INDIE: кадровый голод, или “Спасибо, мы вам перезвоним”

Многие из нас слышали об инди-студиях, инди-проектах, инди-играх. Но отнюдь не все действительно понимают, что конкретно имеется в виду, когда говорят об инди.

О тонкостях инди-формата и его месте на игровом рынке рассказал Вышке руководитель студии Odd-Meter (Sacralith, Indika), основатель студии 3Dmode и выпускник программы "Менеджмент игровых проектов" Дмитрий Светлов, в своей лекции “Инди: кадровый голод, или “Спасибо мы вам перезвоним”.

INDIE: кадровый голод, или “Спасибо, мы вам перезвоним”

Идея проведения лекции на эту тему зародилась, когда Дмитрию поступил вопрос, по каким именно критериям он, как руководитель студии с многолетним стажем, оценивает сотрудников. Сам же запрос звучал так: “Я хочу больше зарабатывать”. Так, Дмитрий осознал, что никогда ещё не пытался сам для себя систематизировать имеющуюся информацию по данному вопросу, и ему самому хотелось бы понять: почему, в действительности, у сотрудников отличается зарплата, почему кого-то берут на работу, а кого-то – нет? Разобравшись в этом, Дмитрий пришёл к очень интересным результатам, которыми и захотел поделиться с аудиторией.

Главный вопрос лекции – “Как больше получать?”

Важно понимать, что всё, рассказанное далее, относится только к маленьким студиям, вмещающим не более 10 человек сотрудников. В таких студиях нет HR-отдела, все соискатели отбираются лично руководством. Так что информация, указанная в данной лекции, не будет актуальной для корпораций.

Рынок труда

При просмотре всевозможных баз рынка труда возникает стойкое ощущение, что ни одна тема не вызывает столько хейта, сколько тема поиска работы. И, что естественно, основной хейт вызывает вопрос зарплаты.

Стоит заметить, что у русского человека явно имеется некая проблема восприятия работодателя (и вообще заказчика). Вероятно, эта тема уходит корнями в далёкое Советское прошлое, когда работодатель/заказчик представлял собой в глазах народа “капиталистическую свинью”, которая только и делала, что занималась сбором надоев с несчастных работяг. В связи с этим, работник был вынужден бороться и с Государством, и с работодателем. Отсутствие противостояния между работодателем и сотрудником – первое серьёзное отличие, бросающееся в глаза при работе за рубежом.

Современный рынок труда носит это название именно потому, что основывается на рыночных законах. Здесь сотрудник, как и работодатель, – это, своего рода, товар. Происходит естественный обмен: сотрудник продаёт свой труд, а работодатель ему платит, далее перепродаёт эти наработки/ интеллектуальную собственность своему заказчику, и так далее. Цена формируется по рыночным законам, то есть определяется спросом и предложением, другими словами – саморегулируется. Напрашивается вывод, что какие-либо обвинения в заниженной/завышенной оплате труда – бессмысленны.

К примеру, средняя рентабельность бизнеса за 2018 год – 12% чистой прибыли. Если в компании фонд оплаты труда составляет половину всех трат, то увеличение зарплаты всем сотрудникам на 10% уменьшает рентабельность предприятия с 12% до 7%.

Адам Смит – один из основоположников экономической теории. Согласно его изысканиям, когда некая сфера перенасыщается специалистами, конкуренция возрастает и, соответственно, заработная плата сотрудников уменьшается.

INDIE: кадровый голод, или “Спасибо, мы вам перезвоним”

Ценообразование

Почему же, при имеющихся равных условиях, зарплата разнится? Как вообще формируется зарплата?

Оплата труда напрямую зависит от качества и скорости выполнения работы, но об этом думают не многие. Большей зарплаты удостаивается тот, кто, при равном качестве труда, действует быстрее.

Очень важным фактором является и целенаправленность – работа на результат: цель сотрудника и цель работодателя обычно совершенно разные. Сотрудник может идеально по качеству и скорости выполнять свою работу, однако вовсе не удовлетворять потребности компании.

Пример 1.

Игровая компания нанимает художника. Работникам творческих профессий зачастую свойственен перфекционизм, и целью своей работы этот художник ставит потрясающе красивый арт, который пойдёт ему в портфолио, будет участвовать в выставках, соберёт кучу лайков. То есть этого сотрудника интересует больше сам процесс создания собственного шедевра. У компании цель другая – создание и выпуск игры. Получается, что нанятый художник не соответствует занимаемой в компании позиции.

Сотрудник, который умеет делать цель компании своей целью – в разы продуктивнее и, соответственно, ценнее для компании.

INDIE: кадровый голод, или “Спасибо, мы вам перезвоним”

Пример 2.

Игровая компания нанимает отличного известного геймдизайнера. Он действительно знает своё дело: выполняет работу качественно, быстро, генерирует крутые идеи. Компания же создаёт простейшие браузерные стратегии из разряда фритуплей, и у её руководства уже имеются какие-то представления о будущем развитии. В ней совершенно не нужны новые идеи, геймдизайнера наняли в качестве менеджера, и выливается всё это в реальный конфликт начальника и подчинённого.

Burn Rate

При оценке стоимости проекта также используется Burn Rate. Это количество денег, затраченное (“сожжённое”) на одного человека, занимающегося производством. При расчёте любого проекта закладывается определённое число человеко-дней. Надо понимать, что один человеко-день стоит значительно больше зарплаты сотрудника, задействованного в проекте.

В Burn Rate входят:

  • зарплаты всех делопроизводителей, таких как ПМ, арт-директор/тим/тех.лид, HR, QA, бухгалтер;

  • стоимость программного обеспечения;
  • стоимость аренды помещения для работы;

  • зарплаты высшего руководящего состава;

  • налоги;

  • проценты инвесторов;
  • многие другие издержки.

В данном отношении, единственный способ зарабатывать больше – сочетать в себе все эти позиции, “забирать” их оплату. На самом деле, понемногу от каждой из них так или иначе сочетается в деятельности сотрудников. А в инди-студиях совмещение обязанностей – единственно верное решение, вследствие малочисленности сотрудников в принципе.

Как можно получить прибавку к ЗП?

1. Обязанности проект-менеджера (ПМ) – человека, который следит за тем, чтобы работа была выполнена вовремя:

  • планирование;

  • приоритизация;

  • контроль выполнения плана.

Дополнительный бонус к зарплате другого сотрудника:

  • Не просто слушать задания, а записывать в блокнот и следить за их выполнением, хотя бы на своём собственном уровне. Это облегчает жизнь руководителю, а также даёт возможность “отобрать” часть зарплаты у ПМ.

2. Арт-директор/тим/тех.лид:

  • составление ТЗ;

  • работа по общим принципам;

  • разработка и рационализация процессов;
  • решение нетипичных задач.

Дополнительный бонус к зарплате другого сотрудника:

  • Не бояться задавать вопросы на уточнение задачи, если ТЗ нет как такового, или оно имеет размытые очертания. Так, становится возможным выполнение любого задания без лишней траты времени на пробы и ошибки. Итог – составление собственного ТЗ за короткое время и “отобранная” часть зарплаты арт-директора.

3. Обязанности HR – человека, отвечающего за мораль в команде (сотрудника и остальной команды):

  • дисциплина;

  • конформизм (не стоит злоупотреблять хорошим отношением, чтобы не вызывать негатив к себе/к начальнику со стороны остальной команды);

  • честность.

Дополнительный бонус к зарплате другого сотрудника:

  • Если с Вами комфортно работать остальным членам команды – Вы, скорее всего, получите прибавку к зарплате.

4. QA – человек, который следит за техническим качеством выполнения работы.

Дополнительный бонус к зарплате другого сотрудника:

  • Самостоятельно проверять работу на мелкие погрешности и ошибки прежде, чем она попадёт к начальству. Это также является поводом для повышения зарплаты, т.к. руководителю не приходится тратить своё драгоценное (в прямом смысле) время на проверку работы.

5. Продюсер/гендир – ответственный за принятие решений.

Дополнительный бонус к зарплате другого сотрудника:

  • Самостоятельное взятие на себя ответственности за некоторые рабочие решения – однозначное облегчение жизни руководству. Чаще всего, влекущее за собой увеличение зарплаты. Даже простое высказывание собственного мнения/пожелания сотрудником может учитываться ему в “плюс”.

ПО – программное обеспечение, с которым приходится работать в компании.

Дополнительный бонус к зарплате другого сотрудника:

  • На ПО в компании выделяются средства. Следовательно, пользуясь бесплатным ПО, можно “отобрать” некоторое количество этих средств в качестве прибавки к зарплате.
INDIE: кадровый голод, или “Спасибо, мы вам перезвоним”

Как грамотно просить руководителя о повышении?

От прямого вопроса начальник может быть не в восторге. Если сотрудник достоин повышения – он его получит. Однако нередко складывается обратная ситуация, когда такой вопрос лишь обостряет имеющиеся проблемы взаимодействия с руководством.

Лайфхак: говорить не о деньгах, а о собственном развитии на благо компании. К примеру: “Я бы хотел работать лучше. Что мне следует корректировать в своей работе? Где я не дотягиваю, что изменить, чтобы получать больше денег?”

Любому начальнику найдётся, что ответить на поставленные таким образом вопросы. Честный разговор с руководством и следование его советам скорее приведёт сотрудника к желаемому повышению и увеличению зарплаты.

Двойственность качеств сотрудника

Есть некоторые черты работника, которые могут являться как достоинствами – так и недостатками. Такими качествами являются, к примеру, креативность и умение брать на себя ответственность при принятии решений. Да, есть руководители, которым нравится, когда сотрудники на себя берут максимум ответственности и ищут наиболее творческие подходы к тем или иным задачам. Однако существуют и те, которым важно, чтобы работники, как солдаты, беспрекословно выполняли все требования начальства. Так что в каждой ситуации приходится находить свой, отдельный подход к реализации рабочих и денежных желаний. Одного общего, всеобъемлющего совета здесь быть не может.

Работа в инди-студии

В инди-студии – маленькой компании – важно быть многозадачным. По сравнению с крупными компаниями, здесь нет большого количества сотрудников, поэтому особенно ценится возможность одного работника совмещать в себе множество навыков.

Плюсы работы в инди-студии:

  • С большей вероятностью это искусство. Крупные студии либо пилят фритуплей, либо не готовы к рискам.

  • Реальные решения на ваших плечах. Как в плане результата, так и в плане процесса. Ваше имя будет в верхних строчках титров.

  • Более семейная атмосфера. Отсутствие бюрократии.

Минусы работы в инди-студии:

  • Невозможность затеряться в толпе. Ваш руководитель может оказаться и инвестором.

  • Велика вероятность, что вы – единственный/лучший сотрудник. Учиться и набираться опыта придётся у Гугла.

  • Велик шанс того, что проект не будет завершён, или закончится его финансирование.
INDIE: кадровый голод, или “Спасибо, мы вам перезвоним”

Как написать резюме в инди-студию?

1. В инди-студиях резюме, скорее всего, будут читать не эйчары, а люди, непосредственно связанные с производством. Необходимо, чтобы резюме отражало самое главное:

  • арт-вакансия – портфолио;
  • техническая вакансия – опыт работы и портфолио, если оно есть.

2. Минимизируйте всевозможное “целеустремлённость, обучаемость...” – это никому не нужно.

3. Большим преимуществом станет персонализация сообщения. Если вы увидели игру производства студии и вам понравилось – напишите об этом, сделайте комплимент. В современном мире гораздо важнее быть замотивированным, заинтересованным и обучаемым на самом деле, чем иметь какой-то опыт. Время идёт, подходы меняются, частенько опытным приходится всему учиться заново.

4. Не поленитесь и прочитайте тысячу статей о том, как следует подавать резюме и портфолио. Это – первый тест на адекватность.

Что стоит писать в резюме? – Всё зависит от того, на какую позицию вы претендуете: начинающего (джуниора) или профессионала (сениора).

  • Если компания набирает начинающих – значит, она готова их обучать. В этом случае в резюме можно писать что-угодно, что характеризует вас как человека креативного, с наличием вкуса, художественно и музыкально одарённого и т.п.
  • Если вы претендуете на позицию профи – уберите всё лишнее из резюме. Сосредоточьтесь на своей специализации. Неплохо, когда человеку интересны многие смежные профессии, однако в этом кроется его минус для компании – ему может наскучить рабочая рутина, которой, скорее всего, не удастся избежать. Идеальный вариант – когда сразу видно, что соискатель заостряет своё внимание именно на той работе, для которой его нанимают.
  • Ни одно портфолио не должно содержать средних по качеству работ. Лучше пусть в нём будет одна, но – крутая работа, отражающая ваши реальные возможности.
INDIE: кадровый голод, или “Спасибо, мы вам перезвоним”

Лучше быть человеком, который умеет делать классно, но ещё не успел, чем человеком, который уже успел, но не умеет классно.

Собеседование и тестовое

При подаче заявки на работу в инди-студию общение по вопросам трудоустройства происходит с живыми людьми, которые занимаются непосредственно производством и созданием игр. Компания – маленькая, важнее всего в ней – мораль коллектива, а следовательно – человеческий фактор выходит на первый план. Поэтому всегда настаивайте на Skype с видеосвязью, приезжайте лично, подключите своё обаяние. Это действительно важно, касаемо инди. У приятного в общении человека есть все шансы заполучить эту работу; даже если он ничего не умеет – его с радостью обучат.

Будьте собой.

Не стоит скрывать своё незнание или ошибки, умение признавать их – очень важная черта. Необходимо показать то, что знаешь и умеешь, а также что готов искать, осваивать новое. Часто весомее оказывается не само наличие ответа, но размышления и пути подхода к нему.

Также важно умение задавать правильные вопросы на собеседовании. Это не может стать поводом для отказа, и наличие такого момента общения – несомненный плюс.

INDIE: кадровый голод, или “Спасибо, мы вам перезвоним”

Вопрос от слушателей:

Если я мульти-работник, могу ли я просить зарплату выше и в инди-студии, и в крупной, не инди?

Конечно, можете. Однако велика вероятность того, что в крупных компаниях это менее актуально, по причине наличия большого количества специальных сотрудников. Там вы сможете занять свою, наиболее подходящую, нишу и работать в ней. В инди же просто нет такого количества сотрудников, соответственно, многофункциональность в таких студиях актуальнее.

Обсудим ещё многие аспекты жизни в геймдеве, а также учёбу, работу и творчество в игровой индустрии на дне открытых дверей, который пройдёт в онлайн-формате 28 октября.

Автор лекции: Светлов Дмитрий

Редактор: Фроленко Анастасия

88 показов
1.6K1.6K открытий
5 комментариев

Как раз-таки люди, начинавшие работать в Советские времена, отличаются большей степенью ответственности. Они часто готовы работать вообще за идею и нередко испытывают благоговейный трепет перед начальством. Ни о каком конфликте с руководством речи быть не может. Начальник - небожитель и полубог.
Расспросите про Советские времена у своих родителей. Особенно, если они относятся к категории ИТР.

Ответить

4. Не поленитесь и прочитайте тысячу статей о том, к

Такое ощущение, что здесь чего то не хватает...

Ответить

спасибо! поправили.

Ответить

Спасибо за статью.

На самом деле, хоть внимание и заостряется в основном на инди студиях, очень много полезных советов для трудоустройства в общем. За сравнения отдельное спасибо, потому что, статья становится 2 в 1 и по инди и для больших компаний.

Ответить

Проведите подкаст с представителями инди студий на тему - как попасть в инди команду. Думаю многие хотят именно туда, а не в большой продакшен.

Ответить