«Давайте считать, что геймдева в России сейчас нет»: круглый стол о перспективах российской игровой индустрии

Мнения разработчиков, издателей и инвесторов.

С началом «специальной военной операции» многие зарубежные компании начали покидать российский рынок. Не только ритейлеры, но и производители софта закрыли свои представительства в стране, а платёжные системы перестали обслуживать клиентов из РФ.

Всё это сильно сказалось как на геймерах, которые больше не могут покупать игры привычными способами, так и на разработчиках. По данным Forbes, в мае-июне 2022 года работу потеряли более 2 тысяч сотрудников игровых студий. Кроме того, об уходе из России объявили такие компании как Plarium и Game Insight.

Мы поговорили с несколькими людьми из индустрии, чтобы узнать, какие перспективы ждут отечественный геймдев, сможет ли ему помочь государство, а также о том, что делать тем, кто остался без работы.

Pathfinder: Wrath of the Righteous — игра студии Owlcat Games
Pathfinder: Wrath of the Righteous — игра студии Owlcat Games

Что ждёт российскую игровую индустрию

Все спикеры, опрошенные DTF, сходятся во мнении, что ситуация на рынке крайне тяжёлая и, в то же время, неопределённая. Руководитель издательства tinyBuild (Hello Neighbor) Алекс Ничипорчик озабочен, в частности, чисто практическими вопросами: как завозить «железо» и как делать это надёжно.

Евгений Кистерев, основатель студии Mandragora (Skyhill), и вовсе отмечает, что прогнозировать что-то больше, чем на месяц, — в текущих условиях трудно.

Я думаю, большинству сейчас вообще трудно планировать дальше 2-4 недель, поэтому мы можем лишь догадываться. Сейчас только вторая волна компаний начнет уходить из России и закрываться — те, кто решил потерпеть и не стал паниковать сразу. Запас прочности у всех разный. У кого-то он был на три месяца, у кого-то — на 6, но рано или поздно при текущих условиях игры издаваться, хранить свои IP, в России не будут.
Те, кто найдёт как платить людям в России, смогут это делать, но опять же только если рубль ослабнет, в такой схеме будет смысл. Это если как вводную, а кратко — давайте считать уже сейчас, что его (геймдева в России) нет, а потом посчитаем тех, кто остался, и поздравим как возродившихся из пепла фениксов.

Евгений Кистерев, глава Mandragora Studio

Илья Еремеев, сооснователь венчурного фонда The Games Fund, также отмечает проблемы с платежами, которые возникают у разработчиков при работе с зарубежными компаниями. По его словам, сейчас у работодателей остались только «серые» схемы вроде оплаты посредством криптовалюты — иных способов перевести деньги сотрудникам фактически не осталось. Кроме того, из-за курса доллара компаниям стало невыгодно нанимать разработчиков в России.

Когда рос доллар, за ним росли зарплаты, так как выручка у компаний была в основном валютная и у компаний была возможность платить высокие зарплаты. Я бы даже сказал, высокие с перекосом. Может быть, не так как в РБ, но всё-таки люди в геймдеве в последние годы прямо очень хорошо зарабатывали.

А теперь, из-за курса, стоимость разработки в долларах резко стала в два раза выше. И что с этим делать — никто не знает. На мой взгляд, правильное решение — снижение зарплат до разумного предела, плюс, фиксация в валюте выручки. Для стабильности нужно убрать элемент арбитража на курсе внутри компании как лишний риск.

Илья Еремеев, сооснователь The Games Fund

Другая проблема, о которой говорят в индустрии — культурная. Многие международные компании отказываются работать с Россией. Сильнее всего, считает продюсер Owlcat Games (Pathfinder: Kingmaker) Максим Фомичев, этот отказ сказывается на «среднем и малом» геймдеве, так как магазины могут закрыть глаза на российский офис крупной компании с миллионными оборотами.

Другое дело, сотрудничество непосредственно с командами из РФ, а также привлечение ими инвестиций.

Российские активы и фаундеры в моменте стали токсичными на международном рынке. Это осложнило процесс привлечения средств, из-за которого последние годы индустрия цвела и разрасталась по 1-2 новых студий в месяц с крутыми фаундерами и интересными проектами.

Максим Фомичев, продюсер Owlcat Games

С Фомичевым солидарен и Ничипорчик.

Перспективы именно для локального рынка на ближайшие 10 лет — не радужные. Большинство топ-менеджеров уже уехали. С международными компаниями тяжело заключать договора и проводить платежи. Русофобия реальна. Инвестиции от русских фондов — это риск. Привлекать западные инвестиции невозможно.

Алекс Ничипорчик, глава tinyBuild

Отсутствие финансирования из-за рубежа, уход международных компаний, укрепление рубля — всё это неминуемо влечёт за собой сокращение рабочих мест. Как отмечает Ничипорчик, если раньше у России было преимущество в плане затрат на разработку, то теперь регион этого преимущества лишился.

По словам Еремеева, ситуация на рынке вакансий уже кардинально изменилась.

Если раньше на 10 вакансий было 2 хороших кандидата, то теперь на 2 вакансии 15 кандидатов и каждую неделю происходит закрытие очередной локальной студии. Это одновременно сокращает рабочие места и выбрасывает новых людей на рынок труда, повышая конкуренцию за работу сразу с двух сторон.

Илья Еремеев, сооснователь The Games Fund

Максим Фомичев считает, что специалисты junior-middle уровня, которые остались без работы, будут либо уходить в другие сферы, теряя экспертизу в геймдеве, либо сидеть в ожидании вакансий, затрудняя вход в индустрию для новых кадров. «В любом случае, зарплаты будут падать, а цены в магазинах будут расти», — заключает Фомичев.

Что до игроков, то, по мнению Ильи Еремеева, «они не пропадут» и так или иначе будут получать контент. «Локальные» разработчики, то есть ориентированные на российский рынок, будут получать больше трафика, хотя и без того имеют миллионы долларов в месяц. «Условно, аудиторию CoD заберет Warface», — говорит Еремеев. В то же время основатель The Games Fund ожидает роста пиратства.

Пиратство повлияет на потребительские привычки — зачем платить в лицензионный Warface, когда можно погонять в пиратский CoD? И в целом, зачем платить за игры, если теперь разрешили параллельно импортировать?

Илья Еремеев, сооснователь The Games Fund

Способно ли государство помочь геймдеву

Во второй половине июня «Ведомости» и «Коммерсантъ», со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщили, что чиновники готовят законопроект о поддержке игровой индустрии. В частности обсуждаются налоговые льготы, выдача грантов и заморозка комиссии в магазинах приложений.

Почти все спикеры, с которыми мы поговорили, считают, что государственная поддержка не способна спасти российский геймдев. По словам Ничипорчика, огромное количество свободных кадров обычно привлекает инвестиции извне и влечёт создание новых стартапов. Однако в РФ ситуация сложная, так как сокращения связаны с макроэкономическими факторами, мешающими нормальной работе.

Skyhill — игра студии Mandragora
Skyhill — игра студии Mandragora

Макрофакторы также влияют на уже принятые властями меры. Так, Евгений Кистерев напоминает о решении правительства освободить IT-компании от налога на прибыль до конца 2024 года. Однако в текущих условиях, когда компании по сути не получают эту самую прибыль, льготы особенно не спасают.

Илья Еремеев, в свою очередь, уверен, что господдержка может помочь корпорациям, но не коммерческому геймдеву. Основатель The Games Fund уверен, что поддержка должна заключаться, в первую очередь, в коммерческих грантах и обучении кадров. «Поддерживать откровенный бред и распил, на мой взгляд, это ужасно и только вредит», — говорит Еремеев.

По его словам, есть два пути развития российского геймдева в нынешней ситуации и с государственным участием.

Открываются рынки и на платформах снова можно распространять игры, плюс нормализуется курс и зарплаты — тогда [геймдев] выживет. Никаких инвестиций можно не ждать извне, будет тяжело но самые сильные выживут и, возможно, это будет даже на пользу. Возможно, тут помогут альтернативные платформы и веб.

Второй вариант — полная изоляция и условная национализация геймдева, где вся коммерческая разработка и дистрибуция будет практически подконтрольна госкорпорациям. Где будут делать то, что надо делать, и играть в то, во что надо играть. И зарабатывать будут те, кому положено.

Я очень надеюсь, что всё пойдёт по первому пути, и надеюсь, что люди во власти сделают шаги к разрешению кризиса и реинтеграции с миром.

Илья Еремеев, сооснователь The Games Fund

Наиболее скептически к государственной поддержке относится Максим Фомичев. Он считает, что в текущих условиях власти вообще ничем не могут помочь индустрии.

Я думаю, что самый реалистичный сценарий, при котором эти меры могут помочь, следующий: в рамках отечественной игровой индустрии появляется hardware R&D отдел, который изобретает машину времени и отправляет законотворцев в 2008 год, где они протаскивают данные меры поддержки индустрии, покупают биткоины и живут свободной жизнью.

Честно говоря, на мой взгляд, это единственный реалистичный сценарий, при котором, в условиях банковских санкций, сокращения рынка, массовой миграции специалистов и ряда других внутренних факторов, меры поддержки индустрии, которые готовят чиновники, способны спасти ситуацию.

Максим Фомичев, продюсер Owlcat Games

Что делать разработчикам

Напоследок, мы попросили спикеров поделиться советами с разработчиками, которые потеряли работу. И Ничипорчик, и Еремеев рекомендуют заняться развитием языковых навыков — учить английский и китайский.

Мой совет всем, кто ищет работу в России — не паниковать и развивать свой английский. Мы уже видим, как на собеседованиях у людей главная мотивация — уехать. Логично. Правда, это не внушает доверия лидам команд, и надо думать про прокачку своих скиллов в первую очередь. Второе — это искать компанию, в которой можно добавить реальную ценность и быть позитивным членом команды.

Мотивацией должно быть то, что вы хотите делать долгосрочно и построить карьеру. Это делается в окружении людей, с которыми классно работать. Делайте это главной мотивацией. Остальное придёт рано или поздно. Ведь нельзя проиграть, если не сдаёшься.

Алекс Ничипорчик, глава tinyBuild

Илья Еремеев отмечает, что без знания языка невозможно привлекать инвестиции.

[Язык — это] cамая критичная и важная инвестиция в карьере. Без языка не привлечь инвестиции, не заключить партнёрства, ты ограничен в перемещении, в выборе работы в доступе к информации. Это просто самая необходимая база. Второй совет — не поступаться совестью и не идти на компромиссы.

Илья Еремеев, сооснователь The Games Fund

Максим Фомичев рекомендует «демпинговать» зарплатами, потому что прежнего уровня дохода в России уже не будет. Кроме того, продюсер Owlcat советует найти работу в ближайшие месяц-два, потому что «дальше будет хуже».

Напутствие Евгения Кистерева более обнадёживающее.

Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету. Ну, а если серьёзно, то есть в этом часть правды, лично для меня: начинайте новые проекты, ищите людей, собирайте команды — сейчас куча безработных. Для людей, которые потеряли работу по найму, вероятно будет выгоднее выехать из РФ в ближайшее зарубежье и искать работу уже оттуда.

Евгений Кистерев, глава Mandragora Studio

Ситуация, которая сложилась в российской игровой индустрии, мягко говоря, не радужная. Неизвестно, сможет ли геймдев перестроиться под новые условия. Но, исходя из того, о чём нам рассказали спикеры, ясно, что прежней отрасль уже не будет.

640640
1294 комментария

Комментарий недоступен

231

Наверное, я тут буду звучать совсем как спам реклама, но позвольте показать наш проект хотя бы гифкой.

Делаем такой добротный слэшер и в нынешних условиях не собираемся останавливаться до тех пор, пока не выведим проект в релиз.
Игрушка называется Арена Нового Мира.
В августе планируем выкатить первую демку, дабы было что попробовать напрямую.

563

Эта "тонна мобильного три-в-ряд дерьма" кормит многих людей, позволяет им работать там, где им хочется и заниматься любимым делом. Люди в них играют, им нравится. Если для вас оно дерьмо, не значит, что для всех оно дерьмо.
Я, как человек из индустрии, люто ощутил все перемены после 24 февраля. У моей семьи были планы, мы строили будущее, которое в одночасье отобрали ради каких-то там целей и амбиций, которые даже внятно несформулированы.
И сейчас, я бы отдал ухо на отсечение, чтобы работать где-то не в этой стране на дерьмовом три-в-ряд проект, но знать, что мое будущее и будущее моей жены, ребенка не под угрозой.

220

Комментарий недоступен

39

Там тебе скинули весьма интересный на вид проект. Я тоже хочу :) У нас не триплэй, но я хочу просто вкинуть гифач нашего проекта. Называется PaperCut. Стараюсь делать максимально прикольной на вид, ну и геймплей чтобы весёлый был.

56

Об уровне Pathfinder'a, но теперь можешь забыть даже о нем

26

о чуть выше нуля благодаря Owlcat

18