Бывший экономист Valve об NFT, уже доступных метавселенных и о том, почему создатели Steam боялись торговой площадки

Бывший экономист Valve об NFT, уже доступных метавселенных и о том, почему создатели Steam боялись торговой площадки

Янис Варуфакис дал большое интервью The Crypto Syllabus об NFT, блокчейне и метавселенных. Он также вспомнил об опыте работы в качестве экономиста Valve во времена, когда она запускала торговую площадку Steam.

Варуфакис считает, что метавселенные существуют уже как минимум десять лет — просто им тогда не давали отдельного названия.

Среди геймеров метавселенная существовала ещё десять лет назад. Игры Valve привели к формированию экономики, которая одновременно интересовала и пугала компанию.

Янис Варуфакис, экономист

Valve боялась, что с запуском торговой площадки Steam она заходит на территорию, где ситуация может в одночасье выйти из под контроля.

Цифровые ассеты, которые раньше распространялись бесплатно, начали продавать за десятки тысяч долларов на eBay — задолго до NFT. Что произойдёт, если цены на все эти ассеты обвалятся? Именно это не давало людям из Valve спать по ночам.

Янис Варуфакис, экономист

Как считает Варуфакис, игровые сообщества вроде тех, что он изучал в годы работы в Valve, уже работают как полноценные метавселенные. Поэтому глава Meta Марк Цукерберг не изобретает что-то принципиально новое, хоть в своих интервью он и пытается создать иное впечатление.

Геймеров завлекает игра, но как только они внутри этой игры, они остаются, чтобы посвятить ей большую часть своей жизни: они находят друзей, создают контент для продажи, потребляют развлекательный контент, участвуют в дебатах и т.д.

Цель Цукерберга в том, чтобы завлечь миллиарды пользователей Facebook в подобную Steam цифровую экономику со своей валютой, которую он контролирует. Он мечтает стать своего рода техно-лордом в цифровой вотчине.

Янис Варуфакис, экономист

Говоря об NFT, бывший экономист Valve отметил, что и здесь геймеры уже во многом опередили тренды, продавая ассеты.

Шляпы в Team Fortress 2! Игроки были одержимы ими. Сначала шляпы были частью бесплатных раздач, а позже некоторые из них перестали выпускать, и они стали коллекционными. Игроки стали обмениваться ими в игре, а с ростом спроса начали использовать eBay, порой тратя на шляпы тысячи долларов. После этого они возвращались в игру и забирали шляпу у покупателя. Обратите внимание на этот невероятный уровень доверия между участниками сделки — продавец мог спокойно уйти с деньгами и шляпой.

Valve решила снизить потребность в таком уровне доверия, убрать из цепочки eBay и заработать, создав внутриигровой рынок для цифровых предметов, которыми полностью владеет Valve.

Янис Варуфакис, экономист

Несмотря на то, что торговая площадка Steam во многом схожа с крипто-площадками для продажи и покупки NFT, технология невзаимозаменяемых токенов имеет важные отличия: блокчейн убирает из цепочки компанию вроде той же Valve и в теории позволяет пользователю перенести приобретённый ассет на другую цифровую платформу.

Однако, несмотря на это, Варуфакис не видит в NFT никакого разрушительного потенциала. Экономист считает, что технология на самом деле не даёт ничего принципиально нового.

NFT отражают триумф меновой стоимости внутри метавселенной. В этом плане они не предлагают ничего нового для цифрового рынка — кроме, возможно, того, что они усиливают идеологию капитализма.

Янис Варуфакис, экономист

По мнению Варуфакиса, тот мир, который обещают компании, продвигающие NFT как способ заработка на цифровых ассетах, для многих ещё долгие годы будет лишь фантазией.

Когда я работал в Valve, я видел как в Казахстане, Китае и других странах тысячи молодых пользователей зарабатывали на услугах для сообществ Valve. Одарённые игроки уже тогда хорошо зарабатывали просто тем, что давали другим смотреть, как они играют. В идее параллельной экономики, дающей людям из бедных регионов возможность зарабатывать в играх, нет ничего нового.

Это, конечно, здорово, что юноша из Шэньчжэня заработал 60 тысяч долларов за год, создавая цифровые шляпы на своём ПК, а не убивался на потогонном заводе. Однако могут ли все рабочие из Шэньчжэня и других стран быть спасены от этого с помощью метавселенной? Нет, пока всё необходимое для нашей жизни не будет создаваться роботами.

Пока у нас нет роботизированных рабов, обслуживающих всё человечество, идея того, что люди должны сами сидеть как роботы и играть, чтобы зарабатывать на жизнь и в свободное время чувствовать себя человеком — это самый что ни на есть апофеоз мизантропии.

Янис Варуфакис, экономист

Ещё в октябре 2021 года Valve запретила в Steam игры на основе блокчейна, в которых можно обмениваться криптовалютой и NFT. Некоторые игровые компании вроде Ubisoft наоборот пытаются убедить игроков, что NFT положительно скажется на игровом рынке.

Реакция самих геймеров на NFT пока крайне негативная, из-за чего компании начинают задумываться, стоит ли оно того.

29K29K открытий
77 репостов
272 комментария

Пока у нас нет роботизированных рабов, обслуживающих всё человечество, идея того, что люди должны сами сидеть как роботы и играть, чтобы зарабатывать на жизнь и в свободное время чувствовать себя человеком — это самый что ни на есть апофеоз мизантропии.

Это сильн сказано так то, в смысле реально хорошая и правильная мысль

Ответить

роботизированных рабов, обслуживающих всё человечествоЕсли такие появятся, то и зарабатывать возможно уже не надо будет.
Либо все станут инженерами/технарями/прогерами для обслуживания и создания новых роботов.

Ответить

— это самый что ни на есть коммунизм

Ответить

зато у нас есть рабы человеки )

Ответить

Ну как они надоели эти ебанные NFT, метавселенные....

Ответить

Краткий пересказ статьи: Всё уже давно было изобретено и придумано господином нашим Лордом Габеном Великим, заступником игровой индустрии и его верными поддаными. Имя им - Valve. А все прочее - это ересь, самозванчество и жалкие попытки похайпить - отриньте и покайтесь! (Не показываем пальцем на Цукерберга, Ubisoft и т.д).

Собственно, ну и в чём он не прав?

Ответить