«Уж точно лучше, чем в прошлом году»: насколько доступны игры 2020-го для людей с нарушениями здоровья

Наконец-то и ААА, и небольшие инди становятся по-настоящему «для всех».

«Уж точно лучше, чем в прошлом году»: насколько доступны игры 2020-го для людей с нарушениями здоровья

Автор канала Game Maker's Toolkit Марк Браун уже много раз рассказывал, насколько важны опции доступности в играх. Они могут пригодиться не только людям с серьёзными нарушениями слуха, зрения или двигательного аппарата, но и тем, кому просто нужны особые настройки — дальтоникам, людям с проблемами суставов или просто совсем неопытным игрокам.

В 2020-м Браун поиграл в более чем 50 проектов и посмотрел, насколько доступнее они стали по сравнению с прошлогодними. Среди них были не только ААА, но и небольшие инди, которые доказали, что маленький бюджет доступности не помеха. Вот о чём он рассказал в своём новом видео.

Насколько доступны консоли нового поколения

«Уж точно лучше, чем в прошлом году»: насколько доступны игры 2020-го для людей с нарушениями здоровья

В 2020-м вышли не только множество игр, но и PlayStation 5 с Xbox Series X. Обе консоли, как говорит Браун, сделаны с мыслями о доступности: у них есть режим высокой контрастности и скрытые субтитры, а управление можно перенастроить для всего устройства сразу.

На PS5 можно выбрать размер текста и выставить самую комфортную палитру, а у Xbox SeX есть удобный увеличитель, который можно использовать и в играх. В обе консоли вшиты программы экранного доступа, которые запускаются при включении и позволяют слепым людям сразу разобраться в интерфейсе.

Благодаря контроллеру DualSense с его новой системой вибрации и адаптивными курками управление станет ещё отзывчивее, но эти эффекты можно легко отключить, если они мешают или раздражают. Но кое-что, считает Браун, в Sony недоглядели: PS5 не распознаёт контроллеры от PS4, и если у кого-то есть кастомный DualShock, модифицированный под нужды человека с инвалидностью, ему всё равно придётся перейти на DualSense.

А вот Xbox SeX всё равно, старый у тебя контроллер или нет. Кроме того, у Xbox есть Adaptive Controller, сделанный специально для инвалидов.

Xbox Adaptive Controller
Xbox Adaptive Controller

Определённых успехов достигла и Nintendo Switch, на которой в 2020-м наконец появилась возможность полностью поменять управление.

Управление

Возможность настроить под себя управление — базовая, но вместе с тем очень важная опция доступности. Для людей с физическими нарушениями может быть проблематично дотянуться до определённых кнопок, а для тех, у кого нет нескольких пальцев, вообще невозможно.

К счастью, множество игр 2020-го позволяют менять управление как угодно. Среди них — Crash Bandicoot 4, Sackboy: A Big Adventure, Marvel's Avengers, Hades.

Перенастроить управление позволяют более половины игр с контроллером, в которые Браун поиграл в 2020-м. Это, по его словам, большой шаг вперёд.

Но некоторым людям не поможет даже перенастройка управления: кому-то сложно нажимать на кнопку много раз подряд, кому-то — зажимать несколько кнопок одновременно. Некоторые игры, однако, справляются и с этим. В Ghost of Tsushima можно отключить многократное нажатие кнопок в QTE, в Watch Dogs есть автоматическая езда, а в Doom Eternal — автоприцел.

В Spider-Man: Miles Morales есть кнопки, которые открывают быстрый доступ к важным в боевой системе комбинациям, а в новой FIFA вообще можно выставить режим, сводящий всё управление лишь к одной кнопке.

Меню быстрого доступа в Spider-Man: Miles Morales
Меню быстрого доступа в Spider-Man: Miles Morales

Субтитры и палитры

Качественные субтитры так же важны, как удобное управление, и в 2020-м хороших примеров стало только больше. Но стремиться есть куда: в Maneater субтитры еле рассмотришь, а в ремейке Mafia они почему-то меньше, чем в оригинале.

«Ужасающе плохой» пример из Maneater
«Ужасающе плохой» пример из Maneater

Но одного лишь размера мало: по-настоящему удобные субтитры отлично выделяются на фоне и показывают, кто из персонажей говорит. Хорошо, если игрок сам может выбрать, где они появляются, потому что в некоторых играх они пропадают в определённых местах. Как пример — Assassin's Creed Valhalla, где нет субтитров для внутренних монологов Эйвора.

Для глухих, что очевидно, субтитры ещё важнее — особенно в играх, где важная информация сообщается только посредством звука. Особые звуки издают некоторые жуки в Animal Crossing, а в стелс-играх звуком дают понять, что вас заметил противник.

К счастью, с каждым годом это учитывают всё больше студий — например, Valhalla и Legion позаимствовали у Far Cry: New Dawn систему, которая показывает, откуда какой звук идёт. Хотя рецензии говорят, что и она пока не идеальна.

Вот как направление звука указывается в Far Cry: New Dawn
Вот как направление звука указывается в Far Cry: New Dawn

Одна из главных проблем в играх — слишком маленький текст, который никак нельзя увеличить. Меню ремейка Final Fantasy VII едва прочитаешь на небольшом телевизоре, а в Crusader Kings III интерфейс увеличить можно, но не факт, что отдельные элементы не вылезут за пределы экрана, а шрифт что-нибудь перекроет.

Хвалит Браун игры вроде Amnesia: Rebirth, где рукописный текст дублируется в виде обычного, а также Paradise Killer и Tell Me Why, куда внедрён шрифт для дислексиков в дополнение.

<a href="https://opendyslexic.org/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">OpenDyslexic</a> — пример шрифта, который помогает читать людям с лёгкой формой дислексии
OpenDyslexic — пример шрифта, который помогает читать людям с лёгкой формой дислексии

Ещё очень важна возможность контролировать уровень визуального шума. В Hades, например, на экране порой происходит столько событий, что становится сложно сориентироваться. В этом случае пригодится опция, которая выделяет самую важную информацию — например, размер курсора в Watch Dogs, непрозрачность интерфейса в Dirt 5, яркость лута в Doom Eternal и цвет прицела в Valorant.

Отдельно Браун похвалил Spider-Man и The Last of Us за специальные режимы, позволяющие заглушить фон и выделить персонажей яркими цветами. Приятный бонус — эти цвета ещё и можно настроить, а значит, комфортно будет людям с любыми формами дальтонизма.

Spider-Man: Miles Morales
Spider-Man: Miles Morales

В Call of Duty: Black Ops Cold War Браун встретил одно из лучших решений для дальтоников: там можно полностью настроить палитру, чтобы различать людей на своей мини-карте. Похожие решения предлагают Gears Tactics, Total War: Troy и Minecraft: Dungeons.

В поле «Colorblind Type» можно выбрать свой тип дальтонизма. На этом кадре предложены цвета для людей с протанопией — они не воспринимают красный Call of Duty: Black Ops Cold War
В поле «Colorblind Type» можно выбрать свой тип дальтонизма. На этом кадре предложены цвета для людей с протанопией — они не воспринимают красный Call of Duty: Black Ops Cold War

В инди-игре Lair of the Clockwork God тоже можно включить режим для дальтоников: он поможет им решить головоломки, в которых важную роль играет цвет.

Яркие цвета, вспышки и мерцания могут спровоцировать приступ у эпилептиков. Браун вспомнил историю с журналисткой Game Informer, которая во время игры в Cyberpunk 2077 испытала сильный приступ и побудила CD Projekt Red оперативно искать решение проблемы. В других играх — Paradise Killer, например — яркие вспышки можно отключить в меню настроек.

Cyberpunk 2077
Cyberpunk 2077

Сложность

На доступность влияет и возможность понизить уровень сложности, споры о которой, как отмечает Браун, и не думают утихать. Людям с нарушениями она помогает выбрать комфортный темп и не испытывать давления, а новичкам, пожилым людям и детям — поскорее привыкнуть к игровому процессу.

Большинство игр этого года позволяют выбрать любой уровень сложности от очень лёгкого до «кошмарного», а в Assassin's Creed Valhalla можно независимо друг от друга настроить сложность исследования, стелса и боёв. В Resident Evil 3 есть режим с ускоренной регенерацией, а в Hades есть «Божественный режим», в котором персонаж становится сильнее с каждой смертью.

Dirt 5 позволяет отдать машину под управление компьютеру, а в спортсимах вроде NBA и FIFA способности противника настраиваются в пару кликов. В платформерах Crash Bandicoot и Sackboy: A Big Adventure можно отключить систему жизней и делать сколько угодно ошибок.

Sackboy: A Big Adventure
Sackboy: A Big Adventure

О ремейке Demon's Souls Браун рассказал отдельно. Он считает, что «мучительная» сложность — это неотъемлемая часть игры, призванная погружать игрока в отчаяние после поражений и дарить ему чувство триумфа после побед.

И хотя некоторым людям по разным причинам так и не удаётся почувствовать себя победителем, Браун предполагает, что пониженный уровень сложности конкретно этой игре на пользу бы не пошёл — иначе потерялся бы весь смысл «эмоциональных качелей». С другой стороны, говорит он, это всё равно не повод делать игру настолько сложной, потому что в других играх настройки уровня сложности наоборот могут подтолкнуть выбрать тот, что изначально задумывали разработчики.

И всё же в Demon's Souls можно облегчить себе игру даже без настроек сложности — например, гриндить больше обычного или призвать на помощь других игроков.

Bluepoint Games <a href="https://dtf.ru/games/262316-bluepoint-rassmatrivala-rezhim-ponizhennoy-slozhnosti-dlya-remeyka-demon-s-souls" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">изначально рассматривала возможность</a> добавить в ремейк режим пониженной сложности, но потом отказалась от затеи, чтобы не вмешиваться в видение создателей оригинала Demon's Souls (2020)
Bluepoint Games изначально рассматривала возможность добавить в ремейк режим пониженной сложности, но потом отказалась от затеи, чтобы не вмешиваться в видение создателей оригинала Demon's Souls (2020)

Доступность — не только для больших игр

Самой «доступной» игрой 2020-го Браун назвал The Last of Us Part II, до которой остальным проектам «ещё очень далеко». В ней есть более 60 опций от упрощённого прицеливания и индикаторов противника до системы, которая позволяет играть буквально вслепую.

Отдельного упоминания заслуживает целая библиотека звуков и тот факт, что голос расскажет вам о текущем статусе персонажа, его здоровье и запасах, стоит лишь провести пальцем по тачпаду. Не отстаёт и Spider-Man: Miles Morales, где тоже появились множество настроек, которых не было в оригинале.

Но другие игры студий Sony в этом году не настолько доступны: в Ghost of Tsushima, например, можно увеличить размер текста, но нельзя переназначить систему направляющего ветра с тачпада на другие кнопки.

Ghost of Tsushima
Ghost of Tsushima

Microsoft тоже озаботилась комфортом игроков с различными нарушениями и добавила множество полезных решений что в Minecraft Dungeons, что в Gears Tactics. Но Браун подчёркивает, что для такого необязательно располагать большим бюджетом, и инди-игры 2020-го это только подтвердили.

В уже упоминавшейся Lair of the Clockwork God можно настроить субтитры, выбрать специальный шрифт для дислексиков и приостановить речь персонажа, чтобы успеть прочесть сказанное. В гонке Inertial Drift тонко настраивается громкость почти любого звука, а в тактической RPG Ikenfell можно пропустить бои.

В стелс-платформере Wildfire можно вообще играть одной рукой, а для дальтоников там ввели особый режим, меняющий цвет врагов с красного и таким образом выделяющий их на фоне зелени.

Wildfire
Wildfire

Аркада Hyper Dot и вовсе попала в список номинантов The Game Awards в категории «Доступность» за возможность управлять одним взглядом.

В качестве примера того, что доступность и правда не зависит от большого бюджета, Браун привёл шутер Valorant от Riot Games, в котором даже нет субтитров.

Японские игры

Как понять, что у игры всё очень плохо с доступностью? Легко: её сделали в Японии.

Марк Браун

Браун в 2020-м поиграл в восемь японских игр:

  • Animal Crossing;
  • Dragon Ball Z;
  • Final Fantasy 7;
  • Hyrule Warriors;
  • Paper Mario;
  • Resident Evil 3;
  • Mario 3D All-Stars;
  • Yakuza: Like a Dragon.

И каждая, говорит он, по-своему, но подбросит проблем с доступностью.

Перенастроить управление можно только в Yakuza — в Mario Galaxy, например, не обойтись без вынужденного моушен-контрола. Ни в одной нельзя поменять размер субтитров или шрифт, а какие-никакие настройки для дальтоников есть только в Resident Evil 3, где можно изменить цвет перекрестья прицела. В Animal Crossing нет даже нет меню опций, что уж говорить о меню доступности.

И всё дело, говорит Браун, в том, что Япония пока попросту не привыкла к повсеместным настройкам доступности в играх.

Animal Crossing
Animal Crossing

Как бы плохо ни было с доступностью в определённых играх, всё может измениться: некоторые разработчики, узнав о проблеме, вскоре выпускают патчи и обновления. В Among Us, например, есть задание по соединению проводов одного и того же цвета. До крупного ноябрьского обновления оно вызывало трудности у дальтоников, но потом каждому цвету присвоили определённый символ вроде кружочков и треугольничков, и проблема исчезла.

В Control после обновления игроки смогли настраивать всё вплоть до времени перезарядки, а в прошлогоднюю Jedi: Fallen Order добавили возможность отключать QTE.

Браун подытоживает, что в 2020-м игры стали гораздо доступнее, чем ещё год назад. Какой бы ни была игра — шутер, платформер или небольшая аркада — разработчики всё равно пытаются найти способ выделить её особенности для людей с нарушениями и при этом не повлиять на опыт обычных игроков. И, как надеется Браун, наработки студий не пропадут.

1818 показов
1.7K1.7K открытий
48 комментариев

В Control после обновления игроки смогли настраивать всё вплоть до времени перезарядки, а в прошлогоднюю Jedi: Fallen Order добавили возможность отключать QTE.

Даже про игровых журналистов не забыли, снимаю шляпу :)

Ответить

Лайкать или не лайкать... Хммм

Ответить

QTE это что то из нулевых, и имхо первый признак "кинца" а не игры.

Ответить

Доступность для людей с ограниченными возможностями это, безусловно, важно. Но я хотел бы также затронуть тему финансовой доступности игр следующего поколения для простых работяг из СНГ. Есть идеи?)

А если серьезно, спасибо, что подымаешь такие темы)

Ответить

людей с ограниченными возможностямипростых работяг из СНГ

Так это одно и то же

Ответить

Вам спасибо, что читаете!

Ответить

да кстати я тоже читал и никак не нашёл это, хот цены везде разные но всё же это тоже очень важный фактор доступности.

Ответить