Излишек или необходимость? О стоимости русской озвучки для игр

Излишек или необходимость? О стоимости русской озвучки для игр

Как вы знаете, некоторые издатели не заказывают русскую озвучку для своих игр. По этому поводу в наших интернетах часто возникает спор о причинах ее отсутствия. Одна сторона утверждает, что озвучка игры — это очень дорогое удовольствие, компании не могут себе ее позволить, т.к. в таком случае игра рискует не окупиться на российском рынке. Другая сторона утверждает, что в озвучка на русский язык одна из самых дешевых и компании ее не заказывают, потому что не видят спроса со стороны игроков.

Я решил разобраться, кто же все-таки прав? Ведь ни та, ни другая сторона не дают цифр, а для понимания "дорого-дешево" нужно иметь цифры. Я написал на почту студии звукозаписи — "Пифагор". Спросил сколько стоила бы озвучка игры со сценарием на 450 000 слов, с одним игровым, 11-ю главными и 56-ю второстепенными персонажами, а так-же записью 150 реплик для NPC. При описании я опирался на Ведьмак 3, хотел узнать сколько стоила бы озвучка такого типа игры.

Излишек или необходимость? О стоимости русской озвучки для игр

Вскоре я получил подробный ответ в виде таблицы Excel. Примерная стоимость такого проекта составила бы ~8 054 000 рублей(или 105 000 долларов). С этим уже можно работать

Много это или мало?

В действительности мало. Бюджеты современных ААА-игр стремятся к сотне миллионов долларов, а стоимость озвучки мы узнали как раз для такой игры(прим. с открытым миром, большим сюжетом, второстепенными и дополнительными заданиями). В общем, $105.000 это 0.1% от бюджета лишь разработки игры. Зачастую на маркетинг игры тратится больше, чем на саму игру.

Приведу аналогию. Средняя зарплата в РФ — 30.000 рублей. Представьте, что у вас такая зарплата. Получается, что 0.1% от вашей зарплаты — 30 рублей. Вопрос: 30 рублей для вас много? Вот именно. Это почти ничего.

Издатель Microsoft и русская озвучка

Для примера возьмем крупнейшую игровую компанию, которая не заказывает озвучку в своих играх уже с 2016-го года. Посмотрим на окупаемость озвучки со стороны Microsoft. Для этого нужно будет посчитать сколько человек в РФ играют на Xbox и ПК. Мы знаем, что на ПК у нас играют в несколько раз больше человек, чем на Xbox, так что вычислить количество ПК-игроков будет просто. Труднее вычислить консольных игроков Xbox. Для этого будем опираться на статью на DTF с отчетом МВидео и Эльдорадо о продажах консолей за 2020-й год.

Из статьи можно выделить несколько ключевых моментов:

  1. Консолей(PS4, Xbox One, Switch, Sega Magistr Titan 3) было продано в количестве 435 тысяч штук и из них половина — PlayStaion 4.
  2. Второе место заняли консоли Xbox. Значит, как минимум 25% от всех продаж.

Считаем: 25% от 435 тысяч это почти 109 тысяч консолей Xbox. За 6 месяцев в РФ были проданы 109 тысяч консолей Xbox, за год выходит в два раза больше. С учетом старта 9-го поколения спрос должен вырасти еще сильнее. Но давайте цифру возьмем за средний годовой показатель за 7 лет поколения Xbox One среднее арифметическое от годовых продаж за 2020-й, т.е. 163.5 тысяч консолей в год. Получим цифру 1 144 500 проданных консолей семейства Xbox One за 7 лет в России.

Как мы помним, на ПК у нас как минимум в 2 раза больше игроков. Значит в России общая аудитория, которая покупает игры Microsoft составляет почти 3.5 млн. игроков.

Заранее обозначим количество игроков на Xbox и ПК в мире: ~50 млн. на Xbox и ~50 млн. на ПК. Всего 100 млн. устройств. Из них 3.5% россияне.

Так что с окупаемостью?

Давайте узнаем каким тиражом продаются успешные игры. Обычно это до пяти миллионов копий(все что выше уже сверхуспешные игры, по типу RDR2, God of War, Ведьмак 3 и т.п.). Половина продаж приходятся на ПК и Xbox, а значит 2.5 млн. продаж для Microsoft уже успешная игра. Другими словами если 2.5% аудитории Xbox и ПК покупают игру, она становится успешной.

Какие продажи у успешных игр в России? Вычисляем с помощью прямой пропорции: 3.5% от 2.5 млн. продаж — 87 500 копий. За среднюю выручку с игры возьмем не 60$, а 30$. Мы же знаем, что не все деньги получит издатель.

Получается, что успешная игра на российском рынке зарабатывает 2 625 000 долларов. В 25 раз больше стоимости озвучки. При этом мы не посчитали доходы от монетизации, которой не брезгует Microsoft. Достаточно вспомнить прокачку боевых пропусков в мультиплеере Halo Infinite. И не забудем, что 105 тысяч стоит озвучка игры по типу третьего Ведьмака, на озвучку линейного шутера с молчаливым главным героем потребуется в разы меньше вечно зеленых.

Излишек или необходимость? О стоимости русской озвучки для игр

Вывод

Думаю вывод может быть только один. В отсутствии русской озвучки в играх от Microsoft и других издателей виноват не неприбыльный российский рынок, а отсутствие спроса на озвучку. В русскоязычном интернете почти не поднимается тема отсутствия озвучки

Только недавно самоорганизовалось движение #RusVoiceXbox фанатов игр от Microsoft требующее озвучку в их играх. Но одно можно сказать точно: если не требовать озвучку, то никто ее и не будет.

Упомянутое движение:

33 показа
14K14K открытий
33 репоста
520 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Не правильно
Русская озвучка нужна только качественная
Если оригинал значительно лучше чем русик, то русик идёт нахуй

Ответить

Вот меня тоже удивляет,что в обзорах мало уделяется отсутствию русской озвучки.А по этому поводу надо как раз поднимать бучу.Как рекламной хернёй завешивать Москву,так это пожалуйста,а на озвучку денег нет.

Ответить

Я поднимаю эту тему. Я, собственно, организовал движение #RusVoiceXbox. Сейчас движение поддерживают такие относительно крупные каналы, как JumboMax, Denis Major и Old Game Boys

Ответить

Честно, озвучка нафиг не нужна. В большинстве случаев они набирают совершенно не подходящие голоса для персонажей. Редко бывают прям классные попадания типа Ведьмака.
Что критично так это субтитры и интерфейс. Остальное нафиг

Ответить

Не совсем с этим согласен. Английская озвучка качественнее, безусловно. Но зачем это качество, если человек не понимает языка? А отвлекаясь на субтитры он пропускает много визуального потока информации. Ну, а если вы знаете язык оригинала, то no problem

Ответить

В некоторых играх озвучка очень нужна. На пример в ГТА 5 было бы не плохо, а то вов
время вождения читать субтитры не очень удобно.
Да и вообще, мне было приятно проходить Uncharted и Ghost of Tsushima с русской качественной озвучкой

Ответить