«В 2022 году мы объективно достигли дна»: разработчики рассказали о положении индустрии игр в России

Они поделились мнением о санкциях, запрете ЛГБТ, Steam, торрентах и даже немного о Baldur’s Gate 3.

«В 2022 году мы объективно достигли дна»: разработчики рассказали о положении индустрии игр в России

Издание РБК поговорило с представителями ведущих российских игровых компаний о текущем состоянии индустрии в стране. Выбрали главное.

Кто отвечал на вопросы

  • Сергей Ефремов — глава компании Astrum Entertainment, которая издаёт Warface и «Аллоды Онлайн».
  • Малик Хатажаев — сооснователь и гендиректор студии Lesta Games, управляющей играми «Мир танков», «Мир кораблей» и «Танки Блиц» в РФ и Беларуси.
  • Алексей Копцев — основатель и гендиректор студии Cyberia Nova, которая разрабатывает игру «Смута».

О влиянии санкций

Разработчики сообщили, что европейские и американские санкции в отношении РФ довольно сильно сказались на деятельности российских студий, по крайней мере, первоначально. Компаниям пришлось искать альтернативные каналы поставок «железа» и переходить на российский софт. Сделать это удалось постепенно в течение года. По словам Сергея Ефремова, по состоянию на вторую половину 2023 года его компания решила все подобные проблемы, «не потеряв в качестве».

Алексей Копцев, который руководит разработкой «Смуты», рассказал, что у его студии возникла серьёзная проблема с ПО на фоне санкций. Студия Cyberia Nova потеряла часть данных, которые хранила в «облачном» хранилище Google Drive. Это произошло, поскольку его компании пришлось экстренно переносить данные в «Яндекс Облако».

Производство «Смуты» началось при поддержке ИРИ за полтора года до текущих событий. Мы собирали референсы, исторические источники, необходимую информацию. В итоге у нас скопилось около 2 ТБ данных, которые мы хранили на Google Drive. И никто представить не мог, что стабильный Google начнёт превращаться в тыкву. На перенос данных нам дали неделю, мы организовали аварийную миграцию в «Яндекс Облако». Многое удалось спасти, но всё равно потери были.

Вторая проблема касалась офисных приложений, мы тоже использовали функционал Google. Пришлось переобуваться в воздухе и переходить на офисный пакет российского производства, сильно уступающий по удобству. Хочется верить, что с российским b2b-софтом ситуация будет меняться в лучшую сторону.

Алексей Копцев, гендиректор студии Cyberia Nova

О сотрудничестве с западными компаниями

Глава Lesta Games Малик Хатажаев рассказал, что у российских компаний «нет ограничений на сотрудничество именно по территориальному или национальному признаку». Однако поскольку появилось множество запретов на проведение платежей, вывести деньги зарубежных клиентов в Россию теперь практически невозможно.

Копцев тоже пришёл к такому выводу, отметив, что из-за введённых ограничений его студии пришлось отказаться от первоначальных планов по выпуску игры для международного рынка.

Изначально предполагалось, что «Смута» будет делаться для мирового рынка, что появится опция играть не только за ополченцев, например, но ещё и за поляков и так далее. Но случилось то, что случилось, и мы оказались внутри определённой закрытой коробочки. И в ближайшее время о размещении на Steam мы можем только мечтать. Какова их позиция на самом деле, я не знаю.

Алексей Копцев, гендиректор студии Cyberia Nova

О каналах дистрибуции и торрентах

Все опрошенные разработчики назвали ключевым каналом дистрибуции видеоигр в РФ платформу VK Play. По словам Ефремова, это крупнейшая площадка на российском рынке, у которой вряд ли появятся конкуренты в ближайшие годы.

Хатажаев отметил, что с 2022 года в России стали чаще скачивать «пиратские» игры. По его словам, торренты вновь «оказались в тренде», как и 20 лет назад. Это произошло на фоне того, что россиянам стало сложнее покупать многие игры.

За последние полтора года существенно вырос такой уже почти было забытый в России канал дистрибуции игр, как «пиратство». Если в 2021 году на незаконный оборот игр приходилось не более 8% рынка, то сейчас по опросам, данным которых мы доверяем, это уже более 18%, то есть пятая часть у нас в серой зоне. Торренты, фейковые аккаунты, «народные переводы» и прочая специфика начала 2000-х снова в тренде.

Малик Хатажаев, гендиректор студии Lesta Games

Об интересах игроков

В ходе интервью разработчики кратко обсудили то, как изменились запросы аудитории с 2022 года. Ефремов заявил, что по-прежнему остаются популярными MMORPG, спрос на которые относительно других жанров растёт.

По словам Хатажаева, среди игроков появился спрос на ретрофутуризм. Он заявил, что интерес к играм в целом растёт, в том числе у женской аудитории. Согласно его данным, аудитория видеоигр состоит из девушек уже почти на 50%.

Копцев же обратил внимание на большую популярность Baldur's Gate 3, чей максимальный онлайн в Steam превысил 870 тысяч игроков.

Кто бы мог предположить, что суперпопулярной станет классическая RPG Baldur’s Gate 3? В подобные игры ещё я играл в молодости. А теперь современная молодежь вернулась к истокам и ещё добавки просит.

Алексей Копцев, гендиректор студии Cyberia Nova

О запрете пропаганды ЛГБТ

Все опрошенные разработчики заявили, что ограничения, связанные с запретом демонстрации и пропаганды ЛГБТ в РФ, никак не отразились на игровой индустрии. По словам Копцева, в «Смуте» такие темы не поднимаются, хотя сам глава Cyberia Nova ничего против подобного не имеет.

Понятно, что мы люди цивилизованные. Несмотря на то что я иногда ношу косоворотку, я нормально отношусь к людям с разными предпочтениями. Отшучусь тем, что в «Смуте» геев замечено не было.

Что касается маркировки, эту новеллу я, как отец двух мальчишек, считаю полезной: ответственным родителям нужно дать какой-то инструмент, чтобы они могли принимать ответственные решения. Главное, чтобы это было регулированием, рекомендацией, а не запретом. У «Смуты», например, маркировка точно будет ниже «18+».

Алексей Копцев, гендиректор студии Cyberia Nova

О рынке видеоигр в России

В конце интервью представители индустрии дали оценку российскому рынку видеоигр. По данным Ефремова, в 2022 году рынок сократился с двух миллиардов до 1,4-1,6 миллиарда долларов. 66% из них пришлись на ПК, 30% — на мобильные игры, а 3,5% — на консоли.

Хатажаев также отметил, что наиболее заметное падение за последнее время произошло у консольного направления, которое по состоянию на вторую половину 2023 года исчисляется, вероятно, десятками миллионов рублей. Копцев, в свою очередь, заявил, что после резкого падения в 2022 году российский рынок начал расти.

В 2022 году мы объективно достигли дна. Сейчас начинаем подъём. Как это в цифрах выражается, сказать трудно. На ум приходит анекдот про оптимиста со стаканом воды: я точно могу сказать, что какой-то сосуд полон, только вот стакан это или графин, я не знаю.

Алексей Копцев, гендиректор студии Cyberia Nova

Что касается прогнозов, то, по мнению Хатажаева, до конца 2023 года оборот российского рынка может вырасти до 100-120 миллиардов рублей.

256256
760 комментариев

У «Смуты», например, маркировка точно будет ниже «18+»

Нет секса с ящеркой? Ну это скип

284
Ответить

Комментарий недоступен

233
Ответить

Ну если они реально пасхалку в виде квеста с ящерами не сделают, это будет файл.

42
Ответить

Объсните пожалуйста, как не частое ношение косоворотки может повлиять на отношение к людям с разными предпочтениями.

12
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Дно не только в том, что железо и софт, а больше в том, что игры при господдержке превращаются в пропагандистскую помойку, продвигающую светлые идеи национал-патриотического психоза. Даже читать интервью этих запуганных и жадных куколдов с отговорками "у нас геев в игре просто нет" – противно.

219
Ответить

То ли дело светлый западный игропром, полностью свободный от тупой пропаганды!

193
Ответить