Индустрия игр Artyom Kaleev
10 208

Кризис игровой индустрии 1983 года: причины и последствия

Момент, когда мы чуть не потеряли консольные игры.

В закладки
Аудио

Мы привыкли считать, что игровая индустрия — это внушительный рынок, в котором «варятся» миллиарды долларов. Та же Grand Theft Auto V за первый день продаж принесла создателям более 800 миллионов долларов — это самый доходный продукт во всей индустрии развлечений вообще. А на полках игровых магазинов мы стабильно видим десятки наименований, от высокобюджетных ААА-игр до нишевых инди.

Однако так было не всегда. В истории видеоигр отчётливо запомнился один момент, когда само существование отрасли оказалось под вопросом — это крах индустрии, произошедший в 1983 году. Он затронул весь консольный рынок США: общие доходы компаний сократились практически на 97 процентов — с трёх миллиардов долларов до ста миллионов. Рассказываем об этом событии в рамках «Месяца 80-х».

Предпосылки

C конца семидесятых по 1983 год популярность игр сильно возросла — их доля в индустрии развлечений приближалась к доле кинематографа. Появлялись классические тайтлы, ознаменовавшие «золотую эпоху аркадных видеоигр» — Pac-Man, Space Invaders, Missile Command. Рынок консолей в США рос и развивался.

В самый разгар второго поколения игровых платформ на успехи в отрасли обратили внимание со стороны — и в итоге в индустрию стали стекаться самые разные компании, чтобы успеть «отхватить» свой кусок пирога. К 1983 году рынок консолей оказался переполнен: на выбор покупателям предлагались десятки самых разных вариантов. Лидировала же Atari — со своей легендарной Atari 2600.

На пике развития в то время общие доходы игровых компаний (как консольных, так и аркадных) достигали почти 12 миллиардов долларов — больше, чем зарабатывали индустрии музыки и кино вместе взятые.

Однако помимо консолей переизбыток случился и у самих игр. У каждой консоли (не считая тех, что копировали Atari 2600) была своя линейка тайтлов, которая разрасталась чудовищными темпами из-за отсутствия какого-либо контроля со стороны издательств. В итоге за 1982 год общее количество всех игр на рынке удвоилось. А потом ещё раз — в 1983-м.

Магазины буквально ломились от всевозможных картриджей с играми — и в основном крайне посредственного качества. Производители даже не задумывались о «творческих мотивах»: ими двигало лишь желание заработать, штампуя игры десятками каждый год с высокой скоростью. Издательства же это лишь поощряли.

Впрочем, это не означает, что в то время совсем не было хороших игр. Пока ещё молодая Activision, открытая выходцами из Atari, в 1982 году выпустила Pitfall! — бестселлер, продавшийся 4 миллионами копий. Это чуть меньше, чем на каждого второго владельца Atari 2600.

Pitfall!

В индустрию хотели войти все. Даже компания Purina, которая производила корм для питомцев, пыталась «протолкнуть» Chase the Chuck Wagon — игру, где нужно играть за собаку и есть корм. А вкупе с агрессивным маркетингом ожидания покупателей всё чаще и чаще начинали не оправдываться.

Chase the Chuck Wagon

Падение

Крах индустрии журналисты привыкли связывать с крахом Atari, которая в то время доминировала на рынке. И, хоть компания и не спровоцировала кризис напрямую, её он тоже коснулся — во многом из-за неудачных бизнес-решений. В те годы с консолями начали конкурировать домашние компьютеры, и в итоге компания любыми способами старалась отстоять рынок. В том числе и очень дорогими, но крайне плохими играми, сделанными в спешке.

В 1982 году Atari выкупила лицензионные права на адаптацию сверх-популярной Pac-Man для своей Atari 2600. Домашняя консоль имела меньшую вычислительную мощность, чем аркадные автоматы, поэтому порт пришлось «урезать». Как итог, на этой платформе игра выглядела в разы хуже, чем на автоматах.

Pac-Man для Atari 2600 делал один-единственный человек — Тод Фрай, талантливый программист-самоучка. Однако даже его умений не хватало, чтобы успеть к дедлайну, который ему выставила компания. Фрай работал по 80 часов в неделю в течение полугода.

Несмотря на разочарование покупателей, Pac-Man на консоли продался хорошо — в количестве семи миллионов копий. Однако здесь был нюанс: всего Atari произвела двенадцать миллионов картриджей — в то время, как самих проданных консолей было лишь десять миллионов. Компания рассчитывала на то, что игра подстегнёт продажи Atari 2600, но в итоге лишь понесла огромные убытки.

Ещё одним ударом по компании стала адаптация сверхпопулярного фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин» — E.T. the Extra-Terrestial. Atari выкупила права на лицензию лишь летом 1982 года, оставив тем самым всего шесть недель на разработку игры, чтобы успеть к рождественскому сезону. Результат оказался предсказуем.

E.T. привыкли называть «худшей игрой, из когда-либо изданных» — настолько она была плоха. Критики в своё время называли её «до жути примитивной» и «тупой», а геймплей, сводившийся к постоянному падению в ямы, навевал лишь скуку или фрустрацию.

Игра ожидаемо была желаемым подарком на Рождество, поэтому поначалу находилась в топах продаж. Однако позже, согласно некоторым данным, выяснилось, что магазины отгрузили назад почти 3,5 миллионов копий из четырёх из-за высоких возвратов и общей невостребованности. Игра за считанные месяцы обесценилась с первоначальной цены в 50 долларов до 1 доллара, чтобы хоть как-то соответствовать общему объёму спроса. Убытки Atari составили более ста миллионов долларов — что эквивалентно 260 миллионам на сегодняшний день.

Случай с E.T. прекрасно иллюстрирует общую ситуацию консольных игр на рынке того времени. Полки магазинов ломились от низкокачественных поделок от десятков издательств, и для того, чтобы хоть как-то их продать, магазины занижали их цену в разы. Обратно ритейлеры отправить картриджи не могли, так как отправлять было некуда: разработчики игр всё чаще и чаще становились банкротами из-за неокупаемости.

Atari настолько некуда было девать переизбыток E.T., что однажды 700 тысяч копий игры попросту захоронили. Лишь сравнительно недавно, в 2014 году, партию картриджей нашли и откопали

Неудачи Atari, а также переизбыток игр низкого качества от сторонних компаний, привели к общему росту потребительского недоверия к играм и консолям. В итоге в 1983 году их продажи рухнули — как и сам рынок. На всех позициях и для всех производителей.

97%

составило падение доходов производителей консолей — с 3 миллиардов до 100 миллионов долларов

Предпочтения покупателей сместились в сторону домашних компьютеров, которые помимо игр (к слову, на тот момент куда более качественных, чем на консолях) предлагали удобный набор функций для работы.

Возрождение

Кризис коснулся лишь Северной Америки, где консоли были распространены лучше всего. В Европе все привыкли использовать компьютеры, а в Японии существовала своя закрытая индустрия — их крах даже не затронул. Поэтому помощь пришла оттуда же.

После успеха Famicon у себя дома Nintendo решила расшириться на практически пустующий к тому времени североамериканский рынок. Впрочем, для Америки консоль значительно переработали: назвали «развлекательной системой», чтобы избежать всяческого упоминания игр (магазины всё ещё боялись их продавать), а порты для картриджей, располагавшиеся сверху, чем напоминали о консолях второго поколения, переместили вперёд. Так появилась Nintendo Entertainment System.

NES сыграла почти что решающую роль в восстановлении рынка и возвращении общего интереса к игровой индустрии. За три года — с 1985 года, когда консоль поступила в продажу, по 1988-й — рынок вырос со ста миллионов до двух миллиардов долларов. Его 70% контролировала Nintendo.

35

миллионов NES было продано к концу 80-х годов. Ни одна из консолей того времени и близко не подошла к таким показателям

Успех NES заключался не только в инновациях, которые предлагала консоль. Главная заслуга Nintendo ещё и в том, что компания, глядя на ошибки своих предшественников, установила жёсткий контроль выпуска игр на своей платформе. Поэтому NES привлекала покупателей в том числе и библиотекой тайтлов высокого качества — тем, что в индустрии ещё за пару лет до этого было редкостью.

Из-за краха рынка в 1983 году консольные игры чуть не исчезли как явление. Однако помощь, пришедшая из-за океана, быстро реабилитировала индустрию — да так, что японцы до конца века доминировали на рынке, пока в 2001 году Microsoft не представила Xbox.

Может ли такое повториться? Вряд ли: Sony, Microsoft и Nintendo продолжают следить за выпуском игр от сторонних разработчиков на своих платформах. Да и самих консолей на рынке сейчас не так много, как в начале восьмидесятых.

Впрочем, локальное отсеивание игр, отдалённо напоминающее тот кризис, всё же происходит. Примеров много: от всевозможных «выживалок», заполонивших цифровые магазины несколько лет назад, до MOBA и бесконечных провальных battle royale, из которых по-настоящему популярными пока стали лишь две игры. Таков закон рынка — выживает тот, кто в конечном итоге сумеет приспособиться. Как Nintendo давным-давно.

#месяц80х #истории

{ "author_name": "Artyom Kaleev", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u0435\u0441\u044f\u044680\u0445","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 133, "likes": 193, "favorites": 158, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gameindustry", "id": 30568, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sun, 04 Nov 2018 14:18:57 +0300" }
{ "id": 30568, "author_id": 17412, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/30568\/get","add":"\/comments\/30568\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/30568"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 87855 }

133 комментария 133 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
43

Ну сейчас примерно такое же происходит в стиме и на мобилках из-за низкого порога вхождения в движки и околонулевой модерации.

Ответить
45

Теперь ты можешь и геймплей на ютюбе посмотреть, и отзывы, а тогда была только обложка игры

Ответить
16

Сейчас такой ситуации и близко не будет, изменилась система дистрибуции, все перешло в цифру, поэтому шанса потерями деньги из-за неокупившегося тиража почти нет. К тому же бюджеты ААА выросли настолько, что никто из издателей предпочитает не рисковать, а вкладывает в проверенные франшизы. Тонны инди говна в стиме и мобайл сторах, на рынок влияния не окажут. Единицы взлетят, на остальных всем пофиг

Ответить

1

Его давно не было в уличных гонках.

Ответить
0

А как же проверенный способ оценки игры в торрент-edition и затем покупка в стиме?

Ответить
24

Хорошее изложение, но пропущено два момента.
Одной из причин пересыщения рынка в то время стало скотское отношение к программистам.
Что и побудило их в какой-то момент массово уходить в независимую разработку и создавать собственные студии, которые и переполнили рынок.
Второй фактор заключался в том, что игры были в общем-то... так себе. И их продажи держались на хайпе и потребительском доверии. И после ET потребители начали, собственно, прозревать.

Зная что и сейчас у нас отношение к разработчикам игр такое себе, и имена в индустрии практически не признаются, а издательства оборзели до такой степени, что начали впаривать фритуплей за деньги, возможно, нас еще ждет впереди следующий виток истории.

Ответить
5

возможно, нас еще ждет впереди следующий виток истории.

Не, людей маркетолухи уже приучили ко всем этим фритуплеям за деньги. Не будет ничего

Ответить

16

Мы встретились как-то раз в баре, я и игровой кризис 1983 года, и он рассказал мне все это сам лично.

Ответить
0

А вообще, вот:

Ответить
2

Кто бы мог подумать, что Activision ответственны за Pitfall! (меня всегда это удивляло, 1 из первых игр в которую я поиграл в своей жизни) и что она, выходит, вообще 1й игровой издатель и в наши дни еще и номер 1 по баблу, жаль что не по играм.

Ответить
0

Anotherway, привет.

Ответить

12

-А давай убьём Марио, уронив его в яму!
-Гыыы, а давай!

Ответить
5

Я вообще не понимаю, что творится на этой картинке. Мамаша, отец и тот, кто в синей рубашке смотрят мимо экрана; второй парень с джойстиком (тот, что слева) под таким углом вообще не должен что-либо видеть на экране. За геймпады держатся двое, а на телеке только один марио (да, летящий в яму). Кто делает подобные фото?

Ответить
2

Ещё у них картридж лежит - Super Mario Bros. + Duck Hunt. Видимо, охота на уток не было отдельно, поэтому пришлось покупать с игрой, которая уже есть.
А тот слева, судя по нажатым кнопкам, пошёл против коллективного семейного решения и таки пытался спасти Марио. Видимо, надеялся, что как в Duck Hunt сможет тоже как-то повлиять на происходящее.

Ответить
10

Картинка шутливая и устаревшая, но весьма уместная..

Ответить
7

Неправдоподобная шкала, ХЛ3 так рано не выйдет

Ответить
1

Погодите, как в 2020ом году смерть консолям? Я только собрался себе консоль купить на новом поколении, а там уже всё?

Ответить
5

Сейчас информационный век, информация распространяется мгновенно. Поэтому кризис если и возможен, то не с той стороны, откуда можно ждать. Качество игр и их количество не имеет значения — благодаря доступности информации, говно просто никто не будет покупать. Соответственно, кризис будет только у локального разработчика/издателя, чье говно никто не хочет покупать, а индустрия в целом будет в порядке. Поэтому, если попытаться немного прогнозировать, кризис в игровой индустрии будет может быть связан только с более глобальным экономическим кризисом, типа если вдруг у большей части развитого мира вдруг закончатся деньги. Но очевидно, что тогда плохо станет не только индустрии игр. Однако, какой сценарий может привести к такому, предугадать почти невозможно.

Ответить
–7

Статья про консоли? Россия давно потеряла консольные игры. Консольщики в России - редкие птицы, а мультиконсольщики - птицы из красной книги. Россия - страна пекарей, из-за нищеты и жлобства. С тех пор, как консоли перестали взламывать, россияне резко охладели к консолям. Даже в стиме с его безумно низкими региональными ценами настоящие пекари ждут распродаж, чтобы за 100-300₽ купить игру. 99% пекарей продолжают постоянно или эпизодически воровать с торрентов.

Ответить
7

Думаете что консольщиков мало? Попробуйте написать что-нибудь плохое про консоли на dtf =D

Ответить
2

Консольщики просто агрессивнее и ставят минусы активнее.

Ответить
0

Просто у нас бомбит от пк-бояр, которые при любом удобном случае засрут консоли и попытаются возвысить пк, как игровую платформу

Ответить
3

Ну так вполне ожидаемо, что ПК способен на большее чем консоль, игровой ПК же банально дороже, и не на пустом месте. Впрочем, никакого права унижать это всё равно не даёт. Но вот когда консольщики утверждают что в шутерах геймпад лучше мыши - даже самые стойкие из нас теряют волю =D

Ответить
3

в целом у нас же рос рынок с нулевых потихоньку, пс3 была уже куда популярнее пс2 (плюс 360 с пиратством считай с запуска зашел в народ более-менее), пс4 была бы еще популярнее если бы не падение рубля 2014, но точных цифр все равно нет

Ответить
0

В 10-х годах робко зарождался массовый рынок консолей, падени рубля в 14-м всё убило нахрен.

Ответить
1

Чушь полнейшая. Вы вообще понятия не имеете о чем говорите! Консоли перестали взламывать? Например? А про рынок б/у дисков с обменом за 300-400р вы тоже наверное никогда не слышали?

Ответить
1

б/у это не тоже самое что полная библиотека игор по цене банки с болванками.

Ответить
1

На консолях никогда не выйдет игра в стиле "kerbal space program", которая мне нравится за возможность поразмять мозг, в приятных космической атмосфере. И вовсе не потому, что консоли плохие или слабые. С самом ДНК игры на консоле заложены черты которые противоречат многим жанрам. Нельзя играть сидя на диване в зале напротив большого телевизора, если тебе нужно контролить 200 лимита в Старкафте, или вчитываться в тонны Excel таблиц из EVE-online.
Нищета и жлобство, которые вы зачем-то сюда приплели на это никак не влияет. Предпочтения в платформах на прямую вытекают из предпочтений в жанрах. Так, например, в Южной Корее (согласитесь, не самая бедная страна) в силу народной любви к Старкрафту и Линейке, рынок консолей значительно слабее рынка ПК.

Потому, если лично вы нищий жлоб, не стоит переносить данные черты на всех своих сограждан.

Ответить
–1

Космосимы, онлайн-дрочильни - это да, тут зона ПК. Нам на консолях это говно не нужно.

Ответить
–5

ПК, который будет тянуть игры даже на минималках, обойдется дороже консоли. Так что именно из-за нищебродства Россия - страна консольщиков.

Ответить
–2

Это гнусная ложь пекарей, типичная отмаза. Никто не покупает с нуля Пк каждые 4-5 лет, как новую консоль, а апгрейд обходится недорого, тем более, что большинство россиян играет на вёдрах на минималках. А вот игры по 4К пекари покупать просто обосрутся.

Ответить
0

Не намного дороже, разница реально окупается парой-тройкой игр. А уж если не делать, как 99,9% процентов участвующих в срачах со стороны консольщиков, а по-честному прибавить к стоимости консоли стоимость HDR телевизора, выгода ПК сразу станет очевидна.

Ответить
2

А к стоимости пк тогда надо «по честному» прибавлять стоимость 4K UW монитора на 144Гц, выходит?

Ответить
1

Это если мы собираем топоывй ПК за шестизначную сумму. Если же собираем ПК, проято тянущий новинки на высоких, то обычный 1080р60Гц монитор на IPS матрице.

Ответить
0

Вот только для справедливого сравнения надо говорить не о топовм ПК, а о ПК тянущем игры на уровне консоли - 30 мыльных фпс на заниженном разрешении.

Ответить
0

А я о таком и говорю. Старший i5 (или младший i7) + GTX1060/970, без всяких излишеств вроде SSD.

Ответить
0

Скорее стоимость HD-монитора для игры на минималках :-)

Ответить
0

консоли перестали взламывать,

Кто ж перестал-то? Вон, сцена пираток пс4 цветет и пахнет. По-моему, никогда раньше взлом не был проще, чем сейчас.
резко охладели

С кем ни завожу разговор на эту тему - все приставку уважают, ценят и хотят.

Ответить
1

дал мне как то друг плойку. причем не спрашивал нужна ли, просто принес, и оставил на пару месяцев.
в тот вечер когда он ее принес мы еще погамали, но больше не включали. зачем все эти сложности, ждать еще пока она включится, думать как звук и монитор переключить.. когда есть библиотека игор в стиме.)

консоли нишевый продукт. и несмотря на то что они очень хотят быть незаменимыми (эксклюзивы) получается у них не слишком. по крайней мере мне так видится.

Ответить
1

Вот уж не согласен. Сам я покупал пс4 ради пары десятков эксклюзивов, но сейчас играю и в мультиплатформу тоже. Есть, конечно, вещи специфично-пк-шные, но не так уж много, а в большинство игр можно играть на геймпаде так же, как и на клавомыши (хотя прицельная стрельба болит, да).
Насчет вывода звука ни секунды не думал - хдми в телевизор воткнул, дальше оно само.

Да и вообще, люди, от игр далекие, к консолям привыкают легче и быстрее. Те, кому хочется управлять персонажем стрелочками, те, кому WASD кажется насилием над логикой, интуитивно "схватывают" геймпад гораздо быстрее. Говорю по опыту трех-четырех знакомых. (Сам-то я отпетый пекарь, рука набита, глаз наметан и железо современное - но играю на пс, кайфую и о покупке не жалею.)

Ответить
1

тык у меня геймпады к компу подрубленны - комп меня никак не хочет ограничить в управлении. а вот консоле - да. впрочем речь не о том была а о том что лежала плойка с игорами и лень было ее включать.

про "ашдиэмай воткнул и все" это зависит от того как разведен звук. у меня звук идет от компа в колонки. значит если я хочу нормальный звук - нужно либо перетыкать шнур из компа в плойку, либо тянуть колонкам второй шнур. зачем все эти заморочьки...

по геймпадам - обращаю ваше внимание что 1-2-3-4 геймпада от 360 ящика стоят дешевле чем консоль, при этом имеют нативную совместимость с чертовой тучей стим игр, не требуя покупать игры заного.)

мои лапусики.)

Ответить
0

И что теперь, не учить историю?

Ответить
1

Кризис и сейчас назревает, только с обратным знаком. Если к 1983 году рынок был переполнен дешёвыми в производстве и дорогими в рознице играми, то сегодня наоборот: игры стали очень дорогими в производстве, игроки требуют постоянного улучшения качества и продакшена, а ценник в $60 приходится выдерживать, несмотря на инфляцию.
Рано или поздно это подорвёт индустрию ААА-проектов, в сингле по меньшей мере.

Ответить
6

Помимо роста качества, инструменты разработки также улучшаются.

Ответить
0

Рано или поздно это подорвёт индустрию ААА-проектов, в сингле по меньшей мере.

А разве уже не ? Хотя смотря что тут понимать под этим конечно.

Ответить
0

Просто разрабы будут больше кранчить за меньшие деньги.

Ответить
0

На самом деле есть две тенденции которые могут нивелировать ущерб от дорогой разработки: онлайн-продажи и развитие подписочных систем.

Ответить
0

Просто производители научатся в оптимизацию расходов, да ещё и начнут делать игры, а не улучшать графон на 1% за $10000000

Ответить
0

К сожалению оптимизация расходов больше идет в сторону лутбоксов и микротранзакций.

Ответить
0

Ты путаешь оптимизацию расходов с увеличением доходов. Совсем разные вещи.

Ответить
0

Японцы решили проблему гениально - не гонятся за графоном и озвучкой всего и вся на 20 языков, и в итоге деньги на нормальные игры остаются, внезапно.

Ответить
0

есть мнение что качественная с режисерско-нарративной точки зрения игра всегда более ценна чем игра слепленная из чистейшего графония.

так что "игроки требуют постоянного улучшения качества" это очень спорно. я по крайней мере хотел бы улучшения среднего уровня сюжетов но не графония.

Ответить
–15

Да лучше бы и потеряли. Глядишь, игры были бы поразнообразней.

Ответить
54

Срочно нужен фанфик в жанре альтернативной истории, где Нинтендо никого не спасла!

Ответить
3

Прост миром бы сейчас правили бояре, как в славных 90-х.

Ответить
0

Вряд ли, учитывая, что кризис всю индустрию в Америке сломал

Ответить
13

ПК быстро распространялись, а разработка игр не требовала больших ресурсов - этим могли заниматься одиночки. Так что восстановление геймдев-индустрии было неизбежно, вне зависимости от вмешательства Nintendo.

Ответить

0

Ну, если я правильно помню, первый Prince of Persia был сделан в одиночку.

Ответить
3

Не совсем, он еще брата мучил.

Ответить
4

Брат - расходный материал, не считается.

Ответить
2

Блин, я смотрю видео и узнаю анимации!

Ответить
0

Им бы пришлось чуть подождать, и всех бы спасла id Software.
Которая раскрутилась без всякой индустрии, с помощью BBS и модели Shareware, и игр, которые просто работали на компьютерах того времени.

Ответить
0

Сдается мне, Вы хорошо проштудировали "Консольные войны" и "Game Over". Да, и "Masters of Doom" :)

Ответить
0

Правили? 😄
В 90-х ПК-гейминг и консольный гейминг просто развивались почти независимо друг от друга. Показаться, что бояре правили, могло только из обделённого актуальным консольным рынком СНГ.

Ответить
–3

Давай, поведай нам о легендарных консольных играх тех времен, которых не было на ПК. Потому что обратных примеров уйма.

Ответить
1

да многие пк игры 90х вышли на консоли в том или ином виде, даже некоторые популярные стратегии. так же как и консольные хиты некоторые выходили на пк с опозданием (mgs, resident evil). так что и там и там игр хватало

Ответить
0

А тебе так сложно открыть список релизов на той же SNES?

Ответить

31

Вам возможно стоит в какой-то момент ознакомится с концепцией чтения. Это удивительный навык, который позволяет узнавать о вещах, которые были до тебя.

Ответить

7

Когда бухой батя ворвался в комменты

Ответить
1

То есть только личный опыт может быть критерием достоверности?

Ответить

8

Вас прежде всего минусуют за хамскую манеру ведения дискуссии.

Ответить

6

Извините, но автор статьи должен был обязательно родиться за "занавесом" поучаствовать в разработке игр, лично застать кризис индустрии и только потом писать статью? Человек написал хорошую статью, источники есть как в интернете так и в бумажном виде, все это разобрал, пересказал, что не так?

Ответить
0

Смотри на содержание, а не на форму

Ответить

1

Ну блин, зачем же про ГМО то сразу, а так все хорошо было

Ответить

0

Деда-Доеда, скажи: зачем врываться в дискуссию, если нет желания общаться конструктивно, а только поливать дерьмом всё, что не поддаётся вашему пониманию?
Дедуля думал, что будет тут травить кулстори о старых временах, а все будут слушать и не перебивать, потому что "старших надо уважать" и "кто ты вообще такой, я родился раньше тебя". Нет, дедуль. В реале это не работает так.
Хочешь рассказать что-то? Напиши статью. Если не умеешь общаться с людьми, то это не они дебилы и гомики, это у тебя проблемы. Агрессивное меньшинство здесь ты, не надо врываться в незнакомую среду и диктовать свои правила, если не хочешь сжечь стул под собой.

Ответить

0

Дядь, вы можете свою статью на этом сайте написать. Попробуйте начните про свою первую игру в 89 году и секретные допуски, люди оценят.

Ответить
0

Так о СССР в статье ни слова нету.

Ответить

0

А кого она... спасла? Имена? Явки? Пароли?

Ответить
2

В общем, первый инди-апокалипсис помогли пережить японцы, второй же контролируется Гейбом, поэтому индустрия обречена...

Ответить
0

Pac-Man для Atari 2600 делал один-единственный человек — Тод Фрай, талантливый программист-самоучка. Однако даже его умений не хватало, чтобы успеть к дедлайну, который ему выставила компания. Фрай работал по 80 часов в неделю в течение полугода.

Поясните, что имеется ввиду в тексте. Человек пол года портировал пакмана с аркадного автомата на консоль?

Ответить
22

Писал с нуля, по мотивам. На не приспособленных для этого инструментах.

Ответить
7

И ТУТ КРАНЧИ! =D

Ответить
0

Я не знаю, но возможно на этом атари никаких библиотек и движков для игр не было от слова совсем, и неизвестно на каком языке он писал, может на голом ассемблере.

Ответить
3

Не возможно, а именно что на голом асме под 6502 проц с мизером памяти и необходимостью вручную перерисовывать кадр целиком, даже без буфера. И из доступного у тебя была брошюрка (http://www.qotile.net/minidig/docs/stella.pdf) и может быть спеки-доки по железкам, если ты смог их достать.

Ответить
0

Суровое время (

Ответить
0

Сейчас что то похожее начинает происходить с рынком ПК игр, их делает все кому не лень

Ответить
0

По счастью производство их сейчас может стоить примерно нихуя, а стоимость дистрибцуции через стим сколько, 100 долларов за релиз?
Тут нет расходов, на которых можно погореть как с пятью миллионами непроданных картриджей.

Ответить
0

LawBreakers, Agents of Mayhem

Ответить
0

Я где-то сказал что все игры успешны?
Две посредственные игры без пиара провалились, надо же, никогда раньше такого не было.

Ответить

0

майнкрафт, пэйперс плиз, притча о стэнли. Это хорошие, а есть тысячи плохих

Ответить
0

Stardew Valley, OneShot. А ещё есть игры, сделанные всего двумя людьми.

Ответить
0

Тысячи плохих особо никто не видет и не покупает.

Ответить
0

Если бы не было тысячи плохих, то и не было бы единиц хороших.

Ответить
1

Кстати, нетривиальное поведение было у призраков в пакмане, на секундочку:

Ответить
0

из картинки не вполне понятно в чем их разница _)

Ответить
3

Красный перемещается к точке игрока, фиолетовый — к точке, куда смотрит игрок, на некотором расстоянии от него, голубой направляется к противоположной точке от отрезка, проведённого от красного через точку чуть впереди персонажа, а оранжевый ведёт себя как красный, пока не попадает в пределы радиуса, тогда он пугается и убегает в левый нижний угол. Это позволяет эффективно окружать и загонять игрока. Вот, сам тыкнись на Learn: https://masonicgit.github.io/pacman/

Ответить
1

Из-за краха рынка в 1983 году консольные игры чуть не исчезли как явление.

С чего бы они вдруг "исчезли как явление"? Сам же писал выше, что Японию кризис вообще никак не затронул.

Ответить

4

Ты не очень трезв что ли? Выходные, понимаю.

Ответить
1

В таких постах, где мысль спотыкается о другую мысль, а их поддерживает бред, даже не понять, хмель тому виной или просто такой толстый, что у меня сейчас монитор жиром мироточить начнет.

Ответить
0

Кажется, этот коммент уже был выше.
А вообще, они ещё в WWII меньше людей потеряли, сволочи.

Ответить

1

Рынок как экономическое понятие тогда уже был, даже у нас; в статье говорят не о кризисе капитализма, а о кризисе рынка видеоигр в штатах... короче, иди спи.

Ответить

0

Ты бы хотя бы почитал на что отвечаешь перед тем как свои высеры тут плодить.
Не позорься, жалко смотреть, ну правда.

Ответить
0

Репорт ушёл)

Ответить

1

Почитал статью и вспомнил про AVGN и то, как он раскидывал Е.Т.

Пойти пересмотреть что ли...

Ответить
0

Гораздо интереснее, что существует патч для E.T, который фиксит некоторые баги и делает игру играбельной.

Ответить

6

Вы бухой чтоли пишите? Может стоит остановиться?

Ответить
0

Возможно, это сеть-генератор. Бот.

Ответить
1

Забавное предположение. Но мне стало интересно и я посмотрел другие комменты этого юзера. В основном там все нормально. Но вот иногда начинается текст как под этой статьёй. Так что есть предположение, что он просто бухает частенько.

Ответить
0

Доля безумия разнообразит обстановку.

Ответить
0

Nintendo круто 😎😎😎

Ответить
0

Фильм историю Atati и про раскопку картриджей I.T.

Ответить

0

"Может ли такое повториться?" Ну, тут Blizzard, кажется, готовиться пробить дно :)

Ответить
0

Хорошо освещена эта история, но очень кратко. Хотелось бы про кризис 1983 года прочитать подробное исследование. Хотя, как по мне, интересен не сам кризис, а то как рынок восстановился после него и как большая Н, смогла этим воспользоваться - введя строгий контроль качества и установив систему для сторонних разработчиков, при которой Нинтендо, несмотря на продажи той или иной игры в любом случае зарабатывала деньги.
Трудно говорить, что поверни история по другому, то после 1983 года домашние консоли бы совсем исчезли бы. В то время стандарт видео развлечений задавали залы с автоматами, на которые в первую очередь и создавались игры, которые в дальнейшем могли портировать на приставку, хотя не всегда, например Battle City (танчики) выпустили только в Японии на Famicon.

Ответить
0

Для статьи вполне достаточно информации, как по мне. А если глубже, то это книги почитать, благо на русском выходили некоторые.

Ответить

–5

Такое же сейчас происходит и за всех современных игр сервисов, очень сырых и недоработанных, которые оправдывают себя не качеством самой игры а донатом и "платной косметикой" и стимов вкупе с ориджинами пс-сенами, лайвами
p.s если такой кризис и правду случится то первым делом большая часть цыфровых магазинов закроется, и игры милионов игроков испарятся, хорошо что я к такому заранее подготовился и все мои игры хранятся на дисках

Ответить

–7

Аххх, дадада дизлайки, наверное надо вести в дтф справку в которой первым пунктом является " ЯБИДНИЧАТЬ НЕХОРОШО"

Ответить
0

Не нервничай. Вот, возьми конфетку >@<

Ответить
–1

Виртуальную консетку?

Ответить

1

Так напишите, никто вас не держит. Раз уж все вокруг идиоты, один вы в белом плаще стоите. Хотя зачем писать для тех, у кого только ГМО вместо мозгов, так ведь? Они же и читать-то не умеют.

Ответить

0

Я вас не понимаю. Очень непривычное построение фраз. Впрочем, я вас ни о чём не просил.

Ответить
2

Я надеюсь этот боярышниковый кранчер не остановит радовать своими каментами в будущем XD такой чистый поток сознания это уметь надо )))

Ответить

0

Так надо рассказать, как оно было в великом и могучем, когда за железным занавесом был лишь туман войны, и никаких документов не осталось, и теперь лишь по оберткам от кока колы можно восстановить историю далекого, уже не доступного 83, которого возможно и не существовало никогда. Надо наверное рассказать о тех мастодонтах, с которыми вы выпивали в баре за написанием очередного шедевра игростроя.

Ответить

0

С упорством, достойным лучшего применения, Вы раз за разом пишите о старой школе создания игр в союзе, о себе не забываете постоянно упамянуть. Все это хорошо, если бы статья была о становлении игровой индустрии в СССР или СНГ, но какое это отношение имеет к данному тексту? Западная игровая индустрия, ее же и кризис. Мне Вас не понять. Пишите, что взрослый человек, старая школа и все дела, а мысли излагаете, так, что складывается о Вас плохое впечатление. Напишут лонгрид о игрострое вашего времени и места, там и излили бы душу.

Ответить

–1

Кто такой Гмоу?

Ответить

–1

Нинтендо конечно молодец в 80ые старалась, но ща последние 4 поколения рулит тока Sony, все остальное хлам

Ответить
–3

Момент, когда мы чуть не потеряли консольные игры

Эх, как жаль, что недожали. Сейчас бы имели единую идеальную платформу.

Ответить
0

Единую платформу с читерами и макросниками. Нет уж, жрите дерьмо сами.

Ответить
0

Ох уж эти мифические читеры.

Ответить
0

Знакомый фанат батлы специально ушел на пс4, именно из-за читеров. «Мифические» читеры до тех пор, пока не начинаешь от них огребать в соревновательных играх. Если чит-программы еще можно как-то отследить, то макросников вообще никак не отследишь, поэтому играть на ПК в файтинги например в онлайне бессмысленно.

Ответить
0

Играю всю жизнь в мультиплеерные игры на ПК.
В БК2, БФ3 и БФ4, за 1к часов в каждой(и около 200 в БК2), испытал недомогание из-за читера только один раз. За 3к часов доты попадался с реальным читером раза 2 и с автокастерами раз 5. За 2к часов в MoW:AS ни разу не встретил читера. За тысячи часов в WoW на оффе ни разу не встретил читера.
Может за меня кто-то свечи ставит и я просто доджу "повсеместных" читеров, но что-то я сомневаюсь.

Ответить
1

Не забывай, что любой игрок со скиллом на голову выше твоего это априори читер и он не может так хорошо, и при этом честно, играть.

Ответить
0

за ~450-550 дней /played довольно много встречал читеров, но в основном когда играл на EU. Тогда как раз появились чёртовы китайцы, фармящие ресурсы и dragonscale :D

Ответить
0

смысл есть, если по фанчику.
вообще, воспринимать БФ как киберспорт, а не как поигрушку на вечерок -это априори боль, и пс4 тут не спасет(тем более что у нее других проблем хватает -и фреймрейт нестабильный, да еще и вертикалка. И люди с клавой могут попасться, что ненамного лучше читеров.)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления