей🙏

Ответить