«Давайте считать, что геймдева в России сейчас нет»: круглый стол о перспективах российской игровой индустрии Статьи редакции
Мнения разработчиков, издателей и инвесторов.
С началом «специальной военной операции» многие зарубежные компании начали покидать российский рынок. Не только ритейлеры, но и производители софта закрыли свои представительства в стране, а платёжные системы перестали обслуживать клиентов из РФ.
Всё это сильно сказалось как на геймерах, которые больше не могут покупать игры привычными способами, так и на разработчиках. По данным Forbes, в мае-июне 2022 года работу потеряли более 2 тысяч сотрудников игровых студий. Кроме того, об уходе из России объявили такие компании как Plarium и Game Insight.
Мы поговорили с несколькими людьми из индустрии, чтобы узнать, какие перспективы ждут отечественный геймдев, сможет ли ему помочь государство, а также о том, что делать тем, кто остался без работы.
Что ждёт российскую игровую индустрию
Все спикеры, опрошенные DTF, сходятся во мнении, что ситуация на рынке крайне тяжёлая и, в то же время, неопределённая. Руководитель издательства tinyBuild (Hello Neighbor) Алекс Ничипорчик озабочен, в частности, чисто практическими вопросами: как завозить «железо» и как делать это надёжно.
Евгений Кистерев, основатель студии Mandragora (Skyhill), и вовсе отмечает, что прогнозировать что-то больше, чем на месяц, — в текущих условиях трудно.
Я думаю, большинству сейчас вообще трудно планировать дальше 2-4 недель, поэтому мы можем лишь догадываться. Сейчас только вторая волна компаний начнет уходить из России и закрываться — те, кто решил потерпеть и не стал паниковать сразу. Запас прочности у всех разный. У кого-то он был на три месяца, у кого-то — на 6, но рано или поздно при текущих условиях игры издаваться, хранить свои IP, в России не будут.
Те, кто найдёт как платить людям в России, смогут это делать, но опять же только если рубль ослабнет, в такой схеме будет смысл. Это если как вводную, а кратко — давайте считать уже сейчас, что его (геймдева в России) нет, а потом посчитаем тех, кто остался, и поздравим как возродившихся из пепла фениксов.
Илья Еремеев, сооснователь венчурного фонда The Games Fund, также отмечает проблемы с платежами, которые возникают у разработчиков при работе с зарубежными компаниями. По его словам, сейчас у работодателей остались только «серые» схемы вроде оплаты посредством криптовалюты — иных способов перевести деньги сотрудникам фактически не осталось. Кроме того, из-за курса доллара компаниям стало невыгодно нанимать разработчиков в России.
Когда рос доллар, за ним росли зарплаты, так как выручка у компаний была в основном валютная и у компаний была возможность платить высокие зарплаты. Я бы даже сказал, высокие с перекосом. Может быть, не так как в РБ, но всё-таки люди в геймдеве в последние годы прямо очень хорошо зарабатывали.
А теперь, из-за курса, стоимость разработки в долларах резко стала в два раза выше. И что с этим делать — никто не знает. На мой взгляд, правильное решение — снижение зарплат до разумного предела, плюс, фиксация в валюте выручки. Для стабильности нужно убрать элемент арбитража на курсе внутри компании как лишний риск.
Другая проблема, о которой говорят в индустрии — культурная. Многие международные компании отказываются работать с Россией. Сильнее всего, считает продюсер Owlcat Games (Pathfinder: Kingmaker) Максим Фомичев, этот отказ сказывается на «среднем и малом» геймдеве, так как магазины могут закрыть глаза на российский офис крупной компании с миллионными оборотами.
Другое дело, сотрудничество непосредственно с командами из РФ, а также привлечение ими инвестиций.
Российские активы и фаундеры в моменте стали токсичными на международном рынке. Это осложнило процесс привлечения средств, из-за которого последние годы индустрия цвела и разрасталась по 1-2 новых студий в месяц с крутыми фаундерами и интересными проектами.
С Фомичевым солидарен и Ничипорчик.
Перспективы именно для локального рынка на ближайшие 10 лет — не радужные. Большинство топ-менеджеров уже уехали. С международными компаниями тяжело заключать договора и проводить платежи. Русофобия реальна. Инвестиции от русских фондов — это риск. Привлекать западные инвестиции невозможно.
Отсутствие финансирования из-за рубежа, уход международных компаний, укрепление рубля — всё это неминуемо влечёт за собой сокращение рабочих мест. Как отмечает Ничипорчик, если раньше у России было преимущество в плане затрат на разработку, то теперь регион этого преимущества лишился.
По словам Еремеева, ситуация на рынке вакансий уже кардинально изменилась.
Если раньше на 10 вакансий было 2 хороших кандидата, то теперь на 2 вакансии 15 кандидатов и каждую неделю происходит закрытие очередной локальной студии. Это одновременно сокращает рабочие места и выбрасывает новых людей на рынок труда, повышая конкуренцию за работу сразу с двух сторон.
Максим Фомичев считает, что специалисты junior-middle уровня, которые остались без работы, будут либо уходить в другие сферы, теряя экспертизу в геймдеве, либо сидеть в ожидании вакансий, затрудняя вход в индустрию для новых кадров. «В любом случае, зарплаты будут падать, а цены в магазинах будут расти», — заключает Фомичев.
Что до игроков, то, по мнению Ильи Еремеева, «они не пропадут» и так или иначе будут получать контент. «Локальные» разработчики, то есть ориентированные на российский рынок, будут получать больше трафика, хотя и без того имеют миллионы долларов в месяц. «Условно, аудиторию CoD заберет Warface», — говорит Еремеев. В то же время основатель The Games Fund ожидает роста пиратства.
Пиратство повлияет на потребительские привычки — зачем платить в лицензионный Warface, когда можно погонять в пиратский CoD? И в целом, зачем платить за игры, если теперь разрешили параллельно импортировать?
Способно ли государство помочь геймдеву
Во второй половине июня «Ведомости» и «Коммерсантъ», со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщили, что чиновники готовят законопроект о поддержке игровой индустрии. В частности обсуждаются налоговые льготы, выдача грантов и заморозка комиссии в магазинах приложений.
Почти все спикеры, с которыми мы поговорили, считают, что государственная поддержка не способна спасти российский геймдев. По словам Ничипорчика, огромное количество свободных кадров обычно привлекает инвестиции извне и влечёт создание новых стартапов. Однако в РФ ситуация сложная, так как сокращения связаны с макроэкономическими факторами, мешающими нормальной работе.
Макрофакторы также влияют на уже принятые властями меры. Так, Евгений Кистерев напоминает о решении правительства освободить IT-компании от налога на прибыль до конца 2024 года. Однако в текущих условиях, когда компании по сути не получают эту самую прибыль, льготы особенно не спасают.
Илья Еремеев, в свою очередь, уверен, что господдержка может помочь корпорациям, но не коммерческому геймдеву. Основатель The Games Fund уверен, что поддержка должна заключаться, в первую очередь, в коммерческих грантах и обучении кадров. «Поддерживать откровенный бред и распил, на мой взгляд, это ужасно и только вредит», — говорит Еремеев.
По его словам, есть два пути развития российского геймдева в нынешней ситуации и с государственным участием.
Открываются рынки и на платформах снова можно распространять игры, плюс нормализуется курс и зарплаты — тогда [геймдев] выживет. Никаких инвестиций можно не ждать извне, будет тяжело но самые сильные выживут и, возможно, это будет даже на пользу. Возможно, тут помогут альтернативные платформы и веб.
Второй вариант — полная изоляция и условная национализация геймдева, где вся коммерческая разработка и дистрибуция будет практически подконтрольна госкорпорациям. Где будут делать то, что надо делать, и играть в то, во что надо играть. И зарабатывать будут те, кому положено.
Я очень надеюсь, что всё пойдёт по первому пути, и надеюсь, что люди во власти сделают шаги к разрешению кризиса и реинтеграции с миром.
Наиболее скептически к государственной поддержке относится Максим Фомичев. Он считает, что в текущих условиях власти вообще ничем не могут помочь индустрии.
Я думаю, что самый реалистичный сценарий, при котором эти меры могут помочь, следующий: в рамках отечественной игровой индустрии появляется hardware R&D отдел, который изобретает машину времени и отправляет законотворцев в 2008 год, где они протаскивают данные меры поддержки индустрии, покупают биткоины и живут свободной жизнью.
Честно говоря, на мой взгляд, это единственный реалистичный сценарий, при котором, в условиях банковских санкций, сокращения рынка, массовой миграции специалистов и ряда других внутренних факторов, меры поддержки индустрии, которые готовят чиновники, способны спасти ситуацию.
Что делать разработчикам
Напоследок, мы попросили спикеров поделиться советами с разработчиками, которые потеряли работу. И Ничипорчик, и Еремеев рекомендуют заняться развитием языковых навыков — учить английский и китайский.
Мой совет всем, кто ищет работу в России — не паниковать и развивать свой английский. Мы уже видим, как на собеседованиях у людей главная мотивация — уехать. Логично. Правда, это не внушает доверия лидам команд, и надо думать про прокачку своих скиллов в первую очередь. Второе — это искать компанию, в которой можно добавить реальную ценность и быть позитивным членом команды.
Мотивацией должно быть то, что вы хотите делать долгосрочно и построить карьеру. Это делается в окружении людей, с которыми классно работать. Делайте это главной мотивацией. Остальное придёт рано или поздно. Ведь нельзя проиграть, если не сдаёшься.
Илья Еремеев отмечает, что без знания языка невозможно привлекать инвестиции.
[Язык — это] cамая критичная и важная инвестиция в карьере. Без языка не привлечь инвестиции, не заключить партнёрства, ты ограничен в перемещении, в выборе работы в доступе к информации. Это просто самая необходимая база. Второй совет — не поступаться совестью и не идти на компромиссы.
Максим Фомичев рекомендует «демпинговать» зарплатами, потому что прежнего уровня дохода в России уже не будет. Кроме того, продюсер Owlcat советует найти работу в ближайшие месяц-два, потому что «дальше будет хуже».
Напутствие Евгения Кистерева более обнадёживающее.
Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету. Ну, а если серьёзно, то есть в этом часть правды, лично для меня: начинайте новые проекты, ищите людей, собирайте команды — сейчас куча безработных. Для людей, которые потеряли работу по найму, вероятно будет выгоднее выехать из РФ в ближайшее зарубежье и искать работу уже оттуда.
Ситуация, которая сложилась в российской игровой индустрии, мягко говоря, не радужная. Неизвестно, сможет ли геймдев перестроиться под новые условия. Но, исходя из того, о чём нам рассказали спикеры, ясно, что прежней отрасль уже не будет.
Честно говоря слышишь о каких то триплэй проектов от ру разрабов навроде кингс баунти раз в десятилетие только.
Но зато тонна мобильного три-в-ряд дерьма.
О каком именно уровне геймдева идет речь?
Наверное, я тут буду звучать совсем как спам реклама, но позвольте показать наш проект хотя бы гифкой.
Делаем такой добротный слэшер и в нынешних условиях не собираемся останавливаться до тех пор, пока не выведим проект в релиз.
Игрушка называется Арена Нового Мира.
В августе планируем выкатить первую демку, дабы было что попробовать напрямую.
Эта "тонна мобильного три-в-ряд дерьма" кормит многих людей, позволяет им работать там, где им хочется и заниматься любимым делом. Люди в них играют, им нравится. Если для вас оно дерьмо, не значит, что для всех оно дерьмо.
Я, как человек из индустрии, люто ощутил все перемены после 24 февраля. У моей семьи были планы, мы строили будущее, которое в одночасье отобрали ради каких-то там целей и амбиций, которые даже внятно несформулированы.
И сейчас, я бы отдал ухо на отсечение, чтобы работать где-то не в этой стране на дерьмовом три-в-ряд проект, но знать, что мое будущее и будущее моей жены, ребенка не под угрозой.
А какие именно трудности у разрабов?Ок. 750 млн человек против остальных 7 миллиардов. Среди них китай с млрд и индия так же с миллиардом (где родной английский кстати).Конкретные примеры есть а не общие слова ?Кто то может привести пример почему нельзя игру на индию и китай перевести?
Там тебе скинули весьма интересный на вид проект. Я тоже хочу :) У нас не триплэй, но я хочу просто вкинуть гифач нашего проекта. Называется PaperCut. Стараюсь делать максимально прикольной на вид, ну и геймплей чтобы весёлый был.
Об уровне Pathfinder'a, но теперь можешь забыть даже о нем
о чуть выше нуля благодаря Owlcat
Как минимум о подразделениях типа Syber interactive.Многие AAA проекты делаются с привлечением небольших студий в том числе из России.Да даже банальные локализации и тестировщики потеряли работу потому что зарубежные компании отказываются работать с нами.Спикеры говорят в первую очередь о зарубежных инвестициях а не об играх.Оказывается наше государство не особо поддерживало IT сферу.А теперь уже поздно.Специалисты без работы - вот что ужасно.
Был неплохой аутсорс же вроде. Sperasoft, Saber, еще кто-то.
Ну индустрия обычно так и зарождается, от малого к большому.
А кто говорит о триплэй? И кто жрет это конвеерное говно? За прошлый год из хороших русских игр вышли из того что я играл: Бранте, Черная Книга, Highfleet, Pathfinder. Обо всем этом теперь можно благополучно забыть.
Насколько я могу судить российского геймдейва (ориентированного на российскую аудиторию и её запросы) действительно не существует как индустрии. Есть энтузиасты и придаток "западного" (ориентированный на соответствующую аудиторию).
Это коммент из разряда "только выиграли"? Люди работали, какие то люди им за это платили, видимо, вы не ца три в ряд. Но если я не ем в маке это не значит, что его не должно быть в моей стране.
Разработка - это широкое понятие. Например, над divinity original sin 2 и pathfinder работали российские гемдев компании. Было куча компаний, которые пилили ассеты на аутсорс. Nival делали Heroes 5, Allods. В РФ докуя чего делали из мира гемдев, но теперь все пошло по пизде из-за идиота у власти.
Странно, когда я сказал то же самое в прошлой теме, меня отправили сильно в минус. Я тогда что попал на время когда у разработчиков мобильных игр перерыв и они сидели на DTF?
между ААА и мобильным говном есть еще много градаций, и русских игр было полным-полно и с каждым годом все больше и больше
О неплохом, наши разработчики в последнее время делали кучи неплохих игр. То что у нас не выпускают каждый год ААА проекты на миллионные бюджеты с лутбоксами и сизонпасами не говорит о том что уровень геймдева низкий. Новый КБ кал лютый бтв, катаури делали неплохо, а КБ2 вышла невзрачным проходняком
Но зато тонна мобильного три-в-ряд дерьмаНавскидку по памяти
Оба pathfinder
The Life and Suffering of Sir Brante
Beholder
Мор 2
Всякие небольшие игрушки по типу loop hero
Ну иностранные геймдевы делают исключительно годноту и 90% проектов не являются проходной сранью, хуле нам русским, всегда выделимся.
еремеев из дерьма три в няд, но они недавно проигвестировали в украинский клон гта
Если не ошибаюсь рейд шадов легендс тоже ру студия слепила.
https://youtu.be/X4nnVerK-Kk
Прикинь сколько дерьмо налогов приносит?
Комментарий удален модератором
Этот человек точно как-то связан с играми? Удачи ему поиграть в пиратский СоD, особенно по сети.
мне больше нравится вот эта часть
И в целом, зачем платить за игры, если теперь разрешили параллельно импортировать?каким образом это связано? если мы говорим про параллельный импорт, то мы говорим о физических носителях, за которые в любом случае заплатят, что за бред?
ну про COD он может и загнул, но в целом мысль в том, что люди счас привыкнут пиратить снова.
И логика в его словах есть т.к реально только лет 5-7 народ у нас приучился хоть за что-то платить относительно массово имею в виду и игры, и различные подписки, и сервисы, а сейчас все это откатится назад и по причине, что не купить игру на любимой платформе, и по причине снижения доходов
Дело не в конкретной игре, а в подходе. Free 2 play игры работают когда есть люди, готовые платить. Чем больше культуры пиратства тем меньше желания платить за контент. К конкретному примеру - делать так чтобы в России не появлялось пиратских серверов своих игр правительство будет, а на пиратские сервера других игр будет закрывать глаза. Как было раньше с серверами ммо. Но пиратские сервера имеют свою экономику и будут демпинговать, так как у них нет таки расходов на разработку. Просто посмотри чуть в перспективу и последствия этих изменений. А не просто "в CoD сейчас нельзя поиграть в пиратку".
Это условный пример, а не буквальный.
Пиратских хостингов колды постарше более чем достаточно - может о них и речь)
Не, ну у первого Блэк Опса были пиратские сервера, но это дела далекого прошлого
Смотря в какой КоД, я бы точно предпочёл Второй Модерн Варфейр или Блек Опс, Варфейсу.
Раньше в CoD вообще только ради сюжетки играли. Онлайн был второстепенной вещью. У меня есть отдельные онлайн проекты, которые на 5 голов выше колды, да и поиграть в сюжет я больше хочу чем в онлайн, который из раза в раз остаётся одним и тем же. В сюжете хотя бы эпик моменты есть.
В помойку по типу Warface я играть конечно не буду, но вот в BATTELFRONT 2, Warframe, в старые части колды очень даже не против. Хотя почему "части", в часть скорее. И это Black Ops 3. Кста онлайн там вроде даже ещё жив.
Я до этого пиратил только батлу и майнкрафт. Майн я уже купил, а в батле мне на онлайн плевать было. Это была 3. Потом четвёрку купил и вот там уже задротил.
"Ахахахах инди-мобиле-дрочего развалилось гыгыгыгыгы"
Сдохла индустрия игровая(какой бы она не была) во всей стране, а люди и довольны. Вот только с инди-параши и приходят разработчики к хорошим играм, получив навар и опыт с прошлых проектов поменьше.
Пасфайндер последний - игра года, кстати. Ничем не уступает западным проектам.
не то чтобы сдохла... просто стоимость труда в геймдеве опустится до стоимости труда условного инженера-строителя, где ей и место.
Я в общем то согласен, но разрешите доебаться, откуда опять "западным"? Почему не японцам и прочим восточным и южным азиатам? Или просто не сказать "конкурентными на мировом рынке".
Мне всегда казалось что ру геймдев это тупо батут для сотрудников, которые делают какую-нибудь индюшатню или мобилку (или попросту нарабатывают опыт), пихают себе в портфолио и сьебывают куда-нибудь за бугор. А оседать тут конкретно с хорошими играми никто не хотел как минимум последние 10-15 лет просто потому что в финансовом плане десятикратно не выгодно.
Ага, при этом люди забывают, что, например, релиз ведьмака 3 на PS5 отложился из-за того, что его пилила на аутсорсе питерская студия, а после 24 февраля поляки с ними порвали
пример можно хоть один когда с мобилок пришли и сделали хотя бы АА игру?
Всёпропальщики ноют, что теперь не могут покупать по новой ламбе раз в пол года...
До чего же у нас быстро привыкают к шальным деньгам и как же не любят работать за 10-20% прибыли, как это делают во всём мире в почти любом бизнесе.
Ох уж эти все пропальщики. Ничего не понимают у нас то все отлично, а они ноют и ноют. Прилично жить хотят, совсем ахуели там. Зажрались. Не хотят работать за 20к рублей в мес
В настолько нестабильной стране работать за 10-20% прибыли будет только конченный идиот.
За 10% вариант работать только в стабильной экономике (inb4 в стабильно плохой - не вариант)
Ну так они об этом и пишут. Что мы выручку в долларах получали, платили местным квалифицированным аборигенам в рублях и хорошо на этом наваривались. А сейчас так не получается(((.
У них же все компании и так на Кипре и в Ирландии зарегистрированы были. Чего они раскудахтались то?). Эксплуатировать местных стало геморнее? Я щас расплачусь...
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Мб нюанс в том, что в том мире, о котором ты говоришь, деньги не обесцениваются с такой скоростью как у нас?
Это геймдев-то работает за 10-20% прибыли, уже который год зарабатывая от 100 млрд. в год, опережая все развлекательные индустрии в разы?)
Перед тем, как ныть про мобилки вы хоть статью прочитайте. Целая отрасль коллапсирует, хотя только недавно начало что-то действительно крупное появляться
Российские активы и фаундеры в моменте стали токсичными на международном рынке. Это осложнило процесс привлечения средств, из-за которого последние годы индустрия цвела и разросталась по 1-2 новых студи в месяц с крутыми фаундерами и интересными проектами.Максим Фомичев рекомендует «демпинговать» зарплатами, потому что прежнего уровня дохода в России уже не будет. Кроме того, продюсер Owlcat советует найти работу в ближайшие месяц-два, потому что «дальше будет хуже».
То есть они изначально были не "наши" и принадлежали инвесторам из за рубежа.
и когда правительства швеции или ЕС сказало : не переводить денежки - они дружно и согласились.
А значит и прибыль от разработок ТУТ получали ДЯДИ - ТАМ
Опять какие то рандомные хуяундеры страдают. Разработчики то среди них есть или только срндства привлекают?
А уж как вывести деньги за 100к проданных копий в Стим - придумать не большая проблема - разрабатывайте.
Мне нравится как тип говорит "Русофобия реальна". Ага, вот так вот с нефига и появилась. Что же к этому привело? Хмм, тяжело понять. А вообще молчание и смирение к политике безумного деда принесет последствия гораздо похуже. Время идет и клубок катится я яму.
Эх, сейчас бы нырнуть в обсуждение колды, где «ну что вы, плохие русские это просто художественный образ, никакого отношения к настоящим людям это не имеет и никак не повлияет на простых людей».
Откуда ж русофобия....
Власти просто скажут, что во всем виноваты США - народ покряхтит и успокоится, переключившись на внешнего врага. Так все диктаторы испокон веков делали, вон Северная Корея тому пример.
Вот скажи, какой смысл прививать вину на среднестатического россиянина который никак не влияет на ситуацию и не способен ФИЗИЧЕСКИ ее поменять?
изучите историю, и действия соседей потом спрашивайте. вы много смотрите медузу а это такаяже не адекватная пропаганда как соловьев тока со знаком минус
Мне нравится как тип говорит "Украинофобия реальна". Ага, вот так вот с нефига и появилась. Что же к этому привело? Хмм, тяжело понять. А вообще молчание и смирение к политике безумного актёра на президентском кресле принесет последствия гораздо похуже. Время идет и клубок катится я яму.
По этой теме хорошо высказалась заглушка в вэб-версии российского пс стора:
А вот тут готов поспорить!
Делаем вот такой вот слэшер в стиле Devil May Cry. Может быть у нас и не ААА проект, но всё таки игра с неплохой графикой, к которой ещё будем стараться сделать отличный геймплей, с надеюсь хорошим сюжетом.
https://www.youtube.com/watch?v=ZLVE0klsrao
Так же оставлю здесь наши концепты, чтобы было видно, что это не просто ассеты, а полностью наши работы.
Готовы продавать игру только в РФ?
Никто до сих пор не умеет оптимизировать анрил кроме эпик геймс. У вас получится лагучий и неиграбельный кал
Какой burn rate у команды, на какой ещё срок разработка профинансирована, какие источники капитала?
Возможно это и к лучшему, что owlcat ушли из РФ и их игра по вахе будет не доступна, я не готов тратить еще 250 часов на их новую игру, мне еще жить надо
То есть вы сами не можете отказаться от игры, поэтому вам нужно чтобы за вас это сделали?
Куда ушли-то? Как сидели в Москве так и сидят.
Да ладно, вон 2й pathfinder уже почти прошел, 4й месяц правда его мучаю...)
Я смотрю, с юмором у нас тут совсем туго стало, судя по минусам.
Эта шутка тест на чувство юмора. И как оказалось, у многих оно отсутствует.
И зря заминусовали человека. Шутка очень толстая, но всё же шутка.
ШУЕ ППШ
Понял, принял.
Во второй PF от них не играл, но в первом явно прослеживались нотки нелюбви к России и гомофильство. Так что лично я вообще не удивлён, что они ушли и разорвали связь со страной в принципе.
О какой помощи государства может идти речь если у нас во всем всегда винят игры, это че за бред? Доки 2 эти сраные, я думаю чиновники наши даже не знают что такое геймдев. Государству поебать на кино(!), а вы тут надеетесь на какую-то помощь играм(!) Мда..
Настолько поебать, что с 1995 года существует Фонд кино?
Ну почему, могут отправить на Донбасс повышать скилы по владению оружием и файтингу. Окружение то же прочувствовать.
Ну так на кине можно бабки пилить, почему на геймдеве гос. бабки нельзя попилить.
Российский геймдев
ДТФ
Ну хорошо, а как российский геймдев делал отличные игры в доСтимовскую эпоху? Князь, Аллоды, Демиурги, Космические Рейнджеры, Проклятые Земли, Ил-2, Корсары и т.д., множество их. Без оглядки на доллар и иностранную кооперацию. Что мешает делать так же сейчас?
Голландская болень.
Оно же "нефтяное проклятие' в случае геймдева - мобилки.
Одна сверхприбыльная быстро растущая отрасаль высасывала в себя все человеческие и денежные капиталы.
Так что народ который может и хотел бы начать сделать кр3, корсаров или аллодов но взаимен получал предложение на матч3 в ряд.
не стремно с такой аватарой, эдик?
Аллоды, если не путаю, изначально получили бюджет за счёт конкурса на американской выставке или чот такое. Вышеперечисленные игры также продавались в европе/америке.
Комментарий недоступен
То что на основных рынках они никому не нужны, а на рынке РФ нет таких денег, чтобы отбиться.
Впрочем IL-2 до сих пор поддерживается, правда подозреваю основные бабки делает на Западе
то что им давали на это деньги издатели, правда к 2008 году пораскинув о вливаниях денег и количестве выхлопа, геморроя поняли, что чем платить за разработку намного выгоднее локализовать готовое
За ресурсы внутреннего рынка в 2022 вот только разве что игры из достимовской эпохи и будет делать рентабельно. Игровая индустрия на современном уровне стоимости проектов не может работать на чисто внутренний рынок, за исключением невероятно населенных азиатов.
Ниже много писали про кадры, продажи на Запад и прочее, и прочее. А я бы хотел добавить, что в принципе, не только российская игроиндустрия, но и мировая монополизируется и деградирует, все больше скатываясь в донат и конвеер (ибо это тупо выгодно для извлечения 300% прибыли).
Далее, "благодаря" 8 лет стагнирующим/падающим доходам населения и постоянному обвалу национальной валюты "недорогой россиянин" объективно может потратить куда меньше денег как на саму игру. буде она выйдет, так и на "инфраструктуру", ее обеспечивающую - новое железо, например. И зачем тогда ради такого рынка делать проект хотя бы уровня условных Кингс Баунти от Катаури? Или аналог хотя бы первого Ведьмака? Кто оплатит банкет? Да и зачем, опять же, если повторюсь, донатный конвеер выгоднее
Тем что бабло на приватизации уже не поднимешь.
БЗС до сих пор является одним из лучших симов для вирпил на пропах.
Комментарий удален модератором
а до Стима разве не было дисков и издателей? Ну и Вальв даже не издатель, а так, платформа с аудиторией. Грубо говоря, стоимость тиражирования дисков перетекла на комиссию Вальв. И все. Далее, отличные игры и успешные игры это не одно и то же. Корсары и ИЛ-2 как франшизы постиг закономерный конец. Ну и вконец, в то время игры делали 2 с половиной человека. Это не индустрия даже близко
А игры делать никто не мешает. Я даже думаю, что будет расцвет околоподпольного инди и даже АА. Например, наши студии будут издаваться под другим именем из Африки или Азии. Там меньше выручка , и даже с одной лишь криптой можно вывести бизнес. А мобилки и ММО уже мертвы
Та щас просто все уедут кто могут и все. Кто-то останется, безусловно, и даже будут что то делать пытаться, возможно, но объективно уровень просядет. Он и так то только начал голову поднимать (black book, pathfinder), а щас уж тока совсем простенькое в лучшем случае будет.
Пиратство. И Вы не забывайте, что уже во второй половине нулевых в журналах писали о кризисе игростроя.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Забавно читать высеры из серии "мобильные донатные помойки из рф сдохнут и хорошо" и вот это всё. Прям явно вижу, как формировалась мысль на такой "высерный" текст https://coub.com/view/1dewye
А если серьезно, то радоваться нечему.
Специалисты остаются без работы
Целая отрасль отваливается и на государство я бы рассчитывал в последнюю очередь, потому как там люде в 99% ничего не понимают в индустрии. И ближайшие схемы, которые будут от него исходить наверняка будут подходить в первую очередь под распил.
Про такую вещь, как ЦА у игр, даже спрашивать страшно... Она то никуда не денется. Просто вместо игры, сделанной в РФ они будут играть в игру, сделанную, допустим, в Болгарии и донатить будут в неё. А значит деньги пойдут тоже туда. Чему тут радоваться, интересно?
Я бы сказал, положа руку на сердце (или что там у меня вместо него), что проблема геймдева - это самая последняя из проблем сейчас. Вот реально.
Сдох Максим и хуй-то с ним (люди, простите!!). У нас жопа надвигается в тех местах, где это больно и где это пиздец, а без игр (вообще) я проживу. Глотая слезы и корчась, но все-таки.
На самом деле у того же Китая много проектов, которые сделаны чисто для домашнего рынка и никогда не получат международных релизов; при этом они вполне прибыльны. В теории это возможно и в России. Команды можно переориентировать на другие рынки. Но да, с зарплатами будет в ближайшее время очень хреново.
Объем китайского рынка чуть-чуть побольше объема российского - поэтому там можно прекрасно жить и работать чисто на него.
Китайский проект стоит 20 лямов и выходит на рынок в 200 млн игроков.
Его купят 2 млн по 20 баксов - китайская фирма с прибылью!
Российский проект в 10 лямов выходит на рынок в 20 млн игроков.
Его купят 200 тысяч по 20 баксов - российская фирма покидает рынок по причине банкротства...
Сравнил блин рынок китайский и российский. Слона с мухой. Ты размеры рынков обоих видел? Их платёжеспособность?
Что за хуйню я прочел? На пиратсвто это повлияло ровно никак. Ну кроме случаев когда оффициально теперь не купишь. Но тут уж не к игрокам претензия.
Так пиратить переставали потому что стим реально удобно, легко купил, легко скачал, а теперь какие то мутные схемы с покупкой крипты, турецкими аккаунтами, продажей скинов. Естественно опять становится проще пиратить.
Привет! Дело вообще не в игроках. Игроки выбирают то, что удобнее и то, что принято. Если исчезнут официальные комфортные магазины то снова возникнет стимул пиратства так как это будет лучший способ получить игру. А дальше не платить за игры войдет в привычку и снова станет нормой. То есть конечно тут виноваты те, кто лишает игроков способа цивилизованно платить за игры, а не игроки.
Это тот ещё рофл. В нашей стране были самые конченые системы защиты. Было проще спиратить, чем купить. Гораздо проще.
Когда выбрал не тот бизнес...
"Игрожур - это призвание" (с) Вадим Метросексуал.
"Энергичный игродел всегда найдет где заработать"
Российский геймдев:
Да он там с 2008 примерно
"Говорит мастер Эндрю Апа-Насик. С прискорбием сообщаю, что наши российские геймдев и гейминг пали, и мрачная тень Запада поднялась, чтобы присвоить их. Это послание - предупреждение и напоминание уцелевшим разработчикам. Доверьтесь Силе. Учите английский. Бегите на Кипр. Не надейтесь на помощь от государства. Это время прошло, а наше будущее неясно. Каждому из нас будет брошен вызов: нашим ресурсам, нашему доверию, нашей вере, нашей дружбе. Но мы должны устоять, и со временем Новая Надежда взойдет. Да пребудет с вами Сила. Всегда..."
Эх, вот читаешь такое и думается всякое. Получается что раньше, в далекие времена постоянно падающего рубля, можно было повышать зарплаты не неся фактически дополнительных трат на повышение. Т.е. когда российские разработчики перестали быть сверхдешевыми и перешли в категорию просто дешевых, то никакого выхода кроме "разумного снижения заплат" на ум владельцам студий не пришло.
Странная конечно бизнес стратегия получается. Выходит весь бизнес этих успешных людей имел смысл только в условиях когда они продавали труд низкооплачиваемых росразрабов в цивилизованные страны. Теперь оптимизировать траты на российских наемных работников не получается и нужно найти новых сотрудников. Но где они возьмут несколько тысяч дешевых и компетентных людей? Какая страна имеет доступный резерв и сможет удовлетворить жажду дешевого мяса? Индия, Малайзия, Вьетнам? Может можно поскрести по Африке и найти подходящих кандидатов? Посмотрим как ребята выкрутятся. Желаю им удачи, а то Нечипорчику еще ипотеку во Флориде платить...
Это была не единственная причина но существенная да. По сути ты все верно пишешь, поднимать зарплаты получалось за счет валютной выручки и падающего курса. Но это при этом создавало благоприятные условия для инвестиций и развития бизнеса.
Опять напишут про мобильные дрочильни но я видел, как реально индустрия развивалась и начали появляться более крупные в том числе PC и консольные разработчики.
Зачем нужны иностранные инвесторы? Потому что практически все инвесторы в России были стратегическими - хотели покупать компании внутрь, при этом не имея конкуренции извне могли предлагать не самые выгодные условия (хоть и вцелом хорошие).
Эй, патриоты и поклонники нашего царя, вот вам совет, как поднять нашу, отечественную игроиндустрию - введите железный занавес с полным запретом выезда людей из страны, при этом полностью лишите возможность получать деньги из за границы. Еще бы нам чебурнет сделать и вообще будем огромная, стимулирующее развитие игропрома, бомба.
Но ведь железный занавес строит не плешивый, а "светочи демократии".
С одной стороны, они вроде бы понимают, что ситуация находится состоянии турбулентности, и никто не знает, что будет, когда она стабилизируется. С другой стороны — делают прогнозы и дают советы.
Камон, сейчас надо расслабиться и поставить всё на паузу (в т. ч. и планы). Определиться с тем, в какую сторону двигаться, можно будет только тогда, когда война закончится.
Вот только если у тебя фирма на пару сотен человек, то ты ОБЯЗАН выплачивать им зарплату. Арендодатель хочет с тебя денег за помещения, да и за электроэнергию тоже. Налоговая своих рекетиров подсылает - тоже денег хочет, да и жена (опция) мозги выносит на предмет "сказочного бали этим летом".
Сколько ты готов расслабляться за свой счёт, без зарплаты? Месяц? Год? Война тянется уже 8 лет, между прочим, лишь последние полгода болото всколыхнулось. До окончания этой ЮВУкр-хрени никто санкции снимать не будет, а значит, денег не будет, не будет и разработки. Люди лишились источника дохода, прям под корень.
Я бы сказал еще короче: "ешь, пей, веселись".
А это точно плохо ? Если Рейд наконец-то загнётся, то это же хорошо, нет ?
Рейд делался не в России, Рейд не загнется
Загнутся 500 человек, которые работали в российской студии
А что хорошего? Люди работу теряют. Само существование «Рейда» вас как ущемляет? Покажите, где вас трогал «Рейд».
Нет.
А платить блогерам за рекламу из своего кармана будете?
А, так вот оно и признание, что на самом деле зарубежные инвесторы десять лет разрушали российский геймдев, вкладывая инвестиции в разработку мобильных дрочильных помоек, а не в нормальные проекты.
Ну и лень русских работяг, да лёгкие деньги сделали своё дело. Поэтому, Россия и осталась с голым задом. Надеюсь, теперь на работу в компании начнут брать тех, кто для этого пригоден и делают свою работу, а не законченных раздолбаев-паразитов, коих развелось в игровых компаниях в больших количествах.
боже, что за хуйню ты высрал
""на самом деле зарубежные инвесторы десять лет разрушали российский геймдев, вкладывая инвестиции в разработку мобильных дрочильных помоек, а не в нормальные проекты."
Ну так, все логично. Инвесторы бежали туда просто потому что в мобилках прибыльность выше и рисков меньше, так всегда и везде, где выше прибыль и меньше рисков - туда текут инвестиции, это щас глобальная тенденция. Вон, крупные компании туда тоже бегут и тоже делают дро4ильни донатные.В заголовке уже панч века
Зачем в россии будущего без денег и компьютеров нужны игры?
А если серъезно, как бункерному деду пилить бабло на геймдеве, ведь там нету ни его друзей долбоебов ни женщины 1, женщины 2, женищны 3 и алины кабаевой.
"Редакция" "сайта" ДТФ связалась с этими "российскими" "разработчиками" по почте Кипра?
Опять разработчики не те. Какие в нашей стране есть
Наверное, есть причина почему все летят в Кипр, а не к нам, верно?
Вот и славно, трам-пам-пам. Хочется возврата российского геймдева к самочуйствию до 2008 года. )
а что российский геймдев выпускал в 2008? игры про Антикиллера?
чтоб тебе lada racing club приснился за такие слова!!!
Жиза
Только выиграли!
Комментарий удален модератором
Какая-то перепись ноунеймов, только owlcat знакомы на их мнение и обратил внимание.
Угу. Да и то там видно, что всёпропальщик.
tinyBuild один из крупнейших инди-издателей в мире, например
А тебе кто должен был написать, чтоб были знакомы? Близард с Филом?
А зачем в него вообще платить? Даже до всех нынешних событий.
Космические Рейнджеры, Паркан и прочие Вангеры - вот это вот всё русский геймдев был. А потом пошло-поехало "хуяк-хуяк-продакшн-ололо".
Заебись сделали, в 2008-м не похоронили геймдев, в 2022-м добьём окончательно, а в интервью втирать какая у нас охеренная «Смута» мутится.
В текущей ситуации интересна судьба и перспективы Atomic Heart.
В общем так, четыре месяца большой срок: кто выжил - тот выжил. Кто сдох - тот сдох, и пёс с ними. А размазывать сопли по роже уже не гоже.
Картинку с волком забыл.
"Пиратство повлияет на потребительские привычки — зачем платить в лицензионный Warface, когда можно погонять в пиратский CoD? И в целом, зачем платить за игры, если теперь разрешили параллельно импортировать?"
Чел, также как и многие, кто ничего не понимает, неверно сформулировал мотивацию к пиратству. Пиратство вырастет из-за того, что перекрывают возможности для легальной покупки. Цель "не платить за контент" есть только у совсем уж отбитых. Как уже сотни раз говорилось: если человеку удобнее купить, а не пиратить, он купит.
Один ты на белом коне понял соль мира.
Ценность удобства и потерянных денег взаимозависима.
И для школьников\студентов ценность этих денег практически всегда выше.
Да и в других пластах населения целые категории найдутся.
А среди зажиточных московских айтишников - ну да, им комфорт важнее, кто бы спорил.
Комментарий недоступен
Вижу многих эта фраза стриггерила. Я наверное, неправильно выразился - но по сути я согласен с тем, что ты пишешь. Просто пиратить станет и удобнее и дешевле. От этого пострадают и собственные оставшиеся разработчики - вот в этом мысль.
Кто-нибудь может перевести?
Founders instantly became toxic.
Игры вне политики, алё!)
Ага, особенно третья часть твоих похождений где ты оказался зажат между мексиканской мафией и корумпированными силовиками.
Правильно говорит - все терпели этих русских годами, а потом в феврале дружно не выдержали и как начали разрывать связи и бизнес отношения! Ух!!! Вокруг вороги!
Какой университет ты окончил, мы все уже поняли. Мог свой диплом и не светить.
С русофобией это как связано?
Хочу заметить, что русские говно-мобилки, генерили сотни миллионов долларов доходов в месяц, учитывая, что Рынок мобильных игр ($86.3 млрд) больше, чем рынок игр для ПК ($32.4 млрд) и рынок консолей ($51.2 млрд) вместе взятых, это очень важная часть индустрии.
Более того, подход к разработке многих топовых проектов, качество арта и размеры команд позволяли многим специалистам получать необходимый опыт для разработки более серьезных проектов, так как для хороших специалистов нет никакого блокера перейти из мобильной разработки в ПК и консоли. У условной ААА индустрии просто нет ресурса обучать огромные потоки новых специалистов из-за более скромных доходов.
Не смотря на то, что аудитория DTF не любит мобильные проекты, именно благодаря им, геймдев превратился из маленькой, нишевой тусовки, на которую можно попасть только по приглашению, в полноценную часть индустрии развлечений, двери которой открыты для каждого желающего :)
что вы пишите ей богу__)) Свободн оперейти с мобилок на ААА могут условно только художники, звуковики и ui дизайнеры..
Прогеры с ГД н7априме рсильно деформируют сознание и опыт который совсем не подходит под ПК игры..
"в полноценную часть индустрии развлечений, двери которой открыты для каждого желающего"
Да вообще то наоборот. В полноценной индустрии наоборот требования выше портфолио спрашивают... а раньше как в геймдев попадали , мог хоть капельку рисовать, тебя рекрутировали .
Вставлю... свои пять копеек, благо как раз работаю совершенно в другой отрасли.
1. Многие смотрят на Китай, как на мангу небесную (опечатка вышла крутая, оставлю). Вот вам пример, который рассказал руководитель сервиса, который обслуживает мою машину. Он раллист и большой фанат автоспорта. И с партнёром они решили заказать у весьма авторитетной компании из Китая модельки по своим эскизам раллийной Тойоты. Мастер модель была прекрасна и соответствовала всем заявленным требованиям. Оплатили партию. Пришли ровно такие же модельки, но вот незадача: у оригинальной Тойоты и на мастер модели количество гаек на колёсном диске - 4. А на пришедших модельках их было 5. Понятное дело, что "люди в теме" - а они основная ЦА, такое бы не приняли. Китайцы, в свою очередь , поразводили руками и сказали, что поменять ничего не смогут.
Вывод- китайцы, даже крупные компании - знатные на....щики, и сильно полагаться на их помощь не стоит. Обманут, украдут технологии и потом же тебя самого вытеснят с твоего же рынка. Так что в плане Китая оптимизм должен быть сдержанным.
2. Понятное дело, что если чиновники возьмутся "помогать" геймдеву, ничего подобного "Ядерному Титбиту" ждать не стоит. Игры станут инструментом пропаганды, что, естественно, не всех устраивает.
3. Не совсем понимаю, на какие платформы суверенные разработчики будут выпускать игры. В условиях санкций остаётся только ПК и то с оговорками.
4. Ну, и наконец, надо смириться с тем, что геймдев, как по мне- точно не тот фактор , который принимали во внимание при планировании экономики после спец. операции. В принципе, на некоторые отрасли государству если не плевать, то не сильно интересно - лишь бы налоги платились.
Тут дело, скорее в менталитете китайцев. Дело в том, что у них обмануть даже своих соотечественников в плане бизнеса не считается зазорным, а уж кинуть "лаовая" сам Великий Xi велел.
Но работать с ними можно и в текущих рыночных условиях даже нужно, главное всегда (!!!) подписывать четкий и понятный контракт с подробной спецификацией и штрафными санкциями, избегая расплывчатых формулировок и разночтений. Плюс лучше всего нанять в штат удалённо торгового агента, проживающего в Китае, дабы лично контролировать отгрузку и решать текущие вопросы на месте.