Motion сapture в собственном подвале: как игровые студии работают с захватом движения в условиях изоляции
Сотрудники Deck Nine и Ubisoft рассказывают, как им пришлось заменить полноценные съёмки Zoom-конференциями — и как их опыт может изменить геймдев в будущем.
В условиях пандемии многие разработчики были вынуждены перебраться из офисов к себе домой. Это очень сильно осложнило работу аниматорам, полагавшихся на систему захвата движения — ведь для mo-cap съёмки нужно большое пространство и много людей, находящихся в одной комнате.
Сайт gamesindustry.biz взял интервью у сотрудников сразу двух студий — Deck Nine (Life is Strange: Before The Storm) и Ubisoft Toronto (Far Cry 5, Watch Dogs 2) — чтобы узнать, как они работают с motion capture во время изоляции.
Обычно у нас есть съёмочная площадка вполне приличного размера, где-то 6 метров на 6 метров. Так что когда наше руководство спросило: «Можем ли мы работать с этим удалённо?», наши мозги немного взорвались. Мы понятия не имели, как это сделать.
Около месяца работники Deck Nine пытались понять, как по-новому организовать работу с motion capture. Многие студии в условиях пандемии и вовсе отказываются от захвата движения — вместо этого они обращаются к анимации через ключевые кадры (keyframing) или повторно используют старые данные с mo-cap съёмок. Так, например, поступили в Ubisoft Toronto.
Эти методы помогли нам обеспечить безопасность команде и при этом не затормозить производство.
Но Deck Nine такая альтернатива не подходила. Вместо этого разработчики, пускай и не с первой попытки, собрали относительно небольшой комплект устройств для самостоятельной записи motion capture — такой, чтобы его можно было отправить актёру прямо домой.
Конечно, доставить что-либо во время пандемии — задача не из лёгких, и на всё потребовалось довольно много времени. Но зато теперь компания вновь может работать с захватом движения: правда, делать это приходится в подвале одного из актёров — небольшой комнатке размером где-то 3x3,5м.
Причём большую часть одной из сторон занимает оборудование — камеры и свет.
Из-за маленькой площади импровизированной «студии» и необходимости доставить оборудование в совершенное другое место Deck Nine пришлось отказаться от системы motion capture, с которой она работала прежде. Дело в том, что система Vicon требует использования сразу нескольких камер, которые фиксируют расположение маркеров на костюме актёра и рассчитывают его положение в трёхмерном пространстве.
Всё это оборудование слишком тяжёлое, чтобы его можно было упаковать в единый комплект. И, к тому же, оно заняло бы чересчур много места в и без того небольшом подвале.
Взамен Vicon разработчики использовали систему Xsens, которая, пускай и менее точная, вовсе не требует камер — только специального костюма. Для захвата мимики лица сотрудники Deck Nine приобрели программу Faceware, а для записи движения пальцев взяли перчатки-контроллеры для виртуальной реальности Manus VR.
Вместе с набором для захвата движений сотрудники Deck Nine собрали ещё один — для записи звука актёрами. Часть аппаратуры разработчики взяли из офиса, но часть пришлось покупать — например, внешние звуковые интерфейсы и ноутбуки, по одному на каждый комплект, чтобы актёрам не приходилось разбираться и устанавливать весь софт самостоятельно.
К слову о софте. Записью mo-cap и звука в студии всегда занимается отдельный специалист — но послать его к актёру в подвал, конечно, не получилось бы. Поэтому разработчиком нужно было получить удалённый доступ к компьютерам артистов.
Нам не нужно, чтобы актёры сами управляли ноутбуком — они должны просто включить его и уйти. Мы рассматривали разные программы для удалённого доступа, но все они чертовски дорогие.
В итоге из всех возможных вариантов сотрудники Deck Nine остановились на Chrome Remote Desktop. Во многом потому, что она бесплатная.
Также разработчикам нужно было поддерживать видеосвязь с актёрами. И тут они не стали ничего придумывать и воспользовались той же программой, что во время пандемии, кажется, пользуются вообще все.
Мы попробовали кучу программ, но вернулись всё равно к Zoom.
В отдельных случаях они также использовали Source Connect — которую разработчики описывают как «Zoom, только в высоком качестве».
Удалённая работа с motion capture ещё и сильно изменила то, как разработчики взаимодействуют с актёрами. Во-первых, конечно, пересылать комплект для захвата движений от одного артиста к другому было бы очень неудобно — а делать несколько слишком дорого — и поэтому сотрудники Deck Nine взвалили сразу несколько ролей на одного человека.
Озвучивают игру много актёров — комплект для записи звука отправить не так сложно — а вот захват движений приходится делать одному.
Этому единственному актёру приходится также делать захват мимики для других ролей. Для этого он много раз переслушивает записи голоса, сделанные другими артистами, и пытается подстроиться под их манеру и скорость речи.
Как только он заучит реплики наизусть, он, по сути, проигрывает сцену «под фонограмму».
Разработчики считают, что такой способ захвата движения — когда один актёр (а, может, и один из разработчиков) физически исполняет все роли — может в будущем стать очень популярным среди инди-разработчиков. Ведь он очень сильно снижает расходы на motion capture.
В Ubisoft Toronto, впрочем, нашли другой выход. Там актёров попросили записать их реплики на обычную камеру — а потом использовали их мимику в качестве референса для анимации. Это более трудоёмкий процесс — всё же анимировать лица приходится вручную — но зато не нужно перезаписывать неудачные дубли, теряя кучу драгоценного времени.
Другая положительная сторона удалённой работы с актёрами — теперь не нужно подстраиваться под их расписание. Раньше, признаются разработчики, часто возникала ситуация, когда на mo-cap съёмки нужно было пригласить сразу нескольких артистов, а у тех попросту не совпадали графики. И из-за этого приходилось на целые месяцы откладывать отдельные сцены.
Теперь если ты не можешь придти на mo-cap съёмки, mo-cap съёмки могут придти к тебе.
Есть, конечно, и безусловные минусы удалённой работы. На площадке записи motion capture всегда присутствует много людей — актёры, режиссёр, системный директор, аудиоинженер, техник по захвату движения, сценарист. Теперь же им всех приходится сидеть в одной видеоконференции Zoom — и общаться так порой очень сложно.
На mo-cap площадке десять человек могут одновременно разговаривать друг с другом в разных концах комнаты и при этом друг другу не мешать. [...] В Zoom говорить может только один человек за раз.
Приходится, по словам разработчиков, говорить очень ёмко и исключительно по делу — иначе можно за весь день ничего не сделать.
В Ubisoft Toronto, напротив, считают, что удалённая работа с mo-cap имеет свои преимущества. Теперь на сеансы захвата движения могут придти люди, которые обычно работают удалённо и не присутствуют на площадке — и у них порой появляются весьма интересные идеи и замечания.
В целом, сотрудники студий считают, что несмотря на все очевидные сложности такой работы — например, очень сложно пересылать данные motion capture, ведь те весят сотни гигабайтов, а то и терабайты — подобный подход может в будущем стать популярным и без всяких пандемий. Особенно среди инди-разработчиков, у которых нет ни огромных бюджетов, ни офисов с пространством под съёмочные площадки.
Большие компании сейчас ищут способы работать удалённо, но в будущем их опыт проложит дорогу для других студий. Он покажет конфигурации, которые подойдут людям с меньшими бюджетами.