SAG-AFTRA против Genshin Impact: почему мир невозможен (часть 2)
[ Это заключительная часть всестороннего изучения противостояния между SAG-AFTRA и miHoYo. Первую часть (начало) можно прочесть здесь ]
Наконец-то актеры озвучки Genshin Impact дали новый повод для разговоров. В одном из твитов Эрика Харлечер (Erika Harlacher), голос Венти, призналась, что не прекратила бы озвучивать персонажа, если бы SAG-AFTRA не выкрутила ей руки.
Я стараюсь вернуться. SAG рассылает нам письма с угрозами. Все это очень сложно. Я скоро вернусь. Если бы это зависело от меня, то я бы не прекращала работу.
Реакция Корины, озвучивающей Паймон, не заставила себя долго ждать.
Она не fi-core. Технически она вообще не должна работать с Genshin. Не об это ли вы говорили? Как говорил Джо [Зиеджа, член SAG], когда актер работает в серой зоне, он идет на осознанный риск. Она знала об этом и принял правила игры.
Кайл Маккрали (Kyle McCarley), голос полицейского номер два и других героев третьего плана, подтвердил, что в данном случае речь идет о нарушении правила номер один [см. предыдущую часть], и что все члены профсоюза получили это предупреждение. Он также уточнил, что применяемые дисциплинарные меры сугубо индивидуальны и не подлежат разглашению, если только об этом не захочет рассказать сам провинившийся. Получил ли он нагоняй за работу над непрофсоюзным дубляжем Mob Psycho 100, где он исполнил главную роль Сигэо Кагэямы, — неизвестно.
Кто такие эти fi-core?
В своей аргументации члены SAG-AFTRA часто ссылаются на закон Тафта-Хартли и каких-то fi-core, на которых не распространяются профсоюзные правила, и они могу работать, где захотят. Чтобы понять, кто это такие, нам придется ненадолго погрузиться в историю правового регулирования между профсоюзами и компаниями США.
Как показали события «черной», по другой версии — «кровавой», пятницы октября 1945 года, некоторые рабочие организации иногда имеют целью нагнуть бизнес, а не защитить интересы рабочих (или хуже того — установить коммунизм) — тогда члены одного голливудского профсоюза (Conference of Studio Unions) отмудохали членов другого голливудского профсоюза (International Alliance of Theatrical Stage Employees). Вскоре профсоюз без связей с мафией (CSU) был заклеймен коммунистическим объединением и выдавлен совместными усилиями IATSE и SAG из индустрии.
У профсоюзов раньше были связи с мафией, они нападали на штрейкбрехеров в 60-х, а мы теперь такие “о, пважалуйста, не думайте обо мне пвохо, из-за того что меня гвабит клоун-оппортунист”. Я не призываю атаковать людей, но в этом случае публичное порицание оправдано.
В 1946 году, когда IATSE и SAG обсуждали возможность поддержки до сих пор бастующей CSU, вице-президент SAG — Рональд Рейган (Ronad Regan) назвал профсоюз «нелегитимным», созданным исключительно для собственного обогащения, а потому члены IATSE и SAG могут занимать оставленные членами CSU рабочие места.
Я на собственном опыте знал, что для коммунистов все средства хороши, будь то ложь, обман, или насилие. Во время рукопашных боев [забастовок 1945 и 1946 гг.] Америка увидела зловещую сущность коммунизма.
Как позже выяснилось, глава CSU — Герберт Соррелл (Herbert Sorrell) и в самом деле получал деньги из Москвы, в чем он признался во время судебного процесса 1953 года, и что было подтверждено после открытия некоторых архивов СССР. При этом сам он себя коммунистом не считал.
В 1947 году правительство решило вмешаться в профсоюзные дела и, во-первых, ослабить коммунистическое влияние, а, во-вторых, не допустить дальнейших остановок голливудской машины. Принятый закон Тафта-Хартли (назван по имени авторов) запрещал профсоюзам участвовать в избирательных кампаниях, требовал от их лидеров справку, что они не коммунисты, вводил ряд ограничений для массовых забастовок, а также запрещал профсоюзам принуждать работников вступать в свои ряды, проводить забастовки солидарности, пикетировать компании ради найма своих членов и отменял правило полностью закрытого цеха (closed shops), когда на предприятии могли работать исключительно члены одной трудовой организации.
Профсоюзы, конечно, возмутились, что работники, не платящие взносы, получили право пользоваться привилегиями, которые они выбивали для своих членов, но на радикальные шаги пошли только в 1959 году, когда профсоюз работников автопромышленности (UAW) предложил General Motors соглашение, согласно которому, нечлены профсоюза будут все равно платить профсоюзные взносы. В General Motors несколько охренели и обратились в суд. В 1963 году Верховный суд постановил, что право трудоустройства на профсоюзных проектах сводится к «финансовой сути» (financial core), т.е. уплаты членских взносов, а потому их могут платить (без обязательного вступления) и прочие работники, которых с тех пор стали называть fi-core. Последним профсоюз ничего не должен (право голоса, медстраховка, пенсии), но и они не обязаны следовать его правилам, к примеру, правилу номер один. Согласно федеральному закону, нечлены профсоюза могут работать в «закрытом цехе» не более 30 дней (в SAG-AFTRA это называют «пробным периодом»), после чего должны вступить в профсоюз, либо же стать fi-core.
Самое неприятное для той же SAG-AFTRA — это то, что чем больше fi-core работает на ее проектах, тем более слабое давление она может оказывать на работодателя, а потому считает подобных актеров своими главными врагами и отказывает им в праве стать полноценными членами гильдии без уплаты штрафа, разговора по душам и написания письма с извинениями.
Могут ли паблишеры заменить актеров роботами?
Давайте представим, что агентства, с которыми сейчас сотрудничает miHoYo не предлагают никакой защиты от ИИ своим актерам (а они ее предлагают). Сможет ли miHoYo взять, накопившееся у нее звуковые записи, скормить нейросетям и заменить всех, ну или хотя бы наиболее несговорчивых, актеров роботами?
Казалось бы, совсем недавно идея того, что искусственная речь сможет заменить живое исполнение казалась абсурдной, но мы уже перешагнули этот порог, и роботы изображают эмоции не хуже профессиональных актеров. И последние несколько лет законодатели многих стран спешили подготовить базу для регулирования генеративных технологий, в частости создание цифровых двойников и «дипфейков».
▶ Америка
Во многих американских штатах начинают приниматься законы о регулировании ИИ-контента, в том числе голосов, но самым специализированным и прямолинейным является принятый в Теннесси в марте 2024 года закон «Элвиса» — Ensuring Likeness Voice and Image Security (ELVIS), запрещающий не только распространение, но и создание генеративных записей без разрешения владельца изначального голоса.
На федеральном уровне этот вопрос должен решить закон «Нет Фейкам» (No Fakes Act), также запрещающий распространение сгенерированных звукозаписей и изображений без разрешения тех, на чьем творчестве ИИ обучался. Свою подпись в поддержку закона поставили почти 400 деятелей культуры. «За» высказался и исполнительный директор гильдии актеров Дункан Крэбри-Айрланд (Duncan Crabtree-Ireland), сказавший, что этот закон упростит удаление незаконных клонов с платформ и позволит легче получать компенсации в суде.
В мае этого года президент Трамп подписал закон «Уберите это немедленно» (Take It Down Act), запрещающий распространение изображений сексуального характера без согласия участников, в том числе если изображение является дипфейком. Аналогичные законы штатов в основном запрещали генерировать порно с несовершеннолетними, что не отвечало желаниям пострадавшим от чужой фантазии взрослым.
На данный генеративные голоса в основном встречаются в малобюджетных и совсем уж сделанных на коленке играх. Наиболее громкий скандал случился с еще даже не вышедшей Castle of Secrets от Serene Questworks. Принимавшие участие в озвучке игры актеры сообщили, что от них якобы отказались в пользу ИИ, причем на обучение нейросетям скормили сделанные ими записи, но получившиеся искусственные голоса изменили до неузнаваемости. Кстати, Мика Нерида (Mika Nerida) получила за зачитывание своих 4,000 реплик всего $100.
Среди крупных проектов ИИ использовала The Finals от Embark Studios. Как сказал бренд-директор игры в интервью Game Developer, генеративные реплики создавались на основе голосов специально нанятых для этого актеров. «Они не из воздуха возникли», — уточнил он.
Но самым громким стало появление Дарта Вейдера в первом сезоне шестой главы Fortnite, посвященной «Звездным Войнам». Владыка Ситхов говорил голосом покойного Джеймса Эрл Джонса (James Earle Jones), заключившего соглашение с ИИ-компанией Respeecher за два года до смерти в сентябре 2024 года. SAG-AFTRA не понравилось, что Epic заменила ее члена, пусть и мертвого, на цифрового двойника, не посоветовавшись с ней, и потому подала жалобу в Национальный совет по трудовым отношениям (NLRB) против Llama Productions.
Мы поддерживаем право наших членов и их семей контролировать использование цифровых двойников и приветствуем новые технологии, которые позволяют передавать их наследие. Тем не менее, мы должны защитить свое право на ведение переговоров об условиях замены наших членов, включая тех, кто ранее имитировал характерные интонации Дарта Вейдера
Обычно на роль Вейдера в играх приглашали другого члена SAG-AFTRA — Скота Лоуренса (Scott Lawrence), озвучивавшего персонажа с 1995 года. Последний раз его можно было услышать в Star Wars Outlaws (2024) и Star Wars Jedi: Survivor (2023). Видимо, теперь его талант к изображению Вейдера останется невостребованным. Кстати, он и Эрл Джонс принимали участие в создании Command & Conquer 3 — первый озвучивал юниты, а второй — играл главнокомандующего в FMV-заставках.
Отдельно стоит отметить, что в январе 2024 года SAG-AFTRA заключила контракт с Replica Studios об использовании записей генеративных голосов в видеоиграх, а в августе стала сотрудничать с маркетплейсом генеративных голосов Narrativ. При этом неписи, способные к импровизации (как недавно утекшая из стен Sony виртуальная Элой, или тот же Вейдер), остаются под запретом, по крайней мере, для этих площадок.
▶ Китай
В Китае защиту от несанкционированного обучения нейро-двойников сейчас гарантирует закон о персональных данных (PIPL), принятый в августе 2021 года. В нем обработчикам персональной информации, к которым причисляются и ИИ-компании, запрещается собирать данные пользователей (в т.ч. голос) без разрешения. В апреле 2023 года Государственная канцелярия интернет-информации КНР вместе с другими ведомствами опубликовала временные положения об ограничениях, связанных с нейросетями и их обучением. В будущем предполагается разработать отдельный нормативный акт, который будет отвечать «основным ценностям социализма».
В декабре 2023 года в интернет-суд Пекина (BIC) [я сам удивлен, что это не опечатка] поступил первый иск о незаконном голосовом двойнике. Его подала актриса озвучки Инь (Yin), чей голос был скопирован рядом компаний для записи аудиокниг. Ответчики уверяли, что это неточная копия. В апреле следующего года суд пришел к решению, что голос узнаваем до степени смешения, и обязал выплатить компенсацию в размере $34,500, что было почти на $50,000 меньше, чем требовала истец.
Среди игр miHoYo есть только один пример ИИ-озвучки — зато какой! В августе 2022 года полиция арестовала актера Цзян Гуантао (Jiang Guangtao) по подозрению в некоем крупном экономическом преступлении, после чего ему регулярно продлевали срок. Гуантао был задействован в массе проектов, включая детективную гачу Tears of Themis, в которой он озвучивал одного из главных героев. В 2023 году он дал разрешение miHoYo на генерацию собственного голоса. Играющие в Tears of Themis отмечают, что синтезированной голос невероятно хорош и он проигрывает иностранным вариантам только в некоторых моментах.
Вероятно, Гуантао решили имитировать машиной, а не заменить, как в случае с актерами ZZZ, т.к. он шел на сотрудничество со следствием и существовала возможность, что он вернется к своей профессиональной деятельности в обозримом будущем. Другие считают, что miHoYo не хотела нарушать единство c накопившимся за четыре года огромным массивом реплик. Каких-то официальных заявлений по этому поводу miHoYo не делала.
Чем все это закончится?
В вышедшем 21 мая обновлении 3.3 «Падение на пороге рассвета» для Honkai: Star Rail к молчавшему с января этого года протагонисту вернулся голос, но озвучивали две версии главного героя вовсе не Калеб Йен (Caleb Yen) и Рэйчел Чау (Rachael Chau), а новые актеры, чья личность держится в секрете. При этом уже имеющиеся реплики остались без изменений, и до конца непонятно, перезапишет ли их miHoYo, или оставит как есть, а также являются ли новые голоса постоянными — какой-то конкретики не сообщается, но резонно предположить, что в компании устали ждать и решили просто заменить всех бастующих из солидарности — кроме главных героев, голоса поменялись и у некоторых неписей. Для полного восстановления озвучки, остается заменить около полудюжины актеров.
Трудно сказать, как сильно повлияла забастовка актеров на доходы Genshin Impact, но факт того, что первым решили заменить актера недавно добавленного в игру пятизвездочного Кинича, свидетельствует о нежелании мирится с подобной порчей актуального для китовых круток товара, в то время как молчащие герои из старых версий являются не столь сильным раздражителем. Но если их актерам решат найти замену, то, скорее всего, новые исполнители ролей будут сохранять анонимность.
В чем точно можно быть уверенным, так в том, что miHoYo предпочтет больше никогда не брать для озвучки членов SAG-AFTRA.