Говорящие коты, бесконечное зло и свидания с учителем: разбор Persona 5

Как игра, полная глупых и смешных сцен, затрагивает серьёзные темы.

В закладки

Инди-разработчик и основатель студии Spiderweb Джефф Вогель (Jeff Vogel) в блоге на сайте Gamasutra рассказал о своих впечатлениях от игры Persona 5 и объяснил, как ей удаётся поднимать важные вопросы через историю о подростках с суперспособностями и говорящих котах. Редакция DTF выбрала главное из текста.

Persona 5 — часть франшизы Shin Megami Tensei, в которую входят книги, аниме, видеоигры и другие медиа. В ней игрок берёт на себя роль старшеклассника и сам волен выбирать, чем ему заниматься в течение дня: учиться, работать, ходить на свидания, в кино или встречаться с друзьями.

Главный герой также обладает суперспособностями, с помощью которых может входить в Metaverse — место в котором находятся желания людей. Здесь можно ловить демонов, называемых Персонами, развивать их и использовать в бою. Вогель называет Persona 5 смесью JRPG и симулятора свиданий, с элементами игр серии Pokemon.

По словам основателя Spiderweb, Persona 5 — «мрачная игра», в которой зло проявляется в тех же формах, что и в реальной жизни. В качестве примера он приводит тренера школьной команды по волейболу Камошиду (Kamoshida). Этот персонаж истязает мальчиков физическими нагрузками и домогается до девочек. Такое случается и в реальной жизни, именно поэтому Камошида выглядит очень убедительно и пугает сильнее, чем зло в Tyranny. Persona 5 касается тем, которые редко затрагивают в играх. Это и делает её интересной, считает Вогель.

Видеоигры как искусство не должны чураться рассказывать о самом разном человеческом опыте, каким бы травматичным он ни был. Вместе с тем, отмечает геймдизайнер, основная аудитория этого медиа — подростки, с которыми трудно говорить на такие темы.

Если они и поднимаются, то, как правило, в инди-проектах. Persona 5, в свою очередь, — большая и финансово успешная игра, но в ней полно ужасных вещей, которые должны были бы оттолкнуть аудиторию от неё, оскорбить. Но этого не происходит. Всё потому, что игра, наполненная подобным материалом, не позволяет себе шутить над изнасилованием или сексуальным домогательством.

Вогель указывает на один из повествовательных приёмов, которые используют разработчики, чтобы показать всю серьёзность Persona 5. Для того, чтобы получить магические способности, героя должны предать. Персонажу также нужно попасть в Metaverse, где происходит осознание случившегося. Тогда на лице героя появляется маска — та часть человека, которая всё ещё доверяет людям. После того, как персонаж сорвёт её, испытывая боль и истекая кровью, он освободится.

Геймдизайнер называет сцены обретения героями своих персон «напряженными, причудливыми, глупыми и искренними». Игре удаётся оставаться серьёзной даже несмотря на безумные анимации и мульяшного кота. Это, считает Вогель, и есть секрет Persona 5.

Игра очень непоследовательна — она может в одно мгновение превратиться из глупой и смешной в мрачную и тяжёлую по атмосфере. Это, по мнению геймдизайнера, и отличает хорошую историю, потому что тональность жизни меняется так же.

Persona 5 о раненных людях, которые пытаются восстановиться и стать счастливыми. Она о том, как людей используют и предают, но также и о том, как после этого оправляются и становятся лучше. Поэтому когда персонажи отвлекаются на поедание жаренных яичек осьминога — это не минус, а сама суть. ​

Джефф Вогель
основатель Spiderweb

Кроме того, Persona 5 — это окно в японскую культуру. Жёсткая сатира над социальным и политическим устройством страны. Вогель видит плюс в том, что она позволяет взглянуть на проблемы других государств, не как стороннему наблюдателю, а как субъекту их воздействия.

Ещё одним достоинством Persona 5 Вогель считает возможность «плохо себя вести». По его словам, игра позволяет это делать совершенно не так, как это принято в западных RPG.

Вы можете быть ответственным школьником, делать домашние задания, найти подработку. Или можете устроиться на работу в бар, встречаться со своей подругой алкоголиком-репортёром и ходить на свидания с учителями. ​

Джефф Вогель
основатель Spiderweb

В заключении геймдизайнер отмечает, что в игре, на прохождение которой уходит более 90 часов, не может не быть недостатков. К резким сменам настроения нарратива приходится привыкать, то как изображены геи может показаться оскорбительным, а персонаж Горо Акечи (Goro Akechi) выглядит так, будто «спустился на парашюте» из другой игры. Однако Persona 5 стала примером того, как видеоигры могут затрагивать серьёзные темы и заставила Вогеля задуматься над потенциалом этого медиа.

#разбор

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Андрей Верещагин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440"], "comments": 57, "likes": 35, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 8961, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sun, 06 Aug 2017 20:40:26 +0300" }
{ "id": 8961, "author_id": 22254, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/8961\/get","add":"\/comments\/8961\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/8961"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954, "last_count_and_date": null }

57 комментариев 57 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
9

поедание жаренных яичек осьминога

*кхм* У осьминогов нет яиц. Почему было просто не написать такояки?

Ответить
2

Пока лучше persona 2 и smt: nocturne (lucifer's call) ничего не видел. Увы не могу оценить persona 5 ибо консоли нет, а комп не тянет.

Ответить
1

Комп не тянет? Надеюсь, через пару-другую патчей поправят

Ответить
0

Эмулятор PS3 уже нормально запускает Персону. Вот только железо надо не слабое иметь, чтобы фпс стабильный иметь, или хотя бы 30 получать

Ответить
–9

Аа, эмулятор PS3. Просто нормальные люди уже давно прошли её на консоли, а пекари всё никак не угомонятся, что нормальные игры уже давно не выходят на их "царской" платформе

Ответить
0

Кроме персоны я не видел ни одной игры в которую бы приятно было бы сыграть на консоли. Нормальные игры? Не думаю что на консоли последних лет что-то вообще есть нормальное. Вот ps1-2 были хороши.

Ответить
–1

Всё, что выходит на консолях, по умолчанию играется удобнее, чем на пекарне. Даже RTS теперь вполне себе лучше играется на консолях, чем на пеке

Ответить
1

дуель пекаря и консольщика в starcraft 2 (если бы sk был на ps) была бы сродни спаррингу бойца мма и безконтактника.
rts которые удобно играть на консоли это точно не competitive уровень

Ответить
0

Только вот deadcraft 2 сейчас кроме корейцев никого не интересует, как и ремастер первой части, а вот в Halo Wars 2 консольщик без проблем одолеет пекашника

Ответить
0

Ну не знаю. В sc играю каждый день а вот про Halo wars впервые услышал. Консоль подходит только для платформеров, слешаров и рпг с видом от 3 лица, ну и спорт симуляторов. Стратегии и шутеры не для консоли. Сразу вспоминается медал оф хонор и старая дюна. Управление у консолей не далеко ушло, разве что пара кнопок добавилась.

Ответить
–1

Определить адепта пека как игровой платформы достаточно просто - он утверждает, что в шутеры проще играть на их платформе
Эх, стереотипы

Ответить
0

дать бы по шее в quake champions за такие слова

Ответить
–1

Ой, один шутерок не выйдет на консолях, какая досада. Посмотрим, какая у него популярность будет, лол, и как только онлайн упадёт до критической отметки (а я напомню, что основной онлайн во всех кроссплатформеных играх приходится именно на консоли), то игру тут же портируют

Ответить
0

я напомню, что основной онлайн во всех кроссплатформеных играх приходится именно на консоли

В Overwatch, как я слышал, на ПК все же больше людей.
Могу ошибаться, пруфы искать лень.

Ответить
0

Ну так это овервоч, как и оказалось, адекватным людям он не очень-то и нужен, когда есть BF1

Ответить
0

Какие-то эти ваши адекватные люди... зануды.

Ответить
–1

Нет, скорее, просто не рабы посредственной продукции близард

Ответить
0

это quake то портируют? он пк онли чисто по одной причине - на геймпадах ты никогда не победишь серьезного противника.
дело не в популярности, дело в пороге вхождения. а порог вхождения "press X to win" - это какое-то даунское явление. раньше трава была зеленее в этом плане, но массовый рынок диктует свои правила, устанавливая рамки для контента ради бОльшей прибыли.

Ответить
0

Ну если ты только-только перешёл на геймпад, то действительно первое время будет не очень удобно (скорее даже "привычно"), но потом разницы не будет совершенно, что уже доказано на личном и не только опыте. После дуалшока я ни за что никогда не перейду на клавомышь
И да, новый квейк портируют, можешь запомнить этот коммент. Взять, к примеру, статистику BF1 - на PS4 на момент написания комментария играет 66к человек, в то время как на царской платформе всего 21к - разница более чем в 3 раза, и ты правда думаешь, что разработчики захотят лишить себя более чем 300% прибыли?

Ответить
0

жду дуэли пекарь вс консольщик

Ответить
–1

Тоже жду, дабы разбить самый популярный стереотип чванливых пекарей

Ответить
0

Лучше ничего не видел среди игр Атлус или вообще?
Если второе, то советую пройти Xenogears/Xenosaga/Xenoblade
Зеногирс в первую очередь.

Ответить
0

Трилогия Ксеносага морально и технически устарела - никто сейчас в нее играть не сможет. Надо на ютубе смотреть все ролики. Ксеногирс скрипя зубами можно пройти.

Ответить
0

Так на комп ее как бы и нет..

Ответить
0

А чего такого в Nocturne было? Там, конечно, крутая атмосфера, но сюжет как-то вообще не цеплял.
А так вообще среди Персон на мой взгляд с сюжетом лучше всего удалось у четвёрки, да и с персонажами тоже.

Ответить
0

Проблема всей серии Персоны, начиная с третьей части, заключается в том, что серия начинает опираться не на мистику с оккультизмом как Shin Megami Tensei, а на классический анимешный ояшизм.

И если технически игра улучшается, то сюжетно всё каждый раз всё хуже. Лучше становится только саундтрек Мегуро, который пишет музыку и к СМТ, и к Персонам. Можно сравнить даже дилогию Persona 2 и P5, и разница будет очень сильно ощущаться. Всё дело как в слабой постановке П3-П5, так и в слабом дизайне, котором занимаются нынче какие-то ноунеймы, а не Казума Канеко, который чардизайнил ещё с первого SMT на Супа Фамиком.

Ответить
2

Потому что персона это, сюрприз, другой франчайз, который больше не смт, специально у 5 части убрали надпись.
И да, П5>П2>П3>П1>П4
Или ты из этих самых?

Ответить
0

И да, П5>П2>П3>П1>П4

Субъективщина, хи-хо.

сюрприз, другой франчайз, который больше не смт

Только якобы с пятой части. Смотрим на названия: Shin Megami Ibunroku у П1 и далее части обозначаются как Shin Megami Tensei. Только с пятой это недоразумение, благо, решили выпилить из основного таймлайна.

Ответить
0

А чего П4 на таком дне, он-то уж явно лучше П3 по всем параметрам.
Но как бы да, субъективщина.

Ответить
1

Лично для меня это только плюс. Каждый может себе выбрать игру по вкусу. Зачем нам в лице Персоны еще одна часть "классической" (мистической) ШМТ?

Ответить
2

Кому как. Но как минимум, неприятно видеть на распиаренное 25летие серии только Deep Strange Journey и до сих пор не анонсированный проект на Свитч. Зато к Персонам мы имеем и ещё две танцевалки, и Q 2, и аниме.

И по этому поводу на реддите даже хороший мем сделали, который довольно хорошо отражает текущее положение вещей.

Ответить
0

P5

слабый дизайн

Choose one.

Ответить
0

Нет, эти вещи сочетаются. Дизайны демонов как были сделаны Канеко ещё фиг знает когда, так и используются и по сей день почти не меняясь. А если брать даже общий дизайн, то он тоже не особо выделяется даже среди мегатеновских "товарищей" - cell shading был ещё в Ноктюрне и DDS и он был куда приятнее чем персоновский.

Ответить
0

Ты видимо подзабыл как Nocturne и DDS выглядят на самом деле, а не в воспоминаниях. Уровень 3D там и близко не сравним, не в пользу PS2.
Дизайны не менялись, ибо канон, нафига менять если обоим сериям 20+ лет. В финалках тоже не меняется, не потому что нечего нарисовать.

Ответить
0

Как раз к дизайну рядовых демонов я отнесся достаточно спокойно. А вот скрупулезное внимание к мелочам, емкость визуальных образов и просто стиль, которым сочится вся игра, отрицать довольно трудно, на мой взгляд.

Ответить
0

Ну, вот про внимание к мелочам я даже соглашусь - очевидно, что Атлусы брали команду побольше потому что Персона, несмотряя на ее довольно средний мой субъективный статус, - всё таки хороший источник дохода, в отличие от основной серии.

Ответить
–6

Да ты че, не мужик чтоле. Анимешный кал про школьников же, как это может нравится?

Ответить
0

Ну она из-за этого всё больше популярность обретает, поэтому на это и опирается, вестимо.
А насчет сюжетов всё же не соглашусь, у П3 может он и был провисающим, но П4 и П5 в этом плане, если закрыть глаза на растягивание и размусоливание одного и того же, всё очень хорошо. Я бы сравнил с Innocent Sin, но я честно не смог вымучать его однообразные рандомные бои ближе к концу игры с демонами, с которыми даже болтать нельзя. Но в первой половине игры нет ничего такого невероятного в плане нарратива, с чем последующие части не смогли сравниться

Ответить
1

Ммм, жареные яички осьминога!

Ответить
0

Хочу тоже поиграть в персону 5, но жду русскую локализацию.
Кто может - подпишите петицию. Может это и правда поможет (если верить организаторам петиции об обещании разрабов игры). Осталось еще чуть больше чем пол сотни голосов набрать до 2500.
Ссылку найдете по запросу в гугле "(Deep Silver) please make Russian translation subtitles"

Ответить
1

Серьёзно, спасибо НЕ Надо. Знающие джапон от английского перевода плюются, что бывает когда это все на русский переводят я даже знать не хочу.

Ответить
0

Не будет локализации, атлус очень чётко дал это понять. А петиции уже 2 года, и текст похож на наезд, а не на просьбу.

Ответить
0

Очень хочу поиграть, есть консоль. но англа моего не хватит(

Ответить
1

Там не такой и сложный английский, на уровне популярной литературы

Ответить
0

Г-ди, лучше бы ремейк третьего Авернума пилил, чем разбирал Персону 5. К тому же что пишет он достаточно очевидные вещи.

Ответить
0

"а персонаж Горо Акечи (Goro Akechi) выглядит так, будто «спустился на парашюте» из другой игры."
Да сказал бы прямо, является точной копией одного из персонажа в death note.

Ответить
0

Кого? В Персону не играл, но интересно)

Ответить
0

Потому что персона это, сюрприз, другой франчайз, который больше не смт, специально у 5 части убрали надпись.

И да, П5>П2>П3>П1>П4

Или ты из этих самых?

Ответить
0

Играл только третью персону на псп - сильно ли отличается концептуально она от пятой?
Думаю, купить пс4, чтобы пробежать все японские вины типа Якудзы и Gravity Rush, но поводу Персоны, у меня, честно говоря, есть сомнения, потому что третья мне вообще не понравилась.

Ответить
0

Концепция та же, только улучшенная раз в 50 + шикарный стиль и музыка.
Сюжет так же в евангелион превращается под конец как и в трешке, но в трешке социальная часть была лучше развита, тут все очень сильно урезали и упростили.

Ответить
0

лучшая часть имхо 4. не такая длинная как 5я и персонажи очень приятные. Играть удобнее всего ее на psp.

Ответить
0

На самом деле настолько же длинная, просто это что ли не так сильно ощущается. По крайней мере моментов, где тебе отрезают возможность что-то делать, гораздо меньше. А вот персонажи да, лучшие там.
Кстати, PS Vita :)

Ответить
0

плохо себя везти

Вести, наверное?

Ответить
0

Имхо, пока что лушая игра на пс4, да и судя по всему не только пока что.

Ответить
0

Есть ещё бладборн и гравитационный раш2
Так что 3 пс 4 есть целых 3 отличия от Хуана! Ура!

Ответить
0

Андрей, я видел эту же статью на Playground. Там она вышла на 5 минут позже. Ссылку скинуть не могу, так как не знаю : занят ли здесь за ссылки

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Игру с лучшим стелсом никто не заметил
Подписаться на push-уведомления